В поиске смысла

Из цикла «Секреты нашего ума»

                Слово – одежда мысли, а в
                мысли подразумевается смысл.
                Пустая мысль бессмысленна.
            
ВСТУПЛЕНИЕ. ФИЗИКА И МЕТАФИЗИКА
      Когда психология объявила себя молодой наукой и попрощалась с матушкой философией, она обязалась использовать только научные, т.е. рациональные методы исследования и, естественно, не взяла с собой тот «метафизический мусор» философской психологии, в котором ищут ответы на вечные вопросы: что такое мысль, воля, сознание. Аналогичная ситуация складывалась во времена становления физики как науки. Ученые продолжали искать ответ на вопрос – что есть сила, но благоразумно от него отказались, когда поняли, что это вопрос не их компетенции.

      Сейчас быстро развивающаяся наука психология успешно изучает процессы познания, восприятия и мышления, не отвечая на вопрос, что есть мысль или сознание. Более того, в поле ее внимания остаются не только наши познавательные способности, но также внутреннее ощущение себя, в наличии которого познающий субъект отдаёт себе отчёт, т.е. самосознание.

      Строгой науке с ее опосредованным знанием, построенной исключительно на рациональной основе, на способности мыслить понятийно, отвлеченно от чувственных восприятий, доступны лишь явления, а не смыслы, лежащие в их основе.  Такой метод познания повлек за собой как бы отчуждение от человеческого феномена понимания – переживаемого смысла.

      Находясь в сознании (т.е. вместе со знанием), человек не просто переживает воспринимаемое, но отдает себе отчет в этом и наделяет переживание смыслом. Этот механизм понимания, осознания, смыслообразования – пожалуй, наиболее характерная особенность познающего человека, определяющая его как такового.

      Наше мировосприятие осознаётся, становится доступным пониманию благодаря удивительному свойству человеческой психики – сознанию. Все, что представляется нашему сознанию как данное нам, является результатом пересечения двух проявлений познающего субъекта и познаваемого объекта. В этом взаимодействии свойств внутреннего и внешнего рождается смысл, как радуга является проявлением одновременно и солнца, и дождя.
 
      Человек наделяет смыслом все – созданные им предметы, слова, поступки, отношения и свою жизнь. Мир смыслов – это духовная культура человека, которая проявляется в чувстве, мысли, действии. Мы живем в отличной от природы специальной среде, самостоятельной реальности, именуемой культурой.
 
      Культура – это бульон, в котором люди могут сосуществовать в человеческом облике. Она складывается и развивается по духовным законам, которым подвластны ее носители, их судьбы и судьба общества в целом.  Удовлетворяя свою духовную потребность познания, человек выстраивает всё – себя, свой дом, свой социум, свою культуру.

      Человек – не замкнутое в своем внутреннем мире, но активное существо, желающее овладеть окружающим миром путем познания. Он всегда в поиске. Безграничная потребность познания и постоянное стремление преодолевать разрыв между внешним и внутренним мирами обещают нам некий душевный покой. Переход от тайны к закономерности, приносит нам удовлетворение. Разумная организация того, что окружает человека, лишь стимулирует заложенное в нем стремление во всем искать смысл.

МЫ МОЖЕМ НЕ ВИДЕТЬ ТО, ЧТО ЕСТЬ, И ВИДЕТЬ ТО, ЧЕГО НЕТ
      Что мы знаем о себе и доступном нам мире? Как мы воспринимаем и понимаем окружающее нас? Все наши знания строятся только на переживаниях познающего человека, на его чувстве и мысли. За каждым чувством, понятием, мыслью стоит живой, переживаемый смысл.

      У слова то же есть смысл, но это содержательный смысл, именуемый в лингвистике значением слова. Слово имеет, как правило, много значений, а его единственный подразумеваемый смысл в конкретном предложении, тексте, контексте, в интонации и т.д. человек находит в себе сам (догадывается).

      Наблюдаемые предметы и явления не даются нам в готовом виде пятью органами чувств телесного восприятия, а постепенно формируются психикой – ее своеобразным механизмом умозрительного восприятия. Сознание не распознает, как правило, отдельные сигналы чувственного восприятия, идущие потоком от внешних органов чувств, но узнает лишь готовые целостные образы – так называемые «представления», неосознанно формируемые аппаратом восприятия с помощью памяти и воображения.

      Интерпретация восприятия – это узнавание того, что дано нам в ощущении, построенное на воспоминании прошлого опыта. Первое чувственное впечатление от схваченного вниманием объекта – это смутный прообраз, постепенно проясняющийся в процессе узнавания через сопоставление с данными памяти. Можно сказать, мы видим не столько глазами, сколько умом.

      Человеческий способ представления реальности (механизм психического восприятия) убеждает нас в том, что человеку изначально присуще какое-то знание, не приобретенное его обучением и опытом. Он обладает некоторым сверхопытным знанием, которое досталось ему прежде всякого опыта. Ибо предметы мы можем представлять себе только в пространстве, а явления – только во времени на основе причинно-следственных связей (и никак иначе).

      Как мы узнаем предметы и почему верим в их действительность? Ощущаемое нами постоянство соотношений внешних воздействий, которые повторяются в нашем восприятии одновременно в одних и тех же пропорциях их свойств, несмотря на изменения внешних и внутренних условий восприятия, позволяют нам узнавать предмет как один и тот же объект. Главным в таком процессе восприятия является независимость уникального постоянства соотношения воздействий от состояний познающего субъекта и познаваемого объекта (от случайных ракурсов, фонов и помех).

      Такой способ восприятия внешней среды позволяет нам распознавать объекты и побуждает относить их к независимой от нашего познания реальности. Предметный мир, переживаемый человеком, возникает в сознании лишь как результат выявления в нашей памяти (внутренней модели мира) уже существующих «закономерных» соотношений внешних стимулов, абстрагируясь от случайного и субъективного. Эту абстрактную работу ума называют "объективацией" или «опредмечиванием» в процессе восприятия.

      Так мы узнаем человека в разной одежде и под разным углом зрения, изуродованные буквы на плакате, мелодию в любой тональности и т.д. Можно сказать, в основе организации нашего опыта лежит принципиально неделимый образ воспринимаемого объекта, уникальные свойства которого как целого не могут быть поняты простым суммированием свойств его частей. (Целое всегда больше суммы составляющих его частей, личность не сводится к сумме своих свойств).
   
      «Предметность» окружающего мира — это результат нашего механизма восприятия. Именно психическое восприятие опредмечивает объект, т.е. формирует наше представление об объекте внимания. Наше представление об окружающем мире всегда субъективно и ограниченно возможностями физических органов чувств и свойствами механизма психического восприятия. Все, что за пределами нашего представления, нам неизвестно. То, что мы называем внешним миром, на самом деле – лишь наше представление о мире, но не сам мир.

ВНЕШНИЙ МИР ВНУТРИ НАС
      Постоянно обновляемая богатая и сложная сеть наших знаний составляет идеальную внутреннюю картину мира.   Эта внутренняя модель подсознательна, не осознается, но она является базовой для работы всей нашей психики. Приобретение нового знания – это изменение нашего внутреннего опыта, наших представлений о себе и мире, требующие корректировки упомянутой модели.

      Текущее восприятие – это, как правило, лишь автоматическая активация уже существующего в памяти цельного образа. Только в особых случаях новизны и значимости предмета (явления), когда его следует отнести к сочетанию уже известных, восприятие может происходить не только ассоциативно, но и осознанно.

      Каждый из нас внутри несет в себе идеальное отражение внешнего мира, в котором наше "Я" действует психически – эмоционально, ментально и духовно. Все, что было познано в прошлом, весь наш накопленный опыт отражены в нашей памяти. Поэтому эффективность умственной работы тесно связана с врожденной способностью запоминать, хранить и извлекать информацию из памяти.
 
      Очень важной особенностью человеческой памяти является поразительная гибкость, связанная с ее способностью к самоорганизации, о которой Ганс Селье писал в своей прекрасной книге «От мечты к открытию»: «Кроме запоминания данных, память делает с фактами еще кое-что: они, по-видимому, "дозревают" в ней. Ночной сон или, еще лучше, годы опыта делают наши факты "выдержанными", как с годами делается выдержанным вино. При первом рассмотрении одни аспекты какого-либо наблюдения преувеличиваются, другие недооцениваются; но в "великом миксере" подсознания идеи вновь и вновь сталкиваются друг с другом до тех пор, пока их острые края не отполируются и каждый элемент их не уляжется на свое место. Наблюдение, сделанное давно и наполовину забытое или же бессознательно подавляемое из-за его неприятного характера, выдвигается на передний план, в то время как новизна самых последних и очарование самых долгожданных находок меркнут».

СМЫСЛ КАК РЕЗУЛЬТАТ ВНУТРЕННЕГО ОПЫТА
      Понять что-либо – значит усвоить его смысл. Смыслы не возникают в результате чувственного восприятия в эмпирическом опыте, об их существовании мы узнаём лишь внутренним опытом. Такое умозрительное постижение возможно не только для событий внутреннего мира, но и для любой чувственно воспринимаемой вещи внешнего мира, ибо она представлена нам тоже в идеальной форме.

      Всё, что человек может себе представить, он наполняет смыслом. Мы ничего не можем представить себе мысленно без нашего к нему отношения. Оно как тень следует за представлением, если оно – продукт нашего воображения. Сознание всегда предполагает наше личное отношение к происходящему. Процесс осмысления и постигаемый смысл субъективны.

      Осознание в себе внутреннего идеального мира позволяет человеку выходить за пределы своего ограниченного (органами чувств) физического восприятия внешнего мира, открывает ему дорогу к созерцательному, рефлексивному постижению сущего, что означает постижение вещей в максимально осмысленном образе.

      Кроме чувственных восприятий человек обладает способностью ментального и духовного восприятия отвлеченно от чувственных восприятий. Например, мысль может стать предметом нашего мышления не только опосредованно через органы чувств (текст, речь, живопись, музыка и т.д.), но и непосредственно через ум.

      Все мы знаем, как просто в любой момент к нам может прийти в голову мысль и стать предметом нашего внимания, мышления и осознания. (Порой эти непрошеные гости бывают так навязчивы, что приходится прикладывать немалые усилия, чтобы от них избавиться).

      Мы предчувствуем мысль как нечто, имеющее внутреннюю логику, способное раскрыться, выразиться.  Формулируя мысль, мы чувствуем власть логики смысла, некоторую закономерность построения мысли, которая управляет способом ее выражения. Выражение мысли становится понятным, осмысленным на столько, на сколько соблюдены законы смыслополагания.

ПОНИМАНИЕ И СМЫСЛ
      Понимание – неотъемлемая часть человеческого освоения природы. Это психический процесс субъективной оценки окружающей действительности, когда мы, отличая один объект от других, можем разумно понимать явленное, что значит иметь понятие о нем, или интуитивно осознавать явление, т.е. понимать его суть, постигая и обретая его смысл.

      Важнейшее свойство сознания – способность наделять предмет сознания переживаемым смыслом. Весь процесс понимания от восприятия до смыслообразования можно разложить в три этапа: узнавание и опредмечивание в процессе восприятия, разумное постижение содержания предмета и осознание, распредмечивание, обретение переживаемого смысла.

      Понимание как осознание начинается переходом от рассмотрения предметного мира к познавательному отношению человека к самому себе, созерцательному погружению вовнутрь, в мир своего сознания, называемому в науке рефлексией сознания. (Созерцание – это прямое усмотрение без рассуждения).

      Пока постигаемая мысль является предметом мышления мы четко различаем объект познания и себя познающего (субъект познания). Когда результат мышления, умозаключение становится содержанием сознания, начинается процесс осознания, осмысления. Лишь созерцая объект в сознании, отключая ум с его назойливой интерпретацией, мы способны преодолеть двойственность рационального познания, когда исчезает привычное разделение на субъект и объект.

      Оба они сливаются в один объект созерцания. Субъект становимся этим объектом. «Обнаружение сознанием себя самого в любом из своих опытов» (Р. Декарт). Тогда рождается переживание значимого для нас смысла, мы обретаем полное понимание сути познаваемого. Это есть непосредственное знание, изменяющее и обогащающее наш внутренний опыт.

      Значимый для нас переживаемый смысл несет не только субъективную оценку постигаемого, но и некий сгусток духовной энергии – источник творческой деятельности человека. Осмысленное переживание следует различать с эмоциональным переживанием, которое по существу бессмысленно.  В отличие от переживания смысла бессмысленная эмоция только переживается и фиксируется сознанием.

      Переживаемые смыслы могут быть отнесены к области мнений. Мнение как субъективная оценка предмета или явления не требует фактической проверки на истинность в отличие от объективного факта, истинность которого устанавливается эмпирической проверкой для подтверждения или опровержения.

      В мире смыслов человек свободен. Он волен двигаться в любом направлении своего мышления подобно паруснику, свободному в море силою ветра.  В мире мыслей наше движение ограниченно. Поток мыслей концептуального мышления подобен реке, текущей в берегах логики, а вербальное мышление еще более ограниченно грамматикой языка.

МИР СМЫСЛОВ И КУЛЬТУРА
      Всякая попытка осмысления внешнего мира начинается с убежденности в его неизменности и устойчивости. Кроме того, мы изначально убеждены, что наше познающее «Я» вчера, сегодня и завтра – это одно и то же неизменное «Я» (в противном случае, мы не смогли бы жить, предполагать будущее и ощущать ответственность за прошлое). Эта двойная убежденность во внешней и внутренней неизменности, «прорастающая» из нашей культуры, делает возможным осмысление мира.

      Есть существенная разница между природными предметами естественного происхождения и предметами искусственными, рукотворными. Человеческое творение несет печать не только физического, но и духовного воздействия его творца, который воплощает свой образ, представление и свой смысл. Он «опредмечивает» в них свои цели, желания, оценки. Эта творческая его деятельность превращает рукотворные предметы в артефакты культуры.

      Вещи, созданные природой, не имеют никакого смысла. Только будучи приспособленными человеком для своих нужд, они приобретают смысл. Самый примитивный смысл любой вещи состоит в ее назначении для человека. Где же находится смысл? Одни считают, что – в самой вещи, другие – что рукотворные предметы сами по себе не обладают смыслом. Смысл находится не в самом предмете, а в культуре его происхождения. Изучая, постигая эту культуру внутренним опытом можно обрести смысл вещи.

      Человек живет в материальном мире вещей и в духовном мире смыслов. Все творения человека, вся его деятельность несет печать культуры социума, в которой он живет. Процесс опредмечивания человеческого духа в физическом пространстве с одной стороны и распредмечивания артефактов в поиске смысла – с другой, составляют единый общественный процесс накопления материальных и духовных ценностей социума. Непрерывность, преемственность, «увековечивание» – это наследственные   тенденции любой культуры.

      Проще говоря, вся совокупность вещественных продуктов человеческой деятельности составляет материальную культуру, а мир смыслов – духовную
культуру. Человек – творец мира смыслов. Это его духовная Вселенная, в которой он живет, действует и совершенствуется (культурно эволюционирует).

      Артефакты несут печать человеческого духа. Рукотворный предмет воплощает в себе желания, чувства и мысли своих производителей и пользователей. Способность увидеть в предмете некий знак, представить его носителем культурных функций позволяет проникнуть в мир смыслов культуры, которой принадлежит артефакт.

      Следует подчеркнуть разницу между опосредованным эмпирическим знанием разума, несущим содержательный смысл, и непосредственным знанием смысла, переживаемого сознанием, который требует дальнейшей интерпретации.

      Все наши представления и понятия обнаруживают смыслы, которые могут быть самостоятельными объектами мышления. Мышление смыслами приводит к образованию новых смыслов, расширяя мир духовной культуры, становясь движущей силой развития наук, искусств, религии и философии.

      Культура создает в нашем сознании некое смысловое пространство, в котором мир, воспринимаемый фрагментарным, калейдоскопичным, сохраняет свое единство за счет фундаментальной смысловой логики. Философы называют ее логикой смысла, отличной от формальной логики понятийного мышления (которую можно рассматривать как частный двумерный случай многомерной логики смысла).

      В своей жизнедеятельности человек руководствуется не только врожденными инстинктами (генетическими программами), но и – негенетическими программами, сформированными культурой, в которой он воспитан. Хотя культура социума в известной мере регламентирует жизнь человека, она не лишает его духовной свободы: свободы воли и совести.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СМЫСЛ НАЧАЛО ВСЕМУ_
      Смысл – проблема философская, потому что смысл есть начало всему. В смыслах человек осознает и изменяет мир и себя. Мир задан нам вместе с возможностью его постигать, чтобы приспособиться к нему, найти свое к нему отношение и выстроить свое поведение более эффективно. Смысл, соединяющий человека с миром, является источником его активной деятельности в творчестве, в познании, в понимании. Смысл – это воплощение будущей реализации возможности в действительность.

      Смысл нельзя дать или получить, его нужно найти, обнаружить, постичь самому, проникая в сущность, внутрь. Совесть и вера направляют человека в поисках смысла. Наш внутренний голос всегда поможет верно увидеть текущую ситуацию (событие, проблему) и отыскать кроющийся в ней важный для нас смысл. Это главное связующее звено между познающим и познаваемым, между субъектом и объектом между внутренним и внешним миром, без которого невозможно понимание ни мира, ни себя.
 
      Только человек порождает смыслы, дефицит которых он сейчас испытывает. Сегодня человек страдает не столько от чувства неполноценности, сколько от чувства утраты смысла и внутренней опустошенности: много знаний – мало смыслов. «Мы – мир смыслов. Вне смыслов мы разрушаемся».

Киев 2019.

               
               


Рецензии