Почему они бегут в Израиль

   Сладкая жизнь российских олигархов в Израиле
Новый поток репатриантов в Израиль, называемый на иврите «алия», — особенный. Острые на язык израильтяне уже окрестили эту алию «денежной». Миллиардер Роман Абрамович — самый богатый, но не единственный ее представитель.
 
Российские олигархи, внезапно вспомнившие о своих еврейских корнях, явно чувствуют себя на родине некомфортно, если вспомнили о родине предков. Еще вчера они говорили об Израиле с иронией, но сегодня Израиль – единственная страна, которая сразу дает им гражданство. Израильский даркон позволяет им передвигаться по миру, карточка больничной кассы – лечиться бесплатно, а счет в израильском банке – лучшая гарантия сохранности их денег.

Снаружи ресторан Shallot выглядит как множество других ресторанов на улице Ха-Барзель в престижном районе Рамат ха-Хаяль в Тель-Авиве. Но в обычный день суммарная «стоимость» всех сидящих за столами может достигать сотен миллионов долларов. В хороший день — даже миллиардов.
Типичный израильтянин, если войдет сюда, не узнает большую часть людей, сидящих в ресторане. Shallot – излюбленное место встречи представителей элиты новой русской алии — «денежной».
Здесь обедает новейший и самый известный репатриант Роман Абрамович, иногда с Давидом Давидовичем, который раньше был его помощником, а теперь стал независимым бизнесменом. Здесь часто видят Леонида Невзлина, иногда с зятем — председателем кнессета Юлием Эдельштейном. Вечером здесь собирается богема, и за столом рядом с вами могут свободно оказаться Владимир Спиваков и Юрий Башмет, двое известных русско-еврейских музыкантов.
По вечерам здесь также бывают выступления и поэтические чтения в лучших русских традициях, но со строго кошерной пищей, приготовленной шеф-поваром Михаилом Амаевым, тоже новым репатриантом и владельцем нескольких кошерных ресторанов в Москве.
Это место хорошо представляет российскую элиту, ту, которая отлично устроилась на родине после распада Советского Союза, а теперь бежит от Путина за израильским паспортом.
Абрамович, пожалуй, самый известный «оле хадаш», но он всего лишь крупная капля в непрекращающемся потоке богатых евреев из России, которые делают алию. По крайней мере на бумаге.
 
Почему они бегут в Израиль
В последние годы репатриация из России возобновилась главным образом из-за экономического кризиса в стране, который начался в 2014 году и совпал с продолжительным падением цен на нефть и усилением санкций. Поворотным моментом стала весна 2014 года, когда президент России Владимир Путин объявил референдуме в Крыму и вызвал резкую реакцию в мире.
Только на этот раз поток алии сильно отличается от того, что в Израиле привыкли воспринимать как «олим ми-Русия». Это не кассирши и дворники. Один за другим в двери израильского посольства в Москве стучат генеральные директора компаний, ведущие сотрудники банковской системы, региональные политики, члены городских советов, парламентарии и звезды шоу-бизнеса, которые рады получить израильский паспорт. Даркон для них — средство свободного передвижения по всему миру, тогда как обладателю российского паспорта требуется виза в почти каждую страну Запада.
Они также рады получить карточку местной больничной кассы — дополнительный страховой полис, который гарантирует им достойную старость.
 
В посольстве Израиля в России не помнят таких очередей с начала 1990-х годов. За последние три года среднее число репатриантов из бывшего Советского Союза (подавляющее большинство из них из России) составляет около 15 тысяч в год, что вдвое превышает средний показатель в начале десятилетия. Период ожидания очереди в Бюро по связям («Натив»), которое отвечает за рассмотрение заявок на репатриацию в соответствии с Законом о возвращении и выдачу виз русским евреям, подскочил с трех недель до трех месяцев.
Хотя «денежная алия» началась четыре года назад, очевидно, что в последние полгода поток увеличился. «Деловые люди в России чувствуют, что что-то должно произойти, и все нервничают, — говорит Илона Левински, владелец фирмы по связям с общественностью BARD, которая сопровождает российских бизнесменов в Израиле. — Напряженные отношения с США и западные санкции усиливают опасения, что власти решат национализировать бизнесы, и многие потеряют свои деньги».
Алекс Водовоз, один из владельцев консалтинговой компании по ипотечным ссудам BMC, также согласен с тем, что что-то изменилось. «Уже давно наблюдается ползучая национализация бизнеса, в основном пока банков, — говорит он. — За последнее десятилетие закрылось 575 российских банков, а в целом их стало на 50% меньше. Больше нет сверхприбылей, а в то же время налогообложение ползет вверх. Поэтому целое поколение бизнесменов начинает видеть себя живущими и работающими в Израиле, в более спокойной и приятной обстановке».
Где они живут в Израиле: квартиры Винокура и Розенбаума
 
 Вокруг новых граждан действует целая индустрия посредников, предлагающая купить все — от действующих компаний до стартапов, но в первую очередь недвижимость. Герцлия-Питуах по-прежнему среди наиболее желаемых мест для жительства, и почти нет олигарха или мини-олигарха, которому не пытались всучить виллу Нохи Данкнера на улице Шломо ха-Мелех (в конце концов ее продали в ноябре прошлого года Илье Турпиашвили, соучредителю компании онлайн-игр Plarium, за 47 миллионов шекелей).
 
Но большинство новых репатриантов нынешней волны все-таки не олигархи, это люди со средним капиталом в десятки миллионов долларов, поэтому для них более реалистичный вариант — роскошная квартира за 5-10 миллионов шекелей.
Новые олим не поедут южнее Ришон ле-Циона и Бат-Яма, где они купили много квартир в новых проектах. Их северная граница — Кейсария, а изюминка — Нетания, особенно новые проекты.
Нетания стала хитом в основном потому, что там купили квартиры русско-еврейские знаменитости, в том числе самый богатый еврей России Михаил Фридман, владелец крупнейшего российского «Альфа-банка», Владимир Винокур, один из самых известных юмористов, и Александр Розенбаум, певец, получивший всероссийское признание.

Русские счета в израильских банках
По иронии судьбы, израильские банки охотно ссужают деньги иностранцам, но не берут их деньги. Поэтому одной из основных проблем репатриантов является открытие банковского счета. Источники, близкие к Абрамовичу, говорят, что даже он, нефтяной магнат, который стоит почти 12 миллиардов долларов и имеет ряд инвестиций в Израиле, столкнулся с упрямым отказом.
 
В качестве примера  приводится почти бесконечный список требований, которые банк  предъявляет новому репатрианту, который хочет открыть счет. «Если вы хотите перевести деньги из России, из одного из банков первой пятерки, с подтверждением налоговой отчетности, для выплаты зарплаты, дивидендов или покупки квартиры, из вас в Израиле вынут душу, но в итоге у вас может быть счет. В любом другом случае и разговора не будет», — говорит он.

А евреи ли они?
Почему именно в Израиль приезжают «новые русские» и как получается, что даже после массовой репатриации миллиона евреев в 1990-х годах в России осталось так много евреев? Ключевое слово здесь — «третье поколение».
Согласно Закону о возвращении, любой человек, один из дедушек которого еврей,
имеет право репатриироваться в Израиль. Это критерий, который достаточен для получения права на репатриацию. Поэтому каждый, кто что-то представляет собой в России и имеет деньги, занят лихорадочным поиском документов, доказывающих, что его дедушка был евреем.
Гражданство Израиля является страховым полисом в России, власти которой известны своей непредсказуемостью в сфере предпринимательства. Одним из примеров взаимодействия властей с бизнесом является «телефонное право». Сегодня сигнал сверху однозначен: никто не имеет иммунитета. И это — отправная точка размышлений для бизнесменов в России, даже таких, как Абрамович, который, казалось бы, имеет тесные связи с Путиным. «Даже люди, владеющие десятками и сотнями миллионов долларов, чувствуют, что безопасность утрачена»,
 (По материалам российского Интернета)


Рецензии
Интересный процесс. Стоит задуматься о будущем этого процесса...
Сегодня прошла информация: на 23.08 человечество исчерпало годовую. норму потребления своих природных возобновляемых ресурсов. Деньги( и принципиально не важно доллары, рубли, юани) не съедобны. Воды, кислорода,хлеба в них нет...
Где то эти ресурсы останутся на более долгое время жизни и осмысления этого процесса.

Владимир Казаков Нн   23.08.2020 20:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.