Зачатки генетики

       Зачатки генетики
 
В 1865 году Грегор Мендель делает доклад «Опыты над растительными гибридами»,
считающийся началом науки генетики.
Но зачатки генетики можно проследить ещё в доисторические времена. Уже 6000 лет назад люди понимали, что некоторые физические признаки могут передаваться от одного поколения к другому. Отбирая определённые организмы из природных популяций и скрещивая их между собой, человек создавал улучшенные сорта растений.  Например, кукуруза прошла пять долгих тысячелетий искусственного отбора
 
За это время человечество накопило богатый опыт выведения  пород животных, обладавших нужными ему свойствами.
На вавилонских глиняных табличках имелись рецепты скрещивания лошадей.
 
Были постепенно выведены разные породы лошадей, приспособленные для разных целей.
Но вот незадача: каждая порода исправно передавала в следующее поколение свою анатомию и физиологию, но упрямо отказывалась наследовать результаты дрессировки.
Каждого жеребёнка приходилось заново обучать ходить под седлом или брать барьеры,
хотя его предки отлично умели это делать во многих поколениях.

Основы современных представлений о наследственности были заново открыты в середине 19 века,через более 2000 лет после того, как с ними разобрался Аристотель.
Хотя удалось установить, что наследственные признаки передаются через сперматозоиды и яйцеклетки, оставалось неясным, каким образом они могут нести в себе «задатки» того огромного множества признаков, из которых слагается каждый отдельный организм.

Результаты Аристотеля были забыты, пришлось опять начинать сначала.
Некий французский биолог в конце 19 века отрезал у новорождённых мышат хвосты.
Убедившись, что на протяжении 20 поколений ни разу не родился бесхвостый мышонок,
он пришел к выводу, что приобретенное при жизни уродство не наследуется.
Вывод правильный, но можно было обойтись и без этих экспериментов.
Достаточно вспомнить, что в течении 3000 лет всем новорожденным еврейским мальчикам производилось обрезание крайней плоти. И ни разу не родился ни один обрезанный мальчик.

Академик Лев Давыдович Ландау привёл совершенно убийственный пример.
Однажды, он попал на выступление печально знаменитого академика Трофима Денисовича Лысенко,
который существования генов не признавал…
Лысенко делал доклад о наследственной обучаемости.
Он замораживал пшеницу и надеялся, что её потомство будет морозоустойчивым.
И вот, когда подошла пора вопросов, Ландау спросил:
- Правильно ли я вас понял, товарищ Лысенко, что если у коровы отрезать ухо,
  у ее потомства отрезать ухо, и т.д. и т.д., то в конце концов родится
  одноухая корова?
- Да, совершенно верно, тов. Ландау! - ответил Лысенко.
- Тогда у меня вопрос, - сказал Ландау: А как Вы объясните рождение девственниц?
В зале воцарилась гробовая тишина.
Ведь речь шла уже не о миллионах евреев и даже не о сотнях миллионов мусульман,
но о всём человечестве за всё время его существования.
И более того – о всех млекопитающих за весь период существования жизни на Земле.
Вот что значит правильно задать вопрос.

За 2300 лет до  Лысенко и Ландау правильный вопрос задал себе древнегреческий философ Аристотель.
 
Аристотеля интересовало какие признаки передаются по наследству, а какие нет.
Он обратил внимание на 4 факта:
1. Дети наследуют анатомические черты родителей.
2. У воинов, покалеченных в битвах, рождаются дети без признаков этих травм.
3. Детям передаются признаки, отсутствующие у родителей в момент зачатия.
    Например, склонность к облысению в зрелом возрасте.
4. Знания и умения, приобретённые родителями, потомству не передаются.
Из этих фактов он, (переводя его мысль на современный язык), сделал такие выводы:
1. При зачатии формируется комбинация только из анатомических черт родителей.
   Она представляет собой некую программу, схему, по которой будет
   развиваться будущий организм.
2. Никакие признаки, полученные родителями после их (родителей) рождения,
   детям не передаются.
Любой современный генетик охотно подпишется под этими принципами.
                = = В.Давидович, Израиль, 14.08.2020 = =


Рецензии