Таинство любви 16

Любовь в истории

1

О первобытных отношениях между мужчиной и женщиной нет достоверных сведений, но благодаря биологической памяти человека их можно сконструировать в нашем воображении.

Великая Мать стояла у колыбели мужчины, поэтому она над ним и господствовала.

Мужчины хотят стать владыками общества, однако они еще долгое время остаются рабами Великой Матери.

В каждой женщине присутствует воспоминание о матриархате, ведь так приятно властвовать над мужчинами!

Редкая женщина не мечтает о том, чтобы держать мужа на цепи, будто дикаря, которому Мать-повелительница милостиво разрешала переступить порог пещеры и прилечь в теплом углу!

Женщина любит, когда поклонники ссорятся - это поднимает ее авторитет в собственных глазах. Корни такого поведения можно отыскать в первобытной эпохе, когда Мать-повелительница устраивала состязания мужчин, чтобы выбрать из них достойнейшего.

Если женщину бросают, у нее пробуждается страстное желание доказать всему миру, что она – значительная особа. Когда-то в глубокой древности, она была повелительницей рода, и мысль об этом до сих пор будоражит ее душу. В ней пробуждается общественное рвение, потаенный смысл которого – месть человечеству за якобы причиненные ей обиды и оскорбления.

2

В древности люди метали в небо горящие стрелы, чтобы зажечь солнце во время затмения, бросали в направлении светила песок, чтобы оно скорее закатилось за горизонт. Современные женщины в умственном развитии недалеко ушли от своих предков. Они и сейчас занимаются колдовством, стремясь завоевать сердце мужчины или избавиться от опостылевшего мужа.

Первобытные люди наделяли предметы, явления природы, растения и животных человеческими качествами. Так им было легче ориентироваться в сложном реальном мире. Нечто похожее мы наблюдаем у женщин, когда те, скажем, ласкают собаку или кошку: они относятся к предмету своей заботы любовно, будто имеют дело с собственным ребенком.

Исходя из верований примитивных племен о том, что в душе каждого человека есть частичка души какого-нибудь животного, можно вывести теорию удачных или неудачных браков. Действительно, что хорошего будет, если поместить в одну клетку лисицу и петуха, волка и лань? Заключая брачный союз, надо подумать, насколько он будет гармоничен в такой ситуации.

Становясь на точку зрения некоторых древних племен, брак можно рассматривать не только как союз двух сердец, но и как содружество тотемных животных, представителями которых являются супруги. Муж из рода волков неплохо уживается с женой-лисицей. А какого семейного счастья можно ожидать, если лисица свяжет свою судьбу с зайцем?

В сознании первобытных людей существовало поверье о том, что души могут временно покидать тело (например, во сне), поэтому их оставляли на сохранение колдуну. Современная женщина еще не утратила способность мыслить по-старому: она боится любовного сглаза, когда друг сердца овладевает ее думами, и пытается спрятать свои чувства подальше, чтобы не потерять голову.

Дикари никогда не стриглись, поскольку были уверены, что так можно поранить душу, якобы обитающую в волосах. Забавная аналогия: до недавнего времени замужние женщины тоже носили длинные косы, потому как выражение «стриженая девка» было синонимом проститутки.

Чтобы урожай был обильным, древние люди накануне сева проводили брачные празднества в честь Солнца и Земли. Это торжество сопровождалось песнями, плясками, неумеренными возлияниями и необузданными оргиями. Примитивное мышление наших предков вызывает улыбку у мужчин и ностальгическое сожаление у женщин. Слабому полу издревле свойственно тяготение к любовным обрядам и колдовству.

У некоторых племен существовал обычай: когда у вождя появлялись первые признаки полового бессилия, его отрешали от власти и замуровывали в пещере с юными девственницами. Пока у пленников оставалась пища и вода, они могли предаваться последним в жизни любовным утехам. Это можно сравнить с тем, как закапывали в могиле скифского царя вместе с наложницами!

У первобытных народов бытовало поверье: при трудных родах необходимо распахнуть все двери и окна, откупорить все бутылки, выбить затычки из бочек, отвязать скот в хлеву, спустить с цепи сторожевого пса. Покидая материнскую утробу, ребенок выходит на волю, и надо всячески содействовать ему в этом первом жизненном шаге!

В давние времена, когда развод был практически невозможен, общие хозяйственные интересы сплачивали супругов, несмотря на отсутствие любви. Сейчас положение изменилось. Деньги властно диктуют новую мораль: жена беззастенчиво предает мужа и, наоборот, муж – жену, лишь бы при расставании урвать максимальную долю совместного имущества!

3

Древние философы полагали, что Небо породило мужчин, а Земля – женщин. Действительно, предназначение сильного пола – мудрость и творчество, слабого – рождение детей.

Древний китайский мудрец Разливающаяся Гармония описывает идеальную женщину следующим образом: «Как прекрасен характер женщины кроткой и послушной, целомудренной и осторожной!» Эти черты образуют основу женственности. Они незыблемы на протяжении столетий!

Китайская мудрость гласит: «Женщина скажет правду только в пасти тигра, да и то намеками».

В учении Дао немало рациональных и метких наблюдений. Так, восточные мудрецы утверждают, что сексуальная энергия, или, по древнеиндийской терминологии, «энергия Кундалини», может преобразовываться в тонкую духовную субстанцию, если, конечно, она не выходит из тела, а поднимается к голове, к мозгу. «Змеиная сила» секса, таким способом, может трансформироваться в благородные и жизнеутверждающие порывы души. Кобра поднимает голову и начинает покачиваться в танце, услышав нежные звуки флейты.

В древней Индии любовный экстаз воспринимали как слияние мужчины и женщины с богом Кришной. Такое духовное отношение к чувственности недоступно европейцам.

В Индии с древних времен, по тантрическому обычаю, интимная близость с возлюбленной обожествлялась. Подобного рода отношения в Европе выразились в идеализации дамы сердца мужчинами-рыцарями.

Древнеиндийская философия говорит о четырех качествах, необходимых мужчине для покорения женских сердец: красоте, благородстве, молодости, щедрости. Минули века, а женщины не изменились: их привлекают все те же четыре достоинства!

Есть ли на свете женщины, которых не покоряла бы экзотика Востока: красочные костюмы, гортанная речь, бубенцы караванов, обласканные солнцем пейзажи? Не потому ли это происходит, что Восток – колыбель Западной цивилизации?

В Вавилоне каждая женщина, будь она богата или бедна, один раз в жизни была обязана отдаться чужестранцу в храме богини Милитты, Великой Матери богов, тождественной Иштар, или Астарте. Заработанные деньги шли в пользу жрецов. Религиозная проституция существовала в странах Средиземноморья вплоть до II века нашей эры, причем этот обычай не вызывал недовольства у женщин. Двор храма был переполнен дамами, желающими исполнить святой долг перед богиней, так что создавалась очередь. Предложение, как видим, значительно превышало спрос!

4

Согласно греческим мифам, которые своеобразно интерпретировал Платон, громовержец Зевс рассек молнией человека на две половины: мужскую и женскую. С той поры они ищут друг друга, их встреча рождает любовь. Нетрудно заметить, что греки признавали равноправие полов. Библия предлагает иную версию: Господь будто бы создал Еву из ребра Адама: это наглядно говорит о том, что в коленах израилевых женщину считали низшим существом, подчиненным своему супругу. Современная мораль отвергает как формальное равноправие полов, так и фактическое рабство женщины. Идет поиск среднего пути.

У древних греков понятие «любовь» имело много значений. Остановимся хотя бы на трех из них: «Эрос» – это любовь противоположных характеров, «филия» – это взаимное тяготение тождественных душ и, наконец, «агапэ» – любовь-эволюция, диалектическое слияние противоположностей. Удивительно! Почему богатый русский язык не знает адекватных синонимов прекраснейшего из наших чувств?

Гетера Аспазия, муза и жена Перикла, была символом демократии и культуры в Афинах.

У древних народов мальчиков по достижении определенного возраста отдавали на воспитание опытным воинам. При этом они должны были подчиняться сексуальным прихотям наставника, как это происходило позднее в античной Спарте. Ничего не скажешь, очень своеобразная «школа мужества»!

Известно, что девушки-спартанки состязались в борьбе с юношами. В те времена существовало относительное равноправие между мужчинами и женщинами. Гинекократия (власть женщины) – вот желанная цель всех эмансипированных дам. Такая форма правления была у мифологических амазонок.

Античная мифология предлагала нам идеал красоты. Для девушек это Елена Прекрасная, для юношей – Геракл и Парис. Современная массовая культура шагнула дальше: каждый день на экране телевизора, на страницах иллюстрированных журналов появляются тысячи образцов для подражания. Причем речь идет лишь о внешности, а не о нравственных достоинствах кумира. Бездуховность, словно раковая опухоль, поразила наш общественный организм!

Сексуальный аппетит сладострастников обязательно подогревается изысканными блюдами и вином из лучших погребов. Это знали еще древние греки, от которых до нас дошел специфический термин «афинские ночи».

В Древнем Риме любовь превратилась в бессмысленную, изматывающую силы погоню за наслаждением, возведенную в культ, освященную царской властью, затягивающую в бездну разврата всех без исключения – от раба до цезаря.

Древний Рим – страна героизма и разврата: воинственность смыкалась с садистским насилием над женщиной в любовных оргиях.

В древнеримском мире просвещенная и красивая развратница ставилась выше матрон – жен сенаторов и консулов.

В Древнем Риме во времена республики пьющие женщины подвергались таким же суровым наказаниям, как и те, кто изменял своим мужьям. Люди издавна понимали, насколько пагубны для слабого пола алкоголь и разврат.

Древнеримская цивилизация насквозь пронизана страстной любовной увлеченностью, любовным экстазом и безумием.

5

Средневековый миф о чаше Грааля, которая представляла собой драгоценный сосуд с кровью распятого Христа, формировал идеологию рыцарства. Эта красивая выдумка заставляла молодых людей из благородных семейств поклоняться прекрасной даме и совершать ратные подвиги в ее честь.

Рыцари куртуазной любви сделали своим девизом «Любовь есть Бог».

В рыцарскую эпоху возникли нормы двойной морали: носители шпаги поклонялись даме сердца, а ложе делили с другими женщинами. По крайней мере, отношение к лошадям у них было не таким лицемерным: этих верных животных они искренне любили и холили.

Идеальную женщину нельзя любить, ей можно только поклоняться. Так, собственно, обстоит дело у католиков с их культом Богоматери.

Печально сознавать, что ныне повсеместно рыцарскую «культуру сердца» сменила буржуазная «культура секса». Идеалистический дух любви Средневековья уступил место плотскому чувству. Это ли не трагедия современного человечества?

6

В Киевской Руси, вопреки досужим вымыслам западных историков, женщина не была абсолютно бесправной рабыней, существом униженным и угнетаемым. Так, по Русской Правде Ярослава Мудрого XI – начала XII веков, за убийство женщины полагался куда больший штраф, чем за убийство мужчины. При этом имущественные и юридические права жены ничем не отличались от прав супруга.

Мода прихотлива. Наши красотки соревнуются белизной своих зубов. А вот в Киевской Руси, например, женщины покрывали зубы черным лаком, рецепт которого был привезен из Византии.

На Руси еще в XVI веке женщина дорого ценилась. Забавно, что с невесты не только не требовалось никакого приданого, а, напротив, выкуп (своего рода калым) вносился родителями жениха. Недаром бытовала пословица: «Деньги на стол, невеста за стол».

Русскую боярыню XVI-XVII веков следует пожалеть. Она обитала в тереме, в уединенном помещении за высокой оградой, и была лишена даже такого невинного удовольствия, как «кошкин телевизор» – возможности глядеть на улицу из окна. Это хуже острога, в котором арестанты могли взирать на Божий свет и просить милостыню у прохожих!

Как ни строги были порядки в московских теремах XVI–XVII веков, жены-затворницы все же ухитрялись изменять супругу. В те времена это называлось «посадить мужа под лавку». В свою очередь и мужья не особенно церемонились, поскольку обычай не возбранял иметь любовниц, которых брали в дом в качестве служанок. Благочестие именитых горожан на поверку было показным.

В России XVI века в высших классах общества родители полностью определяли судьбы своих детей. Даже такое ответственное дело, как женитьба, осуществлялось без ведома и согласия невесты и жениха, которым бывало по 12 и 14 лет. Молодожены впервые встречались на свадьбе или у аналоя. Такое чувство, как любовь, не принималось в расчет. Более того, общественная мораль напрочь отрицала существование любви. С нынешней точки зрения это – дикость!

С многовековым идеологическим давлением христианства на Русь изначально свободная славянская женщина стала утрачивать свою независимость. На нее начали смотреть, как на существо нечистое, «гнездо ехидны», приучились держать взаперти «за двадцатью семью замками». В деле порабощения русской женщины, как ни печально это констатировать, решающую роль сыграло православие.

7

Что ни говори, Америка много дала европейской цивилизации: картофель, томаты, кукурузу, табак и… сифилис. Вспышка этого страшного заболевания зафиксирована именно после триумфального возвращения Колумба из Нового Света.

8

Женская злоба и зависть – мощные факторы мировой истории. Анализируя ход Великой французской революции, невольно приходишь к выводу: именно женщины определили судьбу трона. Достаточно вспомнить знаменитый «юбочный поход» на Версаль, когда разъяренные женщины принудили короля переехать в Париж, а затем их злобные сплетни привели монарха на гильотину.

9

Генрих VIII – Иван Грозный

Анна Болейн, добившись престола, вскоре взошла на эшафот по приказу супруга, английского короля Генриха VIII. Чем же провинилась красавица, любви которой долгие годы добивался монарх? Она не сумела родить наследника. Вот тебе и «милость» капризного деспота!

Король Генрих VIII свое ненасытное животное сладострастие удовлетворял странным образом: в форме брака. При этом он брал в жены тех, кто по общественному положению и репутации не очень-то годились в королевы. Он великодушно возводил на трон своих избранниц, а затем гнал прочь или вообще обезглавливал, поскольку ни одной не удавалось родить ему наследника. Редкая аномалия психики в форме сентиментальности жестокосердного человека!

Трагедия короля Генриха VIII состояла в том, что он не сумел найти в Англии доброй, честной, истинно любящей жены, и в этом ему можно посочувствовать. Кровавый деспот слишком «усердно» разыскивал эталон женской красоты.

Русский царь Иван Грозный очень любил свою первую жену Анастасию, хотя и бывал порою груб, бессердечен к ней. После ее смерти царь неделю провел в уединении, а когда показался на людях, придворные ахнули: перед ними предстал согбенный старец… в 30 лет! Вспыльчивый, подозрительный и жестокий правитель нуждался в кроткой супруге, в той, которая отличалась несомненной женственностью. Нельзя не отметить определенного сходства личной жизни самодержца всея Руси и английского короля Генриха VIII.

Иван Грозный во второй раз женился на черкешенке Марии Темрюковне, восемь лет потворствовавшей его буйному плотскому темпераменту, разрешая устраивать оргии и даже участвовать в них. Русский царствующий вепрь позволял себе редкостное бесстыдство, и по сравнению с ним английский деспот Генрих VIII казался стыдливым школьником. Анна Болейн, вторая очаровательная жена короля с экзотическим обликом, чем-то походила на русскую царицу, поскольку не упрекала супруга за распутный образ жизни, но, тем не менее, сложила голову на эшафоте за измены.

Четвертая жена Ивана Грозного, Анна Колтовская, оказала на мужа благотворное влияние. Прекратились массовые репрессии, и царь охладел к опричнине. Впрочем, участь этой умной женщины, умевшей влиять на сумасбродного мужа, была печальной: ее сослали в монастырь, где опальная государыня провела в заточении более полувека.

Пятую жену, Марию Долгорукую, Иван Грозный утопил в проруби наутро после свадьбы за то, что она будто бы «слюбилась» с кем-то до венчания. С точно такой проблемой сталкивался и Генрих VIII, когда брал в супруги красавиц сомнительного поведения, например, Екатерину Говард, тоже убитую им за распутство. Расправа русского царя по жестокости ничуть не отличалась от королевской. Да, нравы деспотов в ту пору не были цивилизованными: как на Востоке, так и на Западе.

Сходство английского короля Генриха VIII с русским царем Иваном Грозным, губившими своих жен-прелестниц, становится еще более впечатляющим, если вспомнить об их своеобразной религиозности и фанатизме. Генрих стал во главе англиканской церкви и провозгласил ее независимость от папского престола, чтобы Ватикан не противился заключению новых браков. Иван не осмелился реформировать православие, но погряз в беззакониях. Ночью он исступленно молился, а днем устраивал оргии с кровавыми сценами. Вера самодержца была вывернута наизнанку, ибо он мечтал о Небесном рае, творя на земле сущий ад.

10

Людовик XIV – Пётр Великий

В царствование Петра Великого чудовищные убийства жен и любовниц не прекратились. Страшная участь постигла, например, Марию Гамильтон, одну из наложниц государя. Перед казнью он ласкал ее, увещевал молиться, а после удара топором поднял отрубленную голову, прочел краткую лекцию по анатомии, поцеловал побледневшие уста и бросил прочь, не забыв перекреститься. Перед нами уже более «цивилизованный» изверг. Пётр проявлял небывалую жестокость, когда кто бы то ни был, пытался нарушить его волю. Достаточно вспомнить трагическую гибель несчастного царевича Алексея!

Не чуждый сантиментов, царь испытывал чувство привязанности к Екатерине, бывшей прислуге и любовнице. Он написал ей из походов более 170 ласковых посланий и, в конце концов, возвел на императорский престол.

Пётр I испытывал трогательные чувства к любовнице, а поздней законной супруге, Екатерине. Она неизменно пользовалась его уважением и любовью. При всем этом царь частенько изменял ей на стороне, так что число его внебрачных детей, по свидетельству современников, равнялось потомству Людовика XIV. В натуре русского самодержца мирно соседствовали душевная теплота к одним женщинам и пренебрежение, граничащее со скотством, к другим.

Последнее увлечение Петра Великого Марией Кантемир было романтическим, полным любви, тонких чувств, умных речей и вдохновенных порывов. Вероятно, и у Екатерины I, «друга сердешненького», была тайная связь с молодым придворным щеголем Виллимом Монсом, которого царь казнил спустя неделю после ареста, обвинив в хищениях. Тем не менее, после смерти Петра неутешная вдова сорок суток, дважды в день, проливала слезы у гроба мужа. Воистину лебединая верность!

Секрет влияния на Петра Великого бывшей (прачки) Марты Скавронской, ставшей русской императрицей Екатериной, предельно прост: она была красива, умела развеселить супруга, легко приноравливалась к крутому нраву и потворствовала его любовным страстям, не сохраняя, однако, верности мужу. Почти два десятилетия она вместе с Меншиковым водила царя за нос, не подозревавшего, что он порой пляшет под дудку парочки сановных простолюдинов. Комедия, да и только!

Генриха VIII и Ивана Грозного, а также Людовика XIV и Петра I можно считать историческими двойниками. Даты рождения той и другой пары отличаются примерно на 40 лет, и роль их в европейской истории вполне сопоставима. «Королю-Солнцу» приписывается фраза «Государство – это я», но и Пётр вполне мог бы согласиться с этими словами. Неустанный труд на благо страны и внимание к каждой мелочи в пирамиде власти характерны для обоих монархов.

Первой соблазнительницей 15-летнего Людовика XIV была мадам де Бове, известная распутница, которой в ту пору исполнилось 42 года. В свою очередь, Петра I мать женила на Евдокии Лопухиной в 17 лет. Так что оба монарха очень рано вкусили плод любви.

Страстная любовь Людовика XIV к Луизе де Лавальер, вспыхнувшая в нем сразу же после женитьбы на испанской инфанте Марии Терезии, вполне сопоставима с бурным романом, который разыгрался у Петра I, женатого на Евдокии Лопухиной, с немкой Анной Монс, умевшей поддерживать светский разговор, веселиться, петь и танцевать. Оба монарха не придавали особого значения своим женам, видя в них всего лишь обычных женщин, первейшее назначение которых – родить наследника.

Под влиянием любви к Марии Манчини, племянницы кардинала Мазарини, у довольно-таки невежественного Людовика XIV пробудилось желание усовершенствоваться в языках. Он прочел Гомера, Вергилия, Петрарку, страстно увлекся искусством. Эта девушка преобразила духовный мир 20-летнего монарха, внушила ему мысли о великом предназначении. В некотором смысле подобную роль в жизни Петра Великого сыграла Марта Скавронская, открывшая царю глаза на мир и его миссию переустроить Россию. Обе женщины, блестяще образованная Мария и полуграмотная Марта, отличались незаурядным природным умом.

24-летний Людовик XIV вдохновенно строил красивейший в Европе дворец Версаль, стремясь поразить воображение своей любовницы мадемуазель де Лавальер. Петр I, как известно, основал новую столицу России и мысли об упоительной и прекраснодушной бывшей пленнице Марте Скавронской помогали ему в обустройстве города на Неве. Любовь, как видим, может творить чудеса!

В 1669 году Людовик XIV поселил своих любовниц, мадемуазель де Лавальер и мадам де Монтеспан, в смежных покоях и приказал им поддерживать дружеские отношения. Они любезно беседовали, прогуливались по парку, играли в карты, ели за одним столом. Идиллическая картинка, в которой король находил большое удовольствие! Главное, что это было удобно и мирно! У Петра I не возникало желания «коллекционировать» любовниц. Обычно, после короткой интрижки, он возвращался к жене Екатерине, самой дорогой и преданной супруге.

Покинутая Петром I, первая супруга Евдокия Лопухина, удалилась в монастырь в Суздале, где провела 18 лет. Мадемуазель де Лавальер, к которой охладел Людовик XIV, тоже приняла постриг и стала милосердной сестрой Луизой. Это имя она носила до самой смерти в течение 36 лет! Духовное очищение любовницы французского короля оказалось более продолжительным, чем законной супруги русского императора.

Екатерина Алексеевна, супруга Петра Великого, совмещала в себе хитрость и коварство мадам де Монтеспан, а также ум и преданность де Ментенон, любовниц французского короля Людовика XIV. Русский самодержец, похоже, так до конца и не понял свою избранницу, хотя не мог не чувствовать, что имеет дело с богатой натурой.

В 47 лет Людовик XIV заключил тайный морганатический брак с немолодой, но всецело преданной ему маркизой Франсуазой де Ментенон. На склоне лет и Петр I искал случай вступить в новый брак, оставив глубоко почитаемую им Екатерину Алексеевну, поскольку та не сумела родить наследника (Петр Петрович, их единственный сын, умер в младенчестве). Тем не менее, государственные дела, в которых благонравная Ментенон и благоразумная Екатерина играли огромную роль, стояли у обоих монархов на первом месте, так что внешне приличия все-таки были соблюдены.
 
11

Русские императрицы

Русские императрицы XVIII века породили на свет пеструю галерею фаворитов-сладострастников. Это Бирон, Разумовский, Орлов, Потёмкин, Зубов и десятки других менее значительных фигур. С точки зрения наблюдателя человеческих нравов очень важно понять, насколько искренними были их любовные чувства к своим повелительницам.

Пикантность отношений императрицы Анны Иоанновны и герцога Бирона состояла в том, что она сама нашла официальную жену для фаворита и, по мнению некоторых историков, была матерью одного из трех его детей. Это подтверждается особым вниманием царицы к младшему сыну, Карлу Эрнесту, названному так в честь его отца. Сразу после рождения младенца его записали в Преображенский полк, позже наградили высшим российским орденом Андрея Первозванного, которого удостаивались все члены императорской фамилии. Мальчик рос под постоянной опекой Анны Иоанновны и даже спал в ее опочивальне. Трудно отделаться от мысли, что налицо трогательная материнская нежность к ребенку и глубокая любовная привязанность к его отцу.

Бирон вошел в русскую историю, как грубый и надменный деспот, но для повелительницы Анны Иоанновны был преданным и сердечным другом.

Младший сын герцога Бирона, любимец императрицы Анны, рос настоящим хулиганом. Вместе с братом он развлекался тем, что обливал чернилами платье гостей и стаскивал с них парики. Тех же, кто ему особенно не нравился, мальчик норовил ударить хлыстом. Старый князь Барятинский, прославленный генерал-фельдмаршал, как-то возмутился таким обращением. Малолетний принц нахально ответил: «Можете больше не появляться при дворе. Подайте в отставку, она будет принята». Да, сын и отец были одного поля ягоды!

Петр Великий взял в жены служанку без роду, без племени, а его дочь, императрица Елизавета Петровна, заключила морганатический брак с бывшим крестьянином. Марта Скавронская и Алексей Разумовский отличались ясным умом и природной деликатностью, чем восхищались царственные особы.

В детстве Алексей Разумовский был пастухом. Благодаря тому, что юноша обладал чудесным голосом, он попал в Санкт-Петербург, где стал певчим в Придворной капелле. Там его приметила императрица Елизавета Петровна и начала оказывать особые знаки внимания. Когда он потерял голос, царица сделала его бандуристом, позже доверила пост управляющего одного из своих поместий и, наконец, всего хозяйства. В 1742 году Елизавета вступила в тайный брак с новоиспеченным графом, который еще совсем недавно пас коров.

Разумовский был высоким и статным мужчиной, умным, деликатным человеком. Он не строил из себя барина, ибо никогда не забывал о своем происхождении, был насмешлив, но без тени злости, снисходителен и беспечен, равнодушен к деньгам, чинам и наградам.

Когда в 1767 году уже новая императрица, Екатерина II, сделала его генералом-фельдмаршалом, Алексей Григорьевич поблагодарил ее с редким достоинством: «Ты можешь из меня сделать, кого пожелаешь, но ты никогда не сделаешь того, что меня примут всерьез, хотя бы как простого поручика». Это, что ни говори, жизненная позиция мудрого человека, знающего, на чем стоит мир.

Увы, как и многие умные и проницательные люди на Руси, граф имел пагубное пристрастие к алкоголю, унаследованное, вероятно, им от своего отца, горького пьяницы.

Как бы то ни было, Елизавета Петровна нуждалась в Разумовском, платила ему неизменной благодарностью и уважением. Эта привязанность основана на глубокой душевной и духовной общности, и является, по сути дела, любовью человека к человеку, не знающей сословных преград.

Российские императрицы, в чьих жилах зачастую текла немецкая кровь, держали при себе русских фаворитов. Сложилась традиция выбирать их из числа красивых, сильных мужчин, не отличавшихся особенной знатностью рода.

Григорий Орлов – один из ярчайших представителей целой плеяды славных геркулесов. В Измайловском полку, в котором он служил, не было никого выше ростом и сильнее его. В походах он проявлял удивительную выносливость, а в сражениях – незаурядную отвагу. Орлов был азартным карточным игроком, заядлым охотником, умел пить, не теряя рассудка. Женщины увлекались его красотой и статью, и он платил им тем же, будучи неутомимым в постели.

При первой же встрече с Григорием Орловым великая княгиня Екатерина подумала про себя, что ни один древний римлянин не мог бы сравниться в мужестве и благородстве с этим отважным гвардейцем. Он очаровал будущую императрицу и занял особое место в ее сердце.

Еще до переворота 1762 года Екатерина родила сына от Орлова, которому дали имя Алексей Григорьевич. Супруга Петра III пообещала любовнику, что станет его женой после смерти императора. Какая счастливая перспектива открывалась им обоим, ведь любовь способна преодолеть любые преграды!

Хорошо известна роль Григория Орлова в дворцовом перевороте 1762 года, когда был свергнут Пётр III.

После восшествия на престол Екатерины Алексеевны Григорий поселился в ее покоях и начал вести себя, как будущий император: называл царицу на «ты», полеживал на диване, пока та разговаривала с приближенными и министрами, целовал ее при посторонних. Та терпела эти непочтительные выходки, поскольку любила его.

Однажды Орлов неосторожно заметил, что ему хватило бы месяца, чтобы низложить Екатерину. На это умный царедворец граф Разумовский ответил: «Может быть, мой друг. Но зато и недели не прошло бы, как мы бы тебя вздернули».

Когда императрица решила возвести на престол Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского, Орлов вскипел от ревности. Он вообразил, что Екатерина, короновав Понятовского, выйдет за него замуж. «Я не позволю вам сделать королем вашего бывшего любовника!» - выкрикнул он в Верховном совете, стукнув кулаком по столу. Царица вновь стерпела, но про себя решила положить конец диктату возлюбленного.

К слову сказать, Орлов, как и Алексей Разумовский, не любил заниматься политикой. Для простого, малообразованного офицера это было скучным делом. Он находил наслаждение в изнеженной праздности. Не раз Екатерина, присваивая ему очередное воинское звание, побуждала его выйти из ленивой бездеятельности и заняться государственными делами, поскольку продолжала любить своего «большого ребенка», но ее по-прежнему ждало разочарование. Если он загорался каким-либо проектом, то непременно нелепым. Так, он возомнил, что сможет затмить славу Румянцева, выиграв победоносную войну. Затеял ссору с полководцем и грозился повесить его.

В общем, как свидетельствовали современники, Орлов был слишком «ленив умственно», чтобы играть ключевую роль во внешней политике. Когда Екатерина приблизила к себе Григория Потёмкина в 1774 году, опальный фаворит предпринял путешествие по Европе. В Париже он познакомился с Дени Дидро. Прославленный философ, острый на язык, сравнил русского графа с котлом, который вечно кипит, но ничего не варит.

Позже, когда позабылись взаимные обиды, у Екатерины с Григорием Орловым сложились добрые, приятельские отношения. Императрица продолжала ценить того, кого искренне любила, и кто помог ей приобрести высшую власть в государстве. В отличие от Дидро, она лучше знала характер графа: «У него острый природный ум, идущий своим путем, и мой ум за ним следует».

43-летний Орлов всерьез влюбился в свою двоюродную сестру Зиновьеву. Императрица оказала содействие их браку. Но эта идиллия, увы, завершилась печально: через несколько лет молодая жена умерла от грудной болезни, а вслед за ней и супруг, потерявший рассудок. Во время припадков он видел убитого им Петра III и в ужасе бормотал: «Наказание мне!»

После смерти Григория Орлова Екатерина писала своему корреспонденту барону Гримму: «Хоть я и была подготовлена к этому ужасному событию, но, не скрою от вас, оно глубоко опечалило меня… Напрасно мне твердят, и я сама повторяю себе все, что говорится в подобном случае: ответом служит взрыв рыданий, и я ужасно страдаю».

У каждой русской императрицы было особое, неповторимое любовное чувство к своему фавориту. Анна Иоанновна ограничивалась домашней привязанностью, Елизавета Петровна нуждалась в тихом семейном счастье, Екатерина II испытывала глубокую страсть. И кто были их избранники? Мелкий чиновник Бирон, крестьянин Разумовский, офицер Орлов. Сколько благородства, такта и чуткости проявляли эти царственные особы по отношению к лучшим представителям низших слоев русского общества!

Появление в личных покоях русской императрицы Екатерины II Григория Александровича Потёмкина знаменовало новый этап фаворитизма.

Царицу перестал удовлетворять красавец Васильчиков, не отличавшийся какими-либо выдающимися способностями. Бог не отметил его большим умом, поэтому он не мог дать дельного совета или выполнить серьезное поручение. Он не имел авторитета у придворных и быстро потерял доверие Екатерины.

Вскоре на горизонте появился офицер богатырского телосложения, умный, умеющий развлечь разговором. Он не выделялся особенной красотой и знатностью, но многие женщины шептались о его мужском могуществе.

Екатерине минуло 45 лет, Потёмкин был десятью годами моложе. Наконец-то она встретила родственную натуру – умную, деятельную, страстную, способную строить и претворять в жизнь грандиозные планы! Отныне с уст императрицы не сходила умиротворенная улыбка. «Когда я с тобой, я забываю обо всем на свете, - писала Екатерина своему новому любимцу. – Никогда еще не была я так счастлива, как теперь». Григорий отвечал взаимностью и высоко ценил в повелительнице прямоту, широкий кругозор, желание перемен и улучшений в своем огромном государстве.

Потёмкин с Екатериной часто вели долгие беседы. Он поражал царицу своей сообразительностью, умением давать точные оценки, выделять главное из вороха второстепенного. Их общение часто затягивалось до полуночи, незаметно перерастая в бурные сцены сладострастия.

Таким образом, создавались условия для любви и дела, эротики и плодотворной работы, но этот синтез требовал четкого разграничения сфер деятельности обоих партнеров. Постепенно борьба за первенство каждого из них, как в любовной, так и в государственной сфере, стала причиной разногласий. Правда, они, к своей чести, умели находить компромисс, учитывая индивидуальные особенности каждого и сложившиеся обстоятельства жизни.

В конце 1775 года они пришли к соглашению негласно обвенчаться (вспомним, что Елизавета Петровна в похожих обстоятельствах согласилась на морганатический брак с Разумовским). Отныне Потёмкин становился главным заместителем царицы в делах государственного управления, но в делах любовных у него самого появлялся заместитель – тот очередной молодой и приятный офицер, на котором Екатерина останавливала свой взор. Впрочем, и Григорию Александровичу предоставлялся «совещательный голос» в вопросе избрания преемника по спальне.

Потёмкин уехал на юг, завоевывать Крымский полуостров. Екатерина слала ему депеши с просьбой дать совет по тому или иному вопросу, при этом не отказывала себе в «удовлетворении плоти», как говаривал Иван Грозный. Будущий князь Таврический тоже не отставал от царицы и создал при штабе целый гарем из молодых женщин.

Сложилась система совместно-раздельного, так сказать, сексуально-государственного управления Россией, в которой можно разглядеть отдаленное подобие французской Директории.

Могущество Потёмкина неустанно росло. Он присоединил к империи южные области Украины, Крым, Молдавию, образовался Новороссийский край. Из князя Священной Римской империи (этот титул он получил из Вены еще в 1776 году) Григорий Александрович превратился в князя Потёмкина-Таврического. С его именем связана эпоха великих свершений и блистательных побед, достойно вознагражденных Екатериной.
Как долго могло продолжаться это восхождение, и не становился ли опасным для 60-летней императрицы бывший любовник? Под его управлением находились богатейшие земли, превосходившие по размерам многие европейские королевства. Видимо, не случайно сразу же после пышного триумфа в Санкт-Петербурге в 1791 году Екатерина отправила Потёмкина назад, в действующую армию. Его присутствие в столице мешало правительнице. В дороге светлейший князь заболел и скоропостижно скончался.

Такова логика событий, таков неизбежный конец великой любви, слишком тесно переплетавшейся с политикой, и таков итог взаимоотношений двух выдающихся людей, стоявших у кормила власти огромного государства.
Это были достойные друг друга любовники и правители!

Получив известие о смерти фаворита, Екатерина писала о ней все тому же барону Гримму: «Вчера меня ударило, как обухом по голове… мой ученик, мой друг, можно сказать, идол, князь Потёмкин-Таврический скончался… О, Боже мой! Вот теперь я истинно madam de resource (сама себе помощница)… Это был человек высокого ума, редкого разума и превосходного сердца…»

Обратите внимание на слова императрицы, что она потеряла сподвижника, человека выдающихся дарований. В них-то и заключается вся суть любви Екатерины Великой к своему фавориту.

Последним фаворитом Екатерины II был Платон Зубов. Стареющая женщина искренне любила 22-летнего поручика – красивого, хрупкого юношу. В нем ее привлекала невинность, изящные манеры, неумение хитрить. Казалось, за ласку он отблагодарит преданностью, а царица очень нуждалась в надежном человеке.

«Я возвратилась к жизни, - восторженно писала Екатерина своему прежнему любовнику Потёмкину, - как муха после зимней спячки… Я снова весела и здорова… В нем есть желание всем нравиться… его любезный характер делает и меня любезной…»

Императрица удостоила Платона многими почетными званиями и наградами. За семь лет он достиг таких вершин, которых его предшественники добивались добрых два десятилетия. «Никто еще в ваши годы не имел столько способностей и средств, чтобы быть полезным Отечеству», - говорила царица своему любимцу.

В этой фразе трудно заподозрить одну лишь слепую любовь. Государыня делает акцент на трех последних словах – «быть полезным Отечеству».

Она назначила Зубова Новороссийским генерал-губернатором, на тот самый пост, где долгое время царствовал непредсказуемый Потёмкин. Предстояло удержать завоеванное, наладить цивилизованную жизнь в тех краях, где еще совсем недавно господствовали турки. А это кропотливая, повседневная работа. Императрица видела в Платоне Зубове добросовестного, обстоятельного чиновника. Ей казалось, что он сможет упорядочить систему государственного управления. На склоне лет императрица не нуждалась ни в витязе-авантюристе, каким был Григорий Орлов, ни в сибаритствующем сатрапе вроде Потёмкина. Хотелось видеть рядом с собой милого, доброго, легко управляемого распорядителя вроде Бирона, только светского, изящного, предупредительного. Зубов представлялся ей именно такой фигурой.

В чем-то эти ожидания оправдались. Зубов с помощью своего родственника полководца Суворова овладел огромными территориями бывшей Речи Посполитой, а значительно позже, после смерти благодетельницы, был в числе убийц несчастного Павла. Так что фаворит довольно уверенно держал в руках штурвал екатерининского корабля. В лице Зубова прорисовывались черты управителя новой России, мощной цивилизованной страны, примерно такой, какой она стала в царствование Николая I, внука Екатерины.

Отсюда следует вывод: любовно-государственная форма мужского фаворитизма в России XVIII века в лице Платона Зубова нисколько не деградировала в сравнении с Григорием Потёмкиным, светлейшим князем и «Князем Тьмы», как величали его недруги.

12

Наполеон Бонапарт – Александр I

Александр I легко и радостно отдавался всякой красавице. Будь то княгиня или простая служанка. Он благоговел перед тем, что сегодня называется женственностью – мягкому, пленительному очарованию, которое составляет величайшую ценность лучшей половины человечества.

В сознании императора Александра I постоянно присутствовали три богини: Политика, Любовь, Мистика. Он всегда благоговел перед ними с душевным трепетом.

Наполеон обожал женщин и был автором тысяч любовных писем, в которых пытался излить свои чувства. Он такой же почитатель грации и красоты, как Александр I – тот, кто не одержал ни одной победы в битвах, но все-таки одолел в войне гениального французского полководца.

Наполеон проявлял замечательную человечность к женщинам, по отношению к которым испытывал чувство вины. Так, он всю жизнь оказывал поддержку девушке, обманутой им в молодые годы. Он искренне и горячо любил первую жену Жозефину, пока не узнал о ее неверности. Император был полон желания создать счастливую семью с австрийской принцессой Марией-Луизой, а сколько душевной теплоты и трогательной заботы выказал Марии Валевской, романтической возлюбленной из Польши!

Этими же качествами отличался и Александр I, когда вступил в брак с 14-летней баденской принцессой Луизой-Марией-Августой, а позже отдался страстной любви к Марии Антоновне Нарышкиной, польке по происхождению, которой дорожил до конца дней. Оба императора, Наполеон и Александр, были почитателями прекрасного пола и романтиками в лучшем смысле этого слова. Отдельные эпизоды солдафонства Наполеона по отношению к женщинам, о которых порой вспоминают биографы, носили случайный, чужеродный, привнесенный извне характер.

Есть ли на свете хоть один эстетически развитый мужчина, который не преклонялся бы перед талантливыми актрисами? Наполеон испытывал влечение к певице Грассини, к сценической звезде Роландо, к комедиантке мадемуазель Жорж, которая позже в Санкт-Петербурге стала любовницей императора Александра. Так состоялось своеобразное косвенное сексуальное знакомство двух выдающихся монархов великой эпохи.

Наполеон страстно любил Жозефину, однако стремление иметь наследника заставило его разойтись с ней. Русский император Александр, похоже, не очень комплексовал из-за своей бездетности. Род Романовых, представленный в ту пору четырьмя жизнерадостными братьями, угаснуть не мог. А вот «могучий дуб», как иногда называл себя Бонапарт, еще не успел пустить глубоких корней на династической почве.

У Наполеона, как и у русского императора Александра, любовниц было неизмеримое множество, и амурных побед – куда больше, чем на поле брани. Эти жизнелюбивые сладострастники отличались молодостью, красотой, завидной сексуальной энергией.

Последнее десятилетие жизни Наполеона было отмечено восхождением двух ярких звезд на его небосклоне возвышенных чувств: австрийской принцессы Марии-Луизы, ставшей его законной супругой, и графини Марии Валевской, «очаровательно-сладчайшей» любовницы французского полководца. Примерно в то же время у русского императора Александра состоялось знакомство с «прорицательницей» баронессой Крюденер, которая сумела направить царя на путь духовных исканий. Став адептом новой идеи, Александр всецело отдался религии с юношеским пылом неофита. Звезду Любви сменила звезда Мистики.

Сравнивая судьбы двух монархов, Наполеона I и Александра I, можно отметить триединство войны, политики, любви у французского императора и союз любви, политики и мистики – у русского.

Красавца Александра I окружал сонм любовниц, и никто не сможет сказать, сколько их было: больше, чем у Наполеона, или меньше?

Впрочем, есть и косвенные свидетельства. Достаточно вспомнить, с какими женщинами русский император встречался во время Венского конгресса, чтобы уяснить себе, каким пылким и неутомимым он был в амурных делах.

Список удивительно обширен и многолик. Конечно же, на официальных приемах рядом с ним была императрица Елизавета Фёдоровна и где-то неподалеку – Мария Антоновна Нарышкина, фаворитка, любовь к которой освещала всю его жизнь. Кроме того, ласки царя удостоились: ослепительная красавица графиня Юлия Зичи, прозванная «русской Андромедой», вдова княгиня Багратион, ее давняя соперница герцогиня Саган, прославленная прелестница графиня Эстергази, графиня Сеченьи, «тривиальная красотка» София Зичи, княжна Адерсберг. Помимо них молодого царя навещали женщины легкого поведения, за которыми он специально посылал адъютантов. Из Вены шли за его подписью многочисленные любовные письма, например, Луизе фон Бетман во Франкфурт. Из Санкт-Петербурга прибыли две его давние любовницы, Шварц и Шмидт. Наконец, неутомимый Александр ухаживал и за другими дамами, вроде княгини Леопольдины Эстергази, но на сей раз безуспешно.

Император обожал женщин и перелетал, как мотылек, с одного прекрасного цветка на другой! Венские остряки шутили по этому поводу: баварский король пьет за всех, вютембергский король ест за всех, а русский царь любит всех.
Такова романтическая эпоха начала XIX века!

Прослеживается определенная тенденция в формах любви монархов на протяжении последних пяти столетий.
XVI век – эпоха жен (Генрих VIII, Иван IV).
XVII век – эпоха фавориток (Людовик XIV, Петр I).
XVIII век – эпоха фаворитов (русские императрицы).
XIX век – эпоха любовниц (Наполеон I, Наполеон III, Александр I, Александр II).
XX век – время поголовного секса.


Рецензии