ДорожкИ, всяческие, разноцветные, тонкИе и тонкие

      В тороках везёт (на ) дорогой подарок !
      Цвет-шетровскую девку полонянку ,
      Во зелёной ,во дараивой фуфайке .
                Из старинной казачьей...
                ********




Моя мама  не шила , заказывала платья у портних станичных.
А , я ..
Я стремилась к её запасам тканей ..кромсала ,шила..научилась !
Но это было скучно, хотя и освещено было радостью обновы , да похвалой маминой .
    Особенно тогда ,когда я признавалась ей ,что испортила ,"мамочка, я много ..",а мамино лицо всё равно оставалось добрым и светящимся ("пригодится тебе  в жизни"-говорила только).
Почему скучным ?

..Да , потому что не было моё рукоделие снабжено ни помощью ,ни подсказкой старших казачек , бабушки например ( переселились в другой домик от неё , к сожалению), не было поведано мне сказаний о нарядах прошлого , о тех нарядах , о тех тканях , в которые наряжались прабабки не так и давно,века два назад..
 

   Впрочем бабушки мои были категорически против короткого !!))
   Ох, и доставалось мне словечек от той , где был жив дед , а я вертелась перед ними в прикоротюсеньком сарафанчике .
   Впрочем , росла большой помощницей , и машинку ту...ножную , ЗИНГЕР , частенько натирала до блеска , угадайте чем...Керосином , и педали даже , те , что так запомнились мне своей ребристостью..
Жаль ,не прикоснуться к тебе , ЗИНГЕР МОЯ , теперь...как и к той машинке , что подарила , завещала бабусенька : "забери , забери сейчас же машинку , только тебе её завещаю..." .
   Постеснялась я ..унести машинку , зато ...другие не постеснялись унести ....

   Но , вернусь к теме грусти ...
   

  Вот,помню,выйду в новом платье к вечеру за калитку , но не тянет меня на дискотеку шумную ,не тянет на вечер в клуб станичный ,  а висит надо мной ... эта ,диктующая душе грусть, в воздухе загадочная какая -то тайна , тайна печальная  , довлеющая .

  Пройдусь с сестрой на соседнюю улочку ,как помнится в любимом,длинном , красного цвета платье , с рисунком по подолу ,...,когда уже студенткой стала,..
  проведаю бабушку с дедом любимым ...Зброжеком моим , а возвращаясь, по-прежнему буду ощущать  зов неясный и тайный ,который вместе с лучами заката усиливался во мне ...резонировал даже..., пытался говорить , сообщить что-то..
  "Не пойму ,о чём это в воздухе звенит ,что-то  не так здесь" , -маялась я.

************************************************

  И только теперь ,через многие годы , через многие душевные встречи , с редкими ,душевными людьми ,
  через песни опять же , через другие мелкие ,но значащие нюансы ...через познания о жизни и истории Терских, Гребенских казаков и казачек , я определилась и рассчиталась с той тайной .Скажем так -почти ...))

  И вслушиваюсь теперь , вслушиваюсь, вслушиваюсь...

  Однажды в разговоре с роднёй о редких словечках нашей станицы , типа БУХЧА , ХАБАР , сестра свекрови спросила меня :
   -А, ты..помнишь словечко "дорожкИ "( ударение на И ) ?!
   -Нет, тётя Женечка , не помню !
   -А , это -лоскутки ,так они у нас назывались!.
   -А ,почему , тётечка Женечка , -дорожкИ !?
   Она не знала ...

   И ,у неё ,видимо , что-то было украдено в детстве далёком...
   Ясное дело , девчонки ,три сестрицы ,пережили в Грозном войну ,ВОВ.
   Вспомню, допишу , ...какие -то травы ходили сестрицы и коренья ,собирали в окрестностях Грозного , чтобы потом продать их .
   И ,....купить на рынке яиц на ужин , всем по одному,кажется .
   Приходила мамочка их с работы , а дома --ужин сытный от дочек !
********************************
 
Запретный век , кровавый не единожды ,...советский век ..,
ты ,всё-таки ,не всё смог скрыть от меня , не всё доброе и чудесное из прошлого , увлечено вслед за тобой в пропасть небытия ....
************************************************

   ДорожкИ, дорожОк ,- лоскутки материи , читаю в "ГОВОРЕ ГРЕБЕНСКИХ КАЗАКОВ ",

( ах ,как мне нравится читать этот справочный , казалось бы , материал , но ..он так полон теми тайнами ,...которые были скрыты прежде .Он так  полон разгадками!
В них так и звучит МАНЕРНАЯ РЕЧЬ тонкого разговорного мотива некоторых казачек , который не УСКОЛЬЗНУЛ от меня всё-таки ,и очень дорог и памятен,...и..другая  манера - манера открытого , звучания ,сильного голоса терских казачек.)


 -это от слова ДАРАЙ ,обозначающего старинную ,плотную , шёлковую ткань с узенькими разноцветными " стёжичками ", дорожками , полосками ...

 -" накурАвила дорожков для бухчЕ ",- читаю образец речи прабабок от автора добавленный для примера.
    К удовольствию  моему , он же ещё и строки песни добавляет :

    "Во зелёной , во дараевой фуфайке "...
    Песня эта, по всей видимости , принесена от Донских казаков на Терек ,но она пелась там!

    Там пелось многое !Очень многое ! Бесконечный клубок ...песен ...
    Бесконечный....

    Теперь ,уже  зная , как одевались к праздникам прабабушки -гребенички , в какие расцветки  парчи и атласа , рубашек ,фуфаек, бешметов и ширинок ,любили они облачаться , каким платочком закрывали лица от солнца ,в какой длины и ширины рукава рубашек прятали руки,...- продолжаю и продолжаю разматывать этот клубок тайн дальше .
                ************

    Вот и сегодня , позвонив  дорогой тётечке в станицу  , поблагодарила её за куплет старинной песни , который она на прошлой неделе мне напела в телефонном разговоре ..
   (Я,ГОВОРИТ ,ВСПОМНИЛА ,что тебе ещё один куплетик не спела...!!)
 ,напела  ей сама .. два варианта , по её уже урокам мне , спросила о том , где больше похоже на пение станичное ?!

    И, счастливая , с мыслью о том , какой же всё -таки местами у неё бархатный ,нежный , неповторимый голосок , на девятом -то десятке ,присела поделиться этим счастьем !
    Моими счастливыми дорожкАми , и дорожками , что от прабабок вьются из веков, местами в хороводы завивающиеся...
    Особливо -песенными, особливо -тонкО вьющимися  !
    Тех дорОжек ..и дарашкОв , которые так стремились в моём далёком ...доложить и рассказать мне о своём существовании, ярком и красочном , но не могли тогда достучаться , докричаться до меня...


 Редакция ++

 В редакции ..
Бухча-сумочка для рукоделия , в виде конверта.
Хабар-новости , вести , разговор ..
ДорожкИ , (дарашкИ)--лоскуты ткани ..полоски
ТонкО -речь о манере тонкого пения на Тереке.
Бешмет -вид верхней одежды казачек гребенских, фуфайка-думаю это прототип верхней нарядной одежды ,простая  распашка ..одевалось или богато  пошитой  под бешмет , в дорогу ...Или поверх рубахи дома ,..в более упрощённом варианте , когда в наряде присутствовала поверх рубахи юбка .
Фасонистые гребенички в этом смысле были богаты на выдумку .

На портрете казачки такой комплект : нарядная рубаха, цвета охры , из тонкой дорогой ткани , скорее шёлка , с длинными , широкими рукавами .Они слегка приподняты , присборены, видимо по просьбе художника ,
как и часть платка приподнята изящно.
Так позволяли себе делать казачки лишь в знакомом кругу , особенно в жару.
По улицам так не ходили.

Далее ,под оригинально сшитом бешметиком , с коротким рукавом ,(шилось и такое по свидетельствам современников ..)...поверх рубахи богатая , скорее атласная , голубая в меру пышная юбка , и алая ФУФАЙКА, тонкого алого атласа...
Стягаш -платочек под верхним нарядным узорным платком , т.н. ширинкой ,алого цвета(стягаш) ,его край ровной линией параллелен линии бровей .

                ********************
Куплетик ..добавленный )):

С того (ль ) дворца ведут МЛАДЦА
С КРАСНОЙ ДЕВИЦЕЙ.

Фото : Акварель князя Гагарина Григория Григорьевича ,станица  Червлённая ,40-е годы 19 столетия,
казачка  станицы Червлённой ФЕДЮШКИНА(ударение в фамилии на Е).
На плечах  у неё загадочный алый платок ...Скорее это какая то легенда , хотя напоминает обычный русский обычай ...лишнего яркого платочка на плечах русской барышни ..не бывает! Украшали ими плечи и очень!
    

   



 

 


Рецензии
Доброе утро, Ганна! Пронзают сердце нежностью и легкой грустью Ваши рассказы... Медленно, как утренний туман, всплывают в памяти какие-то отрывки из далекого детства. Следом появляются лица давно ушедших родных и близких людей.Сердце сжимается в тоске. Ничего не вернуть. Ничего не исправить.
С поклоном.

Мирон Веклюк   10.09.2020 07:12     Заявить о нарушении
Доброго денёчка !
Благодаря Вашей странице , Вашему повествованию рассеивается туман вокруг некоторых тайн даже моих ,..линии моего деда по маме ..,..
Узнать правду и передать дальше -это многого стоит.
.......................
С благодарностью ,

Ганна Зброжек   10.09.2020 12:09   Заявить о нарушении