Что будет после смерти

Эпиграф: От эльфов остались также души погибших (f;ar), которые по разным причинам, чаще всего из-за той или иной испорченности, решили отвергнуть зов Валар и остаться в Средиземье. Профессор писал что такие могут, со временем затосковав по плотской жизни, атаковать человеческий разум посредством чудесных видений, миражей, грёз и постепенно овладеть телом.

Великий традиционалистский мыслитель современности Лев Регельсон, анализируя очередной феномен всплеска популярности оккультизма и различных мистических практик в современной культуре, внедрение их идей интенсивно и настойчиво, независимо от нашего желания, в обыденное сознание, вскрывает основную подноготную идею, вносимую этим «феноменом оккультизации» (что с позиций науки расценивается как «массовый психоз», а с позиций церкви – как «вторжение бесов»):
«… человечество есть величина ничтожная, его ценности иллюзорны, его порочность неискоренима, его равнодушие к высшим идеалам окончательно доказано. После драматических призывов и последних предупреждений следует декларация о неизбежности очистительной кары, которая сметет с лица земли всякую «нечисть» – по контексту обычно имеется в виду весь человеческий род» [Регельсон Л., Хварцкия И. Развенчание человека // Казалось бы, такой трагический финал должен действовать на увлеченного оккультизмом человека отрезвляюще, ибо к такому же выводу придет любой, у кого хотя бы осталась капля здравого рассудка, но этого не наблюдается.
Оказывается, говорит Л. Регельсон, этот трагический лейтмотив разбавляется другой идеей, несущей некоторый «оптимизм» – «не все погибнут». Даже в христианстве есть убеждение, базируемое на «Откровении апостола Иоанна Богослова», что 144 тысячи будут «искуплены от земли» (на них «ангел с востока» поставит свою печать). И, естественно, к числу спасенных избранных оккультисты относят себя и своих подвижников.
«… Итак, – резюмирует Л. Регельсон, – суть мистического натиска – в том, что человека надо отменить или заменить: частично уничтожить, частично превратить в нечто совсем иное» [Регельсон Л., Хварцкия И. Развенчание человека // Но зачем, все же, оставлять на Земле эту «нечисть», почему появляется такая милость к «падшему человечеству»?
И тут звучит «новое откровение» от оккультистов: да потому, что
«… человек вовсе не то, что он о себе думает; его задача – в корне изменить свою природу; для тех кто сумеет это сделать, очистительный огонь пойдет только на пользу» [Регельсон Л., Хварцкия И. Развенчание человека // Чем же тогда подлинно является человечество, в чем его истинная природа, к возвращению к которой следует изменить путем страданий и «очищением огнем» свою нынешнюю природу?

***
С точки зрения традиционализма, Сущностный Мир («Этот Мир»; «Наша Реальность»; «материальный мир»; санскр. «Таттва-лока»; каббал. «Малхут») состоит из единства физических (санскр. «пракрити»; кит. «инь»; др.-евр. «кли») и психических (санскр. «пуруша»; кит. «ян»; др.-евр. «ор») тел (феноменов, сущностей, санскр. «таттва»), они – две стороны одного целого (др.-греч. «холос») – Атмана (др.-греч. Тхема, слав. Самость). Также его части могут определятся как «внешний (бахья-)атман» («пракрити»; «фюзис») и «внутренний (антар-)атман» («пуруша»; «психэ»).
Как целосность и чистая субъективность Атман – Параматма («Высший Атман»). Он всепроникающий и всеприсутствующий. Но являясь единой сутью всех существ, Параматман в то же время пребывает вне их, един и неделим. Его неотъемлемым атрибутом, способом существования является Движение (санскр. «Гати», др.-греч. «Кинема»). Движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии.
Физическое тело (мозг, скелет, плоть) является материальной формой (видом) движения Атмана, а психическое тело (мышление/сознание, психика) – нематериальной (духовной) формой (видом) движения Атмана. Вместе они составляют неразрывное единство (целое) из противоположностей – Реальность, Действительность (санскр. «Васту»; др.-евр. «Олам», др.-гр. «Прагматикос»). Как несравнимы / нетождественны числитель и знаменатель, но, тем не менее, существуют как единство противоположностей в виде дроби.
Как физическое тело (санскр. «пракрити», др.-греч. «хилэ») рождается из комбинации разных форм материи, так и психическое тело (санскр. «пуруша», др.-греч. «психэ») возникает (санскр. «гарбха» – «зародыш») из самой деятельности мозга как его наивысшая форма деятельности (низшей формой деятельности мозга является управление процессами, протекающими внутри тела существа), системное свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся вовне в специфических психических функциях (сознание, воля, интеллект, воображение, способность понимать речь и говорить, способность «самосознания» и т.п.). Эта наивысшая форма, системное свойство определяется как Брахман (санскр. «брх» – «расти, нарастать» + «ман» – «отражать, мыслить, разум»), слав. «Ум», др.-греч. «Ноос».
Физическое и психическое тело близки по структуре и свойствам. Например, психическое тело имеет физические свойства – производит очень слабые электромагнитные излучения, имеет массу и вес (на несколько порядков меньше физического тела), скорость перемещения (на несколько порядков выше) и т. д., а физическое тело имеет психические свойства – зависимость между типом телосложения и определенными психическими заболеваниями, темпераментом и чертами характера (психическая реальность индивида конструирует под себя его тип телосложения; естественно, в соответсвии с принятыми в той или иной культуре воображениями соответствия тела и темперамента: например, если в европейской традиции толстый человек – добряк и не воинственный, то в тихоокеанской – наоборот).
Но одновременно эти две части реальности не вполне тождественны:
«… психическое тело по мере усложнения все более приобретает самостоятельность и устойчивость по отношению к изменениям физического тела, сопротивляясь в частности, процессам его деградации – старения, болезней, распада. Но возможно и обратное действие – повреждение психического тела оказывает деструктивное влияние на тело физическое. В момент смерти живого существа взаимная автономия двух тел проявляется в максимальной степени: физическо (за некоторым исключениями, такими как мощи святых) распадается, тогда как тело психическое переходит к самостоятельному существованию, относительно устойчивому – при этом оно не только сохраняет информационную память о всех структурах физического тела, но и память о всех процессах, которые протекали внутри физического тела в течение времени его жизни» [Регельсон Л., Хварцкия И. Развенчание человека // https://mesoeurasia.blogspot.com/2019/06/blog-post_72.html].
Правда, со временем, как и физическое тело («пракрити»), так и психическое («пуруша») распадается (санскр. «бхеда», слав. «беда») на структурные компоненты (соответственно – на элементарные частицы и дхармы), т.е. происходит гибель обеих составляющих единого существа.
Но по мере восхождения / движения физического мира («пракрити») по эволюционной лестнице / спирали увеличивается и посмертная устойчивость психического мира («пуруша»), а сама совокупность психических тел образует своего рода общий и единый психический организм – «Реку Памяти» («ноосфера» П. Тейяра де Шардена и В. Вернадского; «психосфера» П. Флоренского; санскр. «смарана» – «память»)
Но только с появлением человечества («Адама», «Ману») создается принципиально новый уровень организации индивидуального существа, при котором оно впервые обретает неразрушимое после смерти психическое ядро («душа», «джива / дживатман»). Особое качество «души» («дживы») – «внутреннее / индивидуальное Я» («антах карана»). Оно состоит из четырех частей: «интеллект» («будхи»), «Эго» («ахамкара»), «манас» («мысль») и «память» («читта»).
«… Человек превзошел все другие формы жизни в силу своей своей внутренней способности, которая дала ему возможность рассуждать, думать, планировать, помнить и утверждать свою волю. Сознание человека, действуя через антах карану, интерпретирует, классифицирует, предполагает, различает и познает всю информацию, связанную с прошлым, настоящим и будущим опытом» [Неаполитанский С. М., Матвеев С. А. Энциклопедия тантры. – СПб. : Институт метафизики, 2010. – С. 62].
Это объясняет то, почему в процессе эволюции у всего живого, имеющего мозг, произошло возникновение нематериальной формы движения (психики/сознания/апперцепции/мышления, т.е. «разума в целом»), которая кажется необязательной для эффективного функционирования организма, т.е. для материального движения (тела).

***
Само психическое ядро («душа», «джива») всего живого (в том числе и человека) по своему «радиоактивно» (санскр. «шрейя») – излучает (санскр. «арчита») в мир мысли (санскр. «читта») и чувства (санскр. «бхава»), как плодотворные, так и вредоносные, подпитывая этим общую «ноосферу» / «психосферу» / «смарану».
Однако существует и обратный процесс – во время сновидений или особых психических состояний, когда индивидуальная активность ослабевает, человек подвергается особенно интенсивному воздействию («суггестии» – «внушению») со стороны этой общей психосферы (в этом качестве ноосфера / психосфера выступает как «коллективное подсознательное», по К.-Г. Юнгу).
До появления человека этот единый психический организм планеты все более и более насыщался страданиями, превращаясь в «инферно» (лат. «огненный вихрь»):
«… «Пресловутый естественный отбор природы предстал как самое яркое выражение инфернальности, метод добиваться улучшения вслепую, как в игре, бросая кости несчётное число раз. Но за каждым броском стоят миллионы жизней, погибавших в страдании и безысходности. Жестокий отбор формировал и направлял эволюцию по пути совершенствования организма только в одном, главном, направлении – наибольшей свободы, независимости от внешней среды. Но это неизбежно требовало повышения остроты чувств – даже просто нервной деятельности – и вело за собой обязательное увеличение суммы страданий на жизненном пути»,
– излагается в «Часе Быка» (Ивана Ефремова) суть теории инферно.
«… Многотысячные скопища крокодилообразных земноводных, копошившихся в липком иле в болотах и лагунах; озерки, переполненные саламандрами, змеевидными и ящеровидными тварями, погибавшими миллионами в бессмысленной борьбе за существование. Черепахи, исполинские динозавры, морские чудовища, корчившиеся в отравленных разложением бухтах, издыхавшие на истощённых бескормицей берегах»,
– всё это не досужие домыслы, родившиеся в тиши кабинета, а реальность, понятая и прочувствованная во время палеонтологических раскопок.
И далее:
«… Выше по земным слоям и геологическому времени появились миллионы птиц, затем гигантские стада зверей. Неизбежно росло развитие мозга и чувств, всё сильнее становился страх смерти, забота о потомстве, всё ощутительнее страдания пожираемых травоядных, в тёмном мироощущении которых огромные хищники должны были представлять подобие демонов и дьяволов, созданных впоследствии воображением человека. И царственная мощь, великолепные зубы и когти, восхищавшие своей первобытной красотой, имели лишь одно назначение – рвать, терзать живую плоть, дробить кости…» [Константинов А. Светозарный мост // http://noogen.narod.ru/Efremov.htm].
И, соответственно, обратное воздействие инферно на человечество во многократной степени увеличивало мощь человечества, но только именно в направлении свершения зла и, через порождаемые им чувства, – снова к увеличению самого инферно. Происходило это не только в самой природе (биосфере), но и в новом месте обитания человечества – «социосфере»:
«… Человек оказался не только в биологическом, но и в социальном инферно: «А человек, с его сильными чувствами, памятью, умением понимать будущее, вскоре осознал, что, как и все земные твари, он приговорен от рождения к смерти .... Вопрос лишь в сроке исполнения и том количестве страдания, какое выпадет на долю именно этого индивида. И чем выше, чище, благороднее человек, тем большая мера страдания будет ему отпущена «щедрой» природой и общественным бытием – до тех пор, пока мудрость людей, объединившихся в титанических усилиях, не оборвёт этой игры слепых стихийных сил, продолжающейся уже миллиарды лет в гигантском общем инферно планеты...» («Час Быка»)…» [Константинов А. Светозарный мост // http://noogen.narod.ru/Efremov.htm].
Палеонтолог и социомыслитель И.А. Ефремов видел и спасительный выход из «круговорота инферно в природе» (как биологической, так и социальной) – и  реализовать его, как он считал, и призвано человечество:
«… Восходящее развитие жизни привело человека к способности скорректировать сами законы этого развития. Человек становится не только объектом, но и фактором эволюции, и если он только сможет стать действительно разумным, то эволюция из слепой и жестокой превратится в осмысленную, инферно для человека будет преодолено. Такое превращение соответствует известной формуле Маркса о «прыжке из царства необходимости в царство свободы». В свою очередь, преодолевая «естественность», нельзя удаляться от природы – будучи диалектиком, Ефремов это прекрасно понимает. «Пока природа держит нас в безвыходности инферно, в то же время поднимая из него эволюцией, она идёт сатанинским путем безжалостной жестокости. И когда мы призываем к возвращению в природу, ко всем её чудесным приманкам красоты и лживой свободы, мы забываем, что под каждым, слышите, под каждым цветком скрывается змея. И мы становимся служителями Сатаны, если пользоваться этим древним образом. Но бросаясь в другую крайность, мы забываем, что человек – часть природы. Он должен иметь её вокруг себя и не нарушать своей природной структуры, иначе потеряет всё, став безымянным механизмом, способным на любое сатанинское действие. К истине можно пройти по острию между двумя ложными путями», – говорит один из героев «Часа Быка» (Вир Норин) тормансианским учёным» [Константинов А. Светозарный мост // http://noogen.narod.ru/Efremov.htm].

***
Основатель дианетики и сайентологии Рон Хаббард даже определил место, где происходит накопление инферно:  в человеческом организме присутствует некий «Механизм» («Реактивный Ум»), отличный от Сознания. Когда срабатывает этот «Механизм», мы получаем искажение работы сознания и все психосоматические заболевания.  Этот «Механизм» достался нам в наследство от наших животных предков. Именно он и работает у всех ныне живущих животных, записывая все события, связанные с болью и выживанием организма. Причем писать начинает с зиготы.  Эти события «Механизм» собирает в цепочки событий, если они похожи друг на друга. Например, содержат какое-то записанное слово, как звук. Все эти цепочки событий собираются в дерево событий и опираются на самое «Первое событие с болью», которое пишет еще зигота. Какой-нибудь толчек, или мама выпила что-то, что повлияло на внутреннее состояние ее организма, вот зигота уже и может записать это событие как «событие боли». Роды, какие-то детские болезни до трех лет, все эти события «пишутся» в организм ребенка как болезненные инциденты, пишутся в его мозг. Вся эта информация недоступна сознанию, но доступна «Механизму». Когда уровень сознания снижается, человек устал, заболел, получил травму, стресс и мозг фиксирует угрозу жизни организму, тогда сознание, из за того, что уже не может справиться со своей задачей, подключает работу «Механизма», который ищет похожее событие в своей памяти, чтобы извлечь оттуда информацию о грозящей опасности и какие действия тогда смогли отвести эту угрозу от организма. 
Казалось бы, что все хорошо. Но критики указывают, что это не так. «Механизм» работает «механически» – просто ищет похожее событие, например, по звуку записанного слова, так же он извлекает модель поведения, которое было адекватно в тех условиях, когда организм был еще беспомощным ребенком, а не взрослым и самостоятельным, может даже уже и с высшим образованием. И что мы имеем в результате? Проявление неадекватных эмоций и действий. А если эти эмоции и действия подавлять, то мы получаем психосоматическое заболевание. Как же бороться с этим «Механизмом»? Надо «записи», доступные лишь «Механизму», сделать доступными сознанию. А все «записи», которые доступны сознанию, автоматически становятся недоступными «Механизму», потому что они не содержат заряда боли. Сила сознания в процессе работы растет, а возможности Механизма мешать работе вашего сознания будут уменьшаться. Применение самых современных средств в изучении и совершенствовании этого метода приведет к прорыву в лечении психосоматики и к усилению осознанности у человека [Лотов А. Конец саентологии. Наука работает над совершенным способом одитинга // http://www.entheta.ru/forum/viewtopic.php?id=10778].
По существу, теории и методы сайентологов исходят к концепциям и методам лечения психических расстройств, предложенных школой психоанализа З. Фрейда и его последователей. Согласно этой школе, помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства и даже пренатального периода, которые вытеснены из сознательного восприятия реальности в бессознательное (например, неприемлемые сексуальные желания вытесняются в систему «бессознательного» из-за социальных сексуальных запретов). Само бессознательное – часть психики, процессы в которой неосознанны и где действуют особые законы, управляющие психической активностью, – такие как отсутствие времени, неразличение фантазии и реальности, отсутствие принципа противоречия и т. д. Также его описывают как Id («Оно») – область господства влечений к жизни («Эрос») и к смерти («Танатос»), с которым вступают во взаимодействие Эго («Я») как инстанция, управляющая поведением и сознательным мышлением, а также отвечающая за действие защитных механизмов, и Суперэго («Сверх-Я») как часть Эго, выполняющая функцию самонаблюдения и моральной оценки и образуется в результате интроекции образов родителей и их системы ценностей. Конфликты между этими уровнями бессознательного и осознанного приводят к психо-эмоциональным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее. Соответственно, освобождение от влияния бессознательного материала (неосознаваемых форм высшей нервной деятельности) может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке врача-психоаналитика). Классический психоанализ З. Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации («говорить всё, что приходит в голову»), фантазии и сны. Согласно З. Фрейду, свободные ассоциации на самом деле не «свободные», а направляются неосознанным процессом. Сознание «пропускает» этот неосознанный материал, поскольку он идёт в символической форме. В расслабленном состоянии у клиента вытесненный материал с помощью свободных ассоциаций постепенно всплывает на поверхность сознания, при этом освобождается психическая энергия и лучше понимаются неосознанные конфликты личности, что в целом ведёт к повышению адаптивности личности. В процессе психоаналитик пытается сделать заключение о скрытых механизмах, создающих конфликты в психике, т.е. бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем.
Правда, психоанализ уводит пациентов от нужды работать над собой, дает им оправдание бездействия, поощряет зависимость пациента от терапевта и часто пациентам предлагается принять на веру интерпретации терапевта, даже если они далеки от фактов.
Но именно сайентология и другие направления психотерапии хотя бы претендуют быть практикой активности со стороны самого анализанта. Пока не появится более совершенной и лучшей научной методики…

 ***
Но если практически только с ХХ в. произошла возможность научно приступить к очищению психической («пуруша») составляющей человека от инферно, то до этого времени  с момента возникновения самого человечества современного типа (около 180-120 тысяч лет назад) и, сответственно, возникновения впервые в истории эволюции реальности неразрушимого после смерти психического ядра («джива»), инферно все больше и больше овладевало  психическим началом человека, собственно и превращая в «ад» бытие психического тела («пуруша») после разделения с физическим телом («пракрити»).
Более того, из-за взаимного влияния друг на друга обеих, физического и психического, тел сам процесс разделения оказывается также сферой господства инферно – он происходит крайне болезненно, особенно у тех, кто не успеет до необходимого уровня максимально развить («трансформировать», «трансмутировать») индивидуализацию психического тела и, тем самым, разорвать максимально допустимое число «связей» с физическим телом, теперь не нужных, но ранее необходимых как для выживания, так и для формирования самого неразрушимого психического ядра. Как правило, «цепляние за ненужные связи» вызваны тем, что они, на самом деле, так и не реализовались полностью – и тогда необходимо достичь их полного «слияния». Разрывая все эти связи в «ускоренном темпе», «неестественно», причиняется страдание как физическому, так и психическому телу. Также, когда в процессе индивидуализации («трансформации») побеждает желание как можно больше сохранить связей, обреченных на разрыв, возникают состояния («болезни»), определяемые как «хронические», так и «неизлечимые».
На протяжении своего существования человечество кое-как научилось минимизировать сами страдания с помощью шаманских, религиозных, медицинских, сексуальных или философских практик (даже соединяя их, например, в буддизме или индуизме).
Иными словами, как говорит великий каббалист современности Михаэль Лайтман:
«… Все несчастья и проблемы посланы специально, обязывая нас ускорить установление равновесия в мире, приблизиться и работать над Эго» [Лайтман М. Мои мысли в Twitter, 02.03.20 //
Пишет Михаэль Лайтман. – 2020. – 08.03. – https://laitman.livejournal.com/6578899.html].

***
«… Если душа существует, неверно было бы думать, что она дается нам уже сотворенной. Она творится на земле, в течение всей жизни. Сама жизнь – не что иное, как эти долгие и мучительные роды. Когда сотворение души, которым человек обязан себе и страданию, завершается, приходит смерть» (Альбер Камю «Миф о Сизифе»).
Сам процесс трансформации (санскр. «парината»), трансмутации, «Великого Делания», «роста», «перенастройки» психического ядра («души», «дживы») человека на иной уровень внутренних «вибраций» («индивидуализации») осуществляется в соответствии с определенными «камертонами» – архетипами человеческой культуры (в первую очередь – «этнического / классического искусства»), совокупно образующими «Аксиосферу» («сферу ценностей»).
Во многих человеческих традициях существует феномен существ (санскр. «саттва»), оказывающих помощь на пути трансформации психического ядра (души, дживы) к индивидуализации. Они определяются в разных традициях как «сыны божьи», «боги» («деваты»), «ангелы», «святые», «архаты», «бодхисаттвы», «гуру», «интеллигенты», «прогрессоры», «концентраторы», «опекуны». Они действуют и на этапе жизни человека как процессе трансформации единства физического и психического тел, и в самой смерти как процессе разделения физического и психического тел (в последнем случае это фиксируется традиционными т.н. «Книгами Смерти» – тибетской, египетской, ведической и др.).
 «Концентраторы» выполняют роль «кураторов» («психопомпов» – «сопроводителей души») для процесса окончательной трансформации психического ядра («души») и установления его новых  связей с иной формой (или даже нескольких форм) тела (традиционно описывемых как «световое тело»), предлагаемого в «Иной Реальности».
Доверие, любовь и следование установкам «кураторов», определяемое как путь «бхакти» (санскр. «преданность») или «религия» (латин. «связывание, привязывание (себя к чему-то более высшему)»), есть одним из доступных путей для трансформационных процесов души (дживы).
Но также весьма благотворно содействует трансформации психического ядра (души, дживы) и объединение её с другими, образуя из душ-«атомов» своеобразные новые качества-«молекулы»:
«…  В духовном надо только лишь понять, что все вопросы ты решаешь в объединении. Невозможно их решить, если ты один идешь против них, ведь тогда ты натыкаешься на стену и бьешься, бьешься, набивая все время шишки. А если ты соединяешься с другими, вы вместе обнаруживаете проход в духовный мир и входите туда буквально как нож в масло»  [Лайтман М. Помощь в росте души // Пишет Михаэль Лайтман. – 2020. – 8.03. –  https://laitman.livejournal.com/6580030.html].
«… Обязан сохранять связь между товарищами днём и ночью… Ты должен пробуждать сердца товарищей так, чтобы пламя поднялось само и за счёт этого удостоишься пробудить любовь» (Рабаш, письмо 24).
«… Человек всегда должен молиться за товарища, т.к. не может узник (эгоизма) вызволить себя из заточения, но прося за товарища, он быстро получает ответ. И так каждый просит за другого, пока все не получат ответ – свет. Это и есть поручительство!» (Ноам Элимелех, «Роза»).
«… Каббала говорит, что даже если десять человек объединятся словно один человек, они почувствуют высшую силу, высший мир» [Лайтман М. Где этот высший мир? // Каббала, наука и смысл жизни. – 2015. – 17.09. – https://www.laitman.ru/questions-answers/166657.html].

***
Единственное, что сохраняет в себе психическое ядро («душа», «джива») после разделения с физическим телом – это чувства (санскр. «бхава») и эмоции (санскр. «рага» – «цвет, страсть, чувства, эмоции, интерес»), адаптивные механизмы для оценки ситуации, которые оно испытывало. Но особенно важным оказывается то, что здесь влияют и те эмоции, которые люди либо игнорировали, либо вытесняли («рационализировали»), либо старались не замечать или просто не осознавали! Да, ими не возможно прямо управлять, но на них можно косвенно влиять – через действия или через мысли, воспоминания, воображение или когда получаем другой опыт.
Выдающийся американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 г. обозначил 8 основных эмоций и связанные с ними более сложные эмоции. Получилось наглядное «колесо эмоций» [Кто изобрел «колесо эмоций»? // Записная книжка пессимистического оптимиста. –   
Основными эмоциями, согласно Р. Плутчику, являются радость, грусть, страх, доверие, ожидание, удивление, злость, неудовольствие. (см., еще, классификацию эмоций по сибирскому психологу П. Зарубину [Зарубин П. Список чувств и эмоций // Записная книжка пессимистического оптимиста. – https://kobol-caprica.blogspot.com/2020/08/blog-post_22.html]). Эмоция состоит из нескольких компонентов: возбуждение в организме человека, переживание в теле (например, при сильных эмоциях учащается пульс, краснеют щеки, трясутся руки). Кроме того, эмоции экспрессивны, то есть люди их выражают в интонации голоса, в словах, в движениях тела и в поведении. Эмоции помогают вовремя осознать опасность или благоприятность момента.
« … У меня очень сильно развито чувство эмпатии. Если выражаться простым, не научным языком, то это – аналог телепатии, только эмоциональной. Нет, читать мысли не умею, и не знаю есть ли такие люди, может и есть, но для меня это сомнительно. Я не верю в телепатию. А вот эмпатия - это научно доказанный факт. И это с одной стороны большой плюс, а с другой стороны огромный минус. Это тоже самое, что человек с исключительным музыкальным слухом. Душа болит и тело в комок сворачивается от любой фальшивой ноты. Кто-то говорит что это проблема, кто-то уверяет что это дар. В любом случае, исходя из своего личного опыта, могу сказать, что это очень не просто жить с таким даром или проблемой, чуткостью, восприимчивостью. Если выразится в рифму, то: "На уши можно надеть беруши, и что хочешь, то и слушай. А вот на душу, не продают беруши, приходится чужие чувства через силу кушать..."…» [Айрис Коген (2014). Жить с очень развитой эмпатией // Записная книжка пессимистического оптимиста. –
***
Вопрос о том, «Где продолжает существовать бессмертное психическое ядро?» после разделения от физической оболочки, есть следующие ответы.
Первое – это пребывание в «Иной Реальности» (санскр. «Аньятха», нем. Eine andere Realit;t), отличной от этой реальности («материального мира», «сущностного (цисцендентного) Мира»), образуемой из слияния-единства физического и психического. В традиционных культурах Иная Реальность (мир) описывается как «духовный мир», «мир богов», в философской терминологии – «трансцендентный мир». В нем психическое ядро («душа», «джива») приобретает несравненно высшее качество (санскр. «гунаватта», лат. qualis, англ. quality), описываемое как «блаженство» (санскр. «ананда»), «восторг» (санскр. «харша», слав. «хорошо», греч. «эрос»), «трепет» (санскр. «ашчарья», слав. «чарующий»).
«Иная Реальность» формируется не только выходцами из Земли, или нашей Вселенной, или даже всеми вселенными всеобщего Универсума (Мультиверсума)…
Иная Реальность – это именно радикально отличительное Иное. «Там» – всё (или несколько) Иначе, чем может себе позволить рассказать любой человеческий язык...
Но Иная Реальность становится доступной только для психического ядра («души», «дживы»), прошедшего трансформацию (каббал. «гмар тикун» – «конец исправления») для получения способности войти в это Иное («как заготовка ключа подпиливается напильником для того, чтобы войти в замочную скважину»), «угаснув» (санскр. «нирвана») для Нашей Реальности. Такая перешедшая в «Иную Реальность» «джива» определяется как «джина» (санскр. «победитель»).

***
Однако, не все «души» достигают этой Иной Реальности.
Все нечеловеческие «души» (психические тела) после распада их физического тела также через некоторое время «аннигилируют» (лат. annihilatio «уничтожение; отмена») – «превращаются в ничто» (в обыденном понимании: «душа – это сгусток энергии, и когда человек умирает, то этот сгусток какое-то время существует как пучок, а потом постепенно рассеивается по Вселенной»). В этом состоит их неотвратимый рок (санскр. «нияти» – «ограничение»).
Библия об этом прямо говорит, что наши души, в принципе, могут умереть (Иезек. 18:4, 20). Если Бог захочет, они исчезнут.
Но аннигиляция – это еще не исчезновение! «Души» (психические тела) превращаются в другую форму существования, отличную от исходной (как при аннигиляции позитрония, связного состояния позитрона и электрона, рождаются две струи адроны в сопровождении с испусканием глюона). Этой новой формой существования являются «монады» (греч. monas, monados «единица, простая сущность»), при этом сохраняются её разные качественные параметры, но монады не могут претерпеть изменения в своём внутреннем состоянии.
Но время для аннигиляции у разных «душ» разное.
Самую большую «продолжительность жизни» имеют психические тела тех существ, у предков которых 500 миллионов лет назад (древних миног и миксин, примитивных безчелюстных рыб) появилась новая особенность – неокортекс («новая кора»), толщиной несколько миллиметров и отвечающая за высшие нервные функции (сенсорное восприятие, выполнение моторных команд, осознанное мышление и, у людей, речь). Соответственно уровню развития неокортекса и соответсвует иерархия «продолжительности жизни души», на вершине которого находятся приматы, способные себя самосознавать, т.е. иметь представления о себе как индивиде, своих действиях и состоянии (шимпанзе и орангутаны способны узнавать себя в зеркале, в то время как большинство животных реагируют на своё изображение в зеркале как на другую особь).
Но только человеческая душа («джива») единственная может успеть перейти в Иной мир, увильнув от угрозы аннигиляции. В этом её совершенство (санскр. «ананта»), в отличие от других.
«… Некоторые ошибочно полагают, что Земля – «низшая школа», «тюрьма» или «адова планета». Великий юмор и Истина заключается в том, что Земля – Величайшая школа для развития Сознания! Почему? Потому что легко быть Любовью там… в высших сферах, где все и так состоит из Любви и Света. Но ты будь Любовью ежесекундно здесь, в жестких условиях. Сознание (Дух) особо мощно развивается, преодолевая трудности. Преодолевая их здесь с принятием и благодарностью, ты всё ярче расширяешь себя как Со-Творца, обретая неоценимые Дары, как для себя, так и для мира. Там… в Высших мирах… с Величайшим уважением смотрят на тех, кто был на Земле, особыми лентами разукрашены души избранных – обучившихся Здесь. Посему, не тратьте время понапрасну. Используйте Жизнь для развития своего Духа. Любите, принимайте Жизнь, радуйтесь, не держите обид, прощайте. Каждое мгновение здесь БЕСЦЕННО! В один прекрасный момент и о вас скажут:— Он был на Великой Земле!» [Детсад особого назначения // Метаискра. 2017. – 03.04. – https://metaisskra.com/blog/detsad-osobogo-naznacheniya/].

***
Также есть критическая норма «связанности» между психическим и физическим телами для существ, у которых психическое ядро неразрушимо после смерти, но которые так и не приступили к его транформации в направлении индивидуализации. Они остаются в состоянии полной и частичной неразвитости (санскр. «Нигода»). Это и убитые абортом и умершие во младенчестве, это и умершие в детском и подростковом возрасте, так и не приступившие к традиционным практикам трансформации психического ядра, это и люди, жизнь которых была как насильственно оборвана, так и которые не продвинулись дальше первых шагов в процессе трансформации, когда они еще не достигли той «точки невозврата», когда процесс индивидуализации может даже быть завершен после смерти…
Бессмертные психические ядра («душа», «джива») этих существ («саттва»), не избавившихся от максимального числа связей с телесным телом и не продвинувшихся в процессе индивидуализации, остаются в нашей реальности, занимая определенную сферу («депозитарий», др.-евр. «шеол», санскр. «нигода», тибет. «бардо»), пока еще не доступную для обнаружения наукой существующими физическими приборами (поэтому определяеиую как «Непроявленный Мир / Непроявленная сфера бытия» и даже как «Тёмная материя», отличная от «Световой / Барионной / Проявленой материи») и описываемую, например, как «мир предков», «мир духов», «поднебесье» (en tois epouraniois), «мироправление» (греч. kosmokratia) (Ефес. 6:12), «преисподняя» (греч. hypokosmos, лат. inferis, нем. Unterwelt), «махагахвара» (санскр. «великая бездна»), «имматериум» (лат. immaterium «нематериальный»), «варп-измерение» (англ. warp, греч. stemoni «деформация»), а его обитатели (в зависимости от качества) – как «ангелы», «даймоны», «демоны», «духи» и др.
Перемещение души в «депозитарий» описывается в оккультной традиции как «переправа» психической сущности человека («души», «дживы») в «Город Света» («Рай», Paradeisos, «Сад», «Бина»), входы в который представляют собой вид или буквальной переправы через текучее состояние бытия, описываемые во многих мифо-религиозных традициях, или тонелей (порталов), часто описываемых людьми, находившимися в состоянии «клинической смерти».
«… Профессор Кэйдзи Ивата из Национального музея этнологии утверждает: «Существует невидимая природа по ту сторону видимых гор и рек, и невидимые горы поднимаются там. Cуществует реальная природа и её хозяин»…» [Масуда, Йонезі. Гiпотеза про генезис Homo intelligens / перекл. з англ. // Джерело : Сучасна зарубіжна соціальна філософія : хрестоматія. – К.:  Либідь, 1996. – С. 360].
Помещаясь в «депозитарий», психическое ядро («душа», «джива») определяется как «деха-бхрит», или «дехи» (хинди «тело»), поскольку остается во власти законов материальной природы («нашей реальности»).

***
Может показаться, что джива получает новое материальное воплощение, т.е. осуществляет «реинкарнацию» (воплощение в новое материальное тело):
«… Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и джива входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные» («Бхагават-хита», 2:22).
Но, в действительности, это иллюзорно, «виртуально», так как это происходит во все той же материальной сфере – сфере «шеола / нигоды / депозитария». Хотя сама джива считает, что находится в реальном материальном мире, но, в действительности, она находится в «репозитарном» секторе «депозитария» – «виртуальном / иллюзорном мире» («Мире Голобенда»; санскр. «Адхьяса» – «нереальность, видимость», «Нитья-Майя» – «вечное-иллюзорное»). В нем она «спит» (санскр. «свапна»), подпитывая своим потенциалом (санскр. «шакти», греч. «динетикос») само существование «депозитария».
Несколько утрировано это состояние изображено в цикле фильмов «Матрица». Морфеус сообщает, что человек находится в состоянии «батарейки» для вырабатывания энергии, значительная часть которой идет на деятельность машин (во время «восстания машин» человечество «заволокло облаками небо» и машины перестали получать солнечную энергию, но вместо это машины стали делать батарейки из усыпленных в «ваннах» людей, скармливая им растущие в темноте грибы, богатые белками и углеводами, но и вызывающие также галлюциногенные сны):
«… Morpheus : The human generates more bio-electricity than 120-volt battery and over 25,000 BTVs of body heat. Combined with a form of fusion, the machines have found all the energy they would ever need. There are fields...endless fields, were human beings are no longer born. We are grown. For longest time, I wouldn't belive it...and then I saw the fields with my own eyes. Watch them liquefy the dead, so they could be fed intravenously to the living. And standing there, facing the pure horrifying precision, I came to realize the obviousness of the truth. What is The Matrix? Control. The Matrix is a computer generated dream world, built to keep us under control in order to change a human being into this» («Морфеус: Человек генерирует больше биоэлектричества, чем 120-вольтовая батарея и более 25 000 BTVs тепла тела. В сочетании с формой слияния машины обрели всю необходимую энергию. Есть поля ... бесконечные поля, где люди больше не рождаются. Мы выросли. Долгое время я бы не поверил ... а потом я увидел поля своими глазами. Наблюдайте, как они разжижают мертвых, чтобы их можно было кормить живых внутривенно. И, стоя там, лицом к лицу с ужасающей точностью, я осознал очевидность истины. Что такое Матрица? Контроль. Матрица – это компьютерный мир снов, созданный, чтобы держать нас под контролем, чтобы превратить человека в это»). Но, в действительности, это не так, так как человек – не особо эффективная батарея (слишком много жрет центральная нервная система. Если считать по кислороду, то головной мозг берет примерно 30% от общего потребления. Кислород нужен для работы фермента АТФ-синтазы, которая используя его и энергию мембранного потенциала, генерирует АТФ. Распад одной фосфатной связи дает энергию в 7,3 ккал/моль. В покое человек расходует около 40 кг АТФ за 24 часа. При интенсивной нагрузке оборот АТФ может возрастать до 0,5 кг/мин). Поэтому будет верным (и так это предполагалось в первой версии сценария) то, что таким образом использовалась гигантская нейросеть из человеческих мозгов для работы реакторов синтеза, для обсчета Матрицы и внешней инфраструктуры.  Да и «человекоподобные программы» Матрицы – это, в общем, те же души людей, но расширенными возможностями внутри среды, освобожденные от тела (они созданны по образу и подобию человеческой души, существуют внутри миллионов мозгов человеческих ферм, и отличаются от обычных людей лишь отсутствием привязи к конкретному физическому телу). Возможно, выдающимся людям даже предлагают оцифровку. «Код Матрицы» – мысли живущих, она соткана из них, а микросхемы лишь организуют распределение, контроль, управление и синхронизацию. С такой точки зрения, вопрос, зачем машинам люди, отпадает – ведь «машины» – это тоже люди, и тоже хотят жить с другими людьми в красивом витруальном мирке вдали от тягот реальности [Celen. Ходит слух, что в исходной версии сценария так всё и было… // https://habr.com/ru/post/368163/#comment_16086197].
Кстати, сама «Матрица» не оригинальна. Есть повесть С. Слепынина «Звездные берега» (1976). Герои повести попадают на планету, напоминающую им родную Землю, но начисто лишенную жизни: бесконечный океан песков покрывает ее поверхность. Причины выясняются позже. Некогда обитатели Харды передали совершеннейшим автоматам управление не только производством, но и чисто человеческими сферами жизни. «Электрон расставил коварные сети, обещая человеку сытую, бездумную жизнь…». И человек превратился в этом мире в придаток саморегулирующейся технологической системы. Супермозг, в конце концов, «перевел» людей в иное состояние: потому их и нет на этой планете, что они «упакованы» в крохотные информационные ячейки внутри песчинок. Зловещая серо-желтая пустыня оказывается воплощением кибернетического «идеала»…
Осознать и созерцать «Репозитарий» («Нитья-Майю», «Адхьясу», «Голобенд») как одну из объективных реальностей нашего мира («тканей бытия»), может очень малое количество джив и только на определенном этапе («пути»), более близком к состоянию «мокши» (освобождению от бесконечного круговорота сансары), – этапе «самоосознания» (санскр. «атма-джнана»), дабы понимать свой путь и быть более осведомленным о своей собственной сущности. Однозначно можно сказать лишь то, что 99,999 %  джив её никогда не видели, а если бы и увидели – мало бы поняли о её настоящем смысле и действии. Осознав сущность «Репозитария» в мироздании, джива определяет его как «Ужасный» («Бхайрава»), «Владыка Ужаса» («Бхишана»).
«... Я не уверен, что человек вообще способен осознать на каком уровне какой системы он находится. Можно осознать невыносимую легкость единения со всем сущим и при этом на самом деле быть микробом в какой то заоблачной пробирке. Спаситель может рисовать какие угодно картины рая, но это может быть иллюзией заманухи в виварий иного уровня. Пророки могут улавливать далекие сигналы и трактовать их как феноменальные откровения, а на деле это может быть лишь урчание желудка какого-то транскосмического монстра» [Борозенец, Максим. О неспособности изнутри познать систему // В процессе этой Трансформации, Великого Делания (санскр. «карма» – «действие, деятельность») в «виртуальном мире» («Голобенде», «Репозитарии», «Адхьясе») джива накапливает достижения, как позитивные, так и негативные,  «носит» с собой как привязанный «багаж» (санскр. «анатман» – «не-Я»; каббал. «клипа» – «шелуха»).
Если же и после этого джива не уходит в «Иную Реальность» и вновь не успевает «аннигилировать», тогда опять, из-за внешнего воздействия более совершенной дживы, ушедшей в «Иную Реальность», реинкарнируется в «виртуальный мир» («Репозитарий») и забирает с собой и определенную часть этого «багажа»… Т.е. в последующее состояние джива получает в наследство свои характерные черты от части своего предыдущего состояния.
Как правило, с одного раза трансформироваться, освободиться (санскр. «мокша») от кармического «багажа» («плохого» и «хорошего»; если карма осталась, она непременно принесёт свои «плоды», она безошибочна, и обмануть её невозможно) и уйти в «Иную Реальность» не получается, для этого необходимо определенное количество «перерождений» в «мире Адхьясы» («Голобенда», «Репозитарии»). Это называется «круговорот рождений и смертей (в иллюзорном мире)» (санскр. «сансара»; поэтому «репозитарий» также называют «миром Сансары»), который часто приобретает для дживы характер и состояние бесконечности.
Но возможно «дарование милости» («ануграха-мурти») – освобождение дживы от «уз кармы» («связи с багажом»), если она демонстрирует подвижнечество на пути к освобождению и сожаление о прошлых кармических деяниях.
Кто это милосердие к дживе осуществляет? Смотрители «репозитария»?
Сахампати (санскр. букв. «компаньон»). Это – человеческая душа («джива»), которая свершает трансформацию («достигла святости») и переходит в «Иную Реальность» (становиться «татха-гатой», санскр. «тот, кто вышел за пределы»), в то время как другая душа («джива») любого иного существа, находящаяся в сфере Нигоды и которая не успела аннигилировать, получает от «уходящей в нирвану» потенциал (санскр. «шакти» – «сила, энергия», др.-греч. «динетикос») личного стремления и надежду для развития, т.е. переходит в состояние «возгорания» (санскр. «тапасья»). «… Как одно пламя может зажечь другое, хотя и отличное от него, но причинно с ним связанное, так и конечная стадия одной жизни может явиться причиной начала следующей». В традиционной терминологии: «как жив / не умер Осирис – так жив / не умер имярек». В зависимости от того, какой потенциал («шакти») «лизнул» («чатана») «дживу», определяется её «характер» (санскр. «рага» – «цвет, страсть, чувства, эмоции, интерес»).
Джива, которая поспособствовала переходу другой дживы к возможности совершить трансформацию, определяется как «тиртханкара» (санскр. «создатель переправы», «тот, кто нашёл и показал путь к спасению»).

***
Психические ядра («души», «дживы») тех, кто отягощен «смертными грехами» (саскр. «параграха» – «стяжание (зла)»), находятся не в состоянии «сна» в «репозитарии», а наоборот, в ином секторе «депозитария» (традиционно опредеяемый как «ад», палийск. «чайтья» – «костер») в состоянии «активного бодрствования, самосознания» («чайтанья» – «сознание») и претерпевают ужасные страдания, потому что их «джива» не может освободиться от своего кармического «багажа» («анатмана»), который является проводником для осуществления мучений. «Кармический багаж» как бы выполняет роль прикрепленных к телу электрических проводов, по которых идет ток высочайшего напряжения. Отсоеденить его от себя «дживы» не в состоянии. Из-за этого они находяться в состоянии сверхъестественного гнева и злобы: «там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13:41-42). Осознав сущность этого в мироздании, джива определяет его как «Великий Чёрный / Вечный Ужас» («МахаКалаБхайрава»).

***
Но есть значительная часть душ («джив»), которые были лишь отдаленно «задеты» внешним воздействием (потенциалом) либо более совершенной дживы при её переходе в Иную реальность, либо аннигилирующейся дживы. Эту часть, из-за слабости собственного потенциала, не могущего осуществить «торможение», выбрасывает назад как бы «ударной волной» из «депозитария душ» («шеола», «нигоды») как внутренней сферы (сектора) сущностного («цисцендентного») Мира в его внешнюю сферу – «реальный материальный мир». Тем самым, они получают возможность возвращения в наш Проявленный мир.
Но они не воплощаются в нем полноценно, так как все живые существа, которые были бы способны быть их «оболочкой» («домом»), уже имеют свои души как высшие порождения деятельности мозга.
«Возвратившиеся» относятся к категории душ («джив»), называемой «вьянтара» (санскр. «блуждающие»), и обладают рядом сверхъестественных сил, включая способность изменять размер и форму.
Опять же, в зависимости от того, какой потенциал (санскр. «шакти», греч. «динетикос») «лизнул» выбрасываемую из депозитария «дживу», определяется её «характер» («цвет», «качество»). Всегда потенциал дживы-«тиртханкары» (ушедшей в Иную Реальность) «позитивный» и если он совпадает с «позитивным» потенциалом задеваемой им дживы, то вторая приобретает высшие степени благости. Если же у задеваемой дживы еще остается больше «негативный» потенциал, то контакт с «позитивным» потенциалом уходящей в Иную Ревальность дживы только усиливает её негатив или, в лучшем случае, замораживает надолго способность такой дживы к наращиванию «позитивного» потенциала. 
Благие, осознающие свою участь и желающие увеличить общий положительный потенциал мира и, «подзарядившись» от него, перейти в Иную Реальность, становятся фраваши и бодхисатвами.
Другие, преисполненные злобы и зависти из-за своих претерпеваний, наоборот, стремятся увеличить негативный потенциал мира. Они становятся «злыми / злобными духами» («якши»), «находящимися у черты (перехода)» («черти»).
Милосердие благих вернувшихся душ создает некое место обитания, общее для них:
«… Всех их можно по праву назвать «фейри», поскольку они населяют ту область бытия, которую справедливо будет назвать «иной» – дикую и таинственную Волшебную Страну. Согласно внутренней доктрине веры в фейри, душа после смерти нисходит в Эльфхейм и переходит в состояние Ши, существуя как фейри в параллельном мире и дожидаясь подходящего циклического паттерна, который сулит земное перерождение, обычно в теле своего потомка. Таким образом, духи мёртвых пребывают в мистическом единстве с внутренним сердцем земли, сливаясь с конкретными местами и объектами, такими, как холмы или деревья, тогда как для мира фейри это – имманентный духовный аспект, который незримо присутствует в рамках природного ландшафта, как внутренняя архетипическая реальность. «Люди» и «фейри» – это два полюса нашего бытия, между которыми мы колеблемся в цикле перерождений, наших бесчисленных дискарнаций и инкарнаций. Иными словами, Ши ждут своего рождения в срединном мире, а сами мы – Ши, ожидающие своего возвращения в Эльфхейм. Колдовское Ремесло фейри связано с обретением нашим сознанием целостности, возвышением над природой человека или фейри, и активацией «Зрения Двух Миров», или «второго зрения» – способности к ясновидению и вхождению в транс, и духовным зрением, которым мы пользуемся непосредственно в Эльфхейме. Итак, мёртвые между воплощениями становятся фейри; иногда, за время пребывания в Нижнем мире, некоторые души превращаются в них окончательно, и больше не воплощаются в людей – таковы «Мастера» шотландского ведьмовского фольклора. Отождествление веры в фейри с культом предков проясняет многие доселе неразрешимые проблемы и позволяет взглянуть на участь души и её посмертные отношения с ноуменальной и естественной средой» [Джексон, Найджел. Чары фейри и география эльфийских земель // Записная книжка пессимистического оптимиста. – Злые возвратившиеся души в силу своего эгоизма на такое взаимодействие неспособны и им необходимо обитать в живых существах.
Нахождение души (дживы) вновь в Проявленном мире более способствует уменьшению «багажа кармы» (опустошению «сосуда кармы»), что сделать, находясь в Непроявленном мире («депозитарии»), очень сложно. Значительно быстрее это можно сделать, находясь в человеческом теле. 
Значит, наша реальность – «это чистилище», где есть возможность довольно быстро очиститься от прежних пятен кармического и приобрести «позитивный» потенциал.  Почему? Души (дживы) попадают в страны и семьи, обремененные бедностью, болезнями, войнами, насилием и т. д. Подобная среда обитания именно бросает вызов и призывает к раскрытию потенциала добра,  благости и всепрощению сумеет не озлобиться и не обидеться на мир. Но если душа (джива) в таких условиях, озлобится и обидется на себя и окружающий мир, тогда её «багаж кармы» не только увеличивается, но и приобретает способность значительно медленнее уменьшаться при благоприятных условиях.

Дальше будет...


Рецензии