Италия. Флоренция родина Возрождения
В годы Священной Римской Империи (после 800 года), когда северные императоры лишь изредка наведывались на юг, чтобы утвердить свою власть, итальянские города были относительно независимыми. Флоренция, лежащая на пересечении торговых путей, к ХІІ веку превратилась в столицу Тосканы. Флорин стал наиболее устойчивой валютой в Европе.
Успехи в экономике способствовали подъёму культуры. Флорентийцы Данте (1265-1331) и Джотто (1267-1337) стояли у истоков Итальянского Возрождения. Оно начиналось попытками воскресить затоптанную веками раннего средневековья античную культуру.
Живописные работы Джотто лучше всего сохранились в росписи Капеллы дель Арена в Падуе, куда мне удалось заглянуть на час, оторвавшись от нашей тур-группы. Однонефная капелла 20х9х13 м была построена на развалинах римского амфитеатра в начале 1300 годов Джотто расписал стены этой небольшой церкви тремя ярусами картин, описывающих историю Марии, рождество Иисуса, его чудотворчество, распятие и вознесение. Торцевую стену занимает фреска «Страшного Суда». Из центра капеллы можно хорошо рассмотреть все картины в правильном ракурсе. Они связаны тематически, но каждая является самостоятельным произведением.
Живопись Джотто очень лаконична. В ней почти нет второстепенных деталей. У всех персонажей большие головы, лица с узкими глазами, сдержанные жесты, но при этом, положением туловища и рук, направлением взгляда передаются тончайшие переживания и страсти. Эмоциональная напряженность и художественное совершенство этих картин завораживают. Джотто впервые населил свои фрески живыми людьми вместо условных образов византийской иконографии.
В ХІ; веке во Флоренции пришли к власти торговцы – банкиры Медичи. До Х;ІІІ века Флоренция и Тоскана ассоциировались с их именем. Козимо Старый, прозванный Отцом Отечества, правил Флоренцией в 1434-64 годах. Он финансировал учёных и художников, построил прекрасную библиотеку. Внук Козимо, Лоренцо Великолепный, правивший в 1469-92 годах, сам писал стихи. При его дворе блистал Леонардо да Винчи. Лоренцо как сына опекал юного Микеланджело Буонаротти.
В 1532 году семья приобрела наследственный титул герцога. Ставший в 1537 году Великим Герцогом Тосканы Козимо І укрепил власть Медичи после 45 лет изгнания, а его преемник Франческо І основал галерею Уффици. Последняя представительница семьи – Анна Мария умерла в 1743 году. Она завещала Великому Герцогству все сокровища Медичи при условии, что они никогда не покинут Флоренцию. Продолжила традиции меценатства и пришедшая к власти семья Лорена. В результате сегодня вся Флоренция –подлинный музей. Глядя на этот грандиозный город – музей с холма, на котором возвышается древняя церковь Сан Миньята, с грустью понимаешь, как мало можно увидеть за два дня.
Над черепицей городских крыш возвышаются: Торро – сторожевая башня Палаццо Веккио (Старого дворца ХІІІ века), 85-и метровая колокольня Джотто и грандиозный купол кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре. Его автор Филиппо Брунеллески (1379-1446) – основатель архитектуры Высокого Возрождения, неутомимо собирал в Риме остатки античных памятников. По свидетельству жившего в Х;І веке историка Вазари «его интересовала архитектура прошлого, её древние, прекрасные законы, а не немецкие, варварские, которые были в ходу в то время». Герцен позже писал: «Климат Италии слишком светел для умерщвления плоти. Итальянца тянет из-за готической стрелки к спокойному куполу, он не стремится вместе с теряющимися колоннами... туда, – ему и здесь хорошо».
Брунеллески построил на высоте 107 метров сорокаметровый купол флорентийского собора. До сих пор не понятно, как ему это удалось. Известно лишь, что работы велись изнутри, без наружных лесов, а форма купола отвечает требованиям максимальной устойчивости, рассчитанным современными методами строительной механики.
Друг и соратник Брунеллески – Донателло (1386-1466), первый скульптор Высокого Возрождения. Он сделал в 1444 году конную статую генерала Гаттамелаты, в Падуе. Сорок лет спустя Верроккьо создал непревзойдённый конный монумент кондотьеру Коллеони в Венеции (копия в московском Пушкинском музее), после чего мода на конные статуи разбежалась по миру вплоть до Петра І в Петербурге, генерала Шермана в Нью-Йорке, Юрия Долгорукого в Москве и маршала Жукова в Екатеринбурге.
Рано умерший флорентиец Мазаччо (1401-28), стал основоположником живописи Высокого Возрождения. Через сто лет после Джотто в своих фресках он демонстрировал владение законами перспективы и недоступное предшественникам мастерство светотени. Вспоминая персонажи на фресках Мазаччо: «Троица» и «Изгнание из рая», Беренсон писал: «Мне кажется, я смог бы даже обойти вокруг них».
Мы смотрим на Флоренцию с горы Сан Миньята вместе с «Давидом», ставшим, благодаря гению Микеланджело, символом, олицетворяющим Италию. Бронзовая копия знаменитого мраморного гиганта установлена на площадке, носящей имя скульптора, в том самом месте, где он в 1529-30 годах строил укрепления, защищая родной город от объединённых сил испанского императора и папы римского.
Подлинный «Давид» стоит теперь в зале флорентийской Академии, и хотя он хорошо виден и освещён, ему тесно под крышей. Настоящее место этой четырёхметровой статуи на площади Синьории, где он первоначально и был установлен у входа в Палаццо Веккио. Там его заменила ещё одна копия. Выражение спокойной уверенности и готовности к бою на лице и в фигуре с закинутой за спину пращой. Краткая передышка перед решающей схваткой.
В 1501 году Микеланджело получил в своё распоряжение мраморную глыбу, пролежавшую 35 лет во дворе кафедрального собора, и за три года «извлёк» из неё своего «Давида». Как он сам написал: И высочайший гений не прибавит\\ Единой мысли к тем, что мрамор сам\\ Таит в избытке, – и лишь это нам\\ Рука, послушная рассудку явит.
(Перевод М.Эфроса)
Свидетельство о публикации №220082301652