Запрещенное кино. Скворец и Лира 1 серия

Добрый вечер, уважаемые читатели!

Сегодня мы с Вами будем виртуально смотреть фильм «СКВОРЕЦ и ЛИРА» (именно такое начертание названия в титрах) великого советского кинорежиссера Григория Александрова с его супругой великой советской киноактрисой Любовью Орловой в главной роли, снятый до 1973 года на киностудии «Мосфильм» при участии киностудий: «Баррандов», ЧССР, «ДЕФА», ГДР.

Фильм «СКВОРЕЦ и ЛИРА» должен был выйти на экраны страны в 1974-75 году, но по неизвестной причине в прокате не появился.

О съемках фильма было много сообщений, в частности  в журнале «Советский экран» №7 за 1973 год, и газете «Известия», в которой Григорий Александров в интервью говорил:
«Свой фильм я посвящаю людям советской разведки. Это - люди с большой буквы, настоящие борцы и патриоты родины. Но мой фильм - не детектив. Определяя его жанр, я подумал, что лучше всего его назвать «документальной легендой». Действительно, то, что сделали Фёдор и Людмила - Скворец и Лира - поистине легендарно».

Были и другие анонсы и сообщения, а затем как-то все затихло.

В конце 1973 года было завершено финальное озвучивание картины, но буквально сразу после этого ночью Любовь Орлова в тяжелом состоянии была доставлена в больницу. Для нее работа над фильмом завершилась.

Разумеется, о творческом дуэте Александрова и Орловой, длившемся 40 лет, написано много статей, изданы книги, сняты документальные и телевизионные фильмы и сериалы. Но ни один из авторов не может дать убедительной версии ответа на вопрос – почему «СКВОРЕЦ и ЛИРА» - фильм о советских разведчиках-нелегалах – не вышел в прокат к 30-летию Победы.

Ничего нам не сказали и главные авторы указанного фильма – Григорий Александров не опубликовал свои подробные воспоминания, а Любовь Орлова более года болела (онкология поджелудочной железы), и в возрасте 72 года 26 января 1975 года ушла  от нас навсегда.

У кинокомментаторов «в ходу» пять основных версий причин запрета на прокат фильма «СКВОРЕЦ и ЛИРА»:
1. качество киноматериала;
2. запрет со стороны КГБ;
3. «шпионский скандал» с советской разведкой в ФРГ, совпавший по времени с планировавшимся выходом фильма;
4. запрет по линии МИД, ввиду слишком жесткого показа роли США  в развязывании войны, что шло в разрез с наступившим временным улучшением отношений с этими странами;
5. личная просьба Любови Орловой, которой не понравилась своя игра в фильме, что, якобы, могло привести к повторению провала фильма с Орловой в прокате, что уже произошло с фильмом «Русский сувенир» в 1960-м году.

В итоговом комментарии мы выскажем свое мнение по вероятности перечисленных версий.

Как обычно для просмотра мы будем использовать раскадровку, в котором будем рассказывать о фильме «СКВОРЕЦ и ЛИРА».

КАДР 00

Этот кадр не относиться к фильму «СКВОРЕЦ и ЛИРА», а показывает эпизод из документального фильма «Больше чем любовь. Любовь Орлова и Григорий Александров», вышедшего на телевизионном канале «Культура» в 2003 году.

Обращаю Ваше внимание на год выхода этого документального фильма, потому что в 2020 году фильм «Больше чем любовь. Любовь Орлова и Григорий Александров» был под СТАРЫМ названием ПЕРЕВЫПУЩЕН с новым содержанием, где больше внимания было уделено не нашим киногероям Александрову и Орловой, а владельцу их бывшей дачи во Внуково  (вместе со всем имуществом и архивами!) адвокату и коллекционеру Александру Добровинскому – я думаю, вам эта фамилия знакома.

На кадре Нонна Голикова - внучатая племянница (внучка сестры) Любови Орловой - рассказывает интересный эпизод, связанный с началом работы Григория Александрова над киносценарием для фильма «Скворец и Лира».

В 2014 году Нонна Голикова опубликовала книгу «Любовь Орлова» в серии ЖЗЛ издательства «Молодая Гвардия», где повторяет свой рассказ из вышеупомянутого документального фильма, тексты незначительно отличаются, но мы дадим прямую цитату из книги: 

«Итак, пьесы не было, новых ролей не было, и Григорий Васильевич всё никак не начинал новый киносценарий, где была бы роль для неё (для Орловой). Тогда она решила прибегнуть к крайним мерам. Помню, как вдруг, без всякого предупреждения, к нам явилась Любочка с маленьким чемоданчиком. «Нонночки! Я к вам насовсем. Не вернусь домой, пока Гриша не напишет новый сценарий!» решительно заявила она, освобождаясь от платка и шубки. Мы с мамой, умирая от смеха, сделали серьёзные лица и стали накрывать на стол. Не прошло и десяти минут, как раздался телефонный звонок. Я сняла трубку и погрузилась в ласковый бархат Гришиного голоса.

— Машенька, Любушка у вас?
- Да.
— Можно её к телефону?
Люба замахала руками, и мне пришлось сказать:

— Она не хочет брать трубку.

Буквально через несколько минут телефон зазвонил снова.
 
— Я написал уже три страницы. Может быть, Любушка возьмёт трубку?

— Люба, он уже написал три страницы — возьмёшь трубку?
— Пусть напишет ещё хотя бы десять! — воскликнула она.

И только на третий его звонок она, наконец, подошла к телефону. Не знаю, что говорил Григорий Васильевич, я слышала только трижды повторенное ею одно слово: «Да!» Но как по-разному звучало это «да!» все три раза! Категорически отрицающее, затем — неуверенно-вопросительное и, наконец, ликующе-радостное. После чего Люба мгновенно собралась и, словно на крыльях, вылетела к своему обожаемому Грише.

Теперь, приходя к ним, я слышала разговоры только о «Скворце и Лире». Это были псевдонимы советских разведчиков. Сюжет фильма опирался на реальную историю, которую Григорий Васильевич почерпнул в архивах КГБ, поскольку дело этих разведчиков уже к тому времени было рассекречено. Эти герои, многие годы работавшие в Германии, маскируясь за чужими именами и биографиями, не пережив ни одного провала, вышли на пенсию и мирно доживали свой век на родине».

Работа по созданию сценария о разведчиках вызвала у Григория Александрова большие трудности, и он пытался найти себе известного соавтора, в частности обратился по этому вопросу к писателю Константину Симонову, но получил вежливый отказ (из книги Г.Александров «Моя жена Любовь Орлова. Переписка на лезвии ножа»):

«К. СИМОНОВ – Г. АЛЕКСАНДРОВУ

Дорогой Григорий Васильевич!
Я никогда не писал о том, что не знаю, – ни о работе разведчиков, ни о той, другой, немецкой стороне фронта, ни о современных зарубежных ситуациях, которые я сам лично не наблюдал и поэтому не могу изобразить их как художник.

Глубоко уважающий Вас  К. Симонов» 

Поэтому участвовали в работе над  сценарием фильма «СКВОРЕЦ и ЛИРА»:
- Александр Лапшин, по сценарию которого в 1972 году в прокат вышел фильм «Схватка» Одесской киностудии, показывавший работу советского разведчика в фашистском тылу в последние дни войны;
- Николай Пекельник – автор новеллы «Капля крови» из сборника «Чекисты рассказывают», «Советская Россия», 1970.

Я думаю сопутствующей информации достаточно, и мы можем перейти к виртуальному просмотру фильма «СКВОРЕЦ и ЛИРА».

1-й КОММЕНТАРИЙ

Мне представляется неудачным название фильма «СКВОРЕЦ и ЛИРА», в котором упоминается «Скворец» - в данном случае это псевдоним - позывной советского разведчика. Но в знаменитых фильмах с главной героиней Любовью Петровной Орловой мы уже встречали такие строчки из сверхпопулярных песен:
«Радость поет как весенний СКВОРЕЦ» - фильм «Веселые ребята»;
«Летят СКВОРЦЫ во все концы» - фильм «Весна».
И разведчик с позывным «Скворец» уже «не вписывается» – термин занят. Почему этого не заметил Григорий Александров?

КАДР 01

Зима 1941 года, идет война.
Главные герои Людмила Грекова (Любовь Орлова) и Федор Греков (Петр Вельяминов) едут в машине с аэродрома. За рулем разведчик с позывным «Дядя Ваня» (Гринько), но все его зовут Михалыч. Федор спрашивает: «Михалыч, так зачем меня вызвали в Москву?». Михалыч отвечает: «Есть одно важное задание, которое нельзя доверить даже шифровке!»
Михалыч сообщает Федору, что с ним в Германии будет работать лейтенант Грекова. Начинается бомбежка. Пролог фильма закончен.

ТИТРЫ

СКВОРЕЦ И ЛИРА

Сценарий
Г.Александрова при участии А.Лапшина, Н.Пепельмана.

В главных ролях:

«ЛИРА» - Любовь Орлова;
«СКВОРЕЦ» - Петр Вельяминов – незадолго до данного фильма он блестяще сыграл в фильме «Тени исчезают в полдень», 48-летний актер 9 лет в 1943-52 годах отбывал срок в лагерях за антисоветскую деятельность, судимость с него была снята только в 1984 году!

В ролях:

«Дядя Ваня» - Николай Гринько, 54 года, Чехов  из фильма «Сюжет для небольшого рассказа» 1969 года;
Барон фон Лампе – Борис Иванов – Иона из фильма «Конец атамана» 1970 года;
Генерал Крингли – Борис Зайденберг – майор Орлов из фильма «Освобождение» 1971 года;
Артур Опендорф – Юрий Леонидов – Манилов из фильма «Мертвые души» 1960 года;
Фон Гольбах – Виктор Бурхарт – Гудериан из фильма «Блокада» 1977 года;
Баронесса фон Шровенхаузен – Варвара Сошальская - театральная актриса;
Юрген - Юрий Волков - штандантерфюрер Хюбе из фильма «Их знали только в лицо» 1966 года;
Урсула – Рина Зеленая, стала популярна после фильма «Подкидыш» 1939 года, снятого по сценарию Агнии Барто и Рины Зеленой;
Генерал фон Лебен – Галикс Кольчицкий - Курчатов из фильма «Укрощение огня» 1972 года;
Фрау фон Лебен – Римма Маркова – Авдотья из фильма «Журавушка» 1968 года;
Полковник Чедлер – Юрий Стромов - театральный актер, Штольц из фильма-спектакля «Обломов» 1972 года;;
Генриетта – Светлана Светличная – Павлина из фильма «Стряпуха» 1966 года.

Оператор Николай Олоновский - снял фильм «Живые и мертвые» 1964 года.
Композитор Оскар Фельцман.
Текст песни Роберт Рождественский.

КАДР 02

В городе Эберсвальд праздник – только что взят Севастополь. На трибуне, мимо которой маршируют некие военные формирования, фрау Лебен и ее муж генерал-интендант Лебен - бургомистр. Фрау Лебен бросает букеты красных роз под сапоги марширующих фашистских батальонов. Камера показывает развевающиеся красные фашистские флаги со свастиками и переходит на красные розы, гибнущие под тяжелыми сапогами. Фрау Лебен требует: «Катрихен, привезите еще розы!» 
Помощница фрау Лебен – Катрихен – это разведчица ЛИРА. ЛИРЕ присылают новую рацию – она выполнена в виде птичьей клетки (в кадре). Именно с помощью этой рации ЛИРЕ предстоит работать. Катрихен начинает работу, проходят 1942, 1943 года. Передаваемые сведения поступают от СКВОРЦА – штурмбанфюрера Эггерта – адъютанта генерал фон Лебена, и собираются самой Катрихен. Ценность сведений, вероятно, определяется тем, что бургомистр фон Лебен лично знаком с Гитлером и многими немецкими промышленниками.

2-й КОММЕНТАРИЙ

Операторский прием с созданием ассоциаций между цветом фашистских флагов и гибнущими розами не очень удачен. Так же как и жена бургомистра фрау фон Лебен (Маркова), швыряющая букеты роз на мостовую. Но далее оператор Николай Олоновский сосредоточился на сюжете и подобные приемы не использовал.

КАДР 03

В один из дней (уже 1944 год) в доме генерала Лебена проходит совещание заговорщиков. Катрихен с помощью внутренней телефонной связи подслушала разговоры гостей фон Лебена и сообщает Эггерту (в кадре), что немецкие генералы готовы предать своего фюрера и провести переговоры в Швейцарии с американским резидентом Даллесом без него. Вскоре американские предложения из Швейцарии генералу фон Лебену привез барон фон Лампе. Кроме того, барон передал фон Лебену особую зажигалку с музыкой, которая будет служить вместо пароля для связного от Лебена.

Вскоре заговор против фюрера разоблачен и к фон Лебену приезжают два агента государственной безопасности. Генерал фон Лебен – давний знакомый Гитлера, и поэтому фюрер разрешает ему принять яд. Бургомистр фон Лебен выполняет требования агентов, при этом в суматохе Катринхен (ЛИРЕ) удается со стола бургомистра украсть американскую зажигалку-пароль. Так американская зажигалка оказалась у Эггерта (СКВОРЦА) - путь к начале контр-игры с американской разведкой открыт.

КАДР 04

Берлин. Барон фон Лампе выходит из какого-то учреждения. На улице его останавливает Эггерт (СКВОРЕЦ), затем он прикуривает от зажигалки-пароля и представляется: «Бывший адъютант генерал-интенданта фон Лебена Курт Эггерт. В последней встрече генерал советовал обращаться к вам». В результате Эггерт направлен бароном в американскую резидентуру в Швейцарию. В Швейцарии СКВОРЕЦ встречается с американским генералом Крингли – паролем служит все та же зажигалка. Крингли дает Эггерту свои задания – ехать в Страсбург на совещание немецких промышленников, передать секретный пакет барону фон Лампе, и также в ресторане в Страсбурге «записать на магнитку» (магнитофон) все беседы немецких промышленников. Пленку с записью Эггерт (он же СКВОРЕЦ, он же американский агент и посыльный) должен привезти в Швейцарию.

КАДР 05

Страсбург. Идет совещание промышленников. СКВОРЕЦ в тайном помещении в ресторане  пишет на магнитофон (в кадре) беседы элиты немецкой промышленности. При этом в ресторане, судя по всему, применяются последние американские достижения – «радиожучки» в сигаретных подставках и винных бутылках. Т.е. идет БЕСПРОВОДНАЯ магнитофонная запись! Звучат слова: «Заводы Тиссена не получают украинскую железную руду – ведь это настоящая военная катастрофа!»

КАДР 06

Записи разговоров из Страсбурга, записанные на магнитофонную пленку, СКВОРЕЦ привозит американцам в Швейцарию. На борту парохода посреди горного озера СКВОРЕЦ докладывает генералу Крингли (в кадре): «Ваше задание выполнено».

КАДР 07

Пока еще Центр знает о действиях СКВОРЦА, и в Швейцарию к нему приехал сам «Дядя Ваня». СКВОРЕЦ подходит к «Дяде Ване» и говорит: «Здравствуй Михал Михалыч! Это я!» Испуганный «Дядя Ваня»: «Ну, ты, черт, напугал! Ты, почему без пароля?» СКВОРЕЦ отдает «Дяде Ване» копию «страсбургской» американской пленки. После короткого разговора Михалыч дает СКВОРЦУ  такое указание: «Все идет к финалу. Теперь самое главное – беречь себя!».

КАДР 08

Война завершилась. Из Германии в госпиталь в Москву привезли раненую и сильно обожженную Катрихен – ЛИРУ – это результат бомбардировки.
СКВОРЕЦ также был ранен, когда пытался найти Катрихен в подвергавшемся ковровой бомбардировке городе. Связь СКВОРЦА с Центром утеряна.

«Дядя Ваня» пришел к Людмиле Грековой в госпиталь (на кадре) и радостно сообщил: «Война закончена!»

КАДР 09

Руководство потеряло связь со СКВОРЦОМ и рассматривает различные варианты его возможного нахождения. Несмотря на неудачи, принято решение продолжать поиски.

Тем временем бывший штурмбанфюрер Эггерт (СКВОРЕЦ) в американской тюрьме переведен в камеру к фон Гольбаху – знакомому Эггерта. Фон Гольбах как военный преступник отбывает в американской тюрьме 6 лет тюремного заключения. Неожиданно в их камеру приходит сам генерал Крингли (в кадре). Он чиркает секретной зажигалкой – звучит музыка.

Крингли: «Привет из Страсбурга!»
Эггерт (СКВОРЕЦ): «Какой приятный сюрприз!»

Крингли говорит: «Теперь наступает мир американский», и вербует Эггерта (СКВОРЦА) в американскую разведку.

КАДР 10

Лечение Грековой (ЛИРЫ) практически завершено. На лице ЛИРЫ удалены все ожоги, проведены пересадки кожи, но ее обожженные руки все еще в перчатках, а волосы на голове после операции очень короткие. В госпиталь в палату ЛИРЫ приходит Михалыч и шутит: «Я тебя не узнал – думал мальчишка какой-нибудь!» ЛИРА: «Что с Федором?» (в кадре. Михалыч: «Пока ничего!»

КАДР 11

Советская разведка решают воспользоваться тем, что немецкая шоколадная промышленница баронесса фон Шровенхаузен ищет свою племянницу Мадлен – и разрабатывает операцию по подмене этой племянницы советской разведчицей. Причины поисков баронессой своей племянницы – деньги – на имя Мадлен в швейцарском банке хранится крупная сумма денег. Разведчиками рассматриваются разные варианты, и «Дядя Ваня» предлагает воспользоваться изменением облика ЛИРЫ, «довести» ее до близкого сходства с Мадлен и забросить в Германию.  Начальство соглашается и Михалыч сообщает ЛИРЕ о скором новом задании – а к нему требуется очень большая подготовка.

Тем временем СКВОРЕЦ (Эггерт) вышел из тюрьмы и стоит перед дилеммой – остаться в услужении у американцев, или бежать в Восточную Германию, чтобы там связаться с Центром. Непосредственно у пункта пропуска в Восточную зону он слышит объявление о том, что между Бизонией (Западной зоной оккупации) и Восточной Германией закрывают границу – теперь свободно вернуться от своих к американцам уже не получится. И СКВОРЕЦ решает рисковать – по номеру телефона с карточки от генерала Крингли он звонит в американскую резидентуру, ему называют адрес и он приезжает туда. В резидентуре его встречает американский полковник Чендлер (в кадре).

Эггерт (СКВОРЕЦ, Греков) подписывает соответствующие обязательства. Полковник Чендлер говорит: «Вы понимаете, что это просто формальность. Рекомендация генерала Крингли и ваше сотрудничество во время войны для нас весьма убедительны».

Чендлер интересуется у Эггерта какое у него образование,- интендантское, как у генерала фон Лебена, или другое. Выясняется, что у Эггерта (СКВОРЦА) образование техническое – и он становиться доктором Эггертом.

КАДР 12

Доктор Эггерт временно поселен своими новыми хозяевами в квартире в американской резидентуре. Планируется, что на американские деньги он откроет специальную фирму. Появляется лейтенант Генриетта (Светличная), видимо начальством ей поручено «быть рядом» с Эггертом. Генриетта: «Хотите выпить?», Эггерт: «Я очень устал!»

КАДР 13

В Москве Грекова (ЛИРА) готовится к заброске в Германию. С иностранными языками и знанием жизни в Германии у нее нет проблем. Поэтому она усердно учит историю своей будущей семьи, среду обитания в местах, где она по легенде была 30 лет тому назад (в кадре) и учится играть на органе – Мадлен это умела.

КАДР 14

Доктор Эггерт начинает работу предпринимателя. Американцы дают ему деньги, и ставят цель – вести контрразведку среди немецких промышленников самого высокого уровня, с целью вовремя пресекать их попытки выйти из-под американского контроля. Фирма доктора Эггерта расположена в Мюнхене, и случай ему помогает – на улице он встречает безработного – Артура Опендорфа – в годы войны Артур помогал СКВОРЦУ в разведывательной работе.  Артур (Леонидов) представлен полковнику Чендлеру как ближайший помощник Эггерта (в кадре). При этом на поводке у Опендорфа большая и злая собака, что очень не понравилось полковнику Чендлеру. А «назначение» собаки выяснилось позднее.

КАДР 15

Собака у Опендорфа сбежала, и он дал об ее пропаже объявление в газете – а это был условный сигнал – так агент СКВОРЕЦ вышел на связь с Центром через 5 лет молчания. Объявление о пропаже собаки прочитали в Москве, и радостный Михалыч приезжает на правительственную дачу и докладывает о найденном СКВОРЦЕ пожилому генерал-полковнику (Александров). Генерал очень доволен и обозначает будущее задание для СКВОРЦА: «Нам важно заглянуть за кулисы». На «Мерседесе» на дачу приезжает майор Грекова - ЛИРА, она подходит к генералу и докладывает: «Здравия желаю товарищ генерал!»

Генерал беседует с ЛИРОЙ и убеждается, что она полностью готова к новому заданию.

И вот баронесса Мадлен фон  Шровенхаузен (Грекова, ЛИРА) в Германии. Тетка сразу узнает в ЛИРЕ свою племянницу - новая операция советской разведки в Германии успешно стартовала.

Так завершается первая серия фильма «СКВОРЕЦ И ЛИРА».

3-й КОММЕНТАРИЙ

После просмотра 1-й серии фильма «СКВОРЕЦ И ЛИРА» мне не удалось понять причин запрета фильма к прокату.

Сценарий фильма динамичный, действия достаточно логичны и возможны – без надуманности.

Операторская работа, кроме эпизода с женой бургомистра, спокойная, удачная. Зарубежные съемки достоверные.

Очень убедителен и по-своему красив в своей актерской работе Петр Вельяминов, хорошо сыграли актеры Николай Гринько, Борис Иванов, несколько напряженно, но хорошо исполняет роль ЛИРЫ Любовь Орлова. При этом объективно в фильме ОДИН главный герой - СКВОРЕЦ, экранное время у ЛИРЫ существенно меньше.

Другие актеры, занятые в фильме, держали свой обычный уровень – выше среднего.

Несколько выпадала игра актрисы Риммы Марковой – не верилось, что эта русская женщина - жена немецкого генерала - но ее роль невелика.

Единственный человек, который выглядел в фильме пожилым – Александров в роли генерал-полковника – но это вполне было возможно по сюжету.

Разумеется, на высоте музыка Фельцмана и текст Рождественского.

Вторая серия фильма «Операция «Совет богов» будет нами виртуально просмотрена в последующей статье, там же будут сделаны и окончательные выводы.

До будущих встреч, друзья, смотрите кино!


Рецензии