постмодернизм, конец Времён - предвидения Босха

Валентина Чаплыгина: литературный дневник


          Об Иерониме Босхе у нас есть очень интересные сведения. Мы знаем, что он (а он это знал уже тогда, как и его современники) был не просто человеком, проживающим в городе Брабанте. Он принадлежал, несомненно, к некоему, как бы вам сказать, духовному сообществу – «Братству Святого свободного Духа». Босх был похоронен в церкви «Святого Духа», которая, видимо, принадлежала к этому братству. Я часто встречала такое определение, что Босх относился к так называемым адамитам, а это очень серьёзная вещь, быть ими. Но когда я сопоставляю то, что я знаю о нём и то, что я знаю об адамитах, которых в разное время называли то гуситами, то таборитами, то богомилами, получается, что это совсем не одно и то же. Он принадлежал именно братству.

          Всё-таки, мы никогда не должны забывать о том, что творилось в духовной жизни того времени. Насколько она была сложной и кровавой. Это была эпоха начала протестантизма, лютеранства. Это было время усиления католичества и католической реакции. Огромное число интеллигенции, великих художников и мастеров были совершенно изолированы и не примыкали ни к тем, ни к другим.

         Так чьим современником был Босх, если он родился в 1450 году, а умер в 1516-ом? Дюреру, - был? Был. Микельанджелу, - был? Был. Леонарду, - был? Был. Даже Боттичеллю - был, потому что тот умер в 1510 году. Рафаэль - в 1520-ом.
Все эти люди жили одновременно. У них были одни и те же заботы. Перед ними стояли одни и те же проблемы духовного выбора, - просто они шли разными путями.
Но они никогда не были только художниками.
Художники эпохи Возрождения были философами, заря'женными главными и основными проблемами времени.

          Давайте подумаем, почему Босх назвал свою картину «Корабль дураков».
Он что, сам придумал такое название?
Между прочим, должна сказать, что в терминологии того времени, «кораблём» называли церковь, храм, базилику.
На языке профессиональном, богословском, - церковь и есть «корабль», которым, в час скорби-и царствии зла, управляет Тот, за кем должны идти те из нас, кто верует и находится на этом корабле.
Но, если быть ещё точнее, то «кораблём» - называется одна из частей церковного, храмового интерьера, где сидят молящиеся.
Потому что перекладина католического креста называется трансепт или средняя часть, над которой возводится шпиль или купол.
А финальная часть называется алтарём. Так вот, алтарь – это то огороженное место, где почит Дух Святой.

Трансепт – это очень важное место. Это ничейная территория. Место, где мы встречаемся с трансцендентальным духом. Место такого мистического соединения человека с Богом.
А вот там, где мы сидим – это место и называется «корабль».

Я не буду сейчас говорить о том, как слово «корабль» нашло себя в обозначении места в тех же стихах Есенина: «…когда вообще тот трюм был русским кабаком». 

Именно так. «Тот трюм был русским кабаком».
И у Лермонтова, и у Пушкина есть свои корабли. А как мы называли Сталина? Мы называли его «наш кормчий» и «наш рулевой», подменив им Бога.
Всё это сквозная аллегория, метафора мирового культурного пространства.
Но в те времена середины 15-го века, «кораблём» являлось сакральное, священное место.
И направлять этот «корабль» мог только Творец, сотворивший мир.
Вот мы и подошли к смыслу, заложенному в «Корабле дураков».
Корабль у Босха стоит и никуда не движется. История остановилась. Он весь пророс.
И посмотрите, кто на корабле.
Монахини, миряне – все в одной куче. Они ничего не слышат, у них мало забот.
Они всего лишь люди-человеки, которые гуляют и поют.
Они даже не замечают, что корабль остановился. Они – дураки.
А почему они дураки?
По одной только причине: они и хитрые, и деловые.
Посмотрите на картину.
Они перестали слышать что-то ещё, что может слышать человек.
Им интересно только прожигание жизни.
Им интересен только низовой уровень.

Им не интересен уровень познания.
На самом деле, тут вообще нет никакого уровня.
«Тот трюм был русским кабаком».
Именно в этот «трюм» спускается Босх.
Не в Ад, а в трюм, хотя, - возможно, всё-таки в Ад.
Когда Есенин говорит:

          «Тот трюм был русским кабаком, и я склонился над стаканом,
          Чтоб, не мечтая ни о чём, сгубить себя в угаре пьяном».

          Его слова перекликаются с картиной Босха.
          Отчаяние, ОТ никуда!.

          \Из лекции Паолы Дмитриевны Волковой\

От меня, В.Чаплыгиной:

 - У Босха, разгадка его картин \всех\, - в том, что они написаны на контрасте.
Природа у Босха, написана такая красивая; рыбы, растения, вплоть до каждой ягодки, цветка и фрукта.
Красивая и спокойная, - и только Богу-Творцу известно, что творится в э т о м мире.
Природа-эквивалент Бога-Творца..
И в чём же контраст?
 
У Босха, во всех его провидческих ощущениях в собственных картинах, вот о каком контрасте идёт речь: о конрасте между Божьим Творением -
и тваРЬЮ-человеком, человеКОМ же и - сотвоРЁННОЙ..
Трагическая лёгкость, ветреная бездумность и, - охотность безнравственности.
Стирающая, беспечных гедонистов, - с их иллюзорной Земли.
 
Адренохром-убийство. Всяческая кошерность-это забивание в муках ВСЕХ! и НЕ ТОЛЬКО животных!
Политика-убийство. Экономика-убийство. Наркотики-убийство. Алчность-убийство. Ложь-убийство.
И реклама. И мода. И рок.
И "зарабатывание" денег - ЛЮБЫМ равнодушным ПУТЁМ.
И добыча успеха, "оригинальности-неповторимости", славы и даже "удачи" - ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ!
ЕдиноЛИЧНО! Бездушно. ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО! И всё это, САМО! убийство.
Отторжение от Творца. 


ВОЙНА..


2з.о8.2о2о.   
 
 


Рецензии
Ты права, Ангел-Хранитель! Всё так и есть! Твой язык и твой голос - от Него!
ТЫ ЗНАЕШЬ, О ЧЁМ Я!...

Инна Люлько   24.08.2020 22:53     Заявить о нарушении
http://proza.ru/2020/08/25/649 Толерантный экстремизм \Гарри Цыганов\
"9. 6. Посему знай, что НЕ за праведность твою Господь, - Бог твой, - даёт тебе овладеть сею доброй землёй; ибо ты народ жестоковыйный."

Валентина Чаплыгина   25.08.2020 12:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.