Сигареты в Москве

Надо признаться, была еще одна позиция, которая требовала денег.
Московские мальчишки были более продвинутые, чем я. Они курили сигареты, о которых в Таджикистане я даже не слышал. Там были только папиросы. Здесь же ребята курили "Приму" и "Дукат".
А в 1960 году появились албанские сигареты "Arberia" в красивой белой мягкой пачке из бумаги в целлофане, а не из крафтового полукартона, как наши. За этими сигаретами надо было идти на Маломосковскую улицу, где стоял табачный киоск с большим выбором. Стоили они дороже, чем наши, 1 руб. 80 коп., и потому считались деликатесом.
Потом мы с Албанией поссорились, и этих сигарет не стало, зато появились болгарские - "Пчелка" и "Солнце" в твердых пачках. Это были плоские сигареты без фильтра.
Потом начали выпускаться круглые сигареты, о чем на пачке была специальная надпись. Самыми популярными у нас были болгарские "Шипка" и "Солнце".
Иногда мы покупали сигареты "Друг" с изображением овчарки, и это были уже дорогие сигареты.
А еще более дорогими, которые мы иногда себе позволяли, были болгарские дамские сигареты "Femina" с золотым ободком. Но все они тоже были без фильтра.
В 1965 году ненадолго появились круглые болгарские сигареты "Джебел" по 15 коп, которые быстро стали популярными, но так же быстро и исчезли.
Затем пошли сигареты с фильтром.
Первыми отечественными сигаретами с фильтром, которые мы увидели, были "Лайка", которые курил Л.И.Брежнев, и "Новость". Нам, мальчишкам Останкино, они не нравились. Как будто мы что-то понимали…
Первыми сигаретами «king size», появившимися в Москве, были болгарские «Tresor». Сейчас их мало кто помнит. Стоили они в 1964 году 30 коп., но продавались не больше года. Потом пошли «Opal», «TU-134», в мягкой пачке, а «Stuardess» были не только в твердой пачке, но в расфасовке 2 х 10.
Такой расфасовки у нас так и не появилось, хотя за рубежом она была довольно популярной. Так упаковывали сигареты Dunhill, Cartier, Peter Stuvisant и другие. Продавались болгарские сигареты уже по 35 коп.
Вершиной вкуса были «BT» в твердой пачке по 40 коп.
Эти сигареты я курил очень долго, но их еще надо было поискать, так как продавались они не в каждом киоске. К счастью, на Сретенке, рядом с кинотеатром "Уран", у меня был любимый табачный магазин, в котором «ВТ» можно было купить даже тогда, когда их уже нигде не было. 
Это был один из немногих реликтовый частный магазин при поздней советской власти, как будки "Чистка обуви". Второй такой же был неподалеку в начале Проспекта Мира. Кстати он существует и сейчас и рядом с его входом висит табличка, что он основан кажется в 1935 году.
В нем был самый лучший выбор сигарет. А болгарские сигареты мы почему-то считали отечественными: видимо потому что "курица не птица - Болгария не заграница". Да и табачная промышленность Болгарии тогда в основном работала на удовлетворение потребностей Советского Союза.
В середине 60-х годов был эпизод с поставкой в СССР кубинских сигарет, - еще не тех, хорошо известных впоследствии "горлодеров", или сигарет из сигарных обрезков. Нет, это были нормальные сигареты с непривычным для нас вкусом – «KIM DE ORO», «VISANT» и какие-то еще. Но это явно был случайный завоз.
Настоящее счастье накатилось на курильщиков осенью 1965 года, когда во всех киосках Москвы появились сигареты производства ФРГ: «LORD», «PEER», «HB», «ASTOR», «ERNTE 23», «LUX». Стоили они, как и болгарские, 35-40 копеек, в зависимости от типа пачки, но были упакованы в блоки по 10 пачек, как принято на Западе. Эти сигареты продержались в продаже чуть больше полугода.
Один мой знакомый, ранее работавший во Внешторге, рассказал, что у болгар затонул транспорт с сигаретами для СССР, и они компенсировали его немецкими сигаретами, которые получали в обмен на табак,оставив свою страну без них. 
Конечно, все мы курили тайком от родителей. Это было скорее игрой во взрослых, чем потребностью организма. Правда, со временем курение переросло в привычку, но все равно до поступления в институт я курил только во время вечернего гуляния.
Даже когда однажды мама нашла в кармане моей рубашки забытый «чинарик», она решила, что это случайность.
И только поступление в институт дало возможность объявить себя взрослым и свободным от родительских запретов.   
В 1996 году 23 февраля эта привычка прошла у меня сама по себе.
Позже я об этом расскажу.

Интернет-магазин издательства
http://business-court.ru


Рецензии