На Северный полюс, туда и обратно. Часть 3

             Самое короткое кругосветное путешествие


                Учительница географии показывает на глобус и говорит:
                - Вовочка, найди мне Северный полюс.          
                - Хорошенькое дело, Марьиванна!
                Пири искал и не нашёл,
                Кук его тоже не нашёл,
                а теперь вот я должен вам его найти!
                Из анекдотов про Вовочку

        Ночь оказалась бесконечной, спал я очень беспокойно и просыпался неисчислимое количество раз. Машины ледокола работали настолько бесшумно, что до нашей верхотуры эти звуки достичь никак не могли. И уж точно не это явилось причиной беспокойства, которое мешало мне крепко и спокойно заснуть, меня мучила мысль – нашли льдину или нет, будет у нас высадка на лёд или нет?  Просыпаясь, я каждый раз смотрел на экран телевизора, нацеленный прямо на меня, где виднелась одна и та же картинка – пунктирный пройденный путь, координаты точки, в которой находится корабль в данной время и скорость движения. Иногда эта скорость равнялась нулю, но когда я открывал глаза через некоторое время, ледокол опять двигался среди льдов, чтобы опять застыть на некоторое время. Капитан и команда ледокола всю ночь искали льдину, подходящую для продолжительной высадки пассажиров. Огромных ледовых полей, внешне похожих на искомое, вокруг было неисчислимое множество, проблема состояла лишь в том, что стоило атомоходу прочно воткнуться в такое поле, как оно начинало трещать, иногда сразу, что облегчало дальнейшую работу, а иногда во льду лишь возникали напряжения, которые и трансформировались в трещины, появляющиеся через некоторое время,  иногда через несколько десятков минут, поэтому судно и вынуждено было замирать на одном месте в ожидании.

    Оказалось, что до самого утра подходящей льдины так и не нашлось, поэтому на завтраке многие лица были опечалены, а наш сосед по столу, со свойственным ему скептицизмом, заявил, что никакой высадки уже и не будет. Надежда, которая у меня ещё оставалась, потихоньку таяла, но вот корабль в очередной раз остановился, и, как оказалось, остановился надолго – огромная льдина была настолько прочной, что руководством было принято решение:

     - Лагерь разбить!

     Началась вначале не видимая постороннему глазу подготовительная работа, затем на льду появились вещественные признаки нахождения там человека, и вот внизу возникли живёхонькие люди, с деловым видом расхаживающие среди луж талой воды. Начальник охраны собрал своих подчиненных и провел последний инструктаж; после того как они разойдутся по своим постам, можно будет спускаться на лед и нам.

     Наконец, разрешили выход и туристам. Осознание, что под нами океанские глубины, куда-то ушло и совсем перестало мешать. Все разбрелись по льду, осматриваясь вокруг и пытаясь найти хоть какой-то признак Северного Полюса, но ничего, кроме воткнутого в лёд, в центр огромной красной окружности, знака "North Pole", на глаза не попадалось.

     Небольшая груда торосов рядом с носом корабля да моментально замерзающая колея, проделанная ледоколом в многометровых льдах (не знаю можно ли отнести  лёд толщиной в два метра к многометровым, но так получается красивее) – вот и всё, что мы увидели, ну и, разумеется, махину самого атомохода.

     Вдалеке виднелись одинокие фигуры вооруженной охраны, задачей которых было не допущать до корабля хозяев здешних просторов – белых, или скорее желтоватых, но от этого не менее грозных медведей. Им ведь наплевать, Полюс это или ещё что, инстинкт и голод гоняют их из конца в конец незримо застолбленных границ своей территории, могут, не дай Бог, конечно, и сюда на запах забрести.

      С носа ледокола был сброшен канат, якоря вольготно улеглись на лед, они совершенно не нужны в этой ситуации, ведь мы сейчас медленно дрейфуем вместе со льдами, в которые корабль потихоньку вмерзает, но такую хорошую декорацию для фотосессий упускать нельзя. Глядя на всю эту картинку, даже такая мысль промелькнула: вот бы вмерзло наше судно по настоящему, как "Фрам"  Нансена или "Челюскин", вот это было бы приключение так приключение! Жаль, что это невозможно, уж больно на мощном ледоколе мы пришли сюда.
      
      Всю идиллию разрушил Ян, он начал как охотничья собака сгонять нас - заблудших овец в красный круг, ему помогали переводчики, да и некоторые из наиболее сознательных туристов им вторили. 

      Вот все собрались, взялись за руки, подчиняясь призывам Яна, затем его неуёмная душа потребовала создать ещё один круг, получилось маленький в большом. Ян сказал, они делают это впервые – несколько кругов символизируют параллели земного шара. И началось самое короткое кругосветное путешествие вокруг незримой земной оси, которая пролегала под нами.

      В центр круга зашел оператор с какой-то уникальной фотокамерой, позволяющей делать круговые,  неклееные панорамы.    

      Но вот хоровод был окончен, и все разбрелись по необозримому ледовому пространству. Условий было два: первое - за ледокол не заходить, и второе - не пытаться обойти  охранников, которые стояли на приличном отдалении от судна в углах гигантского треугольника. Народ занимался тем, что кому приходило в голову, кто-то залез на близлежащий торос и за ним тут же потянулись последователи, кто-то начал тянуть канат, кто-то отправился к якорям, в общем, занятие по душе нашлось всем, и везде образовались пусть небольшие, но очереди – самые северные очереди в мире.

       Представитель компании "Посейдон Экспедишн", которая организовала этот круиз для россиян, по имени Катя, принесла из магазина двух плюшевых белых медвежат и положила их рядом со знаком "North Pole". Мы в этот момент оказались поблизости и своего не упустили – сфотографировались в разных видах, за нами последовали и другие, выстроилась ещё одна очередь, так много было желающих запечатлеть себя с хозяином этих просторов, пусть и не настоящим.

      А мы переместились к неожиданно освободившемуся канату и попытались, нет, не сдернуть с носа герб России, а сымитировать попытку сдвинуть уже надежно вмерзший в толстенный лед наш корабль. Очевидно, что сама попытка была невозможна, да мы и не очень-то старались это сделать, а вот удалась ли имитация не мне судить.

      Затем мы подошли к освободившимся в тот момент гигантским якорям, один матросы специально поставили на лед, а другой – положили неподалеку, чтобы было удобней фотографироваться в разных позах. Там мы тоже отметились.

     По примеру других полазали мы и по торосам, но, честно говоря, особого удовольствия от этого "восхождения" не получили. Единственно с верхней точки хорошо обозревались все окрестности, вот там-то я и заметил мольберт, а за ним с кистью в руке некоего живописца. Подошли поближе –  практически законченная картина – ледокол во льдах.

      В это самое время с помощью корабельной лебёдки с верхней палубы спустили то самое устройство, в котором ранее на борт поднимали багаж пассажиров. На сей раз там были размещены разнообразные сосуды с искусно приготовленной на камбузе ледокола едой. Буквально через несколько минут начался самый северный в нашей жизни, да, наверное,  и в жизни других туристов, пикник. Думается, что немногим людям в истории человечества удавалось так вкусно поесть на ледяной "полянке" в предельной близости от Северного Полюса, вот тут мы наверняка попали в число первых.   

      После обеда  разнеслась весть, огорчившая очень и очень многих – купание в проруби отменяется. Оказалось, что организаторы то ли что напутали, то ли у них это действительно не получилось - именно так они объяснили свое ничего неделание, но прорубь отсутствовала. Иностранцы – они послушные, как маленькие дети, им сказали "нельзя", и они поверили. Не то наши. Один из россиян, мы, к сожалению, этот момент пропустили, решив, что ничего с подледным купанием не выйдет, разделся и улегся в ближайшую самую глубокую лужу, образовавшуюся на льду. Мы видели лишь его окровавленную спину, когда он поднимался по трапу, дело в том, что в этой воде имеется множество острых ледяных кристаллов, которые и исполосовали ему всю спину. Позднее оказалось, что это был Вячеслав Новицкий, вице-губернатор Ханты-Мансийского национального округа. Мудрее поступил профессор Александр Ястребов. Он присмотрел довольно широкую трещину, заполненную на небольшую глубину водой. Ниже лежал совершенно прозрачный лёд, через  который, хорошо просматривалась морская вода, под которой опять находилась ледяная перемычка.

      Вот тут Александр проявил свой организаторский талант, разрешив сложнейший вопрос по организации купания – прежде всего он нашёл боцмана, приславшего матроса с пешнёй, который должен был прорубить ту самую полынью, а сам отправился в каюту переодеваться. Матрос с порученной ему работой справился, прямо говоря, на "троечку", поэтому собравшимся у трещины любителям купания в ледяной воде пришлось самим брать инструмент в руки и вырубить именно то, что им угодно.

       Прорубь получилась на загляденье, а когда поперёк трещины по предложению Новицкого положили лом, то оказалось, что не требуется никаких лестниц, страховки и прочих премудростей, просто с двух сторон встали дюжие молодцы, которые, используя силу своих мускулов, помогали купальщикам выбираться на твердый лёд.

       Первым к проруби, по праву изобретателя, подошел Вячеслав, перекрестившись, он взялся за лом, и одним рывком погрузился в воду. После троекратного окунания, волонтеры помогли ему выбраться на берег.  Следует отметить, что хотя температура воздуха в этот момент была равна 0°С, на поверхности воды в проруби появились мелкие льдинки, значит вода была ещё холодней, ведь в районе Полюса температура замерзания морской воды составляет минус 1,9°С.

      Следом за  лидером к проруби подошёл Владимир Верховцев, генерал-полковник в запасе не мог посрамить честь российской армии, за ним в прорубь  опустился профессор Александр Ястребов, а дальше началось…

      Образовалась очередь не очередь, но стоило одному вылезти из воды, как тут же появлялся следующий. В начале в проруби полоскались одни россияне, и мужчины, и женщины.

      Затем пошли немцы, в числе первых была известный полярный путешественник, побывавшая на Северном Полюсе в лыжном походе Биргит Луц. Профессиональный журналист, работающая в настоящее время редактором одной из крупных мюнхенских газет, она написала книгу о своём путешествии по Северному Ледовитому океану, в экспедиционном штабе она выступает в роли ассистента лидера.

       Тайваньские китайцы, видя такое дело, быстро собрались в кучу и после буквально двухминутного совещания назначили двух человек, которые должны были доказать представителям всех остальных стран, что и китайцы не пальцем деланные. Всех насмешила китаянка, полезшая в ледяную воду, в повседневной нижней одежде, а вот лидер тайваньской группы, очень симпатичный молодой человек, набросил на плечи флаг своей страны и с умильными ужимками и  гримасами, доставив зрителям несколько приятных минут, трижды окунулся в воду.

       Ну а затем класс продемонстрировали двое – первым по воде проплыл (именно проплыл, а не окунулся) один из офицеров команды ледокола, а уж потом нырнул Ян, он находился в проруби несколько минут, производя подводные снимки специальной водонепроницаемой камерой.   

        Разговорился я у проруби с доктором из нашего экспедиционного штаба, очень уж его лицо мне знакомым показалось, подумалось, а может, пересекались мы где-нибудь, пока я в медицине работал. Оказалось, что нет, но было очень приятно познакомиться, очень уж интересным человеком оказался мой тёзка – доктор медицинских наук Владимир Ильич Петлах.

          Детский практикующий хирург, работает в Московском научно-исследовательском институте педиатрии и детской хирургии, заведующим отделением неотложной и гнойной хирургии. Хорошая, очень ответственная работа, требующая знаний, опыта и твёрдой руки. Казалось бы беспокойствами, чрезвычайными ситуациями и многочисленными стрессами она обеспечивает нормального человека в полной мере, но доктор Петлах слеплен из другого теста. Его пытливый, въедливый характер с явной авантюрной жилкой требует совсем другого. Поэтому он поработал в качестве врача-хирурга в полевых госпиталях во многих горячих точках. Известная фраза доктора "Само словосочетание "детский полевой госпиталь" звучит парадоксально, но мы лечили детей, оказавшихся в военных условиях", относится к периоду, когда Владимир Ильич работал хирургом в детском полевом госпитале во время второй чеченской войны. Госпиталь этот был размещен не глубоко в тылу, а почти на передовой – в Гудермесе, всего в тридцати километрах от Грозного. Приведенная выше фраза в полной мере отражает весь трагизм и  цинизм того к счастью недолгого жуткого периода становления демократии в постсоветской России. В настоящее время доктор Петлах продолжает тесную связь с Всероссийским центром медицины катастроф "Защита", оказывая хирургическую помощь детям, пострадавшим в авариях и катастрофах. Казалось бы, что ещё человеку надо, адреналин должен и без того зашкаливать, но когда-то его тоже укусила та самая "полярная муха", вот почему любой призыв сходить на Север, находит самый живой отклик в его душе, очень уж ему это дело нравится. А началось все в те далекие годы, когда он был членом знаменитой команды "Арктика", ряд участников которой сумели в автономном режиме, то есть на лыжах, без вспомогательной тягловой силы, с рюкзаком и санками с суммарной нагрузкой равной собственному весу участника впервые в мире достигнуть Северного Полюса в  1989 году. А еще были лыжные экспедиции на Землю Франца Иосифа и остров Вайгач, антарктическая Российско-Белорусская экспедиция на Южный Полюс. Еще следует упомянуть, что доктор Петлах – прекрасный фотохудожник, его северные фотографии просто великолепны. В завершение надо отметить, что Владимир Ильич в 2005 году был награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, а до того медалью "За спасение погибающих", да еще медалями МЧС России. Вот так хотим, не хотим, а получился портрет незаурядного человека. Вот такой замечательный доктор всегда был готов прийти на помощь ко всем страждущим во время нашего экспедиционного круиза. 

         Свободное время в районе Полюса заканчивалось, и  нас всех попросили  не торопясь заканчивать купание и двигать в сторону корабля, пришлось подчиниться. Но по дороге мы еще раз огляделись и смогли увидеть только безбрежную и кажущуюся бесконечной ледяную пустыню, и только наш ледокол нарушал эту гармонию природы. 

           Мы шли вдоль следа корабля, который совсем смерзся, даже удивительно, ведь на улице ноль градусов, а глыбы льда примерзли друг к другу намертво, так что уже не страшно было полежать на такой глыбе, а затем, совсем осмелев, и постоять на другой, такой же огромной.

            Мы подошли к самой глубокой луже и решили набрать немного ледниковой воды, говорят она самая чистая и вкусная. Ира сбегала в каюту и принесла пустую пластиковую бутылку.

            Ну, вроде бы всё, что хотели, мы на льду выполнили, можно и на борт подниматься. На прощание бросили взгляд на флаги стран-участниц, и на два флага, которые подняли русские туристы – флаг Югры, который привез из этого края Вячеслав Новицкий и уже постепенно забываемый всеми военно-морской флаг СССР в руках Владимира Верховцева.

           Все поднялись на борт, и нас пригласили на носовую палубу, чтобы принять участие в следующем шоу – погружении в морскую пучину специального контейнера с посланием потомкам или своими пожеланиями, кому, что приглянулось больше.

               В этот момент ледокол пошёл назад медленно, но уверено, как будто и не останавливался вовсе, лёд кряхтел, скрипел, но был абсолютно бессилен, не только остановить, но даже задержать эту громадину он не мог. Вот показалась вода, хотел написать чистая, но она вся была забита мелким льдом, в образовавшуюся кашу и полетела пущенная рукой Яна капсула.

         Ну, а весь вечер, совместно с уже упомянутыми "ныряльщиками" - Новицким, Верховцевым и Ястребовым, мы провели в теплой компании в самом теплом из доступных для нас мест на корабле – в сауне. Надо же было ребятам согреться и снаружи и изнутри после той ледяной купели, в которую они добровольно залезли.

2012 год


Рецензии
И я то же самое напишу, так как у меня все отложилось только в воображении.

Иван Наумов   25.08.2020 17:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.