Друг
Два с половиной года назад, на третий день, как я добавился в Вайбере в группу земляков "Дивитлийци", меня попросили написать несколько слов о своём друге детства, недавно ушедшем из жизни. Совпало ещё и то, что в тот день был день рождения моего друга, о чём в группе не знали. Я не собирался тогда писать длинный текст, хотел ограничиться лишь несколькими предложениями, но когда написал первые слова, то уже не мог остановиться. В дальнейшем этот рассказ дал толчок к созданию ещё нескольких публикаций, которые, в итоге, выросли в целую книгу. Про друга детства я упоминаю почти во всех своих рассказах школьной и юношеской поры.
Друг.
С Ваней Дондовым была тесно связана вся моя школьная жизнь и писать о нем я могу часами, днями. О нашем знакомстве, о нашей дружбе, о том как мы с ним и Ваней Тельпис (Корнейчиком) начинали эстрадную музыкальную жизнь села и многом-многом другом. Но сегодня ограничусь лишь двумя самыми яркими воспоминаниями о начале нашей дружбы.
Я не помню уже точно какой это был месяц, то ли сентябрь, то ли май, но прекрасно помню, что ночью была жуткая гроза и на следующий день нас, четыре четвертых класса, объединили в один, так как в школу, с перепугу, пришло всего 12 человек из всех классов. Был урок родной речи и учительница (к сожалению не помню кто в тот день вел уроки) поочередно просила всех прочитать домашнее задание, какой-то текст и затем его пересказать. Я был первым, затем читали другие. Уткнувшись в книжку, не поднимая головы, следил как читают другие ученики. Начал читать какой-то мальчик. Сразу не посмотрел кто читает, но когда он начал, то я тут же повернулся, потому что испытал шок. Мальчик так быстро читал, что я не мог поверить, что это читает четвероклассник. Но еще больше я удивился, когда он начал перессказывать текст. Перессказывал он в таком же темпе и весь текст наизусть. Я спросил девочку из его класса, которая сидела позади меня:
- Он, что, зубрила?
Она ответила:
- Нет, он так читает даже незнакомые тексты и запоминает наизусть все с одного прочтения.
На перемене я подошел к мальчику. Он гонял деревянный кораблик с резинкой, заканчивающейся винтом, по большой луже. Мы познакомились и не знаю что произошло на небесах, но до самого выпуска, до самого последнего школьного дня, мы с Ваней не расставались ни на день. Не было ни одного дня, чтобы он не зашел за мной, идя в школу. Со школы мы шли тоже вместе. Каждый день после школы мы встречались, играли в наши детские игры: - футбол, хоккей, чилик, кораблики. Всего уже и не упомнишь...
Ещё напишу о том, как Ваня пристрастил меня к чтению.
Зашел ко мне как-то мой друг с авоськой полной толстенных книг и предложил вместе пойти в библиотеку. В тот день я познакомился с еще одним прекрасным человеком, с библиотекарем Анной Агеевной. В библиотеке я взял какую-то тоненькую книжку с большими буквами, а Ваня взял с десяток толстых книг, среди которых я точно запомнил "Зверобой" Фенимора Купера и "Пятнадцатилетний капитан" Жюля Верна. Через неделю мой друг заходит за мной:
- Идем в библиотеку.
Он всю ту гору книг проглотил всего за несколько дней. А я ему так и не признался, что осилил едва ли половину своей тоненькой книжечки. Меня это так удивило и задело, что с того дня начал много читать. Перечитал все книжки, которые прочитал до этого Ваня, затем все, которые рекомендовала Анна Агеевна...
Ваня, после окончания Одесского государственного университета, всю жизнь прожил в Перми. В последние свои годы работал начальником геолого-разведывательной экспедиции (партии) Пермского края.
Спи спокойно мой друг, половинка моего детского сердца.
Свидетельство о публикации №220082300459