Руки дипломата. История 1. О моряке и паспортах

О том, как моряк паспорта в море выбросил

Я решила, что буду рассказывать биографию отца в форме маленьких историй, которые (я на это надеюсь!) будут интересны моим читателям.
Так рассказывает о своей жизни мой отец.
И именно так наша жизнь и складывается: это своеобразная мозаика, отдельные фрагменты которой превращаются в причудливый узор и составляют неповторимую картину жизни.

Мой отец очень долго (около двадцати лет) проработал консульским работником на территории ГДР.
Сначала в Карл-Маркс-Штадте (сейчас это город Хемнитц), потом в Посольстве советского посольства в Берлине, а затем - в Генеральном консульстве России - в Ростоке.

Немецкий язык он выучил молодым человеком в Томилино, когда работал на вертолетном заводе слесарем. Потом МГИМО: школа высшей пробы, через которую проходит каждый будущий дипломат.
И, наконец, работа (то за границей, то в России, в Министерстве иностранных дел на Смоленской площади в Москве): многолетняя, кропотливая, занимающая много времени, душевных сил и здоровья.

История, которую я хочу вам рассказать, произошла на территории Германской Демократической Республики, в прибалтийском городе Ростоке приблизительно в "махровые" советские годы (возможно, восьмидесятые).
Мой отец работал тогда в Генеральном консульстве Российской Федерации консулом.

Что такое консульство?
Это своеобразная палочка-выручалочка практически для каждого гражданина, попавшего в ту или иную неприятную историю за границей.
И мы, россияне, в этом смысле - не исключение.

Вот только несколько случаев, в которых россиянин спешит попасть под спасительные своды консульства, того "островка безопасности", где можно решить практически все свои юридические проблемы.
Это и рождение ребенка, и регистрация брака (про разводы не знаю), и неприятности с полицией (кражи, несчастные случаи) и много всякой всячины, в которой ежедневно приходится разбираться консульскому работнику.

Кто из нас не слышал в фильмах эту сакраментальную фразу: "Я требую консула!", которую произносит человек в чужой стране, попав в "безвыходную" ситуацию?
И консул появляется, как джинн из бутылки - и берет решение проблемы на себя.

Так вот однажды в порту города Ростока пришвартовалось торговое судно из России. Какой груз оно везло и каким курсом следовало, не знаю (отец не рассказывал), но у всех советских моряков, как положено, были загранпаспорта, которые они по инструкции сдали капитану.

А на судне, как и везде, бывают и конфликты, разрешить которые мирным путем не всегда представляется возможным.
Так вот и вспыхнула ссора на борту нашего судна.

Капитан вдрызг разругался с одним из членов своей команды.
Рядовой случай, имевший, к сожалению, очень неприятные последствия для всех членов экипажа.
В чем была "соль" конфликта, за давностью лет уже и не скажешь, но моряк решил за себя отомстить очень оригинальным способом.

В каюте капитана на столе лежали паспорта, которые он вытащил из сейфа для проверки.
Сам морской волк ушел ненадолго из каюты, почему-то оставив дверь приоткрытой.
И надо же такому случиться, что как раз в это время мимо капитанской каюты проходил обиженный на него моряк: раздосадованный и злой.
Он заглянул в приоткрытую дверь, обнаружил, что в каюте никого нет, открыл иллюминатор - и не долго думая, выбросил все паспорта в открытое море.

А это значило, что ни один из членов команды не может сойти на берег.
Более того: никто не может вернуться обратно в Россию, ибо ни одного документа, подтверждающего их российское гражданство, нет.

Куда бежать? Где искать защиты?
Конечно, в российское консульство за новыми паспортами!

Капитан, разумеется, имел очень сконфуженный вид, когда объяснял ситуацию моему отцу, российскому консулу.

Паспортов морякам не выдали по очень простой причине: их выдают только на территории России, по возвращении из-за границы.

Пришлось нашим "героям" довольствоваться бумажкой (простой с виду, но очень важной!): "свидетельством о возвращении", которое давало им право вернуться к родным берегам.
Несколько дней консульская машинистка трудилась "в поте лица", выписывая двадцать (или даже тридцать!) справок.
Но - выписала.
И морячки благополучно отбыли на Родину.

Так что для команды советского суда все закончилось вполне благополучно, чего не скажешь о "виновнике торжества", для которого служба на флоте после этого неприятного инцидента, понятное дело, закончилась...

Это - практически ежедневный, рядовой случай, в котором обязан разобраться консульский работник "по долгу службы".

Интересно, не так ли?

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ:)


Рецензии