Акрофобия. Охота на слова

Находясь на карантине по коронавирусу, я вдруг почувствовал, что у меня стало больше свободного времени, а потому можно пересмотреть и старые художественные фильмы, и записи некоторых спортивных программ, особенно фигурного катания, которое в Германии показывают очень редко. С удовольствием посмотрел выпуски «Ледникового периода. Дети», где есть возможность взглянуть на будущих чемпионов мира и олимпиад среди фигуристов.

Победитель  среди одиночников Николай  Колесников, внешне и по характеру совсем ребёнок, получил право посетить Останкинскую  башню. Там, наверху, он спокойно ходил по стеклянному полу, более того пошутил, что тут бояться нечего, до земли всего-то 337 метров, и сделал прыжок на месте в полтора оборота. На коньках сделал бы и в три оборота…

На Останкинской башне я не был ни разу, хотя возможность посетить была много раз. Опасаюсь за себя самого. В пять лет я вместе с братом пришёл к матери на работу. В сухую жаркую погоду она дежурила от Лесхоза на колокольне  самой высокой церкви в городе, следила за опалами и лесными пожарами. Возникнет где-то дымок, она звонит по телефону в контору и называет квартал, где она увидела дымок. Окрестные леса она знала хорошо, потому что выросла в лесу. Отец её рубил лес для казны, мечтал о сыне, а рождались дочери, вот из них он и выбрал мою мать, чтобы воспитать из неё  помощника в своих лесорубных делах. Мы с братом пришли и поднялись на самую верхнюю площадку колокольни. Мне очень хотелось увидеть город сверху, но подойти к перилам я не смог, у меня тряслись коленки и я не мог идти. На четвереньках я сполз  на этаж ниже, но и тут не смог подойти к краю, чтобы рассмотреть получше родной город. Позднее я узнал, что это состояние называется акрофобией. У Коли Колесникова акрофобия напрочь отсутствует, а у меня… в зависимости от состояния.

Меня рано начали брать в лес, но лазить по деревьям я так и не научился. Как-то я вместе с двумя братьями поехал в лес за шишками для самовара. Весна, ещё сыро, а на молодых соснах высокие зелёные вершинки, которые у нас тоже называли шишками. Братья насобирали два мешка шишек, положили на тачанку, а сами решили наломать шишек-вершинок на еду, пока они не потеряли своей нежности. Я сидел на мешках, когда самый старший брат полез на высокую сосну с несколькими вершинками, сломил самую длинную и стал её нахваливать. Второй брат решил сделать то же самое, но дерево он выбрал тонкое и вместе с верхушкой свалился на муравейник. Ему повезло, хотя он очень напугался, но ничего не сломал, не было ни ушибов, ни царапин.

Когда во время сенокоса, нужно было съездить домой, мать всегда прятала косы, надёжнее спрятать их  высоко на деревьях. При этом она всегда лазила на деревья сама, не доверяя никому. Я пытался лазить, но не более четырёх метров, потом начиналась дрожь в коленках и тошнота.

Я учился в четвёртом классе, и учительница наша вдруг вспомнила, что мой брат в первом классе залез на железную электроопору,  тогда их  только устанавливали  в ряд с северо-восточной окраины города до механического завода. Была такая опора и возле школы. Она и сейчас стоит. Вот на неё во время перемены и залез мой брат. Пришлось давать досрочно звонок, чтобы он слез со столба. Потом были разборки, объяснения у директора, вызов матери. Когда мы учились, провода уже были подвешены и под напряжением.  В тот же вечер, а мы учились во вторую смену,  или на следующий, когда в школе почти никого не было, я решил повторить то, что сделал брат за восемь лет до меня. Я подошёл, положил сумку и стал подниматься по уголкам вверх, но меня остановила женщина и хотела даже отвести меня в милицию. Я пустил слезу, и меня отпустили. Что я для себя уяснил? Страха перед высотой в этот раз у меня не было. Значит, я тоже мог бы подняться…

За свою жизнь я был на многих высоких точках. На горах Сугомаке, на Юрме, на Таганае. Был на крыше Аргаяшской ТЭЦ, на смотровых площадках металлургических предприятий в Магнитогорске, Челябинске и Нижнего Тагила, на крыше инженерного корпуса ЧТЗ, а это 14 этажей, на крыше ГИПРОМЕЗА в Челябинске, много раз был на телебашне в Дюссельдорфе. А вот в Париже не решился подниматься ни на Эйфелеву башню, ни на смотровую площадку небоскрёба: настроение было не то.

Расскажу ещё об одном случае. Наши приятели получили новую квартиру на 10 этаже и пригласили нас в гости. Мы пришли вместе с сыном. Ему тогда было четыре года. Осмотрели квартиру, мебель, побывали на балконе. Посидели за столом, выпили, закусили. Я сходил на балкон покурить. А потом хозяйка стала варить пельмени, а я решил ей помочь. В какой-то момент я оказался спиной к кухонному окну и взглянул из окна вниз. И у меня затряслись поджилки, я испугался высоты. Я пытался взять себя в руки, успокоиться. Сходил покурить. Но как только подходил к кухонному окну, ноги сами подгибались и начинали дрожать. А тут и сын стал жаловаться на боли в коленках. Вечно непоседливый, он не сходил с кровати. Домой я нёс его на руках. У него был признан ревмокардит и он несколько дней провел в больнице.  А ещё с самого рождения он бледнел, когда его поднимали на руках вверх, его нельзя было посадить на плечи. А я для себя уяснил, что время от времени меня может посещать акрофобия.

Обращаемся к словарям. Слово встречается далеко не в каждом толковом или этимологическом словаре.

Акрофобия — навязчивый страх высоты. Название происходит от др.-греч. ;;;;; («верхний») и ;;;;; («страх»).
При нахождении на высоте у страдающего акрофобией наблюдается  тошнота и головокружение.
Головокружение на большой высоте является нормальной  физиологической реакцией. У акрофобов оно развивается в фобию, когда возникает страх даже небольшой высоты и при отсутствии риска падения.
Люди, страдающие акрофобией, могут испытать приступ паники на большой высоте и оказаться неспособными спуститься вниз самостоятельно. Примерно 2 процента людей страдают акрофобией, среди них женщин, как правило, в два раза больше, чем мужчин.

Остаётся отметить, что корень АКРО в значении «верхний» мы встретим в словах АКРОПОЛЬ, АКРОСТИХ и АКРОТЕРИЙ и некоторых других архитектурных терминах. А второй корень ФОБИЯ со значением «страх» встречается в словах КСЕНОФОБИЯ, РУСОФОБИЯ и множестве неологизмов.


Рецензии