О будущем литературы и письменности

                В.Ковальчук
О будущем литературы и письменности..
В газете «Аргументы недели» (№ 19, 20.05.2020 г.) опубликована статья С.Рязанова «От литературы к «цифратуре», в которой он с гостем редакции обсуждает вопросы будущего литературы и письменности. Трудно не обратить внимание на то, насколько необычный взгляд на проблему сообщает нам профессор РАН, доктор физмат наук, футуролог Ю.Визильтер. Его «неожиданные» выводы и «смелые» заключения вызывают не только вопросы, но и сопровождаются возникающими сомнениями, начиная с первого же заявления: «Нас ожидают мутация и даже естественная смерть целых областей традиционной культуры. И первой жертвой в этом ряду станет традиционная литература».

Такое решительное и уверенное утверждение этого странного учёного вызывает невольное сопротивление разума, отказывающегося назвать естественной смерть традиционной культуры и литературы. Мы хорошо знаем из истории и помним по опыту прошлого, что они честно служили человечеству все прошедшие тысячелетия, помогая ему стать лучше, умнее, добрее и пр. И чем же электронный способ изложения текста может погубить их?  И, более того, может ли что-то достойное прийти на смену этой многотысячелетней традиции?

Профессор об этом даже не намекнул, но заметил, что ныне общество в целом стало меньше читать. В чём причина этого, он эту тему также не затрагивает. В основе его понимания действительности, ставшие ныне уже привычными, – экономика и рынок. И потому снижение читательского спроса, по его мнению, приведёт к тому, что книжный рынок «схлопнется». «Произойдёт это разом, лавинообразно: магазины и лавки закроются, а производители станут производить другие товары». И что же это: слава богу, или беда?

Для него это – слава богу! Всё заменит Интернет! И уже следующее поколение «полностью откажется от устаревших текстовых средств. Это будет настоящий закат буквы»! Но не грозит ли нам возникающая при этом массовая неграмотность населения какими-то потерями, скрытыми пока неприятностями и пр.? Профессор успокаивает: массовая неграмотность, « т.е. способность писать и читать буквы, вовсе не равносильна утрате языка и языкового мышления». И обосновывает своё утверждение на примере всеобщей любви людей к музыке, существующей при массовой нотной безграмотности: «разве незнание нот мешает нам наслаждаться музыкой»?

Доказательство, можно сказать, не только не убедительное, но и пустое, ибо дело не в буквах, и не в нотах. Однако, это – всего лишь мелкое замечание по сравнению с тем, что  всенародно любимой музыкой для него оказываются рок, рэп, то есть не народная, не эстрадная и не музыка в классическом понимании её, а то, что в нашем советском прошлом совершенно обоснованно считалось контркультурой. И становится очевидным, что говоря о естественной смерти традиционной культуры и её литературы, профессор РАН имеет в виду совсем неестественный приход контркультуры, которая за тридцать лет либерализма в сознании некоторых новых научных авторитетов стала пониматься явлением культуры. И, таким образом, главным итогом развития Интернета в обществе будущего на фоне массовой безграмотности народа и исчезновения письменности станет господство контркультуры и вполне объяснимое в таких условиях «схлопывание», смерть традиционной культуры.

На этом можно было бы закончить разборку с заявлениями Ю.Визильтера, ибо далее он дал волю своей фантазии, но для нас нерешённым остаётся вопрос: чем объяснить тот факт, что этот специалист в своих представлениях о возможностях Интернета будущего новые решения ищет не в рамках традиционной культуры, а обращается к контркультуре, резко переходя, образно говоря, из области положительных координат к отрицательным? Чтобы получить ответ на поставленный вопрос, на время остановимся, посмотрим вокруг и увидим, что одним из незамеченных пока нашим обществом событий является публикация в России перевода книги израильского автора Ю.Н.Харари «Sapiens. Краткая история человечества». Она, как нам представляется, может помочь найти ответ на поставленный вопрос. Объективного, последовательного и действительно научного описания истории человечества читатель там не найдёт, но не для того, видимо, писалась эта книга. Она тоже о будущем.
 
Одна из тем книги – проблема объединения ныне разрозненного человечества. По мнению автора, национализм уходит в прошлое, и люди постепенно приходят к выводу, что всё человечество, а не отдельные народы, есть единственный источник власти. Очевидным следствием этого становится то, что в будущем все люди будут жить в единой мировой империи, под руководством единого мирового правительства. В ней людей объединят деньги, торговля и мировые религии. Произойдёт это «за ближайшим поворотом». В чём он заключается, Харари не поясняет, но за ним нас ожидает райская жизнь! Править империей будут капиталисты, ибо именно они создали этот мир, в котором мы живём и, само собой, управлять им смогут только они. И так мы узнаём, что в современном мире объявился новый мечтатель о мировом господстве - капиталисты!

Поскольку мы знаем, что капиталисты – это мировые банкиры вроде Ротшильдов и Рокфеллеров  (см. «Идеология и Россия ХХ века», глава «Экономика либерализма», главка «Капитализм и капиталисты»), то нам становится необходимым узнать, каким образом они намереваются осуществить эту идею мирового господства. И чтобы найти ответ, сложим вместе два полученных нами наброска будущего мира, по Визильтеру и по Харари, и посмотрим, к чему они ведут, куда клонят и какую роль в будущем мире они нам намечают. И вот результат полученного сложения.

 Давно известно, что чем более неграмотно население, тем легче управлять им. Эту задачу и решает Визильтер с помощью Интернета. Будущая империя представляет собой то райское общество, о котором пишет Харари. Неграмотный народ будет жить в капиталистическом раю, не зная никаких проблем. Жильём его обеспечат бетонные небоскрёбы, а пищу в изобилии поставят ГМО. Книг в продаже нет, в библиотеках люди уже не нуждаются. Все знания в готовом виде они черпают из Интернета, в котором Визильтер определяет, что им знать нужно и полезно, а что ненужно и вредно. Контркультура задаст народу границы его духовных интересов. Рокеры, рэперы, абстракционисты и прочие деятели контркультуры – наиболее уважаемые и почитаемые деятели той «культуры», о которой говорит Визильтер. И мы видим, как в готовящемся нам будущем с неграмотным населением возникают все необходимые условия для возникновения диктатуры, каковой мир ещё не знал. Вот о чём толкует Харари, и чем не случайно и так продуманно дополняет его Визильтер, и вот каким образом капиталисты готовятся прийти к власти.

У нас в свою очередь возникают свои вопросы. Рай на том свете нам обещает религия, коммунистический рай на этом свете хотели построить марксисты-ленинцы, теперь его готовят капиталисты. Рая, видимо, нам не избежать, если своим будущим мы не займёмся сами.


Рецензии