Левша

 На самом деле развитие Сережи опережало период возраста. Расти без отца в те, трудные времена, обязывало нести бремя взрослого мужчины. Уклад жизни в деревне Приволье отличался – деревни Загорье. Здесь мужики мастерили колеса к телегам, поэтому возможность была иметь каждому хозяину свою телегу с лошадкой и работать на благо колхоза. Это было удобно и выгодно сельскохозяйственной артели, ибо всегда эта тяговая сила была в порядке.

  Полеводческой бригадой руководил бригадир Семенов Александр Михайлович. Возраст его перевалил за тридцать лет, но он слыл закоренелым холостяком. Жил он с матерью Марией и сестрами Аней и Шурой. Отца они потеряли на войне, как и многие другие. Саша инвалид детства: хромал, - одна нога короче была. Должность бригадира исполнял исправно. Природа наделила Александра зычным голосом. Наличие громкого голоса позволило ему быть многие годы командиром в народном танце «кадриль». За это искусство он получил прозвище «Туай».

  В соседней деревне Бруски жил сверстник-тезка Саша, один из братьев Марковых. Он неплохо играл на гармошке, но имел хулиганистый характер. Он мог завести драку с одной выпитой рюмки вина. В силу буйства задиристого парня окрестили прозвищем «Чапай». Эти два друга настолько свыклись с прозвищами, что даже гордились ими. Народ сложил про них частушку:

По Чапаевски сыграем,
По Туаевски споем,
Подраться, бабоньки, желаем,
Пусть деревня вся услышит,
Когда мы голос подаем.

  -  Александр Михайлович, - обратился Сережа к бригадиру.
  -  Слушаю и вникаю, - отозвался он.
  -  Скажи мне, есть у тебя такая возможность: выделить мне лошадку на сезон?
  -  Лошадка без телеги – пустое дело.
  -  Я попробую телегу смастерить.
  -  Попробуй, только не роди. Что-то я не слыхивал, чтобы в твои годы кто-нибудь такое сотворял. И среди зрелых мужиков – не всякий может сделать такую повозку.
  -  Попытка не убытка. Думаю, ущерба не будет.
  -   Вот, когда сделаешь, тогда и поговорим о лошади.

  Такой разговор состоялся у Сережи с бригадиром. Настойчивость характера  - любой ценой добиться успеха и быть первым помогала Сереже всю жизнь. Когда он учился в школе – не было случая, чтобы он не решил задачи по математике. Он мог сидеть до утра, но добивался успеха. Он верил в то, что могут делать другие – должен достичь цели и он.

  Выбрал в деревне наилучшую телегу, которая больше всего ему понравилась. Корпус ее выполнен на дугах, - удобный для перевозки полевых культур, да и по мере надобности пассажиров. Снял все размеры, конфигурации, короче, полностью скопировал. Подбирал в лесу необходимый материал. Он уже мог владеть: стамеской, долотом, рубанком, пилой, молотком. Глаза боятся, а руки делают.

  Не было бы на Земле добрых, было бы много мертвых, - гласит народная пословица. В деревне Приволье жил Сомов Александр Александрович иначе его называли Сан Саныч – известный на всю волость кузнец. Он, как только узнал о том, что Сережа Климов делает телегу, решил помочь отроку. Саныч подарил Сереже скат колес, после кузнечной  оковки. Изготовил в кузнице все детали, которые были нужны телеге. Ему осталось сделать только подгонку. К осени телега была готова.Она получилась на славу - шикарная!

  Настала очередь приобрести лошадь И Сережа обратился к бригадиру:
  -  Михайлович, ты обещал мне коня – телега готова.
  -  Да я видел, - выше всяких похвал. За такую телегу и лошадь даю тебе достойную. Не лошадь, а зверь, - кличка ее Ирма. Ей  пять лет, но до сих пор необъезжена. Сумеешь с ней справиться, - будет твоя.
 
  Кобылица и, в самом деле, оказалась странной. Когда она паслась в поле, Сережа пытался подойти к ней, но ничего не получилось. Она либо крысилась и готова была зубами щелкнуть, либо поворачивалась задом, чтобы ногами ударить его. Сережа пошел на хитрость: в корзиночку овса положил и корочку хлебца взял с собой. Она заинтересовалась, подпустила его. С этого момента  началась дружба у них. Ирма ела его угощение, а он гладил ее мордочку. Сережа надел уздечку и привел к своему дому. Снял все размеры ее телосложения. Спустя несколько дней бригадир Сашка Туай привез сбрую для лошади из правления колхоза. Она была новенькая – с иголочки.

  Настала пора научить Ирму телегу возить. Это был трудный момент. В одиночку  этот процесс не осуществить, и обратился Сережа к соседу Фролову Григорию. Гриша в свою очередь, привел еще четырех мужиков. Телегу они уперли в изгородь, грудь кобылы перегородили жердочкой, чтобы не могла оная на дыбы вставать; на голову надели куртку, чтоб по сторонам не зырила. Первым делом  пристегнули вожжи к узде, чтобы не потерять управление, затем надели остальную упряжь.

  Как только мужики убрали жердочку, понесла их лошадка по дороге, как в песне: «Эх, вдоль по Питерской, по Тверской-Ямской, да с колокольчиками. Эх…». Едва успели мужики плюхнуться в телегу. Верст шесть несла их кобылица галопом, а затем перешла на рысь. А ехали они по дороге «жизни» в Успенск. Когда вернулись обратно, от Ирмы валил пар. Цель была достигнута – Ирма стала рабочей лошадью.

  Чего только не возила Ирма на этой телеге: и сено, и хлеба в снопах, различные корнеплоды, сливки, дрова. Даже рекрутов катала по волости.

  Проводы рекрутов в армию – традиция давности. Но Сережа успел проводить своих сверстников в 1960 году. Именно лошадка Ирма и телега Сережи были участниками проводов. Процессия представляла собою: тройку лошадей в упряжке телеги. Упряжь праздничная: в блесках, ожерелья с погромчиками, наибольший колокольчик привязывался к дуге.  В телегу усаживались: кучер, гармонист и рекруты. Несколько дней носила тройка такую повозку по деревням волости. И, конечно, пели песни-частушки:

Вересовые кусточки -
В сентябре повяните.
Скоро в рекруты сдадут –
Девушки вспомяните.

  Услугой Сережиной тяговой силы пользовались женщины-вдовы. Как можно было отказать, если женщина просит. Когда Сережа уезжал с деревни телегу подарил Ольге Ивановне, матери Сани Сомова, с которым продавали колеса в окрестностях Белого озера.

  Спустя годы Сергей встретился с Ольгой Ивановной, и она сказала:
  -  Сережа, мы до сих пор ездим на твоей телеге.
  -  Добро, добром красит – ответил Сережа – помнишь историю с колесами?
  -  Как же не помнить – время было такое смутное.
  -  И я, тетя Оля, очистил свою душу – должок погасил.

  Надо сказать, история с телегой была замечена в округе. Слухи ходили, что в деревне Приволье появился мальчик «левша». Легенда о том, что «левша» подковал стальную блоху – и мы гордимся. Вот, дескать, русский умелец – зоркий глаз, верная рука. А забываем его будущую судьбу. Ведь вернулся он с чужбины в Россию пьянехонек, и оставили народного героя помирать под забором. Вот такая участь суждена в России умельцам и талантам. И нетто чтобы нарочно гнобили – а так, просто забыли о нем. Много их, умельцев в России. Поэтому России их не жаль. Сережа, конечно, «левша» местного уровня, тем не менее, попал в историю.

2017
 


Рецензии