24. Бяки-буки

    Поскольку у меня получился значительный перерыв, а до этого значительное отклонение, хочу вернуться к «волчьей» теме и этрускам. И напомнить кое-что из написаного.

    Так уж вышло, что 19-я часть оказалась «еврейской». Сперва я вспомнила историю Лота (аналогия к англ. light и нем. licht «свет»), чья жена превратилась в соляной столб, обернувшись посмотреть на пылающий Содом. Затем помянула «волчье» колено Вениаминово, почти полностью исстреблённое за надругательство над пилегеш некоего левита в городе Гива. Нужно сказать, что эти истории произошли в разное время и в разных местах.

    Лот — племянник родоначальника евреев Авраама. За исключением авраамовой жены Сарры, он был единственным родственником, сопровождавшим патриарха Авраама при его переселении из Ура Халдейского в Ханаанскую землю. Отмежевавшись от дяди, племянник раскинул свои шатры возле Содома. И был он тогда богат. А бедным стал, наверное, потому что царь Эламский Кедорлаомер (Кудур-Лагамар) предпринял поход на Палестину, чтобы наказать возмутившихся царей пяти городов на месте нынешнего Мёртвого моря (Содома, Гоморры, Адмы, Севоима и Белы).

    Книга «Бытие», глава 14.: «Аврам, услышав, что [Лот] сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана; и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска; и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ. Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская…»

    Интересная получилась история. Авраам и триста восемнадцать вооружённых рабов победили союз четырёх царей… После чего царь Содома, (не еврей) Бера (также Бер, ивр. дар, подарок) обратился за помощью к Аврааму и предложил ему взять своё (Беры) имение взамен на людей Аврама: 

    «…Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю…»

    Надо думать, Анер, Эшкол и Мамрий не рабы или уже не рабы. Да и Лот, и Бера остаются при своих богатствах. Но когда два ангела, некоторое время спустя, подходят к Содому, их встречает сидящий у ворот города Лот, уже, очевидно, без шатров, без богатств и без своего народа. Ибо жители города безбоязненно приходят толпой к его дому и требуют выдачи странников. И Лот готов отдать им двух своих девственных дочерей взамен ангелов. Помнится, ангелы сказали: «Забирай всех своих людей и спасайся!» Но, поскольку зятья не послушали Лота, тот спасается из города лишь с женой и двумя дочерьми…

    В результате, Содом, Гоморра, Адма и Севоим таки уничтожены! Бела (Сигор, малый) по просьбе Лота сохранён. Но тут тонкость: «Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом… И вышел Лот из Сигора и стал жить в горЕ, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли…»

    Поскольку жена Лота окаменела уже в Сигоре, то и жителей Сигора, вероятно, постигла та же участь. Многих, если не всех. Иначе, почему Лот боится жить в городе? И почему к его дочерям никто не приближается?

    Итог истории Лота известен: «И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав [говоря: он от отца моего]. Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне…»

    Так появилась земля Моав. Но, подобно израильтянам, моавитяне не были автохтонами; они поселились в этой стране, изгнав из нее эмимов (так моавитяне называли рефаимов). Аналогично и аммонитяне истребили великанов замзумимов (так аммонитяне называли рефаимов) и взяли их страну, на восток от Иудеи, между реками Арноном и Иавоком, и поселились к востоку от Иордана и Мертвого моря до самой Аравии.

    В Библии упоминается, что главным божеством аммонитян был Малк (Молох), которому приносились человеческие жертвы. Их столица Равва была расположена близ реки Иавока. В настоящее время место, на котором стоял город Равва, известно под именем Амман. А кому поклонялись моавитяне? «В 1865 году во время раскопок в Палестине было получено внебиблейское подтверждение существованию культа Хамоса у моавитян — на стеле, созданной по приказу царя Меша, подробно излагаются деяния этого правителя, при этом постоянно подчёркивается, что всё это сделано по слову Хамоса (Кемоша)…»

    Не можете служить Богу и маммоне!.. Предполагают, что это слово родственно арамейскому «ма'амон» (ценность, взятая в залог) или образовано от арамейского же корня «амн» («доверять», «поверять»). Возможно, является заимствованием из ханаанского языка, где исходно обозначало продукты питания и их запасы.

    По поводу Хамоса и Маммоны у меня появилась такая аналогия. С Самарой. Первая часть гидронима Самар/а/ восходит к индоиранской (арийской) основе *sama- со значением ‘полугодие, год; время года’; ср. с др.-иранск. *ham-, *hama- ‘лето (и осень?)’, мл.-авест. ham ‘лето. Родственные слова в других индоевропейских языках — армянск. am ‘год, возраст’ и amarn ‘лето’, др.-ирл. sam, англ. summer (др.-англ. sumor), нем. Sommer (др.-верхненем. sumar), все со значением ‘лето’. Если последнее верно, название Samar могло возникнуть как топоним со значением ‘летовка, летнее (пастбище)’ и затем стать гидронимом для главной реки местности.

    Конечно, Вениамин не имеет к Лоту никакого отношения! Но к нему вернёмся уже в следующей статье.



    П.с. Закономерный вопрос: когда это было? Отталкиваться приходится от того, что Авраам родился, по традиционной библейской хронологии, в 1812 году до н. э. Конечно, ему потребовалось время, чтобы вырасти, и уж только потом он переселился из Ура Халдейского в Ханаанскую землю. Но только ли хананеев он встретил там? Ведь загадочные рефаимы хенанеями не были…

    Известно, что в XVIII—XVI веках до н. э. часть Древнего Египта была завоёвана гиксосами. Само же объединение гиксосов образовалось на территории Сирии, где они переняли передовые военные технологии от индоевропейских народов и осуществили экспансию в сторону Египта. Основу гиксосов составляли амореи, к которым также присоединились хурриты и хетты.

    Итак, Авраам приходит в Землю Обетованную и покупает пещеру Махпелу, в которой хоронит свою жену Сарру. Он покупает её у хеттов, у Ефрема Хеттеянина, и беседует с жителями будущего Хеврона, который тогда, видимо, был хеттским городом. Это как раз время складывания хеттской державы.

    Пророк Иезекииль обращается к еврейскому народу как к народу, который родился от брака аморрея и хеттеянки. Оказывается, древний еврейский народ, по крайней мере, в представлении пророка, мог быть созданием двух древних этносов: аморейского, западносемитского - амурру, и индоевропейского - хеттов. Похоже, я ошиблась, утверждая, что только шумеры были учителями евреев! Но ведь и загадочные шумеры семитами не являлись. Кстати, шумеры отметились в расшифровке хеттского языка!

    Бедржих Грозный обнаружил в одном непонятном, как потом окажется, хеттском тексте, шумерское слово нинда, «хлеб». (Говорят, это было заимствованием. Как и наш «хлеб», который из готского.) Итак, он обнаружил слово «хлеб», а к нему предлежало слово, которое, если его транслитерировать латиницей, выглядело бы примерно, как e-i-iz-za-te-ni, и он предположил, что по-хеттски это означает «вы едите хлеб». Первое слово, ейза, родственно немецкому essen, которое означает «есть» в форме настоящего времени, а ни тогда корреспондирует с древнеиндийским ni, древневерхненемецким ни, чешским nyni и нашим русским ныне, то есть, означает «теперь»: «теперь вы едите хлеб». Впоследствии оказалось, что это формула «вы едите ныне мой хлеб и пьете мою воду» из обращения царя к вассалам. Перевести фразу «вы пьете мою воду» оказалось еще проще: она выглядела как wa-a-tar-ma e-ku-ut-te-ni, а ватар – это индоевропейское слово water, «вода» (анг. water, др.сакс. watar). Сами хетты себя хеттами не называли, а называли несил, нешили. (Думается мне, оттуда первые «нацики» и пошли).

    Хочу отметить такой факт. Слово «Бог» у хеттов очень древнее. Нет, не Яхве. Это Сиу-ни, и отдаленными формами этого слова являются индоевропейские деос, теос. В надписи царя Анитты – это одна из древнейших хеттских надписей, XVIII в. до Р.Х., мы читаем сиу-снус («Бог наш»). Помните однорукого Тиу?

    Тюр, Тир или Тиу (также Ziu) — в германо-скандинавской мифологии однорукий бог чести и войны. Из асов, сын Одина и великанши, сестры Гимира (думается мне, Гоморра тоже когда-то принадлежала великанам-рефаимам). Но что не менее интересно.

      Нанна, Наннар (шумер.), 3уэн (староаккад., "владыка знания"), Син (аккад.), Суин (староассирийск.), в шумеро-аккадской мифологии лунное божество. Главное место культа лунного бога - святилище в Уре, второй важный культовый центр - в Харране, на севере Двуречья (здесь он почитался вместе с богом огня и света Нуску, считавшимся в новоассирийский период сыном Сина). Интересно, не был ли этот Нуску родом из Несы?

    Что интересно. Было такое германское племя: хатты. С ними связано название  Гессен.  Григорий Турский сообщает в письме Бонифацию о некоторых хаттах, народе Гессена (лат. populus hassiorum), который селится в низовьях р. Фульда (738 г). Согласно современным представлениям, имя собственное Chatti превращалось в сегодняшнее Hessen постепенно: Chatti > Hatti > Hassi (ок. 700 г. н. э.) > Hessi (738 г. н. э.) > Hessen. Но что так же интересно:

    Гесем или Гошен — название местности Древнего Египта, отведённой Иосифом для поселения его отца Иакова (Израиля) и братьев. В этом округе впоследствии каторжным трудом евреев были построены укреплённые города для запасов — Пифом и Раамсес. Оттуда же еврейский народ покинул Египет. Это помогает также узнать дату гипотетического редактирования Библии, ибо эта земля называлась Гесем в период с VII по IV века до н. э. Пер-Рамсес (букв. «дом Рамсеса») — столица древнего Египта, сооружённая около 1278 года до н. э. и находившаяся на востоке дельты Нила примерно в 1 км от Авариса — старой столицы гиксосов. Хотя, конечно, Гесем вовсе не Гессен, и хатты вовсе не хетты, и евреи времён египетского плена вовсе не гиксосы (они из какой-то альтернативной истории и вовсе не «спаяны» с немцами).

    Вот подумалось... Скандинаво-шведская столица Сигтуна тоже не может иметь никакого отношения к загадочной истории Сигора и Лота. Да и Йомсборг, основанный скандинаво-шведами в земле балтийских славян, конкретно — в области Йом, выделенной для этого местным «конунгом» Бурицлавом, конечно же, этимологически связан с  juma (лат.), juom (лив.), или jum (эст.), со значением «отмель», «коса», а вовсе не с Юмалой (Ямалом) и, уж тем более, не с угаритским морем-Йамму! Да и многочисленные франкские Хлотари-Лотари так же чужды скандинавам, как Лот жителям Белы-Сигора...

    Одно верно. Хеттский язык вовсе не немецкий. И с ведической культурой у хеттов было совсем туго, в отличие от соседней Митанни. Хурриты Митанни (у которых была ведическая культура, но не было индоевропейского языка, кроме заимствований) были очень воинственным народом. Они сражаются с хеттами, не завоевывают, но обессиливают хеттское царство, отнимают у него все южные территории - Сирию и Палестину. Это было задолго, за 100 или 200 лет до прихода евреев в Палестину из Египта. Вот чьи земли были обещаны по договору иудеям!

    После провала 1600-1500 годов, который можно считать коротким темным веком на Переднем Востоке, около 1460 года до н. э. основана новохеттская династия, достигшая своего расцвета при Суппилулиуме I ( 1344-1322 гг до н.э.). Но до этого приключилось вот что.

    Начало борьбы египтян с гиксосами по легенде (Папирус Салье I) связано с царём Секненра, который, судя по найденной мумии, по-видимому, погиб в битве. Его сын, Камос, последний царь XVII династии, сражался успешнее. Он сумел дойти почти до самого Авариса, но не захватил его (Стела II фараона Камоса). Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камоса, первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 г. до н. э., который изгнал их из Египта и преследовал до южной Палестины, где захватил город Шарухен.

    Конечно, вероятнее всего, Камос совершенно случайно созвучен моавитянскому Хамосу (Кемош)! Или мы чего-то недопонимаем в фараонах Древнего Египта…

    Последующий упадок хеттов в XII веке до н. э. совпал во времени с общеближневосточным кризисом, известным как бронзовый коллапс. Под натиском «народов моря» хеттское царство было уничтожено и перестало существовать. Хотя,  отдельные бывшие вассальные княжества хеттов «держались» ещё в IX—VIII веках до н. э...


Рецензии
Спасибо Светлана! Когда-то занимался этой темой. Восхищен Вашим текстом! Один вопрос, почему Вы называете патриархов Библии евреями. Ветхий завет по моему всего раз называет Авраама евреем, и это считается поздней вставкой. Позже Вы совершенно верно говорите, что речь идет об амореях и хеттах.
Впрочем, могу и ошибаться, давно отошёл от этой темы. Спасибо!!!
С глубоким и неизменным уважением,

Игорь Тычинин   25.08.2020 13:38     Заявить о нарушении
Если влезть в генетику, то, конечно, не все евреи произошли от Авраама. Но он является безусловным лидером. Сплотившаяся вокруг него группа отличалась от других только идеей. Своей исключительностью. Они заключили договор с богом, они богоизбранные. Поэтому, хоть Авраам и аморей, но его потомки особенные. Даже Лот, его племянник - не еврей, да и ушёл он от Авраама, да и неудачником оказался... Иудаизм как учение оформился уже позже.

По поводу евреев, иберов, берберов и хабиру ничего утверждать не буду. Это отдельный разговор. Нужно ещё учитывать существование культа кабиров и... бога богатства в индуизме - Куберу, занесённого в Индию, ясное дело, ариями.

По крайней мере, моё утверждение, что корни иврита - индоевропейские, обретает хорошее основание :)

Светлана Каплун   25.08.2020 18:23   Заявить о нарушении
Спасибо!!!

Игорь Тычинин   25.08.2020 19:50   Заявить о нарушении