Флёрдоранж. Запах счастья

Когда мы осмыслим свою роль на земле,
пусть самую скромную и незаметную,
тогда лишь мы будем счастливы.
 (Антуан де Сент-Экзюпери)


    В саду дерево апельсина растёт в огромном вазоне. В Дубае, где я живу сегодня, апельсину не климат. Но я всё равно выращиваю его, несмотря на возможные страдания и мучения дерева. Иногда пахучие листочки скручивает солнце, иссушая яростным лучом, иногда тля, обволакивая ядовитой слюной. Но дерево борется и живёт, послушное моей воле. У этого апельсина нет выбора - и первый и последний принадлежат мне. Я в апельсиновом дереве нуждаюсь: его присутствие украшает мой сад.
    Пчёлы и бабочки тоже им восхищаются, особенно в момент флёрдоранжевого цветения. Запах на самом деле необыкновенный: полный нюансов, многогранный, глубокий, чем-то, очень приблизительно, если попытаться описать его, похожий на жасминовый.
    Листья же апельсинового дерева источают чувственный аромат независимо от сезонов - птицы, особенно райские, буквально помешаны на нём. Этот запах обладает эйфорическим и гипнотическим действием. Чтобы выявить его получше, ты, не срывая с веточки, берешься нежно за удлинённый лист подушечками большого, указательного и среднего пальцев, легонько массируешь глянцевое тело его, втирая в кожу эфирные масла. Затем подносишь благоухающую щепоть к носу, вдыхаешь фимиам, и глаза непроизвольно закрываются, чтобы ничто не отвлекало от проникновения почти божественного внутрь тебя. И - всё заботящее минутой ранее перестаёт существовать.
    Мой апельсин, я заметила, есть антидепрессант. Мне достаточно даже просто выглянуть в сад и увидеть пусть и через окно это дерево - раздражение вместе с тревогой улетучиваются в мгновение ока и не возвращаются уже.
     Я бы обозначила запах апельсинового дерева в целом как запах счастья.

    Однажды в далёкой юности этот запах спас нечто существенное, именуемое путёвкой в жизнь, сыгравшее определяющую роль в дальнейшей судьбе моей.
    В музыкальную школу записались сразу по приезде в Дзержинск - мне требовалось восстановить двигательную активность пальцев левой руки после травмы ладони. Во время игры летом в Лапландии ещё - играли мы в «казаков-разбойников» - я пряталась, сидя на корточках, и не заметила в траве бутылочного осколка, напоролась ладонью. Доктор после операции по восстановлению сухожилия, собственно, и насоветовал родителям - де только фортепиано поможет обрести прежнюю активность пальцев.
    Так я пошла в первый класс музыкальной школы 12-ти лет от роду - совсем взрослой девочкой. Постигать азы музыкальной грамоты было легко, но заниматься дополнительно редкий ребёнок желает. Так и я. Но «не хочу» не говорила - знала, что фортепиано есть моё спасение. И с тихой грустью шла в музыкальную школу за новыми заданиями от жестоких учителей. Помню, как получала линейкой по рукам за каждый неверный палец в гамме, что даже до сих пор не забыла правильное их расположение. Помню, как терпела новые унижения от учительницы по специальности, как было нестерпимо неуютно, как я хотела плакать от обиды и как блюла себя, как радовалась окончанию уроков и как бежала домой после. И пальцы научились бегать по клавишам, как того требовали от них музыкальные каноны. И - от былой травмы остались лишь воспоминания и лёгкое нервное покалывание между пальцами, без которого я не существую и по сей день.
    Школу музыкальную я заканчивала одновременно с общеобразовательной уже в городе Североморске, куда после полуострова Рыбачий был откомандирован мой отец для дальнейшего прохождения службы в новой высокой должности, куда я для воссоединения с семьёй переехала из Дзержинска на 16-ом году жизни.
    Подготовка к выпускным экзаменам на аттестат зрелости занимала всё свободное время, которого не оставалось на музицирование. Итоговый же класс в музыкальной школе тоже требовал невероятных усилий - и они мне виделись лишними. Я решила оставить это образование незаконченным. И вот тут вмешался запах апельсинов, вернее, новая учительница по специальности.
    Её пальцы пахли апельсинами. Не фруктами, конечно. Композиция её духов была исполнена свежими плодовыми нотами. Она вся излучала притягательный покой и умиротворение, внушившее мне тогда доверие к предмету, который я собиралась бросить. Тоскливые прежде уроки по специальности начали представлять скорее интерес, нежели уважение к утомительному процессу. Однако и гаммы, и инвенции зазвучали мелодичнее на фоне легкого аромата, исходившего от бегущих по клавишам пальцев педагога. Это был тонкий, еле уловимый запах счастья. Возможно, именно с тех пор я и полюбила эти "музыкальные" плоды. Потом уже, женщиной, я искала этот запах на прилавках парфюмерных бутиков. Мне даже казалось, что искомые ноты открылись в Chanel N5. Однако то милое и сочное настроение покоя из моих юных воспоминаний я ощущаю лишь благодаря запаху апельсиновых плодов.
   
    Музыкальную школу я закончила с красным дипломом. Он, собственно, и сыграл ту роль путёвки в жизнь, о которой я упомянула выше. Меня зачислили в пединститут на филфак благодаря наличию этого документа. Не будь его, жизнь моя сложилась бы иначе.

24.08.2020


Рецензии