4. Сербская женщина - русская душа. О сербской муз

Сербская женщина — русская душа
Сердце м;е и тв;е у люб;ви ст;е
«Сердце мое и твое у любви стоит...»
Слова сербской песни тихо льются из приемника нашего авто. Эти диски нам недавно привезли из Белграда.
Мы снова в пути. Вдвоем. Дорога длинная. Следующую песню запела женщина, и я внимательно прислушиваюсь к тягучему и глубоко страдающему голосу певицы. Пела Ана Бекута.
Рана м;я — рана лю;та...
Да ведь это не песня, а плач. Я сделала погромче звук и попросила моего русского серба:
— Переведи...
Он замялся.
— Я хочу понять сербскую женщину, — добавила я.
Он внимательно посмотрел на меня. Помолчал, а потом все-таки решился:
 
Сто раз ты согрешил,
Сто раз с другою был,
Сто раз простила я,
Чтоб с тобой был;.
 
Какое страдание в голосе! Нет, перевести это дословно невозможно. Но можно каким-то интуитивным чувством понять, чт; переживает эта сербская ж;на.
— Дальше, — тихо попросила я, внимательно прислушиваясь к чувственному голосу певицы, страстно льющемуся из динамиков.
 
Сто раз ты любил,
Уходил, приходил,
Свою любовь погасил,
Покаянием жив был.
 
Какие простые и наивные слова, но сколько в них темперамента и боли!
«А ведь мы похожи, — подумала я, — эта сербская женщина, удерживающая свою любовь, и мы, русские, — только не нынешние, современные, обремененные западным феминизмом, а те, из царской еще России, когда церковь и вера удерживала замужнюю женщину от бессмысленной, все погубляющей “свободы”. Женщина самой природой призвана любить беззаветно, чтобы не разрушать, а созидать...». Мысли эти плыли надо мной, поверх сербской песни, так встревожившей мою душу.
— Переведи припев, пожалуйста...
 
Рана моя — рана люта.
Рань меня еще сто п;то (сто раз).
Сто раз меня обманешь,
Но никогда не оставишь.
 
Я вновь и вновь прокручивала назад диск с пронизывающей мое сердце песней и повторяла:
— Ну переведи, пожалуйста, о чем поется дальше.
 
Сто ран моих заболел;
Что сердце тебя полюбил;.
А что не любишь меня нежно,
Душа страдает неизбежно.
 
И опять с нарастающим страданием в голосе звучит, как пикой пронизывает, припев: Рана м;я — рана лю;та...
Эх, сербская женщина — русская душа! Как понимала я свою сербскую подругу, пропевшую в этой песне мою первую историю! И моя рана была раной лютой. Я действительно была когда-то очень привязана к своему мужу... Сто раз он ранил меня, сто раз обманывал, но сто раз я прощала ему. Хранила нашу семью ради самой себя и ради наших детей. Никогда не выносила его новые лю;бови (cербск.) на суд родных и близких, надеясь, что мои раны зарастут, а он никогда меня не оставит. Но все вышло иначе...
Сербские женщины! Сербские женщины! Сколько переживаний выпало на вашу горькую долю! И последняя война, и неизбежные потери отцов, мужей и сыновей. Разорение отеческих домов, исход из страны... Все это так понятно. И так одновременно больно за вашу судьбу, родные сестрички! Простите нас, что в 1990-х мы мало знали о страданиях Сербии и ее народа-христоносца. Простите, что не молились за души ваших православных мужей, погибших в дни Святой Пасхи под американскими бомбами, падающими в Белградское сердце Сербии. «Христос Воскресе!» — приветствовала православная церковь в эти дни воскресшего в мир Спасителя. И в это же время с натовских самолетов летела смерть на сербские города, и у этой смерти был диавольский оскал.
Никто не допускал даже мысли, что война возможна в нашем мире и что она так близка. Мы были уверены, что и вы, и мы защищены русским оружием. Но Россию уже рвали изнутри ее вековечные в;роги, и она слабела с каждым днем. И это тоже была война. Новая, тайная война!
Простите нас, сестры во Христе, что мы забыли отеческие заветы нашего русского Царя-искупителя Николая II, пуще глаза уберегавшего Сербию от злых варваров во все дни своего земного царствования и научившего весь мир уважать сербов и считаться с ними.
Мы виноваты! Мы каемся! Мы любим вас!

О сербских песнях

«Т;мо, дал;ко...» — вот где сербская душа. Не гимн народный, а песня, льющаяся уверенно и свободно, тихо и душевно. Я прислушиваюсь к словам сербской песни, и слух мой услаждается дивными звуками, а душа постепенно наполняется желанием жить, любить и творить для другого человека. «Т;мо, дал;ко...» — обещают мне, и я верю. Там далеко, на Балканах — моя судьба, там и моя Сербия.
«Там моя Сербия...», — тоскует голос, и я понимаю, что слова эти льются из сердец тысяч затерянных вне страны сербов, раскиданных, изгнанных, потерянных для своей родной Отчизны. Мой дом и моя жизнь наполняются новыми звуками. Но почему Сербия так затронула сердце? «Люблю Сербию, мою сестренку младшую!» — эти слова все чаще прижимались к моей душе и так и остались в ней навсегда.
Откуда у русских людей такая неистребимая любовь к сербам? Врожденная? Любовь до слез, до жалости. Может быть, и мои предки-казаки, станичники Оренбургского войска, были когда-то на Балканах, защищая Сербию, и стояли насмерть у западных ее православных границ!?
Любовь моя сербская разлилась по всему мозгу, заняла все клеточки воспаленного ума. Хочу понять — и понимаю, хочу любить — и люблю, хочу защищать — и защищаю, хотела пойти на войну — и пошла бы. Лишь бы не предать саму себя. И тебя, Сербия!

Несется горная река

Никто никогда не покорит народ державный сербский, пока будут они вместе с музыкантами соборно петь всем залом. Вон встали все со своих стульев концертных, раскачиваются из стороны в сторону в такт музыке, пританцовывают и поют все вместе, одним порывом, одним дыханием, в одном ритме. Пританцовывает и моя любимая сербская певица на сцене, не в силах удержаться от ритмов сумасшедших! И не Ана Бекута концерт дает, а зрители, хор народный, вторят ей, сопровождают душу ее, летящую в ритме песни.
Поет Ана, не останавливаясь, подряд все лучшие свои композиции. Не смолкают оркестранты, играют без передыха, а сербы поют, стоя, в зрительном зале — молодые, дети, старики... Ну как еще можно прочувствовать единение народа, как только не на концерте любимцев народных! Пока держатся сербы вместе, не отрываются по одному, по двое, не увозят своих детей по сторонам чужим и неродным, в уголки заморские, не пропадет народ Сербии.
К вам обращаюсь, сербы! Не покидайте родины вашей заветной, не будьте легкими щепками в быстро текущей реке времён, держите в руках крест князя Лазаря намертво, пойте песни вместе с Аной Бекутой, красавицей Балкан! Вместе с Шабаном Шауличем, Царство ему Небесное! Не дайте разломить себя по прутику, по веточке, имейте любовь к земле своей, кровью героев косовских политой, а мы, русские, еще многому должны у вас научиться!
Сила народа — в единстве, и вы, сербы, сохранившие свою веру, свою культуру богатую, независимые от сладких песенок заморских, однодневных, даете всем народам и нам, русским, пример немереной любви к своей земле, к церквам (старосл. яз.) златоглавым.
Герой ваш «Ратко-генерал» писал в 2015 году русской девушке Марине из тюремных застенок:
«Братия и сестры русские! Я, раб Божий, всем своим существом за наш народ, нашу Республику Србску (сербск. яз.), нашу Сербию, за православие и за мать Россию!...
Даст Бог, русские и сербы — о Боже, сл;же и умн;же! (сербск. яз.) — станут больше верить в Бога, станут едиными и станет их больше, и будет мир, свобода и благосостояние в нашей православной вере. Святой Савва, ты помоги! Да здравствует Россия!».
А концерт свой Ана Бекута заканчивает гимном Косовским, поет о сердце сербском, о душе народной, о витязях балканских, искупивших своей жизнью свободу сербскую! Я же преклоняю голову перед вашим величием, перед вашим духом несломленным и перед всем самым сокровенным, что у вас, а, значит, и у нас, есть!
Повторю слова писателя Виталия Носкова: «Нам есть, чему поучиться у сербов. Когда-то мы были такие же, как они сейчас». Быть может, в этих словах — большая тайна и разгадка, почему сердце русское так остро и неизбежно тянется к святосавскому народу-христоносцу!
Да, мы очень похожи, и сербы никогда не предавали Россию. Русские говорят: «Сербия», а звучит: «Серб и я»! Сербы говорят: «Руссия», а звучит: «Русс и я»!
Поют Шабан Шаулич и Ана Бекута, играет оркестр «Сто труб» — короли балканской культуры, и пока поют сербские соловьи, жива душа народа Божия сербов!
Поет, стоя, народ Сербии вместе со своими любимыми артистами — громко, соборно, свободно.
Несется горная река и никому ее не остановить!


Рецензии