Под покровом богородицы. 2

И.П. Гуржиева
ПОД ПОКРОВОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ




По благословению
архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона
Благодарим всех рабов Божиих, пожертвовавших средства на издание сей книги, и просим молитв читателей об их здравии.
Г 95 Гуржиева И.П.
Под покровом Пресвятой Богородицы. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовской-на-Дону епархии, 2007. -52 с.
ISBN 978-5-9034675-1
Эта книга, продолжающая серию <<Святыни донской земли)), рассказывает о насыщенной событиями истории Покровских хра­мов г. Ростова-на-Дону и об их знаменитых прихожанах.
ISBN 978-5-9034675-1 ББК 86.3

ОГЛАВЛЕНИЕ
Степная крепость 5
Раненое сердце У истоков  13
Первый Покровский собор ......................................................... 17
Праздник 19
Старо-Покровский собор 21
Великие прихожане Ново-Покровский храм ............................................................... 30
Некрополь Бог поругаем не бывает Не оскудеет рука дающего .......................................................... 39
Молитва Пресвятой Богородице ...............................................    42
Приложение Источники
Ничто так радостно не устраивает нашу жизнь, как услаждение мысли в церкви, ибо в церкви у радующихся сохраняется радость, в церкви - утешение скорбящим, в церкви - веселие опечаленным, в церкви - прохлада терпящим напасти, в церкви - успокоение тру­дящихся, отрада в болезнях, твердая надежда на Бога. В священ­ных храмах и сердце Божие, согласно слову Его: Сердце Мое там во Все дни (3 Цар. 9,з). Приходя в них и молясь усердно, Божие разумное и словесное творение - богобоящиеся люди - получают величайшую пользу, через чтение же и слушание Божественного Писания они делаются способными на всякое благое дело.
Святитель Иоанн Златоуст
Храмы, тщанием боголюбивых людей состроенные ... домом Божиим называются. Ибо в них... служения, единому Богу подобающие, отправляются; на то они и устраиваются и освящаются... В них... бескровная Небесному Отцу во все дни приносится жертва. В них Сам Спаситель наш Христос Господь... В них Дух Святой на предложенные Святые Дары снисходит, священнодействие совершает, молящихся освящает.
Святитель Тихон Задонский
СТЕПНАЯ КРЕПОСТЬ
Расположение первых двух церквей во имя Покрова Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону определилось планом строительства «первоклассной крепости во имя Святого Димитрия Чудотворца Ростовского» - важного форпоста на Юге Российской империи второй половины XVIII века. Святое имя крепости было дано Указом императрицы Елизаветы Петровны в 1861 году.
В начале 1760-х годов для защиты низовьев Дона от набегов турецких захватчиков, ногайцев и крымских татарских орд напротив урочища Богатый Колодезь на возвышенном холме правого берега Дона началось возведение грандиозной цитадели. Автором проекта был военный инженер М.А. Деденев.
Руководил строительством с 1761 по 1763 годы инженер-полковник, позднее - генерал-лейтенант А.И. Ригельман. Военный инженер, участвовавший в войнах с турками, он был самым опытным в России строителем крепостей. Построил и реконструировал форпосты Российского государства в Кизляре, Астрахани, Царицыне, Ишиме. Именно А.И. Ригельман составил «Ведомость и географическое описание крепости Святого Димитрия Ростовского с принадлежащими и прикосновенными к ней местами...» - первый достаточно подробный исторический документ, позже положенный в основу всех последующих хроник города Ростова-на-Дону (1).
Ростовская крепость имела большое стратегическое значение, была самой мощной среди южных крепостей. Ее окружность превышала 3,5 км., площадь равнялась почти семидесяти гектарам. Система укреплений явилась новым словом в искусстве фортификации (2).
На плане капитана Мориса де Вернеза  1798 года крепость изображена в виде неправильной звезды с девятью редутами*, названными именами святых покровителей России (3). Они выступали острыми углами над высокими насыпными стенами.
С напольной стороны редуты были соединены восемью равелинами**, образуя восемь фронтов, защищенных по периметру глубо-ким рвом с укрепленным контрэскарпом ***._____________________________
*Редут - полевое укрепление с наружным рвом и земляным валом.
**Равелин - вспомогательное крепостное сооружение в форме угла с вершиной, обращенной к противнику, расположенное перед основной крепостной стеной.
***Контрэскарп - искусственно срезанный под большим углом край склона или берега реки высотой не менее 2-2,5 м, обращенный передней частью к обороняющемуся.


Редуты, названные именами святых - небесных покровителей государей и государынь российских, располагались от юго-западного до северо-восточного в следующем порядке:
- во имя Святой Живоначальной Троицы - Троицкий,
- мученицы Анны - Анненский,
- апостола Андрея Первозванного - Андреевский,
- великомученицы Екатерины - Екатерининский,
- святой Елизаветы - Елизаветинский,
- первоверховного апостола Петра - Петровский,
- первоверховного апостола Павла - Павловский,
- благоверного князя Александра Невского - Свято-Донской редут.
Освященные по специальному чину, они и ныне, сокрытые в археологических слоях, хранят духовную историю нашего города, невидимо защищая его молитвами святых, именами которых они были наречены, и благодатью Божией. Не случайно гарнизон крепости не встречал серьезных нападений и успешно участвовал во взятии Азова, а также овладел Таганрогом и приазовскими землями.Закладка крепости состоялась 23 сентября 1761 года. В исто­рической реляции о новой крепости Святого Димитрия Ростовского сохранилось описание ее торжественного освящения. В специально подготовленной полковой походной церкви (т.е. в первом деревянном Покровском храме, перенесенном из крепости Святой Анны), «Постановленной на том самом месте, где быть соборной, Преосвященный Кирилл, епископ Воронежский и Елецкий, отслужил божественную литургию. Затем епископ Кирилл и его свита из назначенного места троекратно ископали лопатою землю и уложили ее на место предпо­лагаемого земляного вала» (4).
Салют из 25 пушек поддержали огнем корабельной артиллерии греческие cyда, стоявшие в донском порту. Епископ и архимандрит окропили священной водой наружность крепости и путь к будущей церкви.
Крепость устроили на высоком плато - 64 метра над уровнем моря. Создали систему укреплений и на террасах обрыва со стороны реки. С южной стороны противника встречали два редана* с бастионом** Святого Димитрия Ростовского с кронверком***.
Нижнюю террасу защищал редан Богатый, названный в честь «Богатого Колодезя» -места, открытогоимператоромПетром I в первых Азовских походах. На крутых донских склонах располагались редуты Аксайский и Темерницкий и два полубастиона -Черкасский и Азовский. С запада и востока крепостные ворота прикрывали Троицкий и Донской редуты.
*  Редон - полевое укрепление, имеющее форму выступающего наружу угла.
**Бастион - пятиугольное крепостное военное укрепление в виде выступа крепостной ограды, вала и рва, для обстреливания пространства между бастионами.
***Кронверк - большая наружная пристройка к крепости, из двух бастионов

Арки крепостных ворот была сложены из камня. Подземные ходы, соединявшие редуты с пороховыми и провиантскими погребами, и другие казематированные помещения под землей были выложены камнем, а их своды - белым известняком.
Пороховые погреба в редутах представляли собой глубокие подземные сооружения, перекрытые балками с накатом (2).
Постройки крепости имели самое разное назначение. В первое десятилетие устройства крепости на ее территории были построены дом коменданта, 28 офицерских домов, 28 казарм, 7 продовольственных складов, 7 пороховых погребов с подземными ходами, арсенал, военный госпиталь, острог, дома купцов, духовенства, 7 лавок, харчевни, питейные дома.
Протоиерей Лазарь Крещановский в «Исторической записке о Покровской церкви...» писал: «На площади, с западной стороны Покровской церкви, было построено громадное здание для помещения коменданта крепости и военного отделения кантонистов.
Оно было окружено большим фруктовым садом, под который входили не только западная сторона теперешней церковной площади, но и места, занимаемые несколькими жителями              г. Ростова. Здесь ежегодно содержались до 700 солдатских детей (кантонистов). Пятнадцать унтер-офицеров из тех же кантонистов обучали детей грамоте и военному искусству» (5).
В центре, слева от центральной оси север-юг был расположен дом коменданта с хозяйственными постройками и садом, справа -на центральной площади располагалась небольшая деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
К центру крепости от Архангельских и Георгиевских ворот вели каменные мостовые. Внутри крепости располагались семь продольныхи семь поперечных улиц. Прямоугольные кварталы с направили к Дону широкими десяти- и пятисаженными улицами определили будущую планировку нашего города. На центральной площади, расположенной на главной оси плана, была поставлена Покровская церковь.
Крепость с большим гарнизоном, вооруженным 238 орудиями, являлась важнейшей военной базой на Юге Российской империи, ставшей основой успешных побед Русской Армии в Турецкой войне 1768-1774 годов. Важную роль играла крепость в борьбе за приазовские и причерноморские земли. Крепость Святого Димитрия Ростовского начинала новую пограничную линию укреплений, которая далее тянулась на Кубань и потом - на Северный Кавказ. Она связывала укрепленные линии, идущие на восток, «В глубины яицких песчаных степей через Царицын, и на запад - к Троицкой крепости Таганрога, у реки Берды, к линии российских укреплений Днепра»(б).

РАНЕНОЕ СЕРДЦЕ
Покровский сквер, что раскинулся в самом центре Ростова­на-Дону, -удивительное место, хранящее память о многих важных духовных и светских событиях в истории города.
В начале XXI века решился вопрос восстановления храма в самом сердце Ростова -в историческом Покровском сквере, переименованном в советскую эпоху в Кировский сквер.
Покровский сквер является не только градостроительной основой нашего города -территорией главного планировочного ядра крепости во имя Святого Димитрия Ростовского, но и важным духовным центром. В течение трех веков здесь располагались храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Донские казаки с давних пор, исповедуя Православие, с особой любовью и благоговением почитают Пресвятую Богородицу, получая от нее помощь в ратном служении. Не случайно панславянский праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал главным войсковым праздником донского казачества, а первые часовни и церкви в степных крепостях именовались Покровскими.
Богоборческая власть большевиков, уничтожая Православие, естественно, стремилась извести и стереть из памяти народной все, что с ним было связано: святыни, символы, материальные свидетельства веры и духовной жизни предков. Так Покровский сквер был переименован в Кировский. Святое имя было заменено партийной кличкой человека-символа революции и побед красной власти. А на месте храмового комплекса был воздвигнут монумент С.М. Кирову, убитому в Смольном.
Советская эпоха не оставила потомкам даже напоминания о местоположении первого духовного и административного центра.
Началу возрождения святыни предшествовала архивная работа, благословленная архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном. Исследовательский поиск архивных графических документов, фотографий, исторических источников завершился археологическими изысканиями для выявления территории Покровских храмов XVIII - начала ХХ века и выбора места под строительство нового храма.
Погружение в исторический материал открыло удивительные образы Свято-Димитриевской крепости - исторической и градострои­тельной основы нашего города. Старинные фотографии сохранили виды Ростова до эпохи разрушения святынь. Образы величественных соборов, церквей, колоколен и часовен, стоявших на площадях и в начале улиц, открывают нам Ростов, который был намного краше и величественнее благодаря историческим храмовым ансамблям - жемчужинам донского церковного зодчества.
Под духовной защитой Православия рос и укреплялся Ростов как крупнейший торгово-промышленный и культурный центр России .
…А ростовцы смотрят на нас со старых фотопортретов -первых художественных дагерротипов -       с тем достоинством и степенностью, которые являют характеры глубоко верующих людей, участвовавших в общественном служении в построенных народом православных храмах.
Установка в 1939 году памятника Кирову на месте церковного кладбища - акт недопустимый и кощунственный. Однако богоборческая власть вблизи христианского алтаря, на месте могил церковного некрополя воздвигла монумент борцу революции.
Надругательство над святыней усугубилось тем, что памятник был устроен на пьедестале, облицованном мраморными плитами, снятыми со здания последнего Покровского храма, а фундаментом ему служили каменные надгробия разрушенных захоронений.
Роковым псевдонимом революционера были названы не только сквер, но и Богатяновский проспект, и исторический район города.
Сегодня отношение к духовному наследию нашего края изменилось. По милости Божией, тысячи писем православных горожан к руководителям города и области о восстановлении Покровской церкви на ее историческом месте, совещания на высоких уровнях, градостроительные советы и археологические исследования привели к решению властей о воссоздании исторического и духовного центра крепости и строительстве храма.
Совершилось настоящее чудо -все вернулось на круги своя - к истокам славы, силы и процветания нашего города. Трудами и молитвами ростовчан -и православных верующих, и тех, кто в храм не ходит, но для кого слова «патриотизм», «любовь к отеческим гробам» -непустой звук, восстанавливается историческая справедливость, затягивается рана, нанесенная сердцу города.
На гранитном подиуме, установленном на углу Большой Садовой - центральной улицы Ростова - и Богатяновского проспекта (бывшего Кировского), золотыми буквами блистает надпись «Покровский сквер». А в центре сквера возвещают славу Господню сияющие золотом крест и купол нового Покровского храма-памятника. Четвертого в истории старого центра Ростова храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в котором будут возноситься молитвы о мире и благоденствии нашего города и всего православного мира.

У  ИСТОКОВ
Нигде в мире не ощущается с такой силой стремление к возрождению культуры прошлого, духовных традиций, как сегодня в России. Ширится православная вера в нашем крае, ведь история христианства на донской земле имеет очень древние корни.
Донская церковь - первоапостольская, она берет начало от святого апостола Андрея Первозванного - ученика Спасителя, проповедовавшего учение Христа и основавшего христианские общины и первые храмы в Приазовье и Танаисе. А также - от святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, прошедших наш край с юга на север. Память о пребывании святых учителей словенских живет и поныне в станице Платовской (ныне станица Буденновская Пролетарского района). Здесь был древний храм, а на холме жив родник, по преданию, открытый по молитвам святых учителей христианства.
О наличии «Андреевской традиции» у христианских общин -III веков нашей эры, располагавшихся на территории Аксайского (Кобякова) городища и Танаиса, провозгласил в статье «Русская Православная Церковь: вклад в культуру человечества» в издании ЮНЕСКО митрополит Ювеналий.  Глубоко исследовал вопросы истории пребывания на древнем Дону святого апостола Андрея и появления на древней донской земле христианских общин в книге «История христианства на земле русской» протоиерей Стефан Ляшевский, живший в Таганроге в первой половине ХХ века.
После возрождения духовной православной жизни в нашей стране с начала 90-х годов XX века в храмах о спасении Родинымолятся люди всех возрастов. Наступление XXI века ознаменовалось, крестным перелетом по городам России великой святыни Старого Афона - нетленных мощей святого апостола Андрея Первозванного. Под дождем, ночи напролет, шел народ к Ростовскому кафедральному собору Рождества Пресвятой Богородицы, где почивала святыня.
В молитвенном ожидании прикосновения к чуду стояли тысячи горожан и приезжих. Светлые, добрые лица, тишина и несказанная радость. Город преобразился в единстве людей, чистых сердцем. Для нашего современника обращение к православной вере - это путь возрождения нравственных ценностей, путь к спасению вечной души, дарованной Богом.
В конце XIX начале ХХ века на нынешней территории Ростова­на-Дону при значительно меньшей численности населения - около 200 тысяч жителей, было 58 церковных построек, действовало 32 православных храма (включая территории бывшего г. Нахичевани, станиц Александровской, Гниловской и Затемерницкого поселения). Подобно маякам, соборы примыкающих к Ростову станиц и величественные храмы города определяли силуэт застройки, видимый из далеких задонских степей, от всех въездных дорог. Это были замечательные церковные ансамбли - символы духовной защиты города и воспарения души христианской от земных сует к миру Божьему. Они определяли названия улиц, формируя главные церковные площади города.
В роковом для Российской империи ХХ веке страну потрясли революции и войны, насильственные перемещения народов по ги­гантскому пространству страны. В борьбе со «старым миром» были искалечены и убиты десятки миллионов людей. Сатанинские силы пытались вытравить историческую память народа. В страшные годы революционного пожара Патриарх Московский и всея Руси Тихон писал: «Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего ее. Где же причина этой длительной болезни, повер­гающей одних в уныние, других - в отчаяние? Вопросите вашу православную совесть и в ней найдете ответ на этот мучительный вопрос. Грех, тяготеющий над нами, - скажет она вам, - вот сокровенный корень наших болезней, вот источник всех наших бед и злоключений. Грех растлил нашу землю, расслабил духовную... мощь русских людей... Грех помрачил наш народный разум, и вот мы ощупью ходим во тьме, без света и шатаемся как пьяные (Иов. 12, 25). Грех разжег повсюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат восстал на брата, тюрьмы наполнились узниками, земля упи­вается неповинною кровью, проливаемою братскою рукою, осквер­няется насилием, грабежами, блудом и всякою нечистотою ... Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов, Бог же поругаем не бывает. И вот мы алчем, жаждем ... в земле, благословленной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд и на все начинания рук наших... Грех - тяжкий нераскаянный грех - вызвал сатану из бездны, изрыгающего ныне хулу на Господа и Христа Его и воздвигающего открытое гонение на Церковь. О, кто даст очам нашим источник слез, чтобы оплакать все бедствия, порожденные нашими всенародными грехами и беззакониями - помрачение славы и красоты нашего Отечества, обнищание земли, оскудение духа, разорение градов и весей, поругание храмов и святынь и все это потрясающее самоистребление великого народа, которое сделало его ужасом и позором для всего мира» (7).
Большинство исторических храмов старого Ростова было уничтожено в годы богоборческого строительства «нового мира». От самого величественного – собора во имя Святого благоверного князя Александра Невского (архитектор - академик А.А. Ященко) до малых церквей, какими были домовые церкви, устроенные при больницах, богадельнях, домах трудолюбия, учебных заведениях.
Сохранилось свидетельство княгини Н.В. Урусовой (в девичестве Истоминой) о взрыве собора во имя Святого благоверного князя Александра Невского: «...Я была в Ростове, когда взрывали громадный собор. К счастью, я не видела этой потрясающей картины, но испытала содрогание всего города и громовой ужасный звук. На другой день видела груды разрушенных камней. Близко не подошла, страшно было, и невольно вспомнилась молитва: «да воскреснет Бог и расточатся врази Его». В то время храмы уничтожались по всей широте необъятной России...» (8). Разрушены были великолепные храмы-богатыри - оплоты Русской Православной Церкви в Ростове и Нахичевани: Казанская церковь с колокольней, по масштабам сопоставимая с собором; огромный Преполовенский храм станицы Гниловской (ныне комплекc его частично восстановлен); Владимирская церковь, которую вместе с богадельней освящал святой праведный Иоанн Кронштадтский; здание церкви Святой Софии Премудрости Божией. На фундаментах Софиевского храма была построена школа № 11. Несколько лет назад после уничтожения некрополя Софиевского храма и достройки на разоренной могиле священника школьного зала для праздничных мероприятий здание школы разрушилось.
В последнюю «хрущевскую» волну борьбы с Православной Церковью в 1966 году была взорвана кладбищенская церковь Всех Святых, и на месте кладбища и церкви сооружен комплекс Дворца спорта.
Последнее десятилетие ХХ века стало началом возвращения церковной земли и возрождения - восстановления исторических церковных комплексов в Ростове и Донском крае.

ПЕРВЫЙ ПОКРОВСКИЙ СОБОР
История первого Покровского храма берет начало в крепости Святой Анны. Это военное укрепление было построено на Василь­евских буграх близ столицы Войска Донского - г. Черкасска (ныне станица Старочеркасская) для защиты таможенной заставы от турок в 1735 году по императорскому Указу.
Небольшое деревянное строение имело план в виде креста с вытянутыми рукавами с севера и юга. На плане  крепости Святой Анны ясно читаются центральное западное крыльцо, паперти у входов с севера и юга, прямоугольная алтарная апсида. По оси запад - восток были расположены: колокольня над притвором, центральный купол на восьмигранном барабане, маленькая главка над двускатной кровлей апсиды, увенчанные восьмиконечными крестами.
По облику этой гарнизонной церкви близок яркий образец деревянных церквей Подонья середины XVIII века - маленькая деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в станице Нижне-Чирской. Ее вид воссоздан в чертеже профессора архитектуры А.Г. Лазарева.
К середине XVIII века, затопляемая в весенние разливы Дона, крепость потеряла свое стратегическое значение.
Комендант Сомов, переводя гарнизон на правый берег Дона, кроме имущества и вооружения определил перенести на новое место Покровскую церковь как важную духовную защиту русского воинства.
Церковь разобрали на бревна, пронумеровав каждое, и пере­везли весь строительный материал на бударах* в крепость Святого ДмитрияРостовского. Как свидетельствуют исторические факты, npивeденныe в книге протоиерея Лазаря Крещановского, «вместе с перенесением военного имущества была перенесена, а затем устроена в 1762 году в центре крепости Святого Димитрия церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с наименованием соборной» (9).
Место первой церкви-часовни было определено летом 2003 года в северо-восточном партере Кировского сквера археологической экспедицией Ростовского регионального отделения ВООПИиК (руководитель исследования - П.А. Ларенок).
Пятно для раскопок в поисках древней церкви археологи выбрали в точке пересечения лучей на плане крепости, идущих от редутов святого апостола Андрея Первозванного и святого апостола Павла к центру крепостной площади. Во втором шурфе было раскрыто мощение полов храма из лещадного камня*.
Не исключено, что в этом месте был расположен и построенный рядом второй деревянный Покровский храм, называвшийся соборным до начала XIX века.
Когда первая гарнизонная церковь во имя Покрова Божией Матери осталась без служения в связи с постройкой нового, более обширного храма, ее перенесли на общегородское кладбище.
В 1787 году эту собранную из старого материала и достроенную церковь освятил в честь Всех святых протоиерей Иоанн Андреев, и она стала приходской церковью вновь построенного соборного Покровского храма.
Первый соборный храм города Ростова-на-Дону был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы - так же, как и первая церковь крепости. Почему же именно Покровским был назван главный храм?
*Будара - грузовая лодка длиной 11-14 аршин (8-10 м), шириной 1,5 аршина (чуть больше метра), поднимает 15-20 пудов (246-410 кг).
*Лещадный камень - твердый, кремнистый камень.

ПРАЗДНИК
Покров Божией Матери -один из самых любимых и почитае­мых праздников на Руси. Он напоминает нам о защите, милосердном заступничестве, вечном духовном покровительстве Царицы Небесной всех, с верою в молитве к ней притекающих.
Чудное явление Матери Божией произошло в начале Х века 1 октября (14 октября по новому стилю) в Царьграде - Константинополе, во Влахернском храме. Здесь хранилась риза Богоматери, Ее покров и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.
Варварское племя сарацин - магометан по вере - окружило столицу Византийского царства с целью разрушить христианские храмы, а жителей предать казни. Весь народ с великим плачем обратился в молитве к Пресвятой Богородице. К концу всенощного бдения, около четырех часов ночи, святой Андрей, Христа ради юродивый, подняв взор к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святых. Пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.
Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу Божию, продолжала молитву, закончив которую, Она сняла с головы своей покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в Ее руках блистал <<паче лучей солнечных».
Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь».
Это чудо было возвещено во всем Константинополе. Бог по молитвам Заступницы избавил жителей Царьграда от врагов - вскоре после чудесного явления Богородицы неприятель был побежден.
Знаменательно, что святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянином, в молодые годы попавшим в плен и отданным в рабство жителю Константинополя.
Учредителем на Руси великого праздника Покрова Пресвятой Богородицы был святой благоверный князь Андрей Боголюбский - автор «Слова на Покров», сказания об установлении праздника, участвовавший в составлении церковной службы на праздник.
В 1165 году благоверный князь Андрей завершил строительство выдающегося образца древнерусского православного зодчества, вошедшего в архитектурные энциклопедии мира, - белокаменного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы на реке Нерли.
Особое отношение русских православных людей к празднику Покрова Божией Матери выразилось в возникновении множества храмов, освященных в честь Покрова, во всех концах России. Не стала исключением и донская земля.
СТАРО-ПОКРОВСКИЙ СОБОР
Устройство второй Покровской церкви происходило под надзором обер-коменданта генерал-майора Семена Гурьева. В 1781 году он ходатайствовал перед архиепископом Славенским и Херсонским Никифором «О разрешении устроить новую, более обширную церковь, вместо ветхой» (10). В 1782 годуразрешение от духовной консистории было получено.
Через два года строительство соборного храма было завершено. 29 сентября (по старому стилю) протоиерей Иоанн Андреев освятил новую Покровскую церковь и открыл в ней богослужение и священнодействие.
Второй Покровский храм действовал сто одиннадцать лет. н был первым соборным храмом крепости, а позднее, в связи с новым административным делением (в 1797 году), и Ростовского уезда, названного по имени крепости. Центром уезда стала крепость Святого Димитрия Ростовского. Уезд входил в состав вновь образованной Новороссийской губернии.
8 октября 1802 года Ростовский уезд был отнесен к Екатеринославской губернии. Ростов получил звание уездного города. Именем Ростов город нарекли в 1806 году, позднее он стал назы­ваться Ростов-на-Дону, дабы отличаться от древнего города Ростова Ярославского.
В 1824 году в Покровской церкви торжественно встречали Великого государя Алесандра I Благословенного.
Новую соборную к церковь возвели на каменном фундаменте из толстых сосновых бревен. Облик храма был близок к образу Петропавловской церкви Санкт-Петербурга. Это заметно на чертежа петербургского архитектора Людвига Шарлеманя, выполненных в 1818 году для достройки здания (11).
На чертеже мы видим два храма, связанных в единый объем южным входом. Ясно читается, что к Покровской церкви присоединен в виде придела еще один храм. Его история необычна.
В 1763-1768 годах церкви и духовенство Свято-Димитриевской крепости, бывшие в ведении Воронежской епархии, находились под духовным попечительством епископа Воронежского - святителя Тихона Задонского Чудотворца (в это время крепость с окружающими поселениями и форштадтами входила в состав Азовской губернии, с подчинением Екатеринославскому наместничеству). О судьбе, переименовании и переносе первой часовни Темерницкой таможни существовала переписка святителя Тихона Воронежского с главным строителем крепости             А.И. Ригельманом, хранившаяся, по свидетельству протоиерея Лазаря Крещановского, в архиве консистории.
История южного придела Покровской церкви восходит к основанию Темерницкой таможни. Это была Свято-Никольская часовня, возведенная еще до появления крепости по Указу императрицы Елизаветы Петровны войсковым атаманом Данилой Ефремовым на Богатом Колодезе. В день 23 сентября (по старому стилю) 1761 года после молебна бывшая Свято-Никольская часовня была пере­именована по благословению церковных властей в память святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Когда часовня обветшала, прихожане ее были причислены к главной Покровской церкви. Храм во имя святителя Димитрия Ростовского был вначале перенесен на новое высокое место из-за разлития Дона. «В 1786 году, когда Димитриевская церковь пришла в ветхость и была закрыта... прихожане ее причислены к соборной Покровской церкви. Туда же были переданы все освященные церковные предметы: Святое Евангелие в серебряно-позолоченном окладе, серебряные потир, дискос, звездица, тарелочки - дар генерал-фельдмаршала Петра Ивановича Шувалова - начальника Главной артиллерийской и фортификационной канцелярии, контролировавшего строительство и военное оснащение крепости» (12).
В 1796 году к зданию Покровской церкви пристраивается вновь собранный из бревен в качестве отдельного южного придела значительный по объему центрический храм. Он органично вписался в план Покровской церкви. Его восьмигранный барабан с восьмилепестковым куполом был подобен центральному объему Покровской церкви.
Почти через сто лет, в 1881 году, придел святителя Димитрия был расширен и в нем устроен новый иконостас на средства купцов - старосты Покровской церкви В.Д. Датченко и В.Д. Ковалева (13).
Новый Покровский храм имел трехъярусную колокольню (четверик на четверике) с крытым железом восьмигранным купольным покрытием, увенчанным главкой на восьмигранной шее.
В 1831 году была возведена церковная колокольня взамен обветшавшей, имевшей башенные часы с боем. В 1850-1863 годах храм обновлялся и перестраивался, менялось внутреннее убранство. В 1865 году возведена новая деревянная на каменном основании ограда.
Вид на храм представлен в «Атласе карт и чертежей крепостей Азовского, Астраханского департаментов в красках». В общей панораме вторая Покровская церковь, расположенная на центральной оси крепости, является самой высокой архитектурной доминантой (13).
Церковная площадь и соборный храм формировали жилую и общественную застройку, подступавшую к площади с запада и востока.
Облик второй Покровской церкви с кирпичным одноэтажным церковным домом сохранила архивная фотография 1876 года.
В 1900 году здание причта было перестроено в два этажа под церковно-приходскую школу на средства доктора медицины Григория Ивановича Ткачева.
С 1875 году Покровская церковь переходит в епархиальное ведомство. Именно в это время военное духовенство вывозит в Керченскую крепость церковную утварь, колокола и святые мощи, нахо­дившиеся в металлическом ларце-ковчеге, оставив в металлической гробнице церкви лишь частицы мощей святого Чудотворца Германа и двух неизвестных святых, один из которых, вероятно, святой Димитрий Ростовский Чудотворец.
После ухода военного духовенства в храме остались святыни, хранимые с середины XVIII века, - малое и большое Евангелия, Служебник, большая лампада в виде вазы и дарохранительница в виде часовни из чистого серебра, старинные кресты и древняя Казанская икона Божией Матери.
Большим событием в жизни города стало организованное в 1884 году по инициативе и при участии настоятеля храма - протоиерея Лазаря Крещановского торжественное празднование столетнего юбилея Покровской церкви. «На Божественной литургии в полном составе присутствовала Ростовская Городская Дума с городским знаменем, все члены Городского Общественного Управления и Ремесленной Управы. По окончании литургии был совершен тор­жественный молебен на церковной площади с провозглашением многолетия Августейшему Царствующему Дому, Священному правительствующему Синоду и Преосвященнейшему Феодосию, епископу Екатеринославскому и Таганрогскому. Был отслужен молебен вечной памяти: архиепископу Славенскому и Херсонскому Никифору (при котором устроена и освящена Покровская церковь), обер-коменданту крепости... генерал-майору Семену Гурьеву, принимавшему горячее участие в устройстве церкви, Старо-Покровский протоиерею собор Иоанну Андрееву, освящавшему церковь и служившему при ней, и священнодействовавшим при ней: протоиерею Стефану Разорецкому, протоиерею Григорию Щербинскому, священнику Николаю Иванову, священнику Григорию Ширконевичу, протоиерею Георгию Романовскому, протоиерею Александру Круглевскому. Затем было провозглашено многолетие благотворителям храма, гражданам города Ростова и всем право­славным христианам» (15).
В ноябре 1895 года Старо-Покровский храм был значительно поврежден пожаром, сгорела колокольня.
Фотография этого времени, с видом на Старо-Покровскую церковь и перспективу Большой Садовой с западной стороны, показывает главную часть храмовой территории: утрачена колокольня, старая церковная ограда заменена новой - металлической на каменном основании. Мы видим, что значительный участок земли вдоль церковной ограды и перед зданием церковно-приходской школы вычищен и отведен под строительство нового каменного храма, заметны груды земли у подготавливаемого котлована и груженые подводы на площадке.
Судьба второго Покровского храма окончилась в 1917 году. Свидетельство о том, что здание церкви было сломано в этот год, сохранилось в книге историка Н. Лаврского «Черкасск и его старина», изданной в 1917 году.
Вся церковная утварь и святыни - древние иконы, священные книги, дарохранительница и ковчег со святыми мощами были отданы в Ново-Покровский храм.

ВЕЛИКИЕ ПРИХОЖАНЕ
В 1769 году в крепости жил управлявший строительством верфи для сооружения боевых кораблей Донской флотилии вице­адмирал А.Н. Сенявин. Будущий командующий Донской флотилией выбрал место для судоверфи близ Гремучего ручья в месте, где ныне расположена железнодорожная станция «Ростов-Берег» (ныне - этот мощный родник, отмеченный семи древними камнями, носит имя Казанской Божией Матери).
К концу 1769 года строительство флотилии было завершено, многие суда, оснащенные пушками крепостного гарнизона, вышли в море, другие - усилили охрану крепости. Крепость как главная база флотилии была готова принимать целые эскадры. Здесь был построен «Морской пакгауз», где хранилось оружие, боеприпасы, военная амуниция.
В Свято-Димитриевской крепости в 1769 году начинал службу будущий адмирал, великий русский флотоводец Ф.И. Ушаков, ныне канонизированный Русской Православной Церковью в лике святых.
С  офицерами Балтийского флота прибыл юный Федор Ушаков, капитан небольшого корабля. В 17 71 году он стал командиром четырех транспортных судов, участвовал во всех строительных и военных действиях флотилии под командованием А.Н. Сенявина в русско-турецкой войне 1768-177 4 годов.
В период русско-турецкой войны при взятии крепости Азов героически проявил себя крепостной гарнизон, включавший казаков и добровольцев под командованием генерала Фредерика де Вернеса.
В 177 4 году по Кучук-Кайнарджийскому мирному договору Турция отдала России крепость Азов. В этот год комендантом крепости стал ее строитель Александр  Ригельман  и впервые в Свято-Димитриевскую крепость приехал А.В. Суворов. В 1777 году он принял командование над всем Кубанским краем и вновь прибыл в крепость Святого Димитрия для строительства укреплений Кубанской линии.
Здесь год квартировал со своей семьей и будущий герой Отечественной войны 1812 года генерал Н.Н. Раевский, с отрочества проникшийся героическим духом суворовской эпохи. Генерал вспоминал в письме к дочери: «Крепость сия есть то место, где 37 лет тому назад жил почти год с матушкой по той причине, что Лев Денисович (отчим Раевского), командовавший полком, ходил на Кубань под командой Суворова...» (16).



Панорама крепости Святого Димитрия Ростовского

Позднее, после успешной дипломатической работы в Крыму, А.В. Суворов вновь назначается в 1782 году командующим Кубанско­Донской линией. Летом 1783 года - года отречения Шагин-Гирея от Крымского престола, А.В. Суворов привел к присяге на Коране на верность императрице Екатерине 11 три тысячи ногайцев (17). Позднее взбунтовавшиеся орды были разбиты полководцем и оказали генералиссимусу все знаки покорности.
Разгром Суворовым ногайских орд способствовал окончательному присоединению к России задонских степей и владений бывшего Крымского ханства. К концу октября 1783 года после завершения военных операций основная масса войск Кубанского корпуса была отведена на зимние квартиры. Суворов лично руководил размещением войск ... Именно в эти пульсирующие героическими завоеваниями месяцы А.В. Суворов живет в крепости Димитрия Ростовского.
Сохранилось предание о том, что великий русский полководец А.В. Суворов был прихожанином первой ростовской Покровской церкви. Это было в течение пяти месяцев - с ноября 1783-го по апрель 784 года, когда он жил с семьей в Свято-Димитриевской крепости, где размещалась главная штаб-квартира его Кубанского корпуса. Жил Александр Васильевич в доме обер-коменданта крепости, временами выезжая на некоторое время в Аксайский стан. Об этом свидетельствует переписка А.В. Суворова с наместником Юга России Г.А. Потемкиным (17).
А.В. Суворов любил петь и читать на клиросе во время богослужений: литургии и всенощного бдения. Известно, что перед каждым из боев А.В. Суворов собирал воинов на общевойсковой молебен, как известно и то, что молитвенная сила полководца внушала бес­страшие его солдатам, и ни один из боев, ни одна кампания под командованием генералиссимуса не были проиграны.
Как писала дочь великого полководца Георгия Константинови­ча Жукова, Мария Георгиевна Жукова: «Суворов был непоколебим в своем уповании на Бога. В этом следует искать источник его гениальности как полководца. Озарение свыше и сила от Господа воинств дарованы были душе, «ведущей воскликновение». Перед битвою помолясь, благословив всех, он кратко, но сильно напоминал всем обязанности к Богу, к Государю и Отечеству...
Перед битвами с наступлением ночи солдаты надевали чистое белье; поставив у костров ротные и полковые образа, молились об укреплении сил на предстоящее дело и дарование победы.
Особой торжественностью отличались богослужения после победы. Каждую победу, каждую удачу Суворов приписывал Подателю всех благ и тотчас спешил в церковь .
…По убиенным воинам после сражения служились в присутствии Суворова и всех офицеров панихиды, после которых он в назидание живым воинам нередко говорил короткое слово о памяти павших.
Все награды за одержанные победы от «матушки-царицы» Суворов обыкновенно после обедни сам вносил в алтарь на блюде и просил священника окропить их святой водой, а потом собственноручно возлагал их на всех генералов и офицеров. Каждый из награжденных... становился на колени, крестился, целовал знаки отличия, после чего Суворов, вручая орден, благословлял награжденного. А сам любил, когда на него самого полученная награда была возлагаема священником» (18).

НОВО-ПОКРОВСКИЙ ХРАМ
Создание третьего Покровского храма возглавил его староста и ктитор - известный ростовский купец Георгий Гаврилович Пустовойтов, пожертвовавший на строительство церковного здания огромный капитал. Городская Дума своим решением выделила под строительство церковного здания 40 квадратных сажен городской земли, включая часть сквера.
В 1897 году в западной части Покровского сквера, у красной линии Богатяновского проспекта произошла закладка грандиозно­го каменного здания. Церковь, крестовая в плане, со значительно выступающими объемами приделов во имя святителя Димитрия Ростовского Чудотворца и во имя великомученика Георгия Победоносца, с величественной колокольней над притвором являла собой удивительный по красоте архитектурно-хдожественный образ. Ее освящение состоялось 22 мая 1909 года(по старому стилю).
Храм - его назвали Ново-Покровским - стал важной величественной доминантой в исторической застройке города С крестом он достигал высоты 53 метра, колокольня, вынесенная на  угол Богатяновского спуска и Большой Садовой улицы, поднималась на высоту около 7 5 метров (для сравнения высота нынешней колокольни кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы составляет 72 м).
Автором, создавшим здание храма в ретроспективном стиле«нарышкинского барокко» в резном кирпичном декоре, был выдающийся зодчий - ростовский архитектор Николай Матвеевич Соколов. Сохранились фотографии ныне утраченных ростовских храмов, построенных по проекту Н.М. Соколова близких облику Покровского соборавеличественными силуэтами и празднечнымдревнерусским узорочьем:
- церковь Архистратига Михаила Николаевской больницы. Ныне сохранились лишь часовня-покойницкая храма и некоторые корпуса огромного ансамбля больницы Красного Креста, (в наши дни - комплекс зданий Ростовского государственного медицинского университета);
- церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенная на средства купца И.С. Шушпанова его сыном Г.И. Шушпановым на углу Сенной (ныне ул. М. Горького) и Соборного. На ее месте воздвигнут Дом профессоров в стиле конструктивизма;
- Дом трудолюбия и Владимирская церковь. Сохранился лишь кирпичный корпус с белыми крестами и кокошниками в Нахичеванском переулке.
Ново-Покровская церковь, расположенная на углу главных исторических магистралей - Большой Садовой улицы и Богатяновского спуска, - стала архитектурной и духовной доминантой центра города. Ее облик на исторических фотографиях поражает неповторимым великолепием архитектурно-художественного убранства и монументальным величием. Взгляд притягивает неповторимый кирпичный декор - украшающие храм и многоярусную колокольню ряды кокошников, фронтоны, полуциркульные архивольты, богатые наличники окон, двухъярусные полуколонки, ширинки, пояски и пр. В церковном доме при Покровском храме находилась православная библиотека для прихожан и церковнослужителей - первый пример народной православной библиотеки в нашем городе. Ее здание видно на фотографии ноябрьского парада Красной армии, занявшей Ростов в феврале 1918 года. Конный парад заснят в момент проезда по Большой Садовой. Облик красных конников контрастирует с великолепием храма.
Богатое убранство Ново-Покровского храма было устроено так­же на пожертвования церковного старосты - Георгия Пустовойтова. Мраморный иконостас был выполнен известной итальянской мастерской Э.Р. Манцеони, пол выложен цветной плиткой, стены, своды и купола расписаны художниками И.В. Лавровым и Я.И. Смирновым. По стилю они были близки академическим росписям Преполовенского храма в станице Гниловской (ныне Железнодорожный район г. Ростова).
В 1930-е годы храм был разобран.

НЕКРОПОЛЬ
Замечательно, что церковь с эпохи первых крепостных сооружений сохраняла некрополь, где хоронили священников, военачальников и комендантов. Надгробную плиту на захоронении барона Розена нашел на церковной площади в 20-е годы известный историк и краевед нашего города М.Б. Краснянский. Он сохранил в своих бумагах переписанную с чугунной плиты надпись: «Под сим камнем положено тело генерал-поручика и орденов Победоносца Георгия и Святыя Анны кавалера Владимира Ивановича, барона Розена, который от пятнадцатилетнего своего возраста, в Российской Империи службы безпорочно продолжая, скончался в лето от 1822 года августа 19-го дня».
Протоиерей Лазарь Крещановский упоминает о надгробной плите на могиле одного из первых священников соборного Покровского храма Николая Иванова: «Из надгробной плиты его могилы, находящейся в черте ограды церковной, видно, что он родился 1761 года мая 6 дня, священствовал 41 год и скончался 1845 года декабря 21 ДНЯ» (23).
Известные священники Покровского храма - Стефан Разорецкий, Георгий Ширконевич, Георгий Романовский и их близкие также были погребены в ограде Покровской церкви. Документаль­ные свидетельства, как и найденные при раскопках захоронения, указывают на то, что первый некрополь города просуществовал почти два столетия.
В клировых ведомостях в конце XIX века некрополь уже назывался «общегородским кладбищем, огороженным кирпичною стеной» (13). Церковная ограда и некрополь с мраморными над гробиями и крестами просматриваются на фотографиях ополченцев Добровольческой армии, собравшихся у храмовой ограды перед отправкой на фронт в 1919 году.
В 30-е годы ХХ века некрополь постигла участь храма - его разрушили. Мраморные плиты храма, как и мраморные и гранитные надгробия городского кладбища, использовались при облицовке памятника С. Кирову и драмтеатра им. М. Горького, а также других постаментов.
В период Великой Отечественной войны здесь появились воинские захоронения - могилы румынских солдат в юго-восточной части сквера, близ нынешней гостиницы «Дон-Плаза».
Ближе к Кировскому проспекту, где ныне устроены городские часы, были захоронены останки советских офицеров. Но это не остановило «благоустроителей»: на костях предков, на костях советских воинов был разбит сквер.
В 1960-е годы новая планировка сквера и устройство малых архитектурных форм - фонтана, часов и кафе полностью нивелировали память об историческом облике Покровской площади.
Археологические исследования показали, что шестигранный фонтан был устроен на захоронениях соборного некрополя. А памятник Кирову занял место храма-придела во имя Святого Димитрия Ростовского и некрополя, оскверняя площадь богохульной фразой, высеченной на пьедестале.
Новые поколения советских граждан, не понимая ни роковой роли Кирова в жизни России, ни символики пьедестала, являвшегося копией древнего жертвенника Вила, которому царь Кир (не отсюда ли взят псевдоним революционера, вознесенного на пьедестал?) при носил убиенны младенцев, не заметили страшного  духовного переворота, подлинной сути монумента, поставленного на место Божьего храма. Черная доминанта скульптурного памятника выражала ложный пафос революционной эпохи, штамповавшей тысячи идолов, возводимых на поруганных святынях наших предков.

БОГ ПОРУГАЕМ НЕ БЫВАЕТ
В годы нарастающего безбожия, гонений на Церковь, разорения и оскудения великой Российской империи, потерявшей своего самодержца, святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси писал: «Где же ты, некогда могучий и державный русский православный народ? Неужели ты совсем изжил свою силу? Как исполин, ты великодушный и радостный совершил свой великий, указанный тебе свыше путь, благовествуя всем мир, любовь и правду. И вот, ныне ты лежишь, поверженный в прах, попираемый своими врагами, сгорая в пламени греха, страстей и братоубийственной злобы. Неужели ты не возродишься духовно и не восстанешь снова в силе и славе своей? Неужели Господь навсегда закрыл для тебя источники жизни, погасил твои творческие силы, чтобы посечь тебя как бесплодную смоковницу? О, да не будет сего! Одна мысль об этом повергает меня в трепет...» (7)
Прошли десятилетия, прежде чем люди узнали правду, и сознание народное духовно воскресло.
Раскопки восточной части сквера определили территорию Покровского архитектурного ансамбля.
Наложение исторического плана на существующую топографию в комплексе с археологическими исследованиями и анализом архивных фотодокументов и чертежей помогали определить границы сооружений первого и второго Покровских храмов, церковной ограды и некрополя, дома коменданта, находившихся в административном центре крепости.
Серьезную поддержку в принятии решения о восстановлении исторического облика сквера и строительстве нового храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы оказал Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области Владимир Федорович Чуб.
Губернатором было подписано постановление о переносе монумента Кирову. В 2005 году памятник убрали со святого места.
3 февраля 2005 года был отслужен молебен у православного креста и памятного камня, установленного на историческом месте Старо-Покровского храма.
Фотографии запечатлели чудесные явления, ознаменовавшие святой молебен, который проводил архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон. Впервые после долгих холодных недель пасмурной и туманной погоды вначале неуверенно, а к концу молебна все ярче светило и повесеннему радостно согревало солнце. По окончании богослужения ярко засияла радуга вокруг солнца.
Духовная торжественность события отражалась и в образах природы. Ветви деревьев, покрытые льдом, как хрустальные, стали сверкать в лучах яркого света. Радовались со слезами на глазах благодатному преображению все молящиеся. Господь избрал место для Своего святого пребывания - в самом сердце Ростова - в новом храме-памятнике во имя Покрова Пресвятой Богородицы, сияющем золотыми куполами там, где стояли святыни прежних лет, - в Покровском сквере, на месте центральной площади старой крепости Святого Димитрия Ростовского.
Весной 2005 года архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон назначил настоятелем храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы протоиерея Даниила Азизова. С этого времени возобновились богослужения на некогда оскверненном месте. Для священника это было одновременно радостное и очень напряженное время - приходилось совмещать пастырские обязанности с многочисленными хозяйственными заботами, принимая непосредственное участие в организации строительства и обустройства храма.
В течение двух лет верующие Покровского прихода молились в специально обо­рудованном для совершения богослужений вагоне, установленном рядом со строящимся храмом. Теснота и скромность убранства временной церкви не смущали прихожан -все терпеливо ждали окончания строительства, с умилением отмечая перемены на стройке за дни, прошедшие после предыдущего богослужения. Особенные чувства испытывали пожилые верующие, которые в детстве были крещены в разрушенном храме. По милости Божией они увидели возрождение святыни и стали прихожанами нового Покровского храма.

НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Идея возрождения Покровского храма нашла горячий отклик в сердцах многих людей. Пожертвования поступали как в виде денежных средств, так и интеллектуального труда, стройматериалов, безвозмездной работы при возведении храма, его внутреннем обустройстве и от частных лиц, и от организаций, учреждений, промышленных предприятий и мастерских.
Так, в ОАО «Югпромжилстрой» не взяли денег за рытье котлована под здание храма; работники ООО «Родос» бесплатно изготовили закладной камень и крест; индивидуальный предприниматель Н.Г. Баландина изготовила ручки для ларцев, поручней, подпятников, решеток; на Ростовском литейном заводе отлили секции ограждений; на ОАО «Завод «Рубин» изготовили кованые двери; коллектив Ростовгорэлектросетей - филиала ГУП РО «Донэнерго»своими силами и материалами осуществил прокладку силового кабеля; а работники центрального узла электросвязи Ростовского филиала ОАО ЮТК за свой счет проложили телефонный кабель; на ООО Управляющая компания «СВА» изготовили и своими силами установили все окна в здании храма; в ООО МТД «Прогресс» из города Гуково изготовили деревянные двери, мебель, узоры; ОАО «Стройфарфор» из г.Шахты пожертвовало керамогранит; московское ЗАО «ТД МКК» помогло с гранитом, а челябинское ЗАО «Коелгамрамор» при расчетах за изготовление иконостаса на очень большую сумму снизило цену. Так же поступили ЗАО ИЦ «Грант» из Волгодонска, золотившее купола, СК «Диамант» из Самары, выполнявшая работы по мрамору.
Бетоном помогли ЗАО: «КСМ-1», «КСМ-14», «Сигма», Мостоотряд №10, МЖБК; арматурой - ООО «Горстройподряд», ООО  «Лазурь», СМУ-5, ООО «Югдонстрой»; кирпичом - ООО «Руслан»; цементом - ООО «Аурель»; битумом - ООО «Дон Спарк»; кладочной сеткой - ЗАО: «РЗЖБК» и «Южтехмонтаж»; предприниматели А.М. Перельман, В.А. Баль, Т.И. Шишкина пожертвовали паркетную доску, светильники, сантехоборудование.
Исполнительный директор Фонда «Покровский храм» Вячеслав Иванович Булгаков, координатор работы по возведению церковно­го здания по проекту архитектора Г.А. Шевченко, бережно хранит список имен всех жертвователей на строительство храма. Но не все имена вошли в этот список: среди благодетелей были и такие, кто не стал называть себя, а на вопрос о том, кто жертвует, отвечали: «Бог знает - кто жертвует» и переводили на расчетный счет храма значительные суммы, оставаясь, по евангельской заповеди, тайными творителями милостыни. «Когда творишь милостыню ... чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 1-4). Были и пожилые люди, старушки, отдававшие последние «лепты вдовицы» на иконописное убранство церкви ...
Храм выстроен всем миром. Нельзя не вспомнить в святом поминании строителей и жертвователей - каждого человека и коллективы организаций и предприятий Ростова-на-Дону и Ростовской области, а также многих городов и поселений России - от Москвы и Санкт­Петербурга до села Коелга Челябинской области. Всем им жители нашего города, выражают глубокую признательность за понимание важности воссоздания духовного наследия и бескорыстную помощь, оказанную в деле проектирования и строительства храма Покрова Пресвятой Богородицы. А прихожане и священнослужители поминают их за богослужением.
Господь, сказавший: «Давайте, и дастся вам» (Лк. 6, 38), по слову Своему помогает благодетелям и благотворителям.

МОЛИТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних сил, Небесе и земли
Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помилованы быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждающия на путь правый настави, старость подцержи, юныяуцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения; милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия, и на Страшнем суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бое си, Госпоже, Слава небесных Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
ТРОПАРЬ, ГЛАС 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Источники
1.Ригельман А.И. Ведомость и географическое описание крепости Св. Димитрия Ростовского с принадлежащими и прикосновенными к ней местами, сочиненная по приказу Правительствующего сената 1776 года. Ростов-на-Дону 150 лет назад. - Ростов-на­Дону, 1918.
2.Ласковский Ф. Материалы для истории инженерного искусства в России. - СПб., 1865. Т. 3, С. 259, 261.
3.Капитан Морис де Вернез. План крепости Святого Димитрия Ростовского. РГ АВМФ, 17 98, ф. 3Л, оп. 23, д. 459 лл. 3 об. 4 об.
4.Реляция от 24 сентября 1761 года о заложении новой крепости Св. Димитрия Ростовского. - ЗООИД, 1850. Т. 2, кн. 2, С. 863.
5.Крещановский Л. Историческая записка о Покровской церкви в Ростове-на-Дону. - Ростов-на-Дону, 1907. С. 16.
6. Стефанов А. Памяти протоиерея отца Лазаря Крещановского / / Приазовский край. 23.11.1914.
7.Послание святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. - М., 1990. С. 19-20.
8. Княгиня Уварова Н.В. Материнский плач Святой Руси. - М., 2006. С. 245.
9. Крещановский Л. Историческая записка о Покровской церкви в Ростове-на-Дону. - Ростов-на-Дону, 1907. С. 17,46.
10. Там же, с. 47.
11. Людвиг Шарлемань. Чертеж состоящей в Дмитриевской крепости соборной Покровской церкви. - РГИА, ф. 1488, оп. 1, д. 1078, л. 1.
12. Крещановский Л Историческая записка о Покровской церкви в Ростове-на-Дону. - Ростов-на-Дону, 1907. С. 53, 79-80.
13.Там же, с. 81.
14.РГ АВМФ, ф. 3Л, оп. 23, д. 459, л. 5 об. 6.
15.Крещановский Л Историческая записка о Покровской церкви в Ростове-на-Дону. - Ростов-на-Дону, 1907. Гл.7, с. 69-71.
16.Архив Раевских. - СПб., 1908. Т. 1, 1820. С. 520; Путешествие А.С. Пушкина по донскому краю в 1820 году. - Ростов-на­Дону, 1999. С. 62-66.
17.Соловьев В.А. Суворов на Кубани; - Краснодар, 1992.
18.Жукова М.Г. Твой есмь аз / / Русский дом, 1998. №5.
19.Письма А.В. Суворова к Г.А. Потемкину. - РГВИА, ф. 52, оп. 1 / 194, д. 329.
20.Ведомость Старо-Покровской церкви. ГАРО, ф. 226, оп. 19, д. 514.
21.Епархиальная книга Екатеринославской Консистории. - 1913.
22.Скальковский А.А. Ростов-на-Дону и торговля Азовского бас­сейна (1749-1863). - Ростов-на-Дону, 1866.
23.Ильин А.М. История города Ростова-на-Дону. - 1910.
24.Краснянский М.Б. Исторический очерк гг. Ростова и Нахичева­ни-на-Дону, по данным городского музея г. Ростова-на-Дону. - Ростов-на-Дону, 1914.
25.План Ростова-на-Дону / Под ред. городского землемера Ма­монтова. - 1902.
26. Чеботарев Б.В. Очерк о начальном периоде истории Росто­ва-на-Дону и окрестных селениях.: Сб.ст.: Из истории Дона (XVI-XX вв.), вып. 2. - Ростов-на-Дону, 1956. С. 60.
27. Образы старого Ростова: фотоальбом. - Министерство культуры Ростовской области, Ростовский областной музей краеведения. - Ростов-на-Дону: Омега Паблишер, 2004, 240 с.

Гуржиева Ирина Павловна
ПОД ПОКРОВОМ ПРЕСВЯТОЙ 60ГОРОДИЦЫ
Просим молитв читателей
О здравии и благополучии учувствовавших в сем труде рабов Божиих

Благодарим Министерство культуры Ростовской области за любезно предоставленные снимки из книги «Образы старого Ростова».

Подписано в печать 10.10.2007.
Формат 60Мх90 1 /8. Бумага офсетная. Гарнитура TextBook. Печать офсетная.
Печ. л. 6,5. Тираж 2000 экз.
Издательство


Рецензии