Все романсы Чайковского

Все романсы Чайковского, Концертный зал Мариинского театра, 20 августа 2020 года

Концерт солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра оказался интересным и весьма приятным.
Некоторые певцы несказанно порадовали. Ведь романсы -  трудный музыкальный жанр для исполнителя. Тут все на виду. Не только вокальные возможности и красота голоса (хотя они, несомненно, важны), но и душа певца, глубина его человеческих чувств, понимание сложных жизненных коллизий и непростых переживаний, разнообразный опыт и многое другое. Я всегда говорю, что романсы певца выдают с головой, показывают калибр его личности, его зрелость.
Первой и очень большой радостью был Валерий Калабухов, самозабвенно исполнивший два романса Чайковского - "Средь шумного бала" и "О, если б ты могла". Они очень тронули задушевностью, умелой передачей  тех чувств, о которых в них поется. И голос звучал красиво, с нужными модуляциями, мягким звуком, без нажима и ненужной экзальтации, с естественными и понятными интонациями, прекрасной музыкальной фразировкой. Удачным был и выбор романсов, в них было все, что вполне понятно и знакомо молодому человеку, что он сам чувствовал и потому может воплотить в своём пении, дать нам почувствовать его эмоции. Исполнитель был на высоте. Как и концертмейстер Анна Кантор, у которой в музыкальном сопровождении отражались те же чувства, что и у певца, - печаль, сомнение, страсть, надежда...
Ещё один исполнитель порадовал из первой восьмерке выступавших естественностью чувств и свободой в их музыкальной передаче - Николай Емцов. Несомненно, этому способствовала его концертмейстер - та же Анна Кантор, которая своими весьма выразительными выступлениями настраивала певца на нужный лад. Хотя мне в пении Николая Емцова не хватило мягкости и певучести, многие места он скорее мелодично проговаривал.
В репертуаре певцов было немало редко исполняемых и интересных произведений, например, "Песня Земфиры", которая энергично прозвучала у Регины Рустамовой.
На концерте было очевидно, что певцам помогает их сценический опыт раскрывать свои вокальные данные и преподносить  исполняемое произведение. Это было особенно заметно у солистов из второй восьмёрки выступавших. Александр Трофимов, Екатерина Латышева, Гелена Гаспарова, Григорий Чернецов, Эвелина Агабалаева нередко выступают на сцене в спектаклях Мариинки или в концертных исполнениях опер. Для их пения были характерны более яркие вокальные краски и разнообразие эмоциональных нюансов. Они подарили нам целый букет прелестных вокальных миниатюр Чайковского. Потрясающе прозвучала "Флорентийская песня" (с детства знакомая "Pimpinella") в прекрасном исполнении Екатерины Латышевой. Видно, и ей самой она была по душе, настолько зажигательной оказалась эта песня!
Очень тронула Гелена Гаскарова своей эпической  "Я ли в поле да не травушка была". И совершенно очаровательным был дуэт Екатерины Латышевой и Эвелины Агабалаевой. Романс "Вечер" и веселая песня "В огороде возле броду" стали музыкальной кульминацией вечера.
Свою лепту в успех концерта романсов Чайковского внесли и замечательные концертмейстеры Елена Федоренко, Анна Кантор, Василий Попов и Анатолий Кузнецов.


Рецензии