Крым 2020, 16-17 августа

16 августа.
«Крым. Ялта. День пятый»
Петух бы обалдел, узнав, что мы встали раньше него. А мы встали, перекусили, рюкзаки за спину, платки на плечи (утром +16, брр...) и до дальней остановки на первый автобус до Саки. На улице почти абсолютная тишина, полное отсутствие людей, машин, царство кошек и собак. Немного волнительно: мы ведь совершенно ничего не знаем о пунктуальности местного транспорта, а стыковка у нас с ялтинским автобусом 15 минут. Вот появился первый кроме нас пассажир-мужичок с характерным амбре в сопровождении собаки. Он заверил, что автобус будет во-время и развлекал нас до прибытия оного несвязной болтавнёй. Уф, доехали до Саки, пересели, отправились в Ялту по расписанию в 6-37. Нас ждёт три с лишним часа пути от западного побережья Крыма к южному, из степной зоны в горную. Автобус отнюдь не междугородний: не предусмотрены даже полки над головой для багажа, не говоря уже о кондиционере. Наслаждаемся проплывающими за окном видами. Ну как проплывающими, - немолодой уже ПАЗик дребезжит и подпрыгивает на выбоинах и заплатках асфальта. «Степь да степь кругом, путь далёк лежит», - вспомнилось начало. Однообразный пейзаж: выжженная солнцем трава, редкие посадки фруктовых деревьев (судя по всему, персиковых), придорожные торговцы фруктами и овощами (край, конечно, богат на плоды земные, аж завидно).
Приятно удивили названия деревенек: Орехово, Червоное, Доброе, Скворцово, Шафранное и т.п. Вскоре выехали на свеже выстеленное шоссе, ехать стало значительно приятнее. Где-то в районе Симферополя местность начала обрастать зеленью, а далее по маршруту глазу открылись небывалой красоты пейзажи. Я бы назвала эту картину «Три моря»: море камня - горный массив , море зелени - кипарисы, сосны, туи, море воды - Чёрное море. Несколько мешали извилистость и уклон дороги то набором скорости, то торможением, рычание пониженной передачи двигателя, усиливающаяся духота, монотонный трёп двух подсевших по дороге дедов. Чувство прекрасного  победило! Десантировались на автовокзале и отправились искать транспорт, который доставит нас к первой цели нашей программы - канатной дороге на гору Ай-Петри, точнее на горную цепь с одноимённым названием. Битком набитый людьми ПАЗик почти час тащил нас по верхней дороге до Мисхора (остановка Канатная дорога). На остановке нас уже ожидали предприниматели, обещавшие за 500 руб с человека без очереди доставить к вершине на комфортабельном 8-ми местном авто типа Газель с тремя остановками и гидом. Нас оказалось как раз 8 желающих избежать 2-х часовой очереди и хапнуть адреналина на серпантине горной дороги.
Переплата в 100 рублей против цены на канатку с лихвой окупилась часовым под’емом. Сногсшибательные виды за окном, чистейший горно-морской воздух, смесь гормонов радости и экстрима, вырабатывающаяся довольным организмом, создавали совершенно особенное настроение. Думаю, любой автолюбитель зауважал бы себя, поднявшись и спустившись с этой трассы, на которой при Украине проводили ралли. Итак, мы на вершине! Хорошо, что она представляет собой не пик, а плато, иначе всех желающих вместить не получилось бы. Быстро заточили взятые с собой бутерброды и любоваться космической панорамой. Дух захватывает от красотищи и мощи! И откуда ни возьмись возникли мысли о бренности бытия. Всё это великолепие существовало миллионы лет до нас (кроме, пожалуй, асфальтированной и канатной дороги и деревьев, занесенных сюда человеком в 20 веке нашей эры) и будет существовать ещё миллионы лет после нас. Однако, без пиков не обошлось. Вверх ведёт тропа, если можно так назвать огромные, большие, средние и малые валуны причудливых форм хаотично нагромождённых друг на друга и затёртых до блеска бесчисленными подошвами. На вершине три остроконечных шпиля-скалы, между которыми перекинуты верёвочные мостики: аттракцион «Мост верности», прошедший по которому, докажет свою верность. Почему верность надо доказывать  да ещё таким способом для меня останется загадкой навсегда. Элементарный сбор денег при минимуме вложений, играющий на человеческом «а чё, слабо?!». Короткая фотосессия и вниз. Решили обратную дорогу преодолеть по канатке. Сказать, что пожалели, ничего не сказать. Пусть крымчане гордятся самым длинным в 1,5 км безопорным пролётом канатной дороги, по мне так сделали бы опору и пустили дополнительные кабинки, а не подвергали людей стоянию в бесконечной очереди (предприниматели не обманули, - 1,5 часа как с куста), стоянию в кабинке, скорее похожей на загон, масочному режиму, шмону сумок перед посадкой, окрикам персонала, напоминающим команды на плацу. Но, что сделано, то сделано: едва живые, спустились на нижний уровень и отправились ко второй цели-Воронцовскому дворцу. Чтобы подсластить пилюлю с’ели по мороженому: рожок с кусочками манго и ореховое эскимо. Как всегда, сработало! Внутрь дворца заходить не планировали, желали лицезреть наружную архитектуру и парк. Разочарование: чтобы подойти к парадному входу - википедия описывает его великолепие - надо купить входной билет в хоромы за 400 рублей, зайти со стороны двора, пройти всю экспозицию и выйти в центральной арке. А почему так сложно, спросите? А потому, что пандемия: один вход, один выход. Мы, пожалуй, были готовы расстаться с грошами, но увидев очередь в кассу из одного окна, развернулись и потопали смотреть, что получится. Задняя часть дворца меня не впечатлила: казармы и казармы. Ладно: огромный, построенный из приятного глазу гладкого зеленоватого камня с элементами шероховатого декора, монумент роскоши за 9 млн. золотых плюс бесплатный труд крепостных и тогдашнего стройбата. «Да, были люди в наше время..» Не то, чтобы завидно, вопрос - зачем? Переднюю часть дома рассмотреть так и не удалось: кусты и стены загораживали всё, кроме труб и башенок, вполне симпатичных. По пути тётя зазывала ознакомиться с музеем восковых фигур, на наш отказ заявила, что мы явно ничего не знаем об истории России. Уточнять не стали, каким образом созерцание фигур Ломоносова или Николая II пополнит наши закрома. С осадочком уселись в автобус и за 30 рублей с носа домчали до Ласточки (так местные называют символ Крыма-когда-то жилой дом, выполненный в замковом стиле, Ласточкино гнездо). Несколько фото на уровне дома и, не смотря на накопившуюся усталость, спустились вниз, чтобы подняться (1200 ступенек кто-то насчитал). Внизу застали ржавые останки грандиозного строения, видимо ранее принадлежащего какому-то отелю или санаторию, крошечный, крайне неудобный пляжик, посокрушались и.. решили не испытывать измождённые тела, отправились назад. Ввинтились в переполненный ПАЗик и в Ялту. В очередной раз убедились в неудовлетворительной организации пригородного транспорта: маленькие, необорудованные автобусы, ходят до 20 часов с большими интервалами. И это в разгар сезона. Минут сорок стояли как икринки в банке (какая к чёрту пандемия, социальное дистанцирование, один вход-один выход!). Автовокзал, наша цель - хостел- место ночёвки, едем или идём? Решили идти (пуще горькой редьки надоели автобусы), благо есть гугл-карты и тот, кто умеет по ним ориентироваться. На середине пути нас нагнал троллейбус, за 17 рублей доставивший нас в центральную часть города, где на ул. Чехова нас ждали. 1290 рублей и две койки наши до 12 часов следующего дня. Зарегистрировавшись, отправились искать пропитание. Казалось бы, сделать это легче лёгкого. Ан нет. В разгар курортного ночера где-то нечем кормить, где-то всё занято, где-то место приёма пищи на открытом воздухе, открытом ледяному бризу, где-то ценник, похожий на номер лотерейного билета. От голодного обморока спасла нас обыкновенная Столовая, где нас ждали мидии в маринаде, хек, морской окунь, картошечка и офигенное молочно-фруктовое желе. Насытившись, пошли гулять по набережной, хотя броуновское движение вряд ли можно назвать прогулкой. Толчея, встречные потоки и заторы из людей не дают расслабиться. Иллюминация, пульсирующая всеми цветами радуги, не даёт свет, а только дезориентирует. Продавцы сувениров, цветов и картин, держатели экзотической живности, дети, выпрашивающие атрибуты праздника кричат на разные голоса, пытаясь заглушить соседей. Группы танцующих в разных стилях каждый под свою музыку, которая превращается в какофонию, пересекаясь в воздухе. Вокалисты разных жанров добавляют свою лепту в эту икебану. Полагаю, кто-то именно так представляет себе отпуск: сочетание дискотеки, застолья, демонстрации себя, барахолки, поиска пары на час или на всю жизнь. Тогда Ялта - такой Арбат у моря - для вас. Окончательно убедившись, что мы правильно выбрали место своего отдыха, покинули набережную и спать.

17 августа.
«Крым. Ялта. День шестой»
Утром не без труда разлепили глаза. Осмотр комнаты на 6 дам дал средне-удовлетворительный результат. Есть шторки у каждой кровати, но нет места, куда можно сложить одежду перед сном (не все спят в пижамах и могут без стеснения раздеться перед чужими людьми); есть розетки у каждого спального места, но нет бра. Осмотр продолжили на кухне. Плита - одинарная конфорка, раковина отсутствует (мыть посуду, фрукты , зелень идите в туалет, что неудобно и негигиенично). Душ просто отвратителен: поддон со шторкой, перед ним 50 см пространства с табуретом, где ты должен снять с себя грязные вещи, положить чистые. Даже мне с моей изящной конституцией мало места, а как быть людям покрупнее? И ни полочки, ни крючков для рыльно-мыльного и полотенца. Какая-то странная экономия, граничащая со скупостью.
Короче, фи и фу! Собрали свои немногочисленные пожитки и на набережную. В утреннем свете набережная была привлекательнее, но не на много. Бесконечные рекламные щитки и звуковые об’явления, завывающие на экскурсии, мусор и окурки, покрывающие ступени, и магазины-магазины (какой-то сплошной супермаркет). А с пляжами вообще беда: сплошной камень, покрытый чёрными пятнами, похожими на плесень, склизкий на вид, узкая полоска крупной гальки, устланная людьми, шезлонги за 500 рублей (дорого? Это же на целый день!), хамоватый персонал, собирающий мзду, а лучше бы собрал водоросли с камней. И это, заметим, лучший - Массандровский - пляж. Представлять не хочется, как выглядит обычный. Расчистили себе местечко на одно полотенце и в море. Море, искусственно зашитое в камень, агрессивно швыряет на берег волны. Пару часов купания, солнечных ванн и фотосессии на волнорезе и хорош. Перекусили  гиросом с фалафелем и халуми(лепёшка- об’еденье, 5 баллов), запили холодным солёным таноми (прекрасный всё-таки напиток для жаркого дня) и на троллейбус. Самый длинный в мире маршрут этого вида транспорта Ялта-Симферополь обещал быть комфортнее автобусного и, кстати, дешевле. По дороге заскочили в книжный магазин за открыткой (в сувенирных лавочках продаются только наборы), в рыбный магазин, где на меня посмотрел копчёный сарган (черноморская рыба-игла), в молочный магазин, где испили тан в стаканчиках (очень удобная тара и доза). Получасовое ожидание и троллейбус открыл  свои двери. И, очередное разочарование: ни кондиционеров тебе, ни багажных полок, окна любезно заклеены рекламной плёнкой, чтобы не светило солнце. 2,5 часа пути на скорости 60 км/ч с многочисленными остановками и меняющимся составом пассажиров. На остановке «Автовокзал» нас застал неприятный нежданчик, оказалось, а Симферополе два автовокзала на приличном друг от друга расстоянии. Сразу возник вопрос, почему при покупке билетов кассир не сообщила нам об этом. Вообще, после недели пребывания здесь в глаза стало бросаться несколько натянутое отношение к гостям, как к незванно-нежданным. Такие, знаете, мелочи - занозки. Наша не пропадала нигде, добрались за 17 рублей до нужной остановки и купили билеты на ближайший автобус до Саки. И о чудо, за муки нам! Автобус был и с багажными полками, и с кондиционером, и не ПАЗик. Пара часов и мы в Новофёдоровке. На ужин  полюбившиеся нам кальмары в сливочном соусе и скумбрию на гриле. На десерт сухое розовое от «Золотой балки» с инжиром, сливами и грушами. Вкуснотень!


Рецензии