Программа для отдыха. Выбор музыки

Очень устала. Нужно отдохнуть. Часть программы отдыха-музыка.

1) фильм-опера Пиковая дама. Ленфильм.
Пересмотреть заново.
Постановка Большого - 1984г с Тамарой Милашкиной-Лизой меня раздражает. Лизу нельзя петь полусонной, как Милашкина. Тем боле шла запись для ТВ, можно было и постараться спеть и сыграть получше.  Остальные тоже не ахти. Графиня-Пиковая дама просто старуха, которая кричит на челядь:"Чего вы тут стоите? Вон ступайте!" И старушачьи мурлычет под нос Песенку своей молодости. А в моем видении бывшая Венера Московская, блиставшая с такими красивыми ариями в Версале во времена оны Барокко,- должна быть совсем другой. И никто еще не воплотил Пиковую даму. не понял замысла Пушкина, даже Чайковский. Герман тоже в той постановке не запомнился даже.

Барокко. Изучаю.
2) Наконец начну слушать оперу Генделя Ринальдо, в полной версии. Оркестр барочной музыки, чудесно поставленные в итальянской школе голоса. Послушала арию Альмиры-так красиво не спето никем, из кого услышала. С такими украшениями-фиоритурами и таким ангельским голосом.
Кто-то из иностранных слушателей заметил в комментах на английском:"почему люди перестали ценить эту чудесную красоту и стали фетишизировать извращение?"
Я стала догадываться, почему. Впрочем, об этом целое исследование Освальда Шпенглера "Закат Европы", который тоже надо прочесть теперь по настоящему, непонятное и полу-читанное давно. Тогда я поняла, что это Труд Мысли, до которого я еще не дозрела. Хотя некоторые основные мысли поняла из статьи в журнале и выписала книгу Шпенглера, но одолеть студенткой такой замах не хватило терпения, слишком много соблазнов, пока не придешь к пониманию, что надо искать главное и на этом сосредоточиться.

3) Наконец впервые услышала музыку Иоганна-Кристиана Баха, о котром сама написала статью, но по портрету кисти Томаса Гейнсборо, а он в свое время популярный был композитор, пожалуй, самого известный из сыновей Иоганна-Себастьяна Баха. "Моцартовская модель"- английские комменты. Часто это "модель Моцарта". Действительно, и Йозеф Мысливечек, и Джузеппе Сарти, и Алессандро Скарлатти, и Евстигней Зимин, и Дмитрий Бортнянский...Мы просто не в курсе, что классика началась не с Моцарта, а, возможно, Моцарт не уникальный композитор. Слушая барочную музыку до Моцарта, - с удивлением то и дело восклицаешь:это моцартовское! Узнаваемо. Так почему "забыли" всех, а начали с Моцарта и объявили его недосягаемым всех времен-и народов композитором Бога? Может быть, причины не в музыке...

Кстати, Моцарт был масон, это общеизвестно("Волшебная флейта").
 И Лист, и многие еще.

С удивлением узнаешь, как ни "гениальный", неповторимый, единственный на все времена - так вдруг петитом где-то, мельком, без комментариев:"состоял в масонской ложе"...Раньше не обращалось внимание, а сейчас заставляет задуматься о том, как же на самом деле устроен этот привычный нам мир, оказывается совсем нами незнаемый.

4)На днях впервые услышала музыку Софии Губайдуллиной - для кино, и вообще впервые ее сочинения. х/ф "Кафедра" по нашумевшей некогда повести И.Грековой. Мне понравился авангард Губайдуллиной, это еще хорошо в сравнении с "новой музыкой", какую доводиться слушать иногда. В этом еще есть замысел, эстетика - не божественное Барокко, не классика 19в.

Скорее, что-то идущее от Шостаковича, это акценты на диссонансах, пугающе-тревожных созвучиях. Нагромождение шумовых эффектов, в сочетании с картинкой способных ввести в психику разлад, тревогу. Потом плохо спалось, с тревожными снами. Болела голова. Такую музыку без ущерба для здравия слушать помногу рискованно. И смотреть фильмы перед сном с такими звуко-сочетаниями.
А вот ныне послушала симфонию Иоганна-Кристиана Баха, скрипичный концерт И. Мысливечека и короля барокко Генделя - как стало хорошо! Пусть понемногу, так даже лучше! Это невыразимо словами. Даже то, что в старинных барочных операх действуют мифологические персонажи, боги и герои-то над чем иронизировала советская литература, - начинает пониматься по другому. Может быть, Опера и должна была служить этому, а потом ее низвели до политического плаката. И всех этих богов и героев осмеяли и забыли, а их сочинителей и исполнителей, как недоумков-композиторов, либреттистов, артистов, которые этим занимались, страшно далеким от классовой борьбы. Это был Другой мир. Сейчас начинаешь смутно догадываться.

Враги человечества разрушают искусство, искажают науку, разрушают социальный мир и справедливое всеобще-достойное жизнеустроение. Задают в качестве эталонов:разрушительное и враждебное божественной природе человеческой.

240820


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.