Долгожитель

 Прасковья в этом году собирается отметить 95 лет. Кому посчастливилось дожить до преклонных лет, узнает внутренний смысл слова «старость». В наше время человека, достигшего преклонного возраста, коснулась война. Он, так или иначе, её участник.
Время стёрло границы военных событий. Слово «война» сделалось водоразделом современной жизни. «Это было до войны», «это после»… Люди согласились с обезличкой одних и возвеличиванием других – главное, победили! – остальное не имеет значения.
 Но для тех, кто воевал все четыре года на передовой, сорок первый год несравним с сорок пятым. Для солдата и генерала война не одна и та же. И в десяти километрах от передовой безопасней, чем в пехотной траншее на передней линии огня.
До войны Прасковья была ещё ребёнком. Война сразу же отобрала у неё детство. Она работала наравне с взрослыми.
После войны она решила стать учительницей и поступила на физико-математический факультет педагогического института. По окончании института стала преподавать в школе математику и физику.
Математика росла вместе с культурой человечества. С естествознанием её связывают кровные узы. Классический анализ был призван решать задачи мореплавания, астрономии, механики, физики.
Помимо этого математика развивается согласно собственной логике. Прежде от математического открытия до его реализации проходили десятки лет и даже столетия.
В наше время трудно назвать область науки, промышленности, сельского хозяйства, где бы не использовались расчётные методы, порождённые разными ветвями математики.
Математика приобрела ещё одно принципиально новое орудие – быстродействующие ЭВМ, которые решают математические и расчётные задачи в сотни раз быстрее квалифицированных вычислителей.
Исключительно плодотворным оказалось взаимодействие математики и химии. Рождение новой науки математической химии стало возможно благодаря тесному сотрудничеству Института катализа с Институтом математики и Вычислительным центром.
Непросто продвигалась математика в сферу наук о Земле. Одна из труднейших проблем геологии - проникновение в глубокие недра Земли. Легче полететь в космос, чем проникнуть в глубину собственной планеты. Человеку пока не удаётся пробиться на глубину более девяти километров. Нужны новые подходы. Здесь без математики не обойтись. Здесь возникают новые типы математических задач – некорректные задачи математической физики. Это и породило новое направление математического анализа – теорию некорректных задач.
    Всё это появилось гораздо позже. Когда Прасковья начинала свою работу в школе, об ЭВМ она и не слышала. Она знала, что в Томске появился Научный центр. В открывшийся университет и технологический институт приглашены крупные учёные и инженеры Петербурга, Москвы, Харькова. Воспитанниками Томска создан Кузбасс. В Томске открыт филиал Ленинградского физико-технического института.
 В Новосибирске, Томске и других городах Сибири прошли выездные сессии Академии наук СССР.
Во время Великой Отечественной войны на восток были эвакуированы многие заводы и научно-исследовательские институты в Омск и другие сибирские города. Многие и после войны остались в Сибири. Был создан Новосибирский Академгородок. Обо всём этом Прасковья знала, но до создания ЭВМ нужно было ещё дожить.
Шёл сентябрь. Осенью в хорошую погоду уроки кажутся трудными и длинными. Мысли учащихся, где угодно, только не в классе. В окно заглядывают ветки берёзы, доносится чириканье воробьёв. Хочется в лес, где чистый воздух, где вспыхивает пламенем осина, золотыми стали листья берёз.
Приходя из школы, Прасковья Павловна садилась за стол и не вставала до ночи. Все вечера просиживала над тетрадями. Глаза слипаются, и голова сама собой клонится на стол. Усилием воли она поднимает её.
Первая же контрольная работа привела её в ужас – столько оказалось ошибок. Исправляла, исправляла, пока не заплакала над пачкой тетрадей. Ночью ей снились пляшущие алгебраические формулы и геометрические фигуры.
Но кроме уроков, планов и тетрадей есть у неё и другие дела. Домашнее хозяйство кажется несложным только тем, кто им никогда не занимался: стряпать, мыть посуду и пол, стирка. Да мало ли ещё чего.
Прозвенел звонок на урок. Прасковья Павловна заходит в класс, а по классу летают учебники, портфели.
Доску кто-то натёр салом. Пришлось смывать горячей водой. Урок алгебры был сорван.
На уроках физики её расспрашивают об атомной бомбе, Хиросиме, будто ничего об этом не знают. Как же не знают! Мальчишки всегда всё знают, кроме уроков. Они просто отвлекают её, чтобы она не спрашивала их по домашнему заданию. Тогда она стала минут по 15 гонять «любознательных» ребят у доски. В журнале появились у них двойки.
 Расспросы на уроках о бомбах прекратились. Они поняли, что перехитрить учительницу не удалось. Они стали готовить домашние задания по математике и физике и на уроках прекратилось озорство.
Но вот погода изменилась. Небо серое. С утра моросит дождь. Он ритмично барабанит по оконному стеклу. Кажется, его незатейливая музыка никогда не кончится. По стеклу торопливо текут дождевые капли. Налетавший порывами ветер стучит в окно веткой, с которой уже облетели листья. Остался только один жёлтый листок.
В радость будет работа в школе или нудная зависит от директора. Каким должен быть директор? Прежде всего, руководитель должен быть наделён организаторскими способностями, умением слушать других, иметь чувство ответственности, чуткий и внимательный к людям. Прекрасные качества! Прямо ангел.
 Но в жизни действуют грешные люди со своей судьбой, характером, привычками. Трудно угодить на все вкусы, и запросы каждого члена коллектива удовлетворить нелегко. Прасковью Павловну директор вполне устраивает. Он не был идеалом, но её это устраивало. В общем, с директором ей хотелось работать.
Он получил образование преподавателя русского языка и литературы. Его страстью были книги. Вечерами он любил посидеть с книгой. Он среднего роста, открытый лоб, весёлый блеск глаз. Он выглядит моложе своих пятидесяти лет. Он не только слушает и советуется, но и решает. Таков директор, с которым Прасковья Павловна хотела работать.
Учебный год закончился благополучно. Ей предоставили бесплатную экскурсионную путёвку в Москву. Сколько раз читала, но мечтать не смела, что когда-нибудь она побывает в столице. Она увидела Кремль, Красную площадь, Мавзолей, побывала на ВДНХ.
Потом она вышла замуж. В положенный срок родился сын Андрей. Сын подрастал. Мама ещё до школы учила его счёту. Папа приходил с работы усталый. Заниматься ему с сыном не позволяла усталость, он только обещал научить Андрея ловить рыбу. Решили переехать в Павлодар. В городе можно будет ребёнка устроить в детский сад.
Время пролетело быстро. Андрей стал школьником. После школы он много времени проводит на улице. Так называют любое место, где ребёнок предоставлен не воспитателям, не родителям, а сам себе. Андрей постигает суровую науку взаимоотношений со сверстниками.
 Приносит с улицы и то, что в понимании взрослых считается плохим. Как же избавить подростка от пагубного влияния улицы?
Улица, друзья – одна из форм общественной жизни. Если нет у подростка представления об иной жизни, то ему трудно противостоять влиянию улицы.
 Следует убедить ребёнка, что существуют дела интересней, чем на улице. И тут отец вспомнил о рыбалке. Автобусом доехали до моста через Иртыш. Пешком пошли на противоположный берег.
Внизу течёт река, окаймлённая камышами. На воде играют отблески солнца. Оно поднялось невысоко, и мост отбрасывает длинную тень.
 Сверкая крыльями, над водой пролетела чайка. По дороге вдоль реки идут машины, следом тянется хвост пыли. Но вот мост кончился. Спустились к реке. Забросили удочки. Рыба клевала. Ловились одни окуньки.
- Окуней порядочно. Уха будет во! – поднял большой палец отец.
Разложили костёр и поставили варить уху в котелке. Сели обедать. Обедали на траве в тени большого тополя. Выложили на разостланную газету всё, что нашлось в рюкзаке. Разломили хлеб на ломти. Начали с помидоров. Их макали в соль. Уплетали хрустящие огурцы.
- Готово! Уха в самый раз, - сказал отец.
Стали хлебать уху, пронося ложки над ломтями хлеба. Вот так уха! Настоящая рыбацкая уха на берегу реки, где воздух прозрачно чист и свеж, из только что пойманной рыбы! Только тот, кто пробовал уху, знает, что нет на свете лучше еды! Она припахивает дымком, рыбьей свежестью, и от этого кажется вкуснее. После ухи ели арбузы с хлебом. Они были такими спелыми, что под ножом сами раскалывались.
Пообедав, лежали в сладкой полудрёме. Когда незаметно подкрались сумерки, они собрались домой. Возвращаться в душный шумный город не хотелось.
- Хорошо отдыхать на Иртыше!
- Подумаешь, Иртыш! Вот Чёрное море – это да! В воде медузы плавают, на дне каждый камушек виден. Поедем в Сочи?
- Следующим летом поедем в деревню к дедушке.
Знакомо ли вам чувство малой родины? Такой человек, где бы ни был, тоскует по какому-нибудь ручейку. Где бы ни был, стремится туда, к родному крыльцу.
Что бы ни случилось, он знает: всегда может прийти туда, где целительный родной воздух даст возможность вздохнуть полной грудью.
Края детства – их малая родина. Луга и холмистые перелески, неприметная речушка, село и заросший овраг. Прасковья любила войти в его прохладу жарким солнечным днём и бродить, наблюдая, как поднимается кустарник. В этом овраге забывались все хлопоты и заботы, и она чувствовала себя частью мира. Она выходила из оврага освежённая, готовая к всевозможным трудностям. Ничего вроде не произошло, а ощущение некой силы наполняет уверенностью. Значит, нужно нам ощущение, что ты – часть мира.
У всех есть «малая» родина. Независимо от того, уехал он из родных краёв или остался там, мы в долгу перед ней. Чувство родины живёт в нас в единстве с любовью к близким, родным людям. Нам необходимо родство душ! Мы приходим в эту жизнь не только нагими. Вместе с нами рождается ощущение матери. Даже у круглого сироты оно сильно, даже сильнее, чем у тех, кто не терял матери. Поэтому Родину мы называем матерью. Родина-мать! Мы обязаны её защищать, заботиться о её процветании.
Всякий человек «чувствует» землю своих отцов, землю, где сделал он первый шаг босою детскою ступнёй по влажной зелёной траве, и какие бы недуги не терзали его, чувство далёкой родины будет врачевать его. Разве можно быть человеком без Родины?
 А Родина начинается с края детства, с росистой луговины в ярких цветах, с плакучей берёзы возле дома, с речкой, которую потом, взрослым, без труда перепрыгнешь.
Родина – не обязательно место, где родился, но обязательно место, где начал различать окружающее. С крохотной вытоптанной лужайки перед отчим домом начинается вся беспредельность Родины. И согревает это понятие теплом сердца и светлой грустью воспоминаний. И куда бы потом ни закинула тебя жизнь, всегда будешь новое сравнивать с краем своего детства, потому что, не любя его, не сможешь полюбить и всей страны своей.
 Из-за этого слияния понятий большой и «малой» Родины Прасковья стала казахстанкой, оставаясь всё же русской, то есть самой собой. Она тоскует по родным местам, но жить приходится вдали от них. И вот она со своей семьёй едет в край своего детства.
Они сели в поезд и поехали. Поезд ускорил ход. Остался позади вокзал, многоэтажные дома и мазанки. Вот и мост. Гулко стуча в стальных фермах, поезд прогремел по мосту. Свидание с родиной для неё – бальзам на душу.
После поездки на «малую» родину она с удвоенной энергией принялась за работу. В этом году у неё выпускной класс. Лучший день недели – суббота. Впереди воскресенье, можно немного отдохнуть.
Этой зимой навалило много снега. Снег падает сырой. Чуть покривилось молодое деревце – снег пригнул его до земли. Тяжестью ложится снег на ветки сосен. Безлистные берёзы и тополя не задерживают снег.
На вершинах деревьев грачиными гнёздами свернулись снежные хлопья. Ветки становятся мохнатыми. До того красиво вокруг, что хочется с собой унести, но снежная пыль осыпается от соприкосновения, открывается нагой прут.
Из сквера Прасковья вышла на набережную со светильниками, кутавшими замёрзшие шеи в снежные воротники. С высокого берега виден другой низменный берег реки. Жаль, что воскресенье такое короткое. Теперь жди зимних каникул.
На зимних каникулах запланировали совершить лыжный поход. За рекой начиналась степь, ровная, безлюдная, чистая. Только кое-где бурьян да сухие стебли травы торчат из-под снега. Мороз не особенно сильный.
Вошли в лесок, где лыжи сильнее проваливаются в рыхлый снег, сделали привал. Сбросили рюкзаки, сняли лыжи и воткнули их в снег. Достали еду. На свежем воздухе после прогулки на лыжах почувствовали голод.
Прасковья Павловна старается выявить учеников, обладающих способностью к математике. Но как искать людей, наиболее способных и как их заинтересовать? Школа стремится научить всему одинаково каждого, невзирая на склонности. Но ведь дети разные. Один любит русский язык, а другой прекрасно усваивает математику.
Склонности ребят выявляют с помощью олимпиад и дальнейшим специализированным обучением. Такой метод позволяет лучше развивать способности молодёжи. Математику нужна глубокая память, но гибкая, и особое чувство логики. Учить надо по способностям и интересам. Прасковья Павловна вела математический кружок «Раскрыватели великих тайн». Она стремилась заинтересовать ребят математикой.
В погоне за оценками учитель уделяет много внимания отстающим ученикам, чтобы они могли исправить двойки по математике, но она много внимания уделяла и внеклассной работе по математике с хорошо успевающими учениками. Она вела факультативные занятия для ребят, проявляющих интерес к математике, проводила математические вечера, КВН.
Она воспитывала в своих учениках самостоятельность и творческое мышление. Только в творчестве появляется интерес. Пассивное заучивание не может быть интересным. Она осуществляла индивидуальный подход к ученикам, стремясь учить конкретного человека с определёнными способностями и интересами.
Пришла весна. Над головой плывут наполненные солнечным сиянием облака. Бурлит весенняя вода. Несутся хлопья пены по реке. Медленно плывёт уродливая коряга. Изредка проплывает почти растаявшая рыхлая льдина. Чуть-чуть пробивается из-под прошлогоднего бурьяна молодая травка. На красных ветках тальника появились пушистые шарики. Высоко в небе пролетают журавли, и чуть доносятся сверху их крики.
Весна набирает обороты, и вот уже наступает конец учебного года. Школа восьмилетняя, самая обычная. Конец мая. В школе закончилась учёба.
 Нарядные восьмиклассники отмечают последний звонок. Праздником последнего школьного звонка отметили окончание учебного года и ученики Прасковьи Павловны. Ребята собрались в актовом зале.
 Восьмиклассники торжественно передали четвёртым классам наказ продолжить школьные традиции. Пришла пора прощаться с выпускниками. Прасковье Павловне грустно расставаться со своими питомцами.
На набережной Иртыша всю ночь не унимались гитары. Ребята праздновали окончание школы. Хохотали, горланили песни, обнявшись, шли по улице. Темноту разрывали сигналы водителей, просивших уступить им дорогу, а ребята дурачились. Сегодня их праздник.
Не хочется думать, что завтра экзамен. Это будет завтра, а сегодня они обо всём забыли, в том числе и о правилах дорожного движения.
Отпуск Прасковьи Павловны омрачила болезнь. Как всегда, болезнь неожиданна. У Прасковьи обнаружили опухоль, которая вызвала самые дурные предположения. Опухоль удалили. Она оказалась незлокачественной. Муж каждый день навещал её, но вскоре после возвращения Прасковьи домой он ушёл от неё к другой женщине.
Андрей поступил в Томский институт автоматизированных систем управления. К тому времени было принято решение о подготовке программистов для работы на ЭВМ, и Андрей решил стать программистом. Женился и остался работать в Томске.
Прасковья осталась одна со своим одиночеством, болезнями и страхом. Муж предал не только её. Что возьмёт в пример взрослый сын?
Прасковье стыдно, что она – брошенная женщина. Брошенная! Придумали же слово. Разве она цветок или письмо? Самое труднопреодолимое – это оскорблённое самолюбие и стыд перед людьми. Их надо преодолеть. Но как победить самоё себя? На это рецептов нет. У каждого свой путь. Ушёл к другой, её любит, а не тебя. Нет! Он и её не любит. Он любит себя. Увидит лучшие условия, он и к третьей пойдёт.
 При совместном житье пыл любовный проходит, остаётся привычка, чувство долга. В семье главное – дружба. Дружба словами не измеряется. Дружба – это обязательно поступок. Завистливый, злобный, лживый человек не может быть другом. Одного из этих качеств достаточно, чтобы дружба дала трещину.
И вот Прасковья осталась одна. Она стала бояться шепота вслед: «Брошенная». У неё расшатались нервы. Сначала лечилась в больнице, потом получила путёвку в санаторий и поняла, что жизнь прекрасна, только надо уметь перейти через чёрную полосу, иначе на весь белый свет смотреть не захочется.
Дома её встретило одиночество. Наступает ночь. Она одна греет постель своим теплом. Рядом никто не дышит, никто не обнимет, никто не поздравит с праздником, не пойдёт с ней в гости, не полюбуется её нарядом, не поможет и не отругает. А это и есть личное счастье.   
И тогда Прасковья решила снова выйти замуж. Она была с ним счастлива. Что такое счастье? Кто счастлив и кто несчастлив? Тот, кто себя таковым чувствует. Уныние – своего рода нездоровье души. Лекарство здесь подобрать трудно. Пожилая женщина юна душой. Что нужно, чтобы покорить возраст?
Нужно своё поле перейти, чтобы научиться радоваться каждому дню и всеми силами всегда двигаться навстречу уходящей молодости.
Прасковья ушла на пенсию. Чем себя занять? Сначала занялась рукоделием, потом начала писать стихи, потянуло и к прозе.
У поэзии, как и у любви, нет возраста. Если человек пишет стихи, вопреки возрасту, - это признак молодости души. Когда она пишет стихи, молодеет. Пишет легко, по вдохновению. Такое творчество молодит душу. Никогда не поздно чувствовать себя молодой. У кого молодость в крови, тот будет покорять возраст, а у кого нет ничего, покорять не будет. Таких бесполезно учить. Они знают только нытьё.
Появилась возможность съездить в Сочи. Путёвку достать не могли, поехали «дикарями». Это значит не в санаторий. Жили на квартире, купались в море и совершали экскурсии.
Странствия не только насыщают нас познанием, но и дают пищу воображению. Побывав у моря, решили посетить столицу Казахстана Алма-Ату. В районе Алма-Аты в урочище Медео на реке Алмаатинке была создана противоселевая плотина.
В весеннее и летнее время в горах при таянии снегов часто образуются грязекаменные потоки – сели, принимающие иногда катастрофический характер. Особенно опасно, когда вода, скапливающаяся перед снежной плотиной в верховьях горных потоков, образует озеро.
В какой-то момент снежная плотина рушится, и огромная масса воды, несущая каменные глыбы, устремляется вниз по долине реки.
 Мощность потока огромна. За последние сто лет сели трижды доходили до Алма-Аты, причиняя городу большие беды. На пути сели создали плотину. На решение создать плотину повлияла сель в районе озера Иссык в семидесяти километрах от Алма-Аты. В воскресенье на озеро приехал один из руководителей республики с гостями. У причала их ожидал катер для поездки на другую сторону озера, чтобы посмотреть дома отдыха. Катер был наготове, но водитель отлучился. Пока его ждали, со стороны гор раздался грохот – это шёл сель. Гостей надо немедленно увозить
Через несколько минут после их отъезда в озеро вошёл селевой поток. Озеро переполнилось. В естественной каменной плотине, подпиравшей озеро, образовалась промоина, и новый селевой поток вместе с водой озера пошёл вниз по ущелью.
Какая всё-таки былинка человек со всеми его техническими возможностями по сравнению с могучими силами природы. Прасковье захотелось подняться на плотину, чтобы сверху обозреть ущелье. Оттуда прошли на высокогорный каток Медео.
Муж Прасковьи Семён ещё не был на пенсии. Он работал вахтовым методом. В Васюганских болотах строили нефтебазу. Бригада ездила туда для работы, а затем возвращалась для длительного отдыха к своим семьям. Этот метод использовался при освоении нефтяных богатств Тюмени и при лесозаготовках.
Однажды утром в их семью пришло несчастье. Внезапно резкая колючая боль, точно ударили вилкой, перехватила левую сторону груди, отдала за лопаткой в руке. Задыхаясь, Семён добрался до дивана. Ещё раз ударило тяжёлым и горячим по сердцу.
Потом крепко сжала ледяная лапа и не отпускает. Приступы у Семёна бывали и раньше, но слабее. Не помог и нитроглицерин, хоть он с ним никогда не расставался. Прасковья вызвала «Скорую помощь». Врач выслушал больного, измерил давление и покачал головой.
- Стенокардия. Острый приступ. Счастье, что не было инфаркта. Обеспечьте полный покой.
Около полуночи Семёну стало хуже. Снова вызвали «Скорую помощь».
- Не умирай! Не оставляй меня одну! – шептала дрожащими губами Прасковья, ожидая «Скорую помощь».
Его увезли в больницу. Ночью больному в больнице некуда спешить. Сколько передумано за эти бессонные часы! Приподнявшись на локте, он посмотрел в окно на больничный двор. С крыш свисают длинные блестящие сосульки, а под ними снег исклёван капелями. В больнице лежать всегда тяжело, а весной особенно.
Больница находится в конце города. Добираться надо двумя автобусами, но Прасковья навещает мужа каждый день. Долго пришлось Семёну лежать, пока ему разрешили вставать. Наконец, наступил день, когда его выписали. Он вышел из больницы. Свежий весенний воздух опьянил, закружилась голова. Сели в такси.
Все хотят жить. У всех страх перед смертью. Всё это естественно, всё это жизнь, такая, как есть. Не нужно от неё убегать и закрываться. Семён тоже не хотел умирать, но однажды врачи не в силах были ему помочь. Он умер. Прасковья опять осталась одна.
Порой человеку нужно одиночество на какое-то время. У каждого это время своё. Человеку необходимо ощутить себя наедине с природой или книгой, наедине с самим собой. Он должен обдумать свои поступки и нормы поведения, соскучиться по близким. Если такого одиночества нет, человек начинает нервами реагировать на его отсутствие. Но если оно начинает овладевать человеком, следует вспомнить о друзьях, выйти к людям. Прасковья поехала на набережную реки. Она села на скамеечку возле фонтанов. Шумит падающая вода  фонтанов, плывут по небу облака, в кустах чирикают воробьи, и таким покоем веет от всего этого, что уходит суета сует, не гнут в дугу горе и неприятности.
Потом она пошла по набережной до Благовещенского собора, вошла в церковную ограду. Остановилась перед часовней. По соседству высятся многоэтажные дома, которые должны бы задавить часовню. Нет, ничто не в силах отвлечь – лишь шагнёшь за ограду – и ты наедине. Зодчий создал такую красоту, которая гипнотизирует. Асфальтированные дорожки, современные газоны. Прасковья ходит по парку без фотоаппарата, для души. На дереве дятел в красных штанах и тюбетейке, в чёрном с белыми просветами камзоле выстукивает дробь. Он ненадолго замолкает, а потом ещё с большим остервенением принимается шелушить труху прогнившей древесины. Под перестук птицы поднимаются в памяти картины прошлого.
Не само время, а память о прошлом всегда нам дорога. И не может человек отказаться от прожитых лет и забыть их лишь потому, что эти годы были тягостными. У каждого человека свой путь. За время существования Земли не повторилась ничья судьба.
 Как нельзя войти дважды в одну и ту же реку, так нельзя повторить чужой путь. Но люди – дети своей планеты и живут по её законам.
Разве вам не знакомо чувство первого дня весны, ясно ощутимой в морозном воздухе, пока лишь запах и ясно – весенний, и всё в вас отвечает этому властному зову обновления природы?
Сумрачная, дождливая погода может определить ваше поведение на весь день, хотя вы вряд ли отдаёте себе в том отчёт. Такая подверженность настроения острее всего ощущается у горожан. Сельский человек более тесно связан с природой, и перепады погоды воспринимает менее драматично.
Идя путём Земли и повинуясь её законам, мы нарушаем их сплошь и рядом, учимся на ошибках и никак не научимся.
Итак, Прасковья идёт путём Земли, как шли им до сих пор, как предстоит идти дальше. Правда, мало ей уже осталось пути. Два раза не живут, а много таких, кто и один раз жить не умеет.
 Человеку всегда казалось, что природа поступила несправедливо, отведя ему краткое существование и обрекая его смерти. Почему Бог дал человеку разум, но не наделил его бессмертием? До наших дней дошли тексты, упоминающие о тайне «пилюль бессмертия», могущих неограниченно продлевать жизнь человека, но ни один не сообщает о составе пилюль.
 Тело человека на 70% состоит из воды. Для здоровья и долголетия человека не безразлично, какая вода питает ткани его тела. Вода может быть биологически активной, и это сказывается на процессах старения организма. Научные исследования говорят о влиянии воды на продолжительность жизни обитателей разных регионов Земли. Жители некоторых островов Карибского бассейна выглядят значительно моложе своих ровесников-европейцев. Долголетие горцев связано с водой, которую они пьют. Это «эффект талой воды», благотворно влияющий на обмен веществ и тем самым «омолаживающий» организм.
 Эксперименты в области долголетия приводят к долголетию, но это не бессмертие. Давайте, однако, представим себе невозможное. Допустим, кому-то удалось найти некое средство продления жизни. Как стал бы вести себя человек, убедившийся, что подобное средство у него в руках? Сделать его всеобщим достоянием? Скрыть от людей? Или отказаться от бессмертия? Царь Соломон, когда ему предложили эликсир бессмертия, отказался принять его, потому что не хотел пережить тех, кто был близок ему и кого он любил. Прасковья солидарна с ним.
 Мысль о продлении человеческой жизни сегодня связывают с наукой. Циолковский писал, что удлинения жизни рано или поздно наука достигнет. В чём же причина долгой жизни людей? Есть связь между питанием и старением организма. Надо соблюдать умеренность за столом. Преобладание добрых чувств и положительных эмоций удлиняет жизнь. Не исходите злостью, досадой или ненавистью. Не завидуйте. Радуйтесь бытию, будьте благодарны за каждый новый день жизни. Радуйтесь счастью, везению, успеху другого человека так же, как собственному.
 Впрочем, некоторые этому возражают. В организме человека заложены биологические часы. Что бы мы ни делали, мы не можем ни замедлить, ни ускорить их ход. Стрелка звонка у каждого стоит на своей отметке. Это заложено от рождения. Продолжительность жизни запрограммирована генетически. Эксперименты убедили геронтологов: часы жизни находятся в хромосомах, в ядре каждой клетки. Но если биологические часы действительно заложены в нашем организме, велико искушение добраться до них, а добравшись, остановить или замедлить их ход.
 Эксперименты проводятся в разных направлениях. Уже сейчас можно представить людей, чей мозг будет много раз переходить из одного тела в другое. Мы говорим о возможности продления жизни индивида, перенося его мозг, то есть сознание, из одного тела в другое. Не исключено, что человек вообще может отказаться от тела.
Уже в ближайшем будущем будет создано человеческое тело, построенное из синтетического материала, повинующееся приказам из мозга. Для обозначения этой формы симбиоза человека и машины создали термин – «киборг». Хотя работы в этом направлении интенсивно ведутся, трудно сказать, когда картины эти начнут обретать черты реальности.
 В научных поисках бессмертия помощницей человека  оказывается  лягушка.  Она  проложила  первую тропку к пересадке мозга. Она же указала и другой путь, ведущий к бессмертию – воспроизводство копии с себя самого. Это значит, что человек сможет повторить себя, вновь появившись новорождённым.
 Однако, сколь бы точной копией внешне ни был двойник, он будет наделён собственным сознанием. Это будет другой индивид. Его память, радости и печали, любовь и нелюбовь будут другими. Правда, есть гипотеза, согласно которой возможна наследственная передача информации как воспоминание о собственной жизни.
 Продлить свою жизнь люди стараются и с помощью анабиоза. В состоянии анабиоза в застывших клетках, под слоем окоченевших мышц теплится слабая искра жизни. Задача в том, чтоб не дать этой искре погаснуть. В том, чтобы суметь возвращать человека к жизни спустя годы или столетия. Человек может пожелать проснуться через 1000 лет.
 В Америке и Японии несколько человек уже отправились в вечность через холодильник. Их тела, из которых откачали кровь, заменив её специальной жидкостью, поместили в охлаждённый жидкий азот. В специальных крионических центрах, заключенные в прозрачные капсулы, которые обтекает жидкий азот при температуре минус 360 градусов, равно чуждые жизни и смерти, они плывут по волнам времени в будущее. Главное не в том, что погружение в анабиоз позволит человеку преодолевать огромные расстояния во времени и жить в разных веках. Отправляясь в это путешествие в морозильных камерах, многие надеются попасть в мир, который решит проблему бессмертия.
 Но представим себе, что произойдёт, если люди достигнут бессмертия. Поколения перестанут сменять друг друга и наслаиваться одно на другое, пока люди своего времени не окажутся погребёнными под напластованиями родившихся ранее. В результате своей эволюции человек придёт к физическому бессмертию. Поиски бессмертия являются ступеньками развития человечества. Когда человек придёт к бессмертию, оно ему не покажется столь ценным, каким кажется сегодня, потому что оценки и критерии совершенного человека будут отличны от сегодняшних представлений.
 Да ничего этого и не нужно, незачем искать бессмертие, потому что человек наделён им. Человек есть нечто большее, чем внешний его облик. Судить об этом можно по возвращению человека к жизни после клинической смерти. С тех пор как в медицинской практике появилась служба реанимации, прекращение жизненных функций организма не обязательно означает конец. Их реанимируют, потом они воспроизводят все усилия врачей, возвращающих их к жизни.
 Объектом воздействия реаниматоров может быть только тело. Время реаниматора ограничено 12 минутами в отличие от практики, применяемой шаманами, которые располагают большим интервалом, возможно, днями. На мысль о столь значительном времени наводят «зомби» на Гаити. Через несколько дней после смерти человека возвращают к жизни, но осознание своего «я» возвращается к нему не полностью. Он становится «зомби». Это не человек, а ходячее тело.
 Опыт посмертных состояний, состояний «вне тела», говорит о существовании духовного тела, некой тонкой субстанции, носителе человеческого «я». Есть два тела – физическое тело и духовное. Человек расщепляется на два тела: видимое и невидимое. Жизненный опыт человека, всё, что он пережил и сказал, фиксируется его биологическим полем и хранится в виде голограмм. Поэтому физического тела уже нет, а биологическое поле, «излученное» при гибели организма, сохраняет всю информацию о нём.
 Следовательно, достигается индивидуальное бессмертие на базе специфической устойчивости биополей. Последующее существование возможно. Человек – нечто, имеющее не только физический, но и посмертный космический план бытия. Свидетельством этого являются приходящие «оттуда» привидения. Экстрасенсы могут вызывать подобную призрачную сущность. Ушедший может явить свой образ в мире, который он покинул, но это происходит редко. Почему? Появление образа умершего не вызывает радость у того, кому он явился, даже у близких его. Так нужно ли приходить?
 Имея физическое и духовное тело, человек может раздваиваться. И в наше время появляются двойники. Встреча человека и его двойника опасна или гибельна для обоих. Появление двойника выходит за рамки понимания того, что дано знать человеку.
 Двойник возникает неожиданно, без усилий. Но проводились опыты, когда экстрасенс выделял из своего тела «астрального двойника», видимого только ему. Экстрасенс может мысленно построить перед собой «фантомного двойника» человека и установить диагноз. Такой «фантомный двойник» имеет не только психическую, но и физическую реальность.
 Способность по желанию создавать собственного двойника демонстрируют люди, причастные к паранормальному, знакомые с магической практикой. Это может быть шаман, колдун, либо человек, обладающий такими способностями. Например, Калиостро способен был по собственному желанию создавать двойника и отправлять его с поручениями.
 В магической практике бытуют приёмы создания фантомов не только людей, но и зверей. Двойники и фантомы могут пребывать в мире вне знания о них тех реальных людей, от которых они отделились. Такие двойники, обретшие волю к жизни, постараются затеряться среди людей, не догадывающихся, что их знакомый – не настоящий человек, а энергетическая копия реального человека.
 Существуют и «мыслеформы» - некие энергетические сгустки на полевом уровне, порождённые мыслями или эмоциональными выбросами. Вот почему необходима гигиена мысли. Эмоции и мысли человека материальны. Попадая в квартиру, отмеченную множеством ссор и страданием, можно их ощутить. Присутствие таких «мыслеформ» небезразлично для людей, которые живут в таких помещениях. Такой настрой источают сами стены. Только глубокое раскаяние прекращает присутствие «мыслеформы», порождённой злым поступком, обидным словом или помыслом.
 Прасковью это уже не волнует. Она и так долго жила. Зачем ей бессмертие? Она молит Бога, чтоб он не позволил ей пережить сына. Старики должны уступать дорогу молодым. Она и так зажилась. Ничто уже не волнует её, будто то, что произошло, случилось не с ней, а с кем-то другим, чья судьба была ей безразлична.


Рецензии