На Мангазею подался

Везде хорошо, где нас нет.
Величавые сибирские кедры сторожат проезжую, раскисшую от дождей, дорогу. Остроконечность деревьев придаёт суровой тайге угрюмый вид. От ветра могучие кедры качаются из стороны в сторону, словно жалуются на свою судьбу. Погода не благоприятствует путникам. Моросит. На дороге стоят лужи. Трава от мороси стала мокрая, с деревьев падают редкие крупные капли. По дороге идёт Кузьма, а навстречу ему Демьян. Демьян спрашивает:
- Здорово, Кузьма, домно не виделися. Куды путь ноне дёржишь в таку-то пору?
- Дравствуешь, Демьян, не кудыкай, пути-то не будет! Куды? Куды? Я на Кудыкуну гору, ежели хош знать.  –  Не очень приветливо отвечает Кузьма.
- Да ну тя, не хош говрить, не надоть! Дело хозяйско. Не велика важность!
- Я, Демьян Митрич, на Мангазею подался. Слыхивал, чё тама-ка торгово место, шибко денежно грят. – Решил всё-таки поделиться своими планами с Демьяном Кузьма.
- Каждогодно наши мужики на Мангазею уходят и ты за имя следом? За сытой жизнью, стало быть, подался? Люди – то так грят: «За морем и телушка с полушку, да перевоз дорог».
- Ну, дак, рыба ишшет, где глубже, а человек, где лучче.
- За семь вёрс киселя хлебать? А тебе это надоть? – с любопытсвом продолжает пытать земляка, Демьян.
- Нужда заставила.
 - А Мангазея-то далече отсэдова или как? Ато ить усе грят, а никто не знат.
- На Оби грят. Сибиряки оттедова тожно пошли. Я втупоре-то ишшо, коды не обвенчан был, на постоялом дворе от заезжих, не тутошних мужиков, слыхивал такой разговор-от. Один спрашиват, мол, откедова товар ноне везёшь, а второй отвечат, чё мол с Оби реки товар везу. С Оби реки? С Оби реки! А я умом-от пораскинул. С Оби реки, сОбиреки, сибяряки. А девки-то с Оби речки – вот те и сибирячки. 
- Эвон чё!  Надоть, антиресно, как ты рассуждаш-от. Ну да ладно, в добрый путь тоды, Кузьма, язык-от без костей и до Мангазеи доведёт.  Лишня-то денежка карману не в тягость. 


Примечание. Мангазея - город, построенный в 1601-07 годах, как опорный пункт для продвижения русских вглубь Сибири. Мангазея имела большое торгово-промысловое значение (русские купцы везли отечественные и заподноевропейские товары, обменивали их на соболей у ненецкого местного населения)
Мангазейский морской ход – путь от Северной Двины по сибирским рекам в Обскую губу и далее, совершаемый поморами с 1916 гола с целью преградить путь заподноевропейским торговым компаниям к богатым пушниной районам.
В деревне Тарханка выражение «на Мнгазею подался» приобрело смысл отправиться на большие заробатки за лучшей жизнью. Обычно уезжали в северные города Мегион, Сургут и другие.
Понятие «На Кудыкину гору» используется в разговоре, когда человек не желает  отвечать, куда именно он уезжает. Раньше люди верили, чем меньше человек знает путь следования, тем больше повезёт в дороге. В Орехово-Зуевском районе Масковской области, по соседству расположены деревни Кудыкино и Гора. В Липецкой области России есть семейный парк развлечений «Кудыкина гора».


Рецензии