Татьяна Тарасова о своем великом отце

Недавно я второй раз посмотрел кинофильм «Легенда № 17» о выдающемся игроке Валерии Харламове, великом тренере Анатолии Тарасове и сборной команде СССР 60-70-х годов.   И хотя в фильме были некоторые несоответствия реальным событиям (например, перелом ноги у Харламова случился после серии матчей СССР-Канада 1972 года, а не перед серией), не было и игры сборной СССР со «Спартаком», когда Тарасов увел команду с поля в ответ на необъективное судейство, это был матч ЦСКА-«Спартак» (Москва) фильм мне понравился. Мне захотелось узнать, как оценила этот фильм дочь Анатолий Владимировича Тарасова, и я нашел в интернете её высказывания разным средствам массовой информации.

Татьяна Тарасова - дочь известного советского хоккейного тренера Анатолия Тарасова. К 2004 году ее ученики выиграли в общей сложности 41 золотую медаль на чемпионатах мира и Европы, а также семь золотых олимпийских медалей в трех дисциплинах из четырех возможных.

В  интервью YouTube-каналу "Ностальгия" Тарасова поделилась мнением о фильме "Легенда N17". В нем роль ее отца Анатолия Тарасова сыграл Олег Меньшиков.
"В фильме "Легенда N17" мне очень понравилась игра Олега Меньшикова. Мне даже было страшно, как он напоминал отца. Внутренняя энергия какая-то. Я очень его благодарила", - призналась наставница.

Дочь известного наставника Анатолия Тарасова, заслуженный тренер и консультант сборной России по фигурному катанию Татьяна Тарасова благодарна создателям фильма "Легенда № 17", в котором рассказывается о судьбах звезд советского хоккея. В картине роль ее отца сыграл Олег Меньшиков.
"Я очень благодарна им всем, что они сняли такой фильм, - сказала Тарасова ИТАР-ТАСС. - По внутреннему состоянию отец был очень похож на того человека, которого сыграл Меньшиков. После того как увидела фильм, позвонила и очень благодарила всех создателей и режиссера /Николая Лебедева. - Прим. ИТАР-ТАСС/. Художественный вымысел, конечно, есть, но для кино это нормально. Я рада, что в стране вспомнили человека, который в ней создал хоккей. В музее хоккейной славы в Торонто висит табличка, где написано: "Мир должен быть благодарен России за то, что она подарила ему Тарасова". Но с 56 лет у него отобрали профессию... Если бы он еще 20 лет отработал, а его бы хватило... Ведь ничего нового они не придумали".

А вот как проходила премьера фильма в 2013 году.
В кинотеатре «Октябрь» состоялась долгожданная премьера фильма «Легенда номер 17» - о хоккеисте Валерии Харламове. Олимпийский чемпион, лучший хоккеист СССР, которого уважали и любили не только в нашей стране, но и за границей – в частности, за матч 1972 года, когда, благодаря его игре наши выиграли у Канады с разгромным счетом. Но в его жизни были не только победы – после автоаварии в 1976-м ему прочили завершение спортивной карьеры, но он вернулся на лед. В 1981 году его жизнь трагически оборвалась – супруга Ирина не справилась с управлением на дороге. Прожив всего 33 года, Харламов стал легендой. Про его недолгую, но яркую жизнь и сняли фильм «Легенда номер 17» (по номеру, под которым он играл).
В «Октябре» собрались люди, которые были с Харламовым при жизни – хоккеист Борис Михайлов, тренер Владимир Воробьев, Владислав Третьяк, Вячеслав Фетисов, Иосиф Кобзон. Были и люди, изначально далекие от хоккея на первый взгляд – например, Филипп Киркоров. Но мы узнали, что, оказывается, весь класс в школе Филиппа болел за Харламова, поэтому ему было важно посмотреть фильм про кумира своего детства. И, конечно же, присутствовал Олег Меньшиков, сыгравший в картине тренера Тарасова, исполнитель одной из главных ролей Владимир Меньшов и исполнитель роли Харламова – Данила Козловский, которого пришла поддержать его девушка, актриса Юлия Снигирь.

Такой давки в «Октябре» давно не было – Татьяна Тарасова, Харатьян, Эрнст, Безруков, Пореченков, Сукачев, Владимир Хотитенко пытались пробраться на свои места, но проход блокировали журналисты, которые пытались вырвать комментарии у легенд советского спорта и друзей Харламова.
- Я пришел к Славе Фетисову в Лужники, там же и познакомился с Валерой, - поделился с «КП» Иосиф Кобзон. И как-то сразу подружились. Ходили вместе на рыбалку, ездили отдыхать – много историй было не для журналистов, когда он показывал себя настоящим мужчиной. Мы в то время были очень патриотичны, знали их по именам. Я смотрел все матчи, которые проходили в Канаде, и за рубежом. Мы, артисты, в то время входили в группу психологической помощи игрокам. В перерывах между матчами мы их развлекали, рассказывали анекдоты, травили байки, что-то пели, дурачились – чтобы отвлечь их и настроить на правильный лад. Я приезжал на их матчи в Швецию, Австрию… Валера мне запомнился тем, что он был очень простым и ничего не боялся. Мне очень интересно, как Козловский раскроет этот образ. Ему досталась непростая задача.

Вячеслав Фетисов вспомнил печальный момент, когда он узнал о том, что его друг погиб в аварии: «У него было огромное сердце и потрясающий талант. Когда он погиб, мы были в Виннипеге. Смотрим новости – и вдруг появляется на экране телевизора фотография Валерия Харламова в форме сборной СССР, и черная рамка. Мало кто говорил по-английски в то время, мы стали звонить тренерам в Москву, чтобы понять, что случилось. И они нам сказали, что он разбился. У нас всех был шок – он только что нас проводил! Мы хотели сразу же ехать на похороны в Москву, но к нам приехали большие начальники и стали нас уговаривать, чтобы мы этого не делали. И мы решили, что этот матч мы посвятим памяти нашего друга. И тогда мы получили единственный кубок, который нам удалось выиграть – разгромили лучших хоккеистов канадских со счетом 8:1. С самолета сразу же поехали на кладбище. Сегодня такого масштаба игроков нет – стать любимцем миллионов не так просто».
Владислав Третьяк также вспомнил о своем общении с Валерием Харламовым:
- Практически вся моя жизнь прошла вместе с ним. Мы вместе радовались жизни, вместе отдыхали. Я был и на его свадьбе – настоящая советская свадьба была! Лимонад, шампанское! Он был уникальным человеком – после первой аварии он очень быстро хотел встать в строй, рвался в бой. В чем отличие его от других хоккеистов – его после аварии, когда он вышел на лед никто не бил, не трогал. Часто же бывает, что если хоккеисты знают слабые места соперника, начинают туда бить. Но Валеру настолько уважали, что не стали этого делать. А в 72-м году уже этого не было – его били, как топором по ногам. И последние игры в этой серии он уже практически не играл, добили.

- В фильме показывается, что Харламов пьет водку только тогда, когда болеет. А было вообще такое, чтобы хоккеисты позволяли себе выпить?
- «После матча – нет. А когда надо было – шампанское обязательно наливали! Традиция такая была! 72-й год – это уникальный матч был. Мы должны были доказать, что есть не только именитые канадские профессионалы, которые считают себя выше всех, но есть еще и мы! Я этот матч помню наизусть с первой и последней минуты. Эти восемь матчей совершили революцию в хоккее. После этого хоккей поменялся. Когда я пропустил две шайбы – я не думал об этом, я понимал, что если буду переживать, то пропущу еще больше. Тогда надо было играть!»
После просмотра картины все выходили под большим впечатлением:
- Я очень благодарен всем, кто принимал участие в этом фильме, я в восторге, - говорил Фетисов. – Тот же Харламов выбился оттуда, где не было золотых и серебряных ложек, он просто использовал шанс, который дала ему государственная система плюс правильное воспитание. И это очень видно в фильме, поэтому он может показать молодежи, как надо быть и жить. Как надо трудиться, для того, чтобы стать лучшим в мире, как надо взаимодействовать с людьми. Это конкретный, наглядный пример для людей в том, что результат не в том, чтобы проехаться на социальном лифте. Кровь, пот, лишения и самоотверженность.

- Помимо тех эмоций, которая она доставила, картина сделана экстра-классно» - рассказал нам Федор Бондарчук. - Мастерство режиссера Николая Лебедева – «держать» зал при известном финале. И «вышивают» Данила Козловский и Олег Меньшиков. Козловский играет так, что иногда забываешь о разнице во времени, что показываются события прошлого.
- Мне очень понравился и фильм и Данила Козловский. По-моему, в кино редко все получается, но тут все получается, – лаконично прокомментировал картину Константин Эрнст.
- Не вызывает у тебя отторжения? - с опаской спросил Владимир Меньшов у Третьяка после премьеры.
- Да нет, все отлично! Главное что зал хорошо реагировал! - успокоил его Владислав.
- Я очень переживала перед фильмом, - сказала тренер Татьяна Тарасова (ведь в картине Меньшиков воплотил образ ее отца, Анатолия Тарасова). – Я с большой благодарностью к режиссеру и к Олегу Меньшикову. Больше спасибо за то, что я выхожу оттуда с хорошим настроением и воспоминаниями, которые меня разбередили. Я двое суток не спала перед премьерой. И сегодня пережила то состояние, которое было у меня в детстве перед матчами. И это очень похоже по духу, по нерву на то, что было у отца. Он меня растил с такой же строгостью, как и остальных хоккеистов. И это было правильно. Тренер – это и педагог, и психолог, и артист. Это все в одном. Это не только учитель, тренер должен из человека, в котором он увидел искру, всеми способами сделать лучшего. И я считаю, что в этом фильме главная роль все-таки у Меньшикова.

А вот еще одна заметка с впечатлениями Татьяны Тарасовой о фильме,  которыми она поделилась в Волгограде.

Одним из самых успешных фильмов в волгоградском прокате этого года стала кинолента «Легенда № 17» режиссера Николая Лебедева. История про знаменитого хоккеиста Валерия Харламова и его наставника Анатолия Тарасова завоевала сердца тысяч волгоградцев. Посмотрела картину и дочь знаменитого тренера Татьяна Тарасова. В эксклюзивном интервью «Родному городу» она поделилась впечатлениями от фильма, методах работы отца и последними событиями в жизни.

Татьяна Тарасова знала о создании фильма на ранних этапах.
– После премьеры фильма я позвонила Олегу Меньшикову, который сыграл роль моего отца, и поблагодарила его, – рассказывает «Родному городу» Татьяна Тарасова, заслуженный тренер России по фигурному катанию. – А перед просмотром картины очень нервничала, думала, не понравится и что я уйду из зала… Но фильм захватил с первых минут и до последнего кадра.

В 134 минуты экранного времени режиссер Николай Лебедев вложил историю легендарного спортсмена сборной СССР по хоккею и его наставника.
– О достоверности в фильме говорить не уместно, это в первую очередь художественная лента, – продолжает Татьяна Анатольевна. – Мне понравилось, как она поставлена, сыграна, пропущена через сердце… Лебедев сумел потрясающе достоверно передать характер той эпохи, того времени, состояние отца и его внутренний настрой. Я считаю, что это лучшая роль Олега Меньшикова, такое проникновение в человеческую душу я видела нечасто.

Чтобы наиболее достоверно передать манеру поведения и мимику Тарасова, Олег Меньшиков несколько месяцев просматривал видеозаписи с матчей по хоккею, изучая поведение знаменитого тренера.
– Когда шли последние минуты фильма, я боялась смотреть в глаза Олегу Меньшикову, казалось, что это мой отец, – продолжает Татьяна Анатольевна. – На фотографиях, где папа был молодой, они похожи даже внешне.

В кинокартине Тарасов показан жестким и требовательным, а порой и бескомпромиссным, воспитанники помнят его именно таким.
– Папа всегда строил отношения с подопечными правильно: был строгим, но справедливым, и таким образом открывал новые таланты и видел в людях то, чего они сами о себе не знали, – отмечает Тарасова. – Его методики применяются и мной. И думаю, отца я не подвела. Сейчас мне 66 лет, и лучшие свои годы я прожила в спорте.


Рецензии