Суровая жизнь на субмаринах Второй мировой войны

В молодости я три года прослужил на дизель-электрической подводной лодки послевоенной постройки начальником медицинской службы, т.е. доктором. Поэтому с тех пор увлекаясь чтением литературы и люблю смотреть  фильмы о действиях подводников как в прошлом, так и в настоящее время. Из-под моего вышло несколько рассказов о службе на подводных лодках.

Довольно много я писал и о том, как воевали не только наши подводники, но и их противники из Германии, которые были весьма уважаемые вояками в годы как Первой, но особенно Второй мировой войны. А вот об американских подводниках у меня совсем мало написано. Хотя я видел три фильма на эту тематику, одно из которых называлось «Операция нижняя юбка»,  комедия о том, как подводники на своей субмарине вывозили в оккупированного японцами острова несколько военнослужащих – женщин.  В фильме были показаны условия обитания экипажа на американкой лодке  типа Balao.  Я знаю условия службы на наших и немецких субмаринах того периода, и мне было с чем сравнивать.  Очень сносные условия, да и плавать им приходилось в теплых водах экваториальной части Тихого океана. Нашим подводникам, особенно на лодках «Малютка»,  было несравненно тяжелее.

Недавно мне на глаза попалось повествование бывшего американского подводника, ныне адмирала в отставке, Роско Теодор, где он рассказывает о службе на субмаринах в годы Второй мировой войны. Я решил, что некоторым моим читателям будет интересно это узнать.  Вот что пишет адмирал Роско.

Никто никогда не утверждал, что жизнь на борту судов ВМС является роскошной. Даже на самых современных военных кораблях планеты всё ещё может быть тесновато. И хотя на сегодняшний день сервис намного улучшился, моряки, патрулировавшие океаны во время Второй мировой войны, жили совсем другой жизнью, нежели их современные коллеги.

С одной стороны, подводные лодки времён Второй мировой войны было гораздо меньше. Будучи всего лишь на около 18 метров короче современной подводной лодки, субмарины классов Gato и Balao ВМС США имели водоизмещение только около одной трети современных подводных лодок класса Virginia.

В этом небольшом пространстве экипажу подводников — от 60 до 80 человек — приходилось размещаться самим, размещать свои вещи, а также находиться в течение 75 дней.

Каждый член экипажа имел на борту субмарины всего лишь около 0,03 куб. метра личного пространства. Койки подводников были разбросаны по многим отсекам лодки, включая торпедные помещения. Целых 14 человек ютились в переднем торпедном отсеке вместе с 16 торпедами.

Подводная лодка такого размера просто не могла вместить всё необходимое для длительного военного патрулирования в соответствующих пространствах. Поэтому экипажу приходилось прятать коробки с едой и другими вещами в любом подходящем месте — в душевых, моторном отсеке и даже на палубе, пока внутри не появлялось свободное пространство.

Хотя было и одно преимущество. Из-за опасного и изнурительного характера службы на подводных лодках командование делало всё возможное, чтобы подводники получали самую лучшую пищу, которую ВМС могли предложить. Там также находилось место для установки морозильной камеры для мороженого в качестве небольшой роскоши для экипажа.

К сожалению, у военных моряков не было ни достаточно времени, ни пространства, чтобы наслаждаться этой пищей. В основном людям выделялось на приём пищи около 10 минут, чтобы все три «смены» лодки смогли пройти через крошечный камбуз за короткий промежуток времени.

Приём пищи часто диктовался ограничениями на движение подводных лодок. Субмаринам строго приказывалось не подниматься на поверхность в течение дня, если они находились в пределах 500 миль от японского аэродрома, во избежание воздушного наблюдения и нападения. В первые дни войны такое правило действовало почти на всём пространстве Тихого океана, так как японцы контролировали обширные участки территории.

Это означало, что подводные лодки оставались под водой в течение дня и всплывали только в ночное время. Поэтому многие экипажи переносили графики своих обычных ежедневных процедур на ночное время. Экипажи называли это «переходить на реверса».

Это было важно, потому что при работе дизельных двигателей в течение нескольких часов лодка быстро нагревалась. В машинном отделении температура могла взлететь до более чем 38 градусов, распространяясь по всей субмарине. Добавьте к этому 80 работающих и дышущих мужчин,  и воздух внутри может быстро стать критически горячим.

Люди знали, что воздух становится плохим, когда у них были проблемы со свечением сигарет из-за недостатка кислорода.

С чем ещё было плохо, так это с купанием. Во время длительных походов большинство мужчин принимали душ примерно раз в десять дней, чтобы сэкономить воду. О прачечной не было и речи. Поэтому внутри подводных лодок был уникальный аромат — сочетание запахов дизельного топлива, пота, сигарет, гидравлической жидкости, пищи и сточных вод.

На старых подводных лодках времён Первой мировой войны S-boats, которые часто называют pigboats, условия были ещё хуже. Из-за отсутствия надлежащей вентиляции запахи были еще сильнее. Это также приводило к образованию плесени и грибка по всей лодке, а также к засилью довольно больших тараканов, которых экипажи никогда не могли полностью уничтожить.

Даже если сами условия были не очень плохи, экипажам всё равно предстояло плыть во враждебные воды, часто в одиночку, чтобы напасть на врага. Субмарины часто действовали против грузовых судов, но иногда натыкались и на вражеские военные корабли. Обнаружив подводные лодки, вражеские корабли начинали бросать глубинные бомбы.

Из 263 американских подводных лодок, которые несли боевое дежурство во время Второй мировой войны, 41 была потеряна из-за действий противника, а ещё 11 — из-за несчастных случаев или других причин. Это была почти каждая пятая подводная лодка, что делало службу подводника одной из самых опасных.

Еще одной опасностью, подстерегавшей американские подводные лодки, являлись атаки своих собственных торпед. Из-за проблем с ранней торпедой Mk. 14 она часто делала круг и возвращалась, чтобы поразить субмарину, выпустившую её. По крайней мере одна подводная лодка, USS Tang, была потоплена таким образом.

Несмотря на все перечисленные опасности, американские подводные лодки превосходно несли службу. В Тихом океане им удалось затопить почти 1400 японских кораблей различных типов общим водоизмещением более 5,5 млн. тонн. Они также спасли 504 сбитых летчиков, упавших в море.

Вдобавок к этому субмарины эвакуировали важных лиц из опасных районов, высаживали группы разведчиков на вражеские берега, а в некоторых случаях даже использовали свои 5-дюймовые палубные орудия для обстрела вражеских позиций.

Вот такой рассказ о службе на американских подводных лодках поведал адмирал Роско.  Не очень хорошие условия были и на их субмаринах, но намного хуже они были на немецких знаменитой VII-серии, и на наших лодках «Щука», «Эсках», «Малютках»,  но, несмотря на такие условия обитания, подводники наносили урон врагу.


Рецензии
Не совсем внятно про курение. У немцев, я читал, курить мог только капитан.

Петр Капустин   23.02.2022 19:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.