Аты-баты. Армия и творчество

Аты-баты. Творчество.

   Всю свою службу я был постоянно занят и работы у меня всегда было невпроворот. И тем не менее я украивал время для любимых занятий. Не мог я сидеть без дела ни минуты, за что, с лёгкой руки своего сослуживца из Новых Анен Андрея Коцофана, получил кличку "Пчёлка". В одно время увлёкся изготовлением портретов великих людей. На светлую фанерную полку из какого-нибудь шкафа наклеивал вырезанный из бумаги или пластика с рисунком под дерево, портрет, затем покрывал его прозрачным лаком. Получалось красиво и довольно таки оригинально. (Смотрите фото). Полки я снимал с отделений шкафов в штабе и клубе, а с бумагой под дерево и пластиком проблемы вообще не было. В одно время нам с Гришей Ковалёвым поставили задание перетянуть такой бумагой и покрыть затем лаком столы во всех кабинетах штаба. Портретов тогда я сделал двенадцать штук. Первым я создал портрет моего любимого композитора Людвига ван Бетховена. Потом были портреты Чайковского, Глинки, Пушкина, другие. По завершению работ отправлял их по почте домой. С отправкой мне помог мой товарищ Саша Конев, который служил почтальоном. Однажды Сашу, когда он проходил КПП, встретил замполит. Взял у него мою бандероль и порвал упаковку.
   - Что это у тебя? - спросил с подозрением Сашу замполит
   - Колины работы, - ответил ему Саша.
   - Серъезно? Никогда не видел его за другой работой, кроме штабной.
Замполит отдал Саше посылку и направился прямо ко мне.
   - Коля, у меня к тебе просьба, - начал ласково замполит. Ты не мог бы для меня сделать портрет Бетховена. У моей жены скоро день рождения и я хотел бы ей сделать сюрприз. Жена большая поклонница музыки Бетховена. Она твой коллега. Работает в музыкальной школе, преподаёт фортепиано. Кстати она твоя землячка, окончила кишинёвское музыкальное училище.
   - Товарищ подполковник, я не из Молдавии, я из Одесской области, - сказал я. - Учился в Тирасполе и оттуда призвался в армию.
. Я в этот же день с энтузиазмом приступил к работе. Портрет получился великолепным. Через четыре дня, когда лак полностью высох, я зашёл к замполиту.
   - Стефан Васильевич, портрет готов, - сказал я гордо. Можете забирать.
   - Так быстро? - Спасибо большое, - сказал замполит и пожал мне руку.
Сразу после выходных, зашёл замполит ко мне в мастерскую.
   - Жена передала тебе спасибо и просила пригласить тебя когда-нибудь в гости.
Но прошло время и приглашения в гости я так и не получил. Не знаю почему, но Стефан Васильевич о дне рождения разговоров больше не заводил. Правда жену его я всё-таки увидел. Вскоре после её дня рождения замполит приезжал зачем-то в часть со своей семьёй. Я как раз работал в штабе напротив кабинета замполита, когда они с женой и двумя маленькими дочерьми вошли ко мне. Скажу вам без утайки: - такой красивой женщины я в своей жизни никогда не встречал. Только в кино и по телевизору, пожалуй. Высокая, статная, тёмные волосы спадающие на плечи, правильные, не смазливые, а красивые черты лица, огромные карие глаза. Отдалённо она напомнала Софи Лорен, только с более скромным бюстом. Мне показалось, что она была немного выше своего мужа.
   - Здравствуйте, Николай! - поздоровалась жена замполита. - Я зашла поблагодарить вас за чудный подарок. Мне очень понравился портрет. Я очень люблю музыку Бетховена и в своё время переиграла почти все его сонаты. Стефан Васильевич говорил вам, что я закончила кишинёвское музыкальное училище по классу фортепьяно?
Я растерялся и не смог внятно ей ответить.
   - Да, Стефан Васильевич мне говорил, что вы из Кишинёва и сейчас преподаёте в музыкальной школе.
Я не разговаривал с женщинами уже полтора года и от волнения у меня пересохло в горле.
   - Ну а вы, я знаю, из Тирасполя? - спросила жена замполита.
   - Нет, я там только учусь - ответил я еле живой.
   - Ну хорошо, не будем вам мешать, - сказала она и, взяв своих девочек за ручки, вышла из кабинета.
Никогда больше эту волшебную женщину я не видел, но до сих пор помню как она тогда выглядела и слышу в своёй памяти её мягкий нежный голос...
   В рассказе "Павлик" я писал, что Рома Маеркович, наводчик из моего экипажа, до армии играл в ансамбле на бас гитаре, а Вася Овсянников, командир танка, стучал на барабанах. Во втором батальоне служил Яша Фельдман, который умел играть на аккордеоне и фортепьяно.
   Решил я организовать эстрадный ансамбль. С аппаратурой помог киномеханик. Выделил нам две кинаповские колонки с усилителем и два магнитофонных микрофона без стоек. Интрументов никаких в полку не оказалось. Я со своей идеей подошёл к замполиту. Замполит выпросил у подшефной швейной фабрики барабанную установку без малого барабана и электрогитару. Других интрументов у них не было и я попросил замполита отпустить Рому, Васю и Яшу в отпуск, привезти свои инструменты. Вот было счастье у ребят. Поехать домой в незапланированный отпуск, согласитесь, событие для армии просто фантастическое. Ребята, в знак благодарности навезли мне очень много вкусняшек от своих благодарных мам.
Репетиции мы проводили в клубе по вечерам. Рома с Яшей оказались музыкантами с опытом и на репетициях с ними не было никаких проблем. Немного сложнее оказались дела с барабанщиком. С ним пришлось немного попотеть, но в итоге и он заиграл довольно таки неплохо. В канун нового года, двадцать восьмого декабря, нас пригласили на швейную фабрику дать концерт, а после него поиграть на танцах. До армии я почти два года играл в вокально-инструментальном ансамбле Дома культуры в селе Парканы и я знал сотни концертных, танцевальных и народных песен. Репертуара бы хватило не на один концерт и не на один час танцев. Отыграли мы на высоте и были очень счастливы. Был и ответный визит к нам в часть девчат из швейной фабрики. Тридцатого декабря был предновогодний вечер в нашей столовой. Здесь уже танцевал и веселился весь полк. Замполит был очень доволен и после вечара поблагодарил весь состав ансамбля перед собравшимися. Те вечера способствовали созданию одной семейной пары. Один мой сослуживец познакомился с девушкой из швейной фабрики и по окончанию службы увез её в Запорожье. Весной ребята из моего ансамбля уволились из армии и увезли с собой свои инструменты. Пришлось всё начинать с нуля уже с ребятами из молодого пополнения. Снова пришлось повториь трюк с отпусками. Никогда ранее "молодым", солдатам из свежего пополнения, не давались отпуска, а моим ребятам было сделано исключение и им посчастливилось съездить домой. И опять благодарности и угощения от счастливых мам. Эстафету руководителя ансамбля я перед увольнением передал Вадику из Запорожья, очень неплохому гитаристу с великолепным голосом...
   Было у меня ещё одно занятие, связанное с музыкой. Осенью, когда я был ещё "молодым", уволился Коля Кузьмин, по кличке "Кузя", который заведывал полковым радиоузлом. Замполит поручил эту должность мне. Теперь я каждый день вставал ещё до подъёма и бежал в радиоузел. Сразу после утреннего гимна я позравлял именинников дня и ставил их любимые песни. Помимо того, что в самом радиоузле остались после "Кузи" десятки пластинок и бобин, много пластинок и бобин привезли ребята из моего первого и второго составов. После поздравлений я ставил современную популярную музыку, в том числе и зарубежную. И ни разу за песни Челентано, Битлз или другие зарубежные модные группы, я от замполита не получал замечаний. Наоборот он мне говорил, что никогда, до меня, так весело в полку еще не было. Свой радиоузел и все записи я, после увольнения, передал Вадику.
   Помимо этих занятий я ещё оформлял "дедам", увольняющимся из армии "дембельские" альбомы. Не всем, конечно, но десяток альбомов я всё же оформил. Сильно я не заморачивался и оформлял альбомы по одному принципу. Покрывал листы альбомов чёрной тушью, а когда она высыхала, набрызгивал зубной щеткой люминисцирующую краску. Получалось яркое разноцветное звёзное небо. Ребята затем вклеивали в альбом фотографии, которые я красиво подписывал...
   За два года службы я научил играть на гитаре не один десяток друзей. У меня не было с ними длинных занятий, как в музыкальной школе. Я просто показывал им отдельные аккорды, а затем уже и песни. Не у всех из моих армейских учеников получилось научиться играть. Кому-то не хватило терпения, кому-то "медведь на ухо наступил", другие же осваивали самые простые аккорды и считали, что уже научились играть. И только двое занимались долго и очень усердно - Сеня Мокану и Саша Конев. Сеня был очень талантлив и почти всего добивался легко и всё у него получалось с первого раза. К концу службы он играл довольно таки прилично. Но самым успешнным моим учеником стал Саша Конев. В своей жизни прежде я знал только одного такого же упорного и целеустремлённого человека. Саша посвящал гитаре всё своё свободное время. Он заряжал своим энтузиазмом и других ребят. Глядя на него, многие садились заниматься вместе с ним. Но никто не добился такого успеха как он. За год занятий, Саша сделал столько, сколько я сделал за несколько лет. Он играл, почти что, на одном уровне со мной. Свою последнюю и самую удачную из всех предыдущих, гитару я подарил Саше буквально накакуне его увольнения. От неожиданности и искренности моего поступка, Саша заплакал. Хоть мы и обменялись адресами, но никто из нас двоих, так и не решился написать письмо. Это можно объяснить глупостью молодости. Сейчас я с удовольствием с ним бы переписывался, но его в соцсетях нет, а все адреса моих армейских друзей сгорели при пожаре вместе со многими фотографиями.
   Ещё я вырезал по дереву специиальными резцами и делал чеканки и и другие вещи, но это были одноразовые работы, которые не занимали меня надолго...


Рецензии