Аты-баты. Павлик

Аты-баты. Павлик.

По просьбе своих земляков я уже размещал в Вайбере на странице "Дивитлийци" небольшой рассказ в честь дня рождения моего друга детства и армейского товарища. Сегодня я повторяю рассказ для друзей из фейсбук-группы, более расширеный и адаптированный к циклу "Аты-баты".
   В рассказе "Дневник прерванной юности" я вкратце упомянул, что служил в Николаевской танковой учебке в той же роте, в том же взводе и даже спал на той же койке, что и мой близкий товарищ.

   После николаевской учебки мы попали в Феодосию, где нас должны были распределить по подразделениям для дальнейшего прохождения сужбы. Нас привезли в танковый полк, расположенный у городского стадиона и усадили с самого утра на скамейки на спортивной площадке. Я о чём-то разговаривал со своим товарищем Геной Чучей, служившим в Николаеве со мной в одном взводе, ждали когда зачитают наши фамилии, когда ко мне подошёл Вася Бузажи, мой товарищ, из Паркан (село расположено между Тирасполем и Бендерами).
   - Коля, ты не из Арциза? Тут один парень из Арциза ищет земляков. А вот и он.
Вася отошёл в сторону, пропуская младшего сержанта со штык-ножом на ремне и с красной повязкой на левой руке, на которой было написано белыми буквами "Дежурный по КПП". Я глянул на парня и глазам своим не поверил. Передо мной стоял мой друг детства Павлик Куралов. Он сразу узнал меня.
   - Коле, ти ли си? (Коля, ты ли это?), - смог он лишь произнести.
У обоих выступили на глазах слёзы. За сотни киломметров встретить своего друга, да ещё и в армии! Согласитесь, случай просто невероятный.
Мы обнялись.
   - Ты не знаешь куда тебя должны направить? - спросил Павлик, немного прийдя в себя.
   - Ещё нет, - ответил я, - ждём, когда зачитают списки.
   - Подожди минуту, сейчас спрошу у капитана Осечкина. Он занимается списками.
Павлик подошёл к капитану, сидящему за столом, стоящим на плацу. Тот посмотрел списки и что-то сказал моему товарищу. Павлик тут же вернулся ко мне.
   - Тебя направляют в Керчь, в танковый батальон. Сейчас что-нибудь придумаем.
Павлик куда-то убежал, оставив меня в раздумьях. Через несколько минут он возвратился запыханный, а следом за ним без головного убора быстрым шагом шёл среднего роста подполковник. Мы с Геной Чучей вытянулись.
   - Кто из вас Митриев? - обратился к нам подполковник.
   - Я, - ответил я,  и поднял, как школьник, руку.
   - Пройдём со мной, - позвал меня полковник.
Я последовал за ним. Подполковник подошёл к капитану Осечкину и что-то тихо ему сказал. Капитан склонился над списками, что-то исправил в них и повернулся к подполковнику и сказал:
   - Всё. Поменял.
Подполковник похлопал капитана по плечу и повернулся к Павлику.
   - Отведи своего друга к Грише Ковалёву, пусть он введёт его в курс обязанностей, посмотрит на что он способен и покажет ему азы.
   - Есть, - отчеканил Павлик и отдал честь. Подполковник ушёл, а я, взяв свой вещмешок, пошёл за Павликом.
    - Кто этот подполковник? - спросил я по дороге в штаб.
   - Это замполит нашего полка Туряница Стефан Васильевич.
   - А что ты ему сказал, что он тут же прибежал?
   - Я сказал что ты мой друг, расписал тебя, сказал, что художник и музыкант и что ты в списках на отправку в Керчь. Стефан Васильевич мне сказал : "Какая Керчь? Нам такие люди здесь самим нужны. А ну, веди меня, показывай своего друга".
Мы зашли в штаб полка. Отдали честь дежурному офицеру. Павлик сказал ему, что нас направил замполит к майору Петренко. Нас пропустили. Пройдя фойе, мы свернули по коридору направо. В конце коридора я увидел дверь с табличкой "Клуб".
   - Нам что, сюда? - спросил я Павлика,
   - Нет, нам в эту дверь.
Павлик показал на дверь справа от двери клуба на которой висела табличка "Политотдел" и постучался. После разрешения войти, мы зашли в небольшой кабинет, в котором было четыре стола и шкаф. За столами, по обе стороны окна, сидели два майора. За третьим столом, слева, возле самой двери, стоял светленький солдат с деревянной ручкой в руке, четвёртый же стол, справа от двери, был свободный.  Один из майоров, был средних лет, высокий, с почти лысой головой. Другой был значительно старше, невысокий, седой с очень приятным, добродушным лицом.
   - Павлик, кого ты нам привёл? - спросил седой майор.
   - Это Коля, мой друг. Его к вам направил замполит. Знакомьтесь.
Седой майор вышел из-за своего стола и протянул мне руку.
   - Майор Петренко, - представился он.
   - Рядовой Митриев, - ответил я.
Не выходя из-за стола протянул руку "молодой" майор.
   - Майор Шаповалов. Рады пополнению.
Павлик подвёл меня к третьему столу, за которым, когда мы зашли в кабинет, писал плакатным пером солдат.
   - А это Гриша Ковалёв, наш земляк из военного городка. Служит в политотделе художником.
Мы с Гришей обменялись рукопожатием.
   - Ну, мне надо бежать на службу, - сказал Павлик, обращаясь ко мне, - сейчас моя смена.
Павлик ушел, а майор Шаповалов показал рукой на пустой стол и сказал:
   - Устраивайся, теперь это будет твоё рабочее место.
Я подошел к столу, положил свой вещмешок рядом со стулом и обратился к Грише:
   - А что я должен делать?
Гриша взял лист плотной белой бумаги, показал как его нужно разлинеить, перед тем как на нём писать, затем он показал как пишутся буквы и цифры плакатным пером. Он протянул мне простую ученическую ручку.
   - Держи. Сразу, может быть, ты не всё запомнишь, но главное уловить принцип.
   - А что мне написать? - спросил я.
   - Напиши своё имя и фамилию, дату рождения цифрами, - ответил Гриша.
Я стал медленно и старательно выводить " Митриев Николай", 29.01... Гриша стоял рядом и внимательно следил за моей рукой.
   - Ничего себе! Так ты красивее меня пишешь! - воскликнул он.
Тут вошел подполковник Туряница.
   - Ну что, - обратился он к Грише? Как наш новенький?
   - Он красивее пишет чем я, товарищ подполковник, - ответил Гриша. Только очень медленно.
Гриша протянул замполиту лист бумаги, на котором я учился писать.
   - Ну, это дело наживное. Твоя задача научить его за неделю.
Подполковник внимательно посмотрел на мою писанину и сказал:
   - Хм. Очень неплохо. Очень неплохо. Ну что ж, дерзайте, - обратился он к Грише. К концу недели работа, которую я тебе определил, должна быть закончена. Вот тебе и помощник вовремя прибыл. Так, - замполит повернулся вновь ко мне, - тебя распределили в первую роту, второй взвод, иди в своё расположение на второй этаж и представься старшине роты и своему командиру взвода. Я твоих командиров уже предупредил, что будешь работать у меня. Ну, в добрый путь. Удачи на новом поприще.
Замполит резко повернулся и вышел, а я взяв свой вещмешок, поднялся на второй этаж, где спросил у дневального где найти старшину первой роты.
Так началась моя необычная и интересная жизнь.
Вечером Павлик, как только сменился на дежурстве, зашел ко мне в роту и спросил:
   - Устроился? Это твоя кровать? А в какой ты попал экипаж?
   - Командир танка Вася Овсянников, наводчик Рома Маеркович.
   - А ты знаешь, что Рома Маеркович родом из Одессы, - сказал Павлик, а Вася из Николаева?
   - Нет, не знал, - ответил я, - я с ними ещё не виделся. Мне сказали, что они вот-вот должны откуда-то приехать.
   - Ладно, - сказал Павлик, - пойду приведу себя в порядок после наряда. После ужина встретимся, я познакомлю тебя с местными болгарами. Нас в полку теперь, вместе с тобой, уже четыре человека.
   - Со мной из учебки приехал ещё один болгарин - Вася Бузажи из Паркан, - сказал я.- Надо его вечером тоже со всеми познакомить. Хороший пацан.
Павлик ушёл к себе в казарму, а я остался в своём расположении дальше знакомиться с сослуживцами.
Где-то через полчаса приехали ребята из моего экипажа. После того как мы познакомились, каждый из нас вкратце рассказал о себе. Оказалось, что Рома играет на бас-гитаре и до армии играл в Одессе в каком-то составе, а Вася умел стучать на барабанах и тоже играл в ансамбле. Рома ещё сказал, что в нашем полку, во втором батальоне служит Яша Фельдман, тоже из Одессы, который неплохо играет на фортепьяно и аккордеоне. Мне подумалось, что если в полку есть какая-то аппаратура и инструменты, то я бы смог организовать эстрадный ансамбль со своими новыми знакомыми. "Надо поговорить завтра с замполитом" - подумал я.
Вечером, после ужина за мной зашел Павлик и мы пошли на спортивную площадку, куда он пригласил болгарскую диаспору, состоящую из трёх человек. Оказались ребята были из Болграда . Гриша Беженар и Костя Куртев. Пришёл на встречу и Вася Бузажи. Вдоволь наговорившись на своём родном языке, мы договорились встречаться на спортплощадке по воскресеньям, после ужина. Тогда же я узнал, что Павлик является секретарём комсомольской организации полка и пользуется большим авторитетом не только среди солдат, но и среди офицеров.
Так Павлик сыграл в моей жизни, в моей дальнейшей службе огромную роль. Благодаря ему я остался служить в Феодосии, стал художником и приобрёл множество хороших друзей. С Павликом мы служили в одном полку целый год и виделись каждый день.
За солдатскую дружбу я благодарен ему по сегодняшний день.
   После армии с Павликом мы встречались не раз и всегда это были счастливые и памятные встречи.
   Однажды, за несколько дней до Нового года, когда я жил в Каушанах, среди ночи меня разбудил дверной звонок. Не знаю даже как описать свои чувства, когда я открыл дверь. Стоит и улыбается Павлик Куралов.
   - Павлик! Каким чудом ты оказался здесь, среди ночи? Как ты меня нашёл? Заходи, дорогой, рассказывай.
Мы обнялись, затем прошли на кухню.
За поздним ужином Павлик рассказал что задержался в Кишинёве на винзаводе, куда возил на своей виновозке из Делен виноматерил.
   - На обратном пути вспомнил, что ты живёшь в Каушанах и решил тебя проведать, - рассказывал Павлик.
   - Спасибо, что заехал. Я так тебе рад! - сказал я. - А как ты меня нашёл?
   - А что тебя находить? - засмеялся Павлик. Город маленький. Остановил первых же прохожих и спросил знают ли они кого-нибудь из местных музыкантов и они дали мне адрес какого-то Лёши и направили меня в соседний с вашим дом. Я разбудил парня и спросил про тебя. Он сказал, что играет с тобой в ансамбле на барабанах и направил к тебе. Вот и все поиски. Я по городу почти что и не болтался.
Я хотел ещё о многом поговорить со своим другом, но понимал, что уже поздний час и он, конечно, устал. На утро Павлик уехал, оставив о нашей встрече доброе воспоминание на всю оставшуюся жизнь.
И скажу вам без фальши, - чесней и надежней человека я в своей жизни не встречал...


Рецензии