Кино времен моего детства и моей юности

Кино времен моего детства и моей юности

Когда-то вождь мирового пролетариата сказал: "Из всех искусств для нас важнейшим является кино". Я думаю, что он был абсолютно прав. И по этой причине данная фраза была зафиксирована в виде надписей на стенах всех кинотеатров, имевшихся в военные и послевоенные годы в Ташкенте. Естественно, каждая исторически значимая фраза имеет срок своей годности. Сейчас, в эпоху цветного телевидения и, особенно, интернета, у кинематографа есть могучие соперники, но тогда кино было, фактически, монополистом. 

В данном моем "повествовании" я сделаю попытку вкратце (если у меня это получится!) рассказать о кинотеатрах, которые располагались вблизи места моего обитания в период войны и после нее до начала шестидесятых годов, и о походах в эти благословенные источники зрелищ. 

Во все времена народам мира были необходимы еда и зрелища. Фразу "Хлеба и зрелищ!" ("Panem et circenses!") впервые произнес в I веке нашей эры древнеримский поэт-сатирик Ювенал. В период Великой Отечественной войны зрелища оказались востребованными вдвойне, так как с едой, с хлебом насущным, дела обстояли очень неважно. Огромные площади земель сельскохозяйственного назначения были захвачены фашистскими войсками, а на оставшихся такого рода землях трудились, в основном, женщины, старики и дети, поскольку большая часть мужского населения страны воевала на фронте с захватчиками.

Тогда же в полной мере проявил себя еще один важнейший фактор, усиливающий значение кинематографа в жизни страны. Колоссальное значение стало придаваться тематике фильмов, выпускаемых в прокат. Они стали нести в массы огромный заряд патриотизма, вселяли в народ веру в обязательную победу над врагом, и призывали тем самым людей вносить посильный вклад в битву с вражеским нашествием. Кроме того, перед каждым художественным фильмом шел обязательный показ очередного выпуска киножурнала "Новости дня", рассказывавшего о победах на фронтах, а также о достижениях в оборонной промышленности и в сельском хозяйстве. Голос человека, читавшего закадровый дикторский текст, был хорошо знаком всем советским кинозрителям того времени. Звали его Леонид Иванович Хмара, и он считался диктором, имевшим для страны не меньшее значение, чем знаменитые радиодикторы Юрий Левитан и Ольга Высоцкая. 

В те времена я жил в Ташкенте на четной стороне улицы Жуковского, в том месте, где в нее "втыкалась" улица Свердлова, образуя Т-образный перекресток. В нашей округе во время войны кинотеатры имелись, но их было не очень много, к тому же они имели "клубный" характер. Основным был "Клуб связи", располагавшийся на улице Крылова напротив старого здания Главпочтамта и примыкавший к задней части здания Ташгосконсерватории. Данный клуб был единственным в городе зрелищным предприятием, в котором, помимо уже упомянутой мной фразы Ильича о важности киноискусства, была увековечена еще одна его не менее знаменитая фраза. В кинозале, слева и справа от экрана, размещались два больших плаката с ее текстом. На левом плакате на русском языке было написано: "Жизнь без труда - воровство, жизнь без искусства - варварство!". На правом плакате была приведена та же самая фраза, но на узбекском языке: "Мехнатсиз хаёт - угрилик, санъатсиз хаёт - ёввойиликдир!".

Клуб связи был любимым "детищем" Луконина, мощного босса профсоюза работников связи, отдававшего много сил и энергии для организации его работы, лично формировавшего репертуарный план показа кинофильмов. Должен сказать, что он был весьма интеллигентным человеком, так как в этом клубе часто шли очень интересные фильмы. Именно в нем мне удалось увидеть в послевоенное время легендарные французские фильмы "Скандал в Клошмерле" и "Битва на рельсах", которые не были допущены для показа в городских кинотеатрах первой категории, а также многие интересные фильмы, "захваченные у немецких оккупантов в качестве военных трофеев".

Частенько у билетных касс этого клуба образовывались большие очереди, и покупка билетов становилась попросту невозможной. В таких случаях нас, пацанов, выручало личное знакомство с киномеханиками этого клуба Романом и Хокимом, которые пропускали нас вовнутрь "по блату". Приходилось смотреть фильмы стоя, прислонившись к стене кинозала, но это нас не смущало, ведь мы достигали своей главной цели - попасть на нужный киносеанс. Кстати, именно в этом кинотеатре, уже после войны, мне удалось увидеть замечательный советский кинофильм "Небесный тихоход", который по каким-то глупым причинам не пустили тогда на экраны городских кинотеатров первой категории.

Вторым по значению в те годы в нашей округе был летний кинотеатр, находившийся в парке имени Тельмана. Вход в сам парк был платным, но лиц, купивших билеты в кинотеатр, пропускали в парк бесплатно. При тогдашнем уровне безденежья у населения, это имело немалое значение. Можно было перед киносеансом погулять по парку и поесть мороженое в летнем кафе.

Был еще один летний кинотеатр, располагавшийся в Краскомовском переулке, названном так в честь красных командиров, на территории ДТС (детской технической станции) Куйбышевского района Ташкента. У него была одна особенность: в кинотеатре имелся только один киноаппарат, поэтому после окончания каждой части кинофильма в зале включался свет, и публика некоторое время ожидала установки на аппарат следующей части. Директором ДТС был Сайганов, весьма энергичный и толковый человек, но даже его неуемной энергии и связей оказалось недостаточно для того, чтобы добыть в то время чрезвычайно дефицитный второй киноаппарат. Но публику этот дефект кинопоказа не смущал, и от желающих посмотреть фильмы в кинотеатре ДТС не было отбоя.

Когда пришла Победа, положение начало меняться в лучшую сторону. После того как в Ленинград вернулась Ленинградская консерватория, находившаяся в годы войны в эвакуации в Ташкенте и располагавшаяся в Доме культуры швейной фабрики "Красная заря", этот Дом культуры возобновил показ кинофильмов в своем замечательном кинозале. Некоторое время спустя по улице Жуковского в сторону вокзала проложили троллейбусную линию, по которой стали ходить троллейбусы сначала пятого, а затем и семнадцатого маршрутов. Это дало возможность жителям нашей округи чаще смотреть кинофильмы в Доме культуры швейников.

Затем в город Чкалов (Оренбург) из Ташкента вернулся Театр оперетты, и в его бывшем здании открыли новый кинотеатр имени Тридцатилетия ВЛКСМ, который в народе стали называть "тридцаткой". Так что "жить стало лучше, жить стало веселее". Но здесь следует, все-таки, сделать важное замечание. Как известно, нет худа без добра, нет и добра без худа. Ташкент приобрел хороший кинотеатр, но потерял великолепный Театр оперетты.

К этому времени я стал старше, и мои родители разрешили мне посещать кинотеатры в более удаленных частях города. Прежде всего, скажу пару слов о самом дальнем - превосходном кинотеатре "Родина" на улице Алишера Навои, рядом с площадью Ходра. В нем между сеансами играл небольшой оркестр. Во время войны, до середины 1942 года, он состоял из нескольких членов Львовского Теаджаза  под руководством знаменитого бэндлидера, композитора Хэнрыка Варса, по прозвищу "Kulawy" ("Хромой"). Варс в середине 1942 года отбыл в Иран вместе с польской армией генерала Владислава Андерса.

В центре Ташкента было несколько кинотеатров. Три зимних кинотеатра находились вблизи Красной площади. Два из них предназначались для демонстрации художественных фильмов. Это были: трехзальный кинотеатр "Искра" и однозальный кинотеатр "Хива" (впоследствии - "Молодая гвардия"). В обоих кинотеатрах между сеансами играли эстрадные ансамбли. Третий кинотеатр предназначался для демонстрации документальных кинолент, в основном, киножурналов "Новости дня". Это был единственный кинотеатр в городе, работавший в режиме "нон-стоп". В нем не было перерывов между сеансами, люди входили в зал и выходили из него в процессе кинопоказа.

Рядом с парком имени Максима Горького работали четыре кинотеатра. Два из них - "Хива" и "Искра" (впоследствии - "Фестиваль") - были летними, и в каждом из них перед сеансами играли музыкальные ансамбли. Два кинотеатра были зимними. Один из них - "Кинолекторий" - предназначался исключительно для демонстрации документальных кинофильмов (иногда показ фильма предваряла лекция об истории его создания). Второй зимний кинотеатр был клубным и принадлежал "Дому ученых". О нем я хочу дать более расширенную информацию. Кинотеатр был элитарным. В нем работали два уникальных киномеханика: Александр Воробьев и Олег Миллер. Оба были очень интеллигентными людьми, прекрасно разбиравшимися в истории зарубежного и отечественного кинематографа, со знанием дела подбиравшими для показа фильмы, которые получили немало призов на всевозможных кинофестивалях. Ничего удивительного не было в том, что на киносеансы в "Дом ученых" валом валили интеллектуалы со всех районов города. В зале этого кинотеатра никто и никогда не грыз семечек, во время просмотра фильмов в нем стояла мертвая тишина. Именно в "Доме ученых" я увидел единственный бельгийский фильм - шедевр "Чайки умирают в гавани", закупленный отечественным кинопрокатом. И именно "Дом ученых" знакомил ташкентцев с фильмами Федерико Феллини, Витторио де Сики, Рене Клера, Ингмара Бергмана, Альфреда Хичкока, Роберто Росселини и других великих режиссеров мира.

Конечно, в описываемый мной период времени в Ташкенте были и другие кинотеатры, но они не оставили заметного следа в моей памяти.

Борис Пономарев


Рецензии