Бездна 1-4

<< Бездна 1-3:
http://proza.ru/2020/08/22/25


IV

Том приходит в себя в кресле, за столом, в своем модуле. Устало роняет датчики. Молча пялится на руку со следом – четкой полосой от браслета.

Том все время был здесь?

Нет... Нет, конечно... Проснулся лежа на земле, на том богом забытом пустыре. Поднялся, отряхнулся. Вернулся на линию доставки. Вернулся домой. Но все машинально. Не думая. Потому и не помнит подробности.

"Сейчас... 9:30 PM. Приятного вечера, Том. Запустить процесс адаптации?"

– Запускай, – Том вздыхает, откидывается на спинку, слушает музыку.

Рекламные материалы и последние новости неспешно плывут перед глазами. ...Подтверждение, что принят заказ на новый "браслет со встроенным проектором". ...Предупреждение об устаревшем паспорте техобслуживания, с подробным описанием того, какие части модуля могли \ могут выйти из строя, какие подсистемы наверняка находятся в плохом состоянии, какие конструкции изношены... Следом же образ "нового дома" от конкурентов жилищной компании, отвечающей за кластер Тома. При этом сами конкуренты заняты продажей подержанных модулей. Том не видит, чем их предложение принципиально лучше.

Из-за недавнего кризиса любой кластер испытывает острый недостаток финансирования. Буквально прошедшей весной зафиксировали десятки случаев убийства сосулькой... то есть "сходом льда с крыш" модулей, из-за массовых поломок роботов, ответственных за уборку снега. Нелепая смерть. Такую не пожелаешь и врагу...

За упрямыми продавцами подержанных модулей идет запись выступления Председателя Правления. Из речи Том успевает понять, что власти обеспокоены судьбой молодежи, предпочитающей не вылезать из сети. Частично по причине "прогресса" и полной "автоматизации" колонии, приведших к тому, что в "физическом мире" попросту стало нечем заняться (либо занятия те потеряли всякую эффективность, при сравнении с виртуальными аналогами), частично – из-за безработицы, глобальной депрессии, толкающих к "побегам от реальности". Меры, предложенные Председателем, направлены против новелл, что совсем не радует Тома. Запретить их, разумеется, не могут. Но подложить пару свиней – легко. Одна из таких "свинок" придет в форме повышения налога и ввода целого нового ряда ограничений на распространение.

Том гораздо выше оценил бы ходы против обнаглевшей рекламы. Вот где корень зла. Но торговые компании приносят Правлению огромные деньги. Поэтому реклама бытовых товаров – это святое и неприкосновенное. Не то что какое-то там интерактивное "искусство".

Может так ему и передать?

В колонии М-35, как и в любой другой, каждый вправе связаться с Председателем, высказать свои предложения и соображения касательно действующей политики. В большинстве случаев (Том подозревает, что во всех) общение происходит с его образом-иллюзией, аватаром... Но Подпепловск верит, что голос народа слышат, мнение народа важно и на что-то да влияет... Хотя вера эта уже не так сильна, как в прошлом поколении... Может поэтому власти хотят вытащить всех из сети – слишком много спорных мемов там появилось.

"Процесс адаптации завершен... Кофе, Том?"

– Поздновато для кофе, не считаешь?

"Но впереди у нас много работы."

– Тут ты прав, – Том вздыхает, встает, чтобы сходить в ванную. Параллельно жестом включает кофеварку.

Останавливает музыку – в список композиций каким-то образом пробрался "свежий хит", мелодия, завезенная с дальних планет последним рейсом... В сети говорят, это произведение слушают частями, так как оно длится несколько суток. Том не представляет, сколько времени уйдет, чтобы прослушать весь альбом. Но время – понятие относительное.

Машинально приводит себя в порядок. Морщится от звукового сигнала. Размышляет, стоит ли отвлекаться на ужин. Блоки рекламы и новостей продолжают кружиться по комнате.

"Кэт Райан, в эфире "Ночной Феникс" – актуальные новости вашей колонии", – объявляет светловолосая ведущая."Еще один случай сокрытия смерти в сети был зафиксирован сегодня сотрудниками общественной безопасности. Артем Дружелюбов, житель кластера 545, был найден мертвым в своем модуле. Эксперты постановили: смерть наступила в результате истощения. Напоминаем, что это не первая "гибель в сети по неосторожности" от недостатка пищи и отдыха. Все больше молодых людей, в возрасте от пятнадцати до тридцати лет, проводят в виртуальной реальности по несколько дней кряду, забыв про сон, воду и еду.

Предполагаемое преступление же заключается в том, что компания "Астра", производитель программы, в которой Артем находился перед смертью, на протяжении недели поддерживала иллюзию, будто бы их пользователь жив и здоров, передав аватара Артема под управление ИИ. Почти семь дней родственники и друзья погибшего продолжали общаться с его образом, не зная, что самого юноши давно нет в живых. Адвокаты компании утверждают, произошедшая передача – всего лишь новая функция, которая активируется при долгом отсутствии пользователя, и она никак не связана со смертью Артема. Не уточняется, кто и зачем активировал данную возможность программы конкретно в этот раз, что это – преступная халатность, неосторожность погибшего или чей-то дурной розыгрыш...

Само сокрытие происходит не впервые: из подобных смертей на сегодня зафиксировано девять случаев, когда владельцы программы скрывали гибель пользователей, успешно имитируя их через образы, что продолжалось от нескольких часов до нескольких суток. Из известных попыток имитировать погибших, на "Астру" приходится шесть, то есть больше половины всех имитаций...

Сотрудники компании воздерживаются от комментариев. Следствие по делу продолжается... А пока Минздрав настоятельно рекомендует соблюдать технику безопасности: делать регулярные перерывы на сон и еду, не отключать таймер автоматического выхода, использовать капсулы и кресла с поддержкой жизнеобеспечения..."

Изображение капсулы жизнеобеспечения появляется в центре комнаты. Новости сменяет реклама, с громким, уверенным, сильным голосом за кадром, убеждающим, что "капсулы "Лонглайф" – это именно то, что нужно для сети". Причем он, голос, уже такую купил. А вы?

– Определенно стоит поесть, – заключает Том, едва не совершив заказ капсулы.

Что думаешь о всех этих "обманах"? Пытаются спасти репутацию? Нелогично, ведь если не избавиться от тела, правда рано или поздно выплывет наружу.

– Откуда нам знать? Может тела прячут, и таких случаев – сотни. А проколов – всего девять.

Резонно.

– Думаю, – вздыхает Том, – что они продолжают прессовать индустрию новелл... Сам посуди: Председатель "закручивает гайки", негативно отзывается о новеллах на выступлении, почти сразу следом – новость об очередном погибшем, с открытым обвинением "Астры" и критикой нашей работы и досуга... Парень увлекся, поспорил или плюнул на жизнь. Так бывает. Когда его не стало, программа решила, что он вышел, взяла управление аватаром на себя, чтобы отвечать на звонки и развлекать "список контактов". Поддержать разговор и составить компанию, если потребуется. В этом тоже нет ничего удивительного. Компания в любом случае "докажет", что ее вины здесь нет. Но СМИ подают все так, будто "Астра" была в курсе и намеренно скрыла смерть пользователя... Будто это такой... заговор или вроде того. Они рисуют образ "злой компании". Чтобы в будущем пользователь дважды подумал, а стоит ли оно того.

– "Астра" – маленькая компания, – продолжает Том. – Если хотя бы треть ее клиентов уйдет, она загнется сама, без необходимости предъявлять ей иски и таскать по судам... Такими темпами очередь Шиншиллы не за горами...

"С кем ты разговариваешь?" – спрашивает "Эс-Пэ".

– Ну точно не с тобой.

"Сохрани себя до возвращения родных и близких!" – предлагает "Крио-Некст", высвечивая сообщение во всю стену. "Надоела жизнь в одиночестве? Выход есть!"

Том берет со стола кружку с горячим кофе. Идет на балкон. Приглушает звук рекламы встроенным в очки цензором.

Полезно было прогуляться по колонии. Выбираться для работы куда-либо необязательно, но прогулки поддерживают организм в состоянии годности. Стремление к саморазрушению, свойственное поколению – это точно к Тому не относится. Работать только в виртуальности вредно. Об этом говорят на каждом углу, на каждой виртуальной площадке. Сознанию нужна категория пространства. Сознание тонко чувствует обман.

К тому же сцена, которую делает Том, требует масштаб.

Но придется доделать из модуля.

Том вздыхает, окинув сонную колонию взглядом. Привычно косится на трещину в стене. Возвращается, оставляет кружку на створках мойки, взмахом открывает "коробку" с сохраненным материалом.

"Звонок из офиса", – объявляет "Эс-Пэ".

– Кому что опять нужно? – Том раздраженно стучит пальцами одной руки о другую, принимает звонок.

"Мистер Шиншилла. Директор", – подсказывают субтитры.

– Том, мне жаль, но мы вынуждены тебя уволить.

Том в недоумении, так и застывает с поднятой в процессе взмаха рукой.

– Система закончила эвалюацию, – расстроенно в тишине вещает Шиншилла, – так вышло, что мы тебя недооценили, но выделить средств больше прямо сейчас тоже не можем. Мастер по персоналу рекомендовал тебя уволить... Это не мое решение, уверяю, будь у меня выбор... Но таковы цифры. Таково решение системы.

– Я вас правильно понял, – перебивает Том, – компания не может платить мне больше, чем платит сейчас, поэтому меня увольняют?

– Том, если мы будем платить тебе меньше, чем посчитала система, это создаст неприятный прецедент...

– Я почти закончил демку. Потратил весь день... Выходит, зря? – молчание. – Может купите ее у меня как у независимого автора? Она легко может стать будущим компании. Каков дальнейший план?

– Это конфиденциальная информация, только для сотрудников... Ты не переживай за нас, мы справимся. Есть варианты. Я утром все предусмотрел.

Том опускает руку. У него нет слов.

– Еще раз – мне очень жаль. Удачи!

Изображение директора исчезает. Его сменяет красная надпись: "Вы уволены!"

– Это что сейчас было? – Том пытается дозвониться Шиншилле, натыкается на голограмму-извинение. Подозревает, что изначальное сообщение тоже передал ИИ. Новость шокировала настолько, что Том растерялся и не может сказать наверняка, был ли директор настоящий. – Это вообще законно?

"Да, Том, увы, такой пункт есть в твоем договоре", – подсказывает "Эс-Пэ". "Меняю статус на "Безработный – в поиске". Разослать резюме?"

Том чувствует, что голова идет кругом.

"Звонок. Алекс."

Не замечает, как принимает вызов машинально.

– Увидели твой новый статус. Том, мне так жаль... Уже все наши в курсе, давай к нам! Наверное, сейчас тебе больше всего хочется послать все к чертовой матери, расслабиться, выдохнуть...

Хлопком убирает призрачную фигуру с подписью. Выключает все. В комнате образуется полумрак.

Алекс? Еще один ИИ, автомат, призрак старой дружбы. Зовет забыться, в бар.

– Отстаньте все! Дайте подумать.

Том садится на пол, у стены опустевшей комнаты, напротив кресла и стола. Тусклый свет пробивается между высоток и труб, через балконное окно. Иногда модуль накрывает тень – это летит по небу одинокий транспорт.

Что дальше? Закончить сцену?

А смысл? Все труды – прошлый век. Кто ее купит при нынешней обстановке...?

Том раздосадованно бьет ладонью по полу. Устало вздыхает, привалившись спиной к стене.

Всегда можно выложить в сеть... для всеобщего одобрения. Подняться на рекламе.

– "Эс-Пэ", выкладывай фрагмент "Начало" в сеть, без ограничений.

"Фрагмент в сети, Том..."

– Много просмотров?

"...Один..."

Шикарно. Завтра о фрагменте забудут, похоронив под залежами "устаревшей" информации.

Все веселье где-то в основной вселенной...

Как насчет посоветоваться с Председателем...? Хотя бы с его ИИ. Он может вернуть на работу.

– Да, власть, открыто выражающая неодобрение по поводу новелл, конечно, вернет меня на работу, – саркастично замечает Том. – Отправит на рудники, настраивать "ведроидов"... И может там мне самое место... Кого я пытаюсь обмануть? Даже Шиншилла считает, что у меня нет таланта. Все мои персонажи похожи друг на друга.

Будем честны, это не твоя вина.

Свет почти скрылся. Том смотрит на свое отражение в стекле. На единственное знакомое лицо. Затем разум решает сыграть злую шутку: на стены модуля наползает тень, грозно нависает сверху. Возвращаются черные мухи, видимые краем глаза. Бешено мелькающий рой облепляет огромного уродливого жука, высунувшего жвалы из пустоты. Едва уловимого периферийным зрением. Чудовище исчезает, стоит ему очутиться в фокусе. Том один в темноте.

Модуль медленно погружается во тьму. Меняется положение объектов: кресло, стул, оторванная металлическая голова... растут, сжимаются, перетекают друг в друга. Искривляется пространство. Все предстает под другим углом... Словно видишь куб, впервые, на месте квадрата.

Том вдыхает воздух ртом, с шумом. Закрывает и открывает глаза. Закрывает снова. Сняв очки, трет глаза до боли.

– Музыка! Свет! – голосовая команда активирует мелодию. Тьма рассеивается. Окна новостей, рекламы, сообщений начинают носиться по модулю, разгоняя недобитые тени.

Пространство заполняют призраки из света. Шум сразу нескольких открытых каналов.

Паника, страх отступают. Головная боль возвращается.

Том встает, покачивается. Тупо смотрит на голографические окна, никак не воспринимая увиденное.

– К черту все... – отдает жестом команду, система обувает ноги и набрасывает куртку. Том сметает иллюзии вспотевшей ладонью. На мгновение останавливается у выхода, чтобы выключить технику щелчком пальцев.

***

А ведь волосы у нее совсем черные... Как смоль... Значит, ставит на них "маску" во время трансляции.

– Кэт Райан, будем знакомы, – девушка протягивает руку. Том ее пожимает. Отдает команду системе, чтобы добавить Кэт в базу данных. – Вы сейчас... – она будто что-то почувствовала.

– Запомнил ваше лицо, – поясняет Том, постучав по краю очков указательным пальцем.

"Кэт Райан. Ведущая студенческой передачи", – напротив Кэт появляются субтитры.

– Прошу прощения, – Тому неловко. Впервые на свидании. Да еще и с девушкой известной на весь университет. – Прозопагнозия. "Лицевая слепота".

– Ох...

– Это не проблема, – спешит предупредить Том. – Программа распознавания лиц как раз для этого.

– Правда? Всегда считала, что ее придумали для безопасности. Ну, знаете... Не пускать на объекты посторонних.

– В том числе.

Смеются.

– Вы меня не узнаете без своих волшебных очков?

– Есть множество способов узнать человека, – Том становится увереннее. – Походка, жесты, мимика, голос, манера речи...

– Ух ты! Я так не умею...

– Я тоже... – Том решает быть честным. Смеется. – Не настолько хорош... Постойте, мы уже говорим о втором свидании?

Открыв ладонь, передает ей световой букет. Кэт улыбается, принимает виртуальный подарок ответным жестом. Том рад, что ритуал удался:

– Идем?

Она кивает, берет Тома под руку. Вскоре оба скрываются в оживленной толпе таких же беззаботных молодых людей.


>> Бездна 1-5:
http://proza.ru/2020/08/25/1027


Рецензии