Моя гитара. Эпизод 2. Есть 3 аккорда

(Из цикла  «История гитариста- самоучки»)


      Вот это первый , а вот второй, а это - третий - три аккорда! Так пела группа «Дети» в далёком 1989 году в новаторской передаче «Взгляд»… С тех пор сменилась эпоха, мир изменился до неузнаваемости, а Три Аккорда никуда не делись!
      Что за три аккорда такие, спросите вы? Отвечаю :  №1- ре минор, №2 - ля минор и №3 - ми септаккорд. Вы их точно прочувствуете, если споёте : Эх раз, да ещё раз, да ещё много-много раз…
      Эти три аккорда ещё называли блатными. Но давайте по порядку, я ведь пишу не для музыкантов. Аккорд – это несколько нот, звучащих вместе.  Все мы с детства привыкли к названиям нот: до-ре-ми-фа-соль-ля-си….  А что бы это значило, и почему именно  «до»?
      Вот одна  версия:  названия придумал  монах-бенедиктинец из Италии Гвидо д’Ареццо в 11-м веке.  До ( Dominus) – Господь, ре ( rerum) – материя, ми ( miraculum ) – чудо, фа ( familias planetarium) - семья планет или солнечная система, соль( solis ) – солнце, ля ( lactea via) - Млечный путь, си ( siderae) – небо. Само слово нота, кстати , происходит от латинского «notatio», что означает «записывание».
      Есть так же мнение, что названия нот – "ре-ми-фа-соль-ля" происходит от первых слогов гимна святому Иоанну , который считался покровителем музыки и певцов. Вот они: Ut queant laxis  (ут),  resonare fibris (ре), mira gestorum (ми), Famuli tuorum (фа), Solve polluti (соль), Labii reatum (ля). «Ut» потом заменили на «до», а  «си» образовалась из первых букв этого гимна: Sancte Iohannes (Святой Иоанн).
      Так, с названиями нот разобрались… А что за звери такие мажор, минор и септаккорд?
      Детишкам обычно объясняют так: солнышко-тучка…  Мажор – это солнышко, звучит позитивно… Минор, стало быть, тучка, грустный то есть… Кстати, что любопытно,  и минор и мажор являются трезвучиями, то есть состоят из 3 нот каждый… Ну а септаккорд вообще – не более, чем разновидность солнышка или тучки, если не углубляться в детали! 
      ОК, играем, то есть я хотел сказать, идём, дальше…
      Для простоты в народе гитарные аккорды получили такие названия : большая и маленькая звездочки, лесенка, крокодильчик, шпала, розетка, тройник, краб, вилка и т.д. Например, 2БЗ означало «большую звёздочку» на втором ладу.
      В 70-е годы прошлого века вместо "звездочек" и "лесенок" в СССР широко распространилось буквенно-цифровое обозначение аккордов, например: Am, Dm6, E7, Am+5.
      Буква здесь берётся из «алфавита» аккордов a, b, c, d, e, f, g, h (ля, си бемоль, до, ре, ми, фа, соль, си). А почему на первом месте ля, а не до? А потому, что этот алфавит был создан изначально для  пианино, где  самая первая клавиша – ля!  Эти буквы используются во всём мире. Однако , кое-где, например в США, b - это не си бемоль, а просто си.
      Согласно буквенно-цифровому  обозначению наши три аккорда будут выглядеть так : Dm, Am, E7 или вот так:  d, a, E7.
       «Зачем в вашей группе три гитариста? Понимаете, в наших песнях  - три аккорда, и каждый из гитаристов знает один из них...»
      Минор обозначается добавлением буквы m (например, Dm) или же просто маленькой буквой (например, d). Кстати, ре минор некоторые считают самым грустным аккордом…
      Оказывается, имена бывают не только у блатных аккордов -  для классической гитары, например, использовались : тристан-аккорд , петрушка, прометеев аккорд, рахманиновская субдоминанта и т.п.
      В волшебный мир аккордов я окунулся с помощью тонкой книжицы в мягкой
обложке, которую мне привезла мама вместе с гитарой-ленинградкой из города на Неве .  Я до сих пор храню её в полиэтиленовом пакете - страницы пооборвались и потемнели от времени…  Итак:  А.Буторин. Определитель аппликатуры аккордов для шестиструнной гитары. Издательство «Музыка», Ленинградское отделение, 1976г. Стоил этот кладезь знаний 29 копеек…   
      Аппликатура аккордов, или как сейчас говорят, «табы», - это картинка из шести горизонтальных линеек (струны гитары, верхняя – первая и т.д.), пяти вертикальных полос (лады)  и жирных чёрных точек с цифирками (пальцы левой  руки со своими номерами, – 1 – указательный, и т.д.). Рядом так же ставилась римская цифра, означающая номер лада на грифе гитары. Просто и наглядно!
      Был в этой книжке и раздел «хрестоматия». Из неё я и почерпнул, как играть  Степь да степь кругом, За фабричной заставой,  За того парня,  Темную ночь, Надежду , Ты погоди, Песню о голубых городах…
      Настройка гитары, согласно этой книжке, шла так: 1-я струна, зажатая на  5-м ладу, должна звучать  в унисон с камертоном «ля» (440 герц); 2-я струна, зажатая на  5-м ладу, должна звучать в унисон с 1-й струной и т.д. Так , одну за другой, мы и настраивали струны… Камертона, конечно, не было, так что первую струну частенько приходилось настраивать наугад. Сейчас, в эпоху цифровых тюнеров, трудно представить, насколько нелёгок был процесс настройки… Спасибо прогрессу, он нас освободил и от этой работы!
      Шёл гитарный бум, и от пацанов, желающих освоить те самые три аккорда, просто не было отбоя! Сколько тетрадных листков  в клеточку я исписал в те годы – и не сосчитаешь! А сколько раз подушечки на пальцах превращались в затвердевшую до боли мозоль!  Но похоже, меня выручали учительские гены, что у меня в крови!
      Все знают, что есть музыкальная лирика, но есть, оказывается, и музыкальная физика! Мы слыхали про октаву, тон, полутон… А каков их физический смысл? Я ведь по образованию – инженер, так что немножко в физике понимаю. Давайте смотреть…
      Октава в физических терминах – удвоение частоты звука. Так , ля первой октавы имеет частоту 440 герц, а ля второй октавы – соответственно - 880 герц!      
      Здесь, собственно, и кроется ответ на вопрос : а почему нот только семь? Вообще-то их в октаве 12 (если на пианино – семь белых клавиш и пять чёрных), но почему?  Межу двумя соседними клавишами любого цвета – расстояние в полутон. То есть в октаве 12 полутонов или 6 тонов. Поэтому отношение частот двух звуков, образующих целый тон, равно 1,122462048 (корню шестой степени из двойки). Что интересно, на протяжении истории человечества, полутон не всегда был равен строго половине тона, но это уже отдельная тема! 
      Вот мы и разобрались с начинкой наших трёх аккордов! Не зря  число 7 так любят все люди – да и наши уши в итоге проголосовали именно за 12 (в том числе 7 основных) нот,  ведь полутона хорошо различимы на слух !
      Со временем я  научился быстро настраивать гитару и подбирать аккорды на слух. Если аккорды – вопрос левой руки, то перебор струн и гитарный бой - удел правой…  Так шёл музыкальный рост гитариста-самоучки.  Три аккорда были успешно взяты! Попутно я взялся осваивать сестрино пианино, а заодно уж и папину балалайку….
      И,  в завершение,  совет от Моей гитары: никогда не расстраивайся!

Продолжение следует…


Рецензии