19 сентября. Прогул и знакомство в хойригере

«Жизнь такая разная!»
(жительница Вены)

Я взяла таймаут. Большой палец на «любимой» ноге посинел и просил передышки. Осталась дома, а девочки поехали в Бельведер – посмотреть на произведения Шиле, Кокошки  и Густава Климта, в первую очередь на его знаменитую картину «Поцелуй», изображение которой нещадно используют в сувенирной продукции (чего только нет с «поцелуйной» обложкой – блокноты, коробочки, салфетки, постеры, чашки, магниты и т.д.). Стараюсь не расстраиваться по поводу прогула, а главное, провести время с пользой. Ложусь на своем диване перед телевизором – буду изучать австрийское телевидение.

Телевидение

Сразу попадаю на передачу, где показывают, как своими руками можно сделать костюм к празднику Октоберфест – в Австрии тоже устраивают всенародное пивопитие с музыкой и развлечениями. Мы даже хотели попасть на праздник в один из вечеров… Итак на наших глазах ведущая программа шьет незамысловатый яркий фартук, потом делает украшение на шею – собирает из атласной ленточки маленькую розочку на черную ленту. Я вспоминаю, что в продуктовом магазине видела среди сопутствующих товаров детали к костюмам для Октоберфеста – видно, желающих попраздновать находится много.

Следующая программа «Frauenumtausch“ похожа на нашу программу на канале «Пятница» «Барышня и крестьянка», где женщины разного социального статуса и финансовых возможностей на несколько дней меняются местами: крестьянка, к примеру, едет в город и живет в шикарной квартире, одевается в наряды богатой модницы, ходит в спа-салоны и т.д., а цаца из этой квартиры едет в деревню и помогает свекрови своей подменщицы ухаживать за скотом. Не стала вдаваться в подробности – это не моя передача.

«Die Frage an den Politiker» - политическую передачу посмотрела, думала  уловить международное настроение, но вопросы касались проблем внутри страны, а сам политик мне понравился (как филологу) – говорил на чистейшем немецком языке (ха-ха-ха!).

«Schulz gegen Merkel» - только здесь, в Австрии, прямо в этот день я узнала, что в предвыборную кампанию в Германии вступил некий Шульц (поздновато, конечно). Внешне он напоминает нашего артиста Козакова на пенсии, при этом он артистичен и дерзок.  Пока листаю каналы, тема германских выборов нет-нет да и выскакивает: «Шульц против Меркель в пенсионных вопросах», «До выборов пять дней!», «Шульц пытается вырвать руль …» Думаю, шансов у него маловато, но за смелость - жирный плюс.

«Monk» - какая прелесть! Это американский сериал о чудаковатом детективе Монке, который я смотрела в русском переводе – «Дефективный детектив». С удовольствием посмотрела серию на немецком языке, похихикала. Сварила себе кофе – ну, не такой уж венский, мы привезли кофе с собой на первое время. Однако, поваляться на диване с чашечкой кофе – кайф!

«24 Stunden Frankreich» и «Europanews French» - передачи на французском языке. Насладившись французским прононсом, перехожу на другой канал.

«BBC-World» - теперь на английском. Почему на нашем телевидении нет каналов на иностранных языках? Это прекрасный момент для аудирования. А если бы еще можно было посмотреть фильмы на другом языке? Мечты!

Мультфильм «Инспектор Гаджет» - кажется, моя внучка Соня знает этого героя.

KIKA – отвратительный детский герой, похожий на стертую губку (не путать с Губкой-Бобом, хотя он мне тоже неприятен!). Кто только придумывает таких чудовищ, а главное, совершенно глупых и пустых героев для детей?

Много каналов ФРГ – просто есть, где разгуляться. Среди них многие о животных, в том числе о Берлинском зоопарке – тут я остановилась.

«Niedersachsen» - очень местная программа, интересна тем, кто живет в Нижней Саксонии.

«Hitlervollstrecker»  - дословно: экзекутор Гитлера. Тут я опять задержалась, поскольку версии, что сталось с Гитлером после его смерти на основе фактов, характеризующих его самого как личность, особенно в чисто германском исполнении, чрезвычайно интересны. Здесь же рассказывают о героях немецкого подполья, организовавших группу сопротивления «Белая роза».  Смотрела передачу не с самого начала, но до конца.

Телешопинг!  Это наш магазин на диване или, как я бы расшифровала, магазин для семьи Агафьи Лыковой. Блестящая реклама мало нужных и совершенно неценных вещей, их по всему свету много понаделали, а куда девать, не знают.

Телеигра с денежными призами. Викторина или просто вопросы, набирание баллов и т.д. Причем, ответы надо было выбрать из 4-х вариантов. Вопросы меня заинтересовали. Две команды: средних лет семейная пара и  двое мужчин, обросших и одетых как рокеры, больше похожих на любителей пива, а не викторин. Вопрос был о гренландской акуле – чем она выделяется, отличается, в общем, чем она не такая.  Среди ответов были интересные варианты, но отвечающая команда не попала в правильный ответ (мне показалось, что обе команды ничего не знали, а лишь попадали или не попадали с ответом). Оказалось, что гренландская акула (а ее в этот момент показали на экране – что-то неимоверно громадное с девятиэтажный дом) достигает половой зрелости лишь в 150 лет и только начиная с этого возраста может приносить потомство. Любопытно! После каждого вопроса у рокеров пивного вида были такие лица, как будто их спрашивают о физических законах в каких-то космических далях, а они, чисто земные мэны, не просто не знают этого, а и знать не хотят.  А когда объявили, что сейчас будет вопрос по литературе – они были так раздосадованы, что, по-моему, тут же отключились.  Литература смутила и семейную пару – что ж они так литературу не любят!  Ну, этот вопрос был для детского сада. Какая из сказок не относится к произведениям Братьев Гримм? – среди сказок было названо произведение Андерсена. Попали, знатоки!

Как-то вечером, когда Вера читала Агату Кристи, а я записывала впечатления дня (чукча – не читатель, чукча – писатель),  Оля одна смотрела телевизионную передачу. Одним ухом я слышала, что речь идет о Папе Римском в какие-то стародавние времена. Мы с Верой тоже заинтересовались и посмотрели передачу до конца. О том, что женщина была Папой Римским VIII, я узнала впервые. Скорее всего, это миф, то есть сказка, но … сказка – ложь, но в ней намек, да и дыма без огня не бывает. Очень возможно, что такая отчаянная женщина в истории Римской церкви была. В общем, Иоанна, начитанная и образованная девушка, переодевшись монахом, приехала в Рим, чтобы устроить карьеру, ведь женщины этого делать не могли.  Она какое-то время служила при Папском дворе, была кардиналом, а потом ее выбрали Папой Римским (?!!!). Во время одной процессии у беременной (?) Иоанны начались роды, во время которых она погибла или была убита оскорбленными верующими участниками процессии. По другой версии она с ребенком спаслась и доживала свой век в каком-то дальнем монастыре. Надо об этом почитать.

Хойригер «10-er Marie»

Слово «хойригер» обозначает не только аутентичный венский трактир, но и молодое вино, продаваемое в розлив. Молодым вино считается до 11 ноября - дня святого Мартина. Венский трактир-хойригер известен ничуть не менее, чем колесо обозрения, замок Шёнбрунн, Венский хор мальчиков и липицанеры. Ему посвящены песни, для многих фильмов их интерьеры служили декорациями. Хойригерам присуща уютная атмосфера с соответствующей застольной культурой и, конечно, местное вино с подходящим для него кулинарным сопровождением. Настоящий хойригер, где подают исключительно венское вино, можно узнать по охапкам сосновых веток и вывеске «Ausg’stekt». В любом хойригере имеется достаточный выбор выдержанных бутылочных вин, отражающих свойства местных сортов.

Хойригер «10-er Marie» Вера нашла через Интернет еще дома. Одним из критериев отбора было местоположение в районе, где мы снимаем апартаменты. Хойригер имеет свою историю и аттрактивный внешний вид. Перевод названия не очень благозвучный – «Десятый Марии». Оказывается, на месте хойригера с 1740 года существовал винный ресторанчик под номером 10 в городском районе Альт-Оттакринг (сегодня Оттакринг – наш район!). Он славился не только превосходным вином и отменной закуской, но и тем, что у хозяев была красивая дочь Мария. Постояльцы привыкли называть этот ресторанчик по номеру «Десятый» и прибавляли  имя красавицы Марии. Сегодняшнее заведение сохранило старое название, оно находится под защитой как памятник старины, состоит из двух вытянутых домиков в национальном стиле и привлекает своей самобытностью горожан и гостей столицы. Привлекло и нас. Здесь мы решили поужинать и попробовать местного вина.

Внутри обстановка полностью соответствовала нашему представлению о старинных виннушках. Все пространство поделено на зоны,  самая большая зона включает в себя несколько столов, здесь за большим столом празднуют день рождения – поют на английском (нет, чтоб на немецком спеть!). Простые потемневшие деревянные столы и скамейки, на полках старинная кухонная утварь, к потолку прикреплено деревянное колесо – раритетная люстра, пестрые занавески на окнах, официантки в национальных платьях. Тоненькая немолодая официантка в розовом австрийском платье приносит имениннику букет цветов от заведения. Общее оживление…

Нас посадили за стол, где уже ужинали две приятные австрийки, по виду чуть постарше нас с Верой. Нас обслуживала та же официантка в розовом, которая оказалась несмотря на возраст очень шустрой. Мы заказали свиной шницель и красное вино. При заказе я спросила, какое вино фирменное, на что официантка почти возмутилась: «Все вино фирменное, с собственных виноградников!» и предложила еще содовую воду, но мы отказались. Почему-то вопрос с водой вставал в течение вечера, что для нас, русских людей, показалось весьма странным.

Заказ принесли неожиданно быстро. Сначала вино – на взгляд несколько больше, чем было указано в порции. Я подумала, что здесь просто щедро наливают. Через некоторое время были поданы шницели – на огромных тарелках три здоровенных ошметка мяса, зажаренные в  панировке. От души! Принялись за ужин, наслаждаясь атмосферой австрийского хойригера. Дамы, что сидели рядом, услышав русскую речь и восторженно утвердившись, что мы из России, встряли в нашу беседу. Слово за слово и разговор завязался. Одну женщину, напоминавшую нам нашу московскую родственницу, звали Вагна, у другой такое сложное имя, что она принялась его объяснять и раскладывать на части, а я, будучи уже не совсем трезвой, даже не утрудилась его запомнить. Мужчины за столом перед нами навострили уши, особенно, когда мы заговорили про Путина. Я так увлеклась разговором, что забыла про еду. Пробегавшая мимо официантка в розовом платье на ходу спросила, все ли в порядке со шницелем… Вера хохотнула.  Мои австрийские собеседницы спохватились и на время оставили меня в покое, чтобы я таки откушала местный деликатес – шницели в Вене на славу!

А Розовая Фурия все металась по ресторану, носила блюда, фужеры, чеки на оплату. Я остановила ее и спросила, как ее зовут. «А зачем тебе?» (По-немецки было: warum?) -«Ты очень красивая!». Потеплела, зовут ее Клаудия (Перед глазами всплывает фильм «Цыган»: Как зовут тебя, женщина? – Клавдия!). Я заказала еще порцию вина, думала, что еще 125 мл, наивная… Клаудия опять спросила про воду, я отказалась. «Какие-то вы неправильные!», - убегая прокричала Розовая Фурия. Я обратилась к австрийкам с вопросом о воде, которую зачем-то нам так рьяно предлагают к вину. «А как же? - Вагна очень интеллигентно подбирала слова, - Вино полагается пить с водой». Ах, ты господи, нам это и в голову не приходило. Я знаю, что иногда вино сразу разбавляют и пьют разбавленным, по-французски разбавленное водой вино называется шорле. Потом я узнала, что австрийцы пьют вино с минеральной водой и называют этот напиток шпритцер (Spritzer).  Ну, ладно уж, нам простительно, в нашей культуре винопития традиции разбавления вина водой нет. Клаудия опять-таки на бегу очень настойчиво просила нас сразу после ужина не уходить, так как у нее к нам есть вопрос. Заинтриговала!

Между тем, мы говорили с нашими австрийками о политике. Я рада, что простые люди в Австрии так непринужденно идут на контакт и абсолютно нормально относятся к русским, разделяя чистую политику и мысли и чаяния народа. С другой стороны, я рада, что обладая языковыми навыками, смогла донести эти мысли и чаяния до низов Австрии. Вагна почти сразу сообщила нам, что ее сестра знает и любит русский язык и все русское, потом все сокрушалась, что ее нет, хотя мы хорошо понимали друг друга и без нее. Жаль было скорее, что сестра не получила удовольствия побеседовать с нами, а сама Вагна его точно получила: «Знала бы моя сестра, что я тут сижу и веду беседу с жителями России!»  Подруга Вагны с трудно произносимым именем кинула многозначительную фразу: «Жизнь такая разная!»

За столом напротив нас сидели мужчины – не одна компания, а пары знакомых. Услышав наш разговор про Путина, они, возможно, тоже поняли, что мы россияне, и с интересом поглядывали на меня (из нас троих только я сидела лицом к ним). Я вдруг вспомнила, что у меня один глаз сегодня ненормальный  (с утра сильно чесался и набух) и с губ давно съедена помада. Заволновалась, отыскала в сумочке зеркало и помаду, подкрасилась, с глазом, увы, ничего не могла поделать… Сама себе подивилась – какая разница, как ты выглядишь  в чужом городе и в чужой стране? Ан нет – на меня же смотрели мужчины! Чем сильнее толстею, тем больше хочется ярко одеваться, выглядеть и нравиться  представителям мужского пола - то есть сексуальность с прибавлением веса не уходит, ребята.

После ухода наших соседок, которые напоследок выразили  уверенность, что мы еще встретимся, к нам снова подбежала наша шустрая Клаудия. Она хочет поменять свою жизнь, потому что устала от беготни в хойригере (по ней совсем не видно!) и заняться косметикой, мы ее заинтересовали возможностью завести партнерство в России. Эк замахнулась! … Я совершенно не понимала, во что я встреваю, поскольку по телу разливалась вторая порция вина – и не 125 мл, а все 250, да еще после уже принятых на грудь 250 (об этом я узнала позже из счета за ужин)! Задружились с Клавой, обменялись электронными адресами, я клятвенно обещала обязательно ответить ей в любом случае. Написала ей на записке с адресом: «Ты – супер!». «Ты тоже супер!, - ответила Клаудия на мой комплимент, -  Только я не могу написать это на каталоге». Каталог с предлагаемой австрийской косметикой, по словам Клаудии, без консервантов и парабенов (?), был мне торжественно вручен с просьбой найти заинтересованных лиц для сотрудничества.

При расчете Клаудия перечислила все, что мы заказали, под конец прибавила: «Воду не брали»… В общем, «40 и 40 - рубь сорок, биточки не брали – три сорок!»

Необычный ужин получился.


Рецензии