сказка Верёвочка

Жил-был царь, и был у него сын. Пришло время царевичу силушку, да характер свой испытать. Оседлал он коня, взял котомку с хлебом и водицей - и поехал, куда глаза глядят, приключений искать.

Встал на пути царевича дремучий лес. Едет он по тропе лесной, а навстречу ему старушка идёт, корзину с грибами несёт. Корзинка с грибами тяжёлая, а бабушка старенькая-престаренькая - еле-еле сама на ногах держится.

Спешился царевич с коня и говорит:

- Давай, бабушка, помогу тебе? Скажи, куда корзину твою донести - и я всё сделаю!

- Благодарствую, сынок, - отвечает старушка. – Я тут неподалёку живу, на опушке лесной дом у меня стоит. Коли поможешь корзину донести – я тебя отблагодарю! Взял царевич у старушки корзину с грибами, а саму бабушку на коня своего посадил бережно. Привёз старушку к её дому, поставил на крыльцо корзину с грибами и стал прощаться. А бабушка его не отпускает:

-Благодарствую тебе, сынок, за помощь твою! Возьми на память верёвочку: она тебя и накормит в пути, и к богатству приведёт - и жизнь твою сбережёт в недобрый час!

Смотрит царевич, а верёвочка самая что ни на есть обычная, каких в каждом селе и городе полным-полно. Вещь в хозяйстве, конечно, полезная, а вот накормить или жизнь как-то сберечь – тут уж вряд ли поможет.

Не стал царевич обижать старушку отказом, взял в подарок верёвочку, поблагодарил за заботу, да и поехал дальше. Ехал он прямо, никуда не сворачивая, пока не повстречался ему в пути город большой. Видит царевич, что народ в городе не улыбчивый, всяк в унынии и грусти-печали ходит. Стал он тогда потихоньку людей расспрашивать, мол, что за беда у вас тут приключилася. А народ ему и отвечает:

- Напала на наш город хвороба заклятая – в каждом доме детишки больные лежат. И ничем ту хворобу из детей не выгонишь, кроме как настоем цветка горного, что на самой вершине скалистой растёт. Только никому на вершину ту не забраться и цветка не добыть, потому что охраняют ту скалу горные тролли. Никого они на свою гору не пускают: много молодцев за цветами горными ушли – ни один назад не вернулся.

Жалко стало царевичу людей, вот и вызвался он им помочь. Пришёл к горе, на какую ему народ указал, как в то же миг, откуда ни возьмись, встали перед ним горные тролли.

- А куда это ты, царевич, собрался? Смотри, как бы живым от нас уйти! – смеются тролли. – Мы тебя, как комара раздавим – и следочка не останется!

- А не рано ли вы надо мной потешаетесь? – усмехнулся в ответ царевич. – Меня силушкой сама мать сыра земля одарила – хоть все вместе соберитесь, а меня одного всё равно даже с места не сдвинете!

Обидно тут стало троллям, раззадорились они силушкой с царевичем померяться. А царевич и говорит им, будто с неохотою:

- Ладно уж, дам вам шанс удачи попытать! Вы все вместе беритесь за один конец верёвки – а я за другой: коли сдвинете меня с места хоть на полшага – победа ваша, а коли не сдвинете и на полшажочка – знать, я сильнее всех вас буду! Принесёте мне тогда откуп щедрый, иначе всю гору вашу разнесу – размету, и камня на камне не оставлю!

Согласились тролли с царевичем верёвочку перетягивать. Взялись они за один конец верёвки, а царевич – за другой. Только самый-самый кончик своей верёвочки он незаметно от троллей вокруг обломка скалы, что из земли торчал, обмотал и узлом закрепил.

Стали они тягаться. Тянут тролли веревку, тянут – а царевич на месте как стоял, так и стоит. Да ещё усмехается:

- Что же вы, тролли, такими слабыми уродились? Небось, мало вас кашами в детстве кормили, что вы хилыми выросли? Али силушка ваша вся из вас вышла?

Не знают тролли, что не с царевичем тягаются - а с самой землёй! Это земля камень крепко держит, на который конец верёвочки намотан, а не царевич крепко на ногах стоит. Потому и не победить троллям, как бы ни старались. А царевич ещё громче хохочет:

- Может мне вздремнуть немного, пока вы с силушками соберётесь, да меня одного одолеете? Али одной рукой верёвочку держать, чтоб у вас хоть малюсенький шанс появился?

Бросили тут тролли верёвку, да и говорят:

- Ладно, твоя взяла – не можем мы тебя одолеть! Видно и вправду сила в тебе невиданная, а потому не просто на словах бахвалишься – а на деле гору нашу изломать можешь. Проси, чего хочешь – только не ломай гору нашу! Всё для тебя сделаем, чего пожелаешь!

Велел царевич троллям принести цветов с вершины горы, да побольше.

Принесли тролли царевичу такую большую охапку цветов, что он с трудом руками обхватить смог. А те и рады, что легко отделались – они то боялись, что он золотом и камнями драгоценными с них за поражение спросит.

А царевич взял цветы, да в город быстрее поспешил. Как вернулся, раздал горные цветы городским лекарям. Сделали они снадобья, да настои лекарственные, и вылечили всех деток.

Обрадовался народ, что дети снова здоровы стали. Каждый прохожий к царевичу подходит - каждый ему в ноги кланяется, да дарами щедрыми за помощь деткам, в благодарность осыпает.

Но царевич не стал много брать: взял только монет горсточку, пирогов румяных, да сыров зрелых, сел на коня – и поскакал домой. Уж больно соскучился он по царю-батюшке и по царице-матушке.

А как вернулся в родное царство, стал царь-батюшка сына о пути-дороге расспрашивать: что видел интересного, что узнал мудрёного?

- Понял я, батюшка, что даже простая верёвочка может человеку жизнь спасти, богатством одарить и в пути накормить. Кабы не эта верёвочка – не смог бы я одолеть троллей своей хитростью, и погиб бы, как и все другие до меня. Не было бы тогда у лекарей горных цветов – не излечили бы они тогда детушек малых от хвори заклятой. Так что не только мне верёвочка жизнь сберегла – многих деток она от болезни спасла.

Вот как верёвочка и мне, и другим помогла! Да так помогла, что на обратный путь мне народ и монет звонких, и пирогов румяных, и сыров зрелых полную суму собрал. Вот и получается, что верёвочка меня накормила и богатством одарила! - отвечает отцу царевич.

Слушает царь-батюшка рассказ сына, да посмеивается потихоньку в усы и бороду. Был бы сынок глуп и труслив – сумел бы придумать, как с верёвочкой управиться? Стал бы жизнью своей ради других людей рисковать? Сумел бы хитростью троллей одолеть?

Вот так простая верёвочка в одних руках обычным шнурком без дела пролежит – а другому поможет груз перетащить, третьему – ведро воды из колодца вытянуть, а четвёртому – самому из ямы выбраться и друга из беды вызволить.

Недаром в народе говорят, что «Где смелость – там и победа! А где страх – там и крах!» Ну, и верёвочку на всякий случай при себе в пути дальнем тоже иметь нужно…


Рецензии