Сапожник

   
  Сапожник был маленьким старикашкой с красным носом, да, именно, старикашка – в свои пятьдесят лет он выглядел семидесятилетним. Звали его Сергеем Ивановичем.  Он считался инвалидом, рост его еле-еле доходил до полутора метра, причём одна нога была меньше другой на десять сантиметров. Причина такого несоответствия неизвестна – получил он такой подарок  при рождении или это был сюрприз жизнедеятельности. 

Как все сапожники, он любил выпить, пил он всё – белую, дешёвый вермут, или тройной одеколон, в зависимости от своего заработка. В посёлке соседи обращались друг к другу по имени и отчеству, не был обделён вниманием и наш герой.
Казалось, личность в посёлке незаметная – что там, сапожник? Но  он был нужным для сельчан человеком: подшивал валенки, приклеивал  и подбивал подметки, даже бабушкам шил тапочки из дерматиновых сумок, не только на повседневную носку, но и для иного мира – в общем, был мастер. Как он появился в Покровке, и с какой части нашей славной страны приехал на поселение – никто не знал? Свою жену, Феодосию Егоровну – высокую и худую женщину, он часто поколачивал, синяки с её лица не сходили. Только вот детей Бог им не дал.

Услугами мастера наша семья не пользовалась. Мой отец отлично справлялся с сапожными делами – армия его научила, кроме этого у нас в хозяйстве имелась  железная лапа …

Среди рядом живущих соседей, моторная лодка была только у нас. Отец не мог жить без воды, так как воевал и служил на море 9 лет.  Меня и младшего брата  родители часто брали  с собой бороздить протоки Амура. В нашем хозяйстве была корова,и отец  заготавливал сено на островах. Но были дни, когда мы направлялись и за голубицей, в такой поход мы брали соседскую детвору – они любили полакомиться ягодой.

В один из летних дней  наша семья отправилась на сенокос, мне тогда было восемь лет, а братишке шесть – одних  дома нас не оставляли. Добирались мы на моторной лодке, но в этот раз почему-то отец направил её к другому острову – он  оказался  заросшим кустарниками шиповника и боярышника.  Часть берега была приподнята и содержала прослойки глины. 

Над этой твердью с шумом летали ласточки-береговушки, подлетая к воде, разрезали рикошетом небольшие волны. К нам  спустился, покачиваясь и сильно хромая, пожилой человек. Лодки возле берега не было, меня, как ребёнка, это озадачило: «Как он сюда попал? И что, он на самом деле здесь живёт?». Отец передал ему  закидушки с удочками и большую сумку с продуктами. Любопытство меня раздирало, и я спросила «островитянина»:

– А у вас есть жена?

В детские годы я была убеждена, что все мужчины женаты и жены должны быть всегда с ними рядом, как моя мама.

– Конечно, есть, – смеясь, ответил он.

Мама меня успокоила и сказала, что для Сергея Ивановича наш папа  привёз на остров порыбачить и отдохнуть от работы. Так я впервые увидела сапожника. Прошло несколько дней мы опять побывали на покосе. Оставив наш остров после завершения работы, отец направил  моторку ближе к побережью, чтобы проверить вентеря.

Вообще, шестидесятые годы считались голодными,прилавки магазинов были пустые, сельсовет переписывал скот и забирал лишнее, поэтому руководство рыбной инспекции опускало глаза – рыбачила добрая половина посёлка. И вот, ведро быстро заполнилось рыбой.

– Надо Сергея Ивановича забрать, – сказал отец, обращаясь к маме …

Сапожник увидел нас издали. Причалив к берегу, я увидела, что в руках старика  кроме снастей с тоненьким куканом, с которого свисали две маленькие касатки, была полная сетка пустых бутылок из-под алкоголя.

– Да, Сергей Иванович, улов у вас не богат, Феодосия Егоровна будет недовольна, – обратился отец к сапожнику.

– Возражать не будет.

Мама достала из носовой части лодки кастрюлю и наполнила её рыбой.
 
– Это вам, вы что, зря рыбачили? Везите домой.
 
– Да я и рыбачить не могу – двоится в глазах, - обрадовался сапожник.

Жизнь в посёлке продолжалась, я уже училась в старших классах. Сапожник стал пить сильней и чаще. В один из летних дней не стало его жены. Но почему-то похорон не было, и тут выяснилась, что ещё при жизни себя и свою супругу  он продал медицинскому институту. После потери жены прожил Сергей Иванович недолго.
 


Рецензии
и Вам Его Не жаль,

А ведь это норма современной жпзни..

Вадим Светашов   11.11.2021 14:18     Заявить о нарушении
Конечно, мне его было жаль. В нашем поселке никого не осуждали, даже помогали чем могли. Спасибо, Вадим, за отзыв!

Ольга Суслова   12.11.2021 11:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.