История в лицах. Стефан Пермский
Прозвища: Храп(по отцу).
Происхождение: из церковных служителей(по отцу), из городских ремесленников(по матери).
Места жизни и деятельности: Великий Устюг, Ростов Великий, Москва, Троице-Сергиев монастырь, Усть-Вымь, Эжолты, Тулим, Пырас(Котлас), Новгород, Владимир.
Покровители: Митяй, Герасим Коломенский, Сергий Радонежский, митрополит Киприан.
Дркзья: Епифаний Премудрый
Современники: Джон Виклиф, Джон Болл, Уот Тайлер, Этьен Марсель, Эдуард Чёрный Принц, Джефри Чосер, Рупрехт, Екатерина Сиенская, Клаудио Салютати, Маргрета I, Лазарь, Мурад II, Марко Кралич, Тимур, Чжу Юаньчжан, Дмитрий Донской, Евдокия Московская, Феофан Грек, Тохтамыш, Видьяпати Тхакур, Липарит, Ибн-Хальдун.
Литература:
А.Котылев. Учение и образ Стефана Пермского в культуре Руси / России XIV—XXI веков. Сыктывкар. 2012.
Г.Федотов. Стефан Пермский. М. 1991.
Мы расмотрели различные события и деятелей различных европкйских стран врамён "осени средневековья", образования централизованных государств на Западе, ускорения развития хозяйства и культуры. Теперь на занятиях мы обращаемся к отечественной истории XIV - XV веков, когда складывалось объединение княжествов вокруг Москвы и бывшая Саверо-Восточная Русь становилась ядром будущей России. Среди фигур, сыгравших видную роль в культурном возрождении после "злогорьких лет" и в освоении малозаселённых северо-восточных земель выделяется герой нашего занятия - Стефан Пермский.
Основной источник сведений о Стефане - «Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа», написанное после его смерти Епифанием Премудрым, автором также жития Сергия Радонежского.
Прочитаем его начало в современном переводе.
"Преподобный отец наш Стефан родом был русский, из славянского народа, с северной стороны, называемой Двинской, из города, зовущегося Устюгом, от почтенных родителей: сын некоего христолюбца, мужа верного, христианина, по имени Симеон, одного из клириков большой соборной церкви Святой Богородицы, что в Устюге, и матери, тоже христианки, по имени Мария. Еще ребенком с малолетства был он отдан учиться грамоте, и быстро всю грамоту изучил так, что уже меньше чем через год читал каноны, затем был и чтецом в соборной церкви. Он превзошел в своем поколении многих сверстников, выделяясь хорошей памятью и успехами в обучении и превосходя остротой ума и быстротой мысли. И был он отроком весьма благоразумным, преуспевал в духовном и телесном развитии, <снискал> благодать. К играющим детям не подходил, праздно бегающих и занятых пустыми делами, и добивающихся тщетного не слушал и с ними не общался, а от всех детских обычаев и нравов, и игр отказывался, и только в славословии подвизался, и прилежно занимался грамотой, и отдавал себя изучению всяческих книг".
Надо сказать, что будущий подвижник, чурающийся в детстве игр и забав, - общий образ для многих житийных героев.
«... У него был обычай прилежно читать книги, сильно замедляя чтение, чтобы правильно уяснить смысл каждого слова в стихе, то есть о чем говорится; и так с молитвою сподоблен был разума. И если видел человека мудрого и книжного, и старца разумного и духовного, то его расспрашивал и беседовал с ним, пребывая с ним ночью и днем, расспрашивая тщательно о непонятном. Разумная притча не ускользала от него, и трудно понимаемое толкование он отыскивал и уяснял смысл, всякое божественное повествование стремился услышать. От слов и речей и поучений старцев не отступал, всегда подражая житиям святых отцов, и от этого большего разума набирался.
...И обучился он сам языку пермскому, и составил новую пермскую грамоту, и сочинил азбуку, ранее неизвестную, для нужд пермского народа, поскольку была в ней необходимость, и книги русские на пермский язык перевел и переложил, и переписал. Желая больше знать, он посредством своего любомудрия выучил и греческую грамоту, и греческие книги изучил и свободно их читал, и постоянно имел их у себя. И умел он говорить на трех языках. Владел также и тремя грамотами: русской, греческой и пермской, так что сбылось о нем то слово, что гласит: «Будут говорить на новых языках», и еще: «И немым языкам дал речь».
Возможно, тяга к коми-пермяцкому языку у Стефана объяснялась происхождением по матери каким-то боком из пермяков. Но это - лишь догадка и легенды.
В начале 1350-ых годов "Чёрная смерть" - страшная чума, гулявшая по всему Старому Свету, пронеслась и по северным русским землям. Стефан потерял родителей и решил пойти в монастырь. Он добрался до Ростова Великого, тогда - центра княжества, владением которого была Устюжская земля. Там он начал служить в монастыре Григория Богослова, бывшем тогда крупным центром просвещения.
ЕпифаниЙ, также служивший в это время в Ростове, вспоминает годы общего учения : "я при жизни твоей я досаждал тебе, препирался с тобой о каком-нибудь событии, о слове, о стихе Писания или о строке". "С мужами книжными и мудрыми проводили носчитаю до утра, вникая в смысл различных писаний".
Не вполне понятно, когда святитель впервые побывал в Пермской земле. С зырянами он, конечно, общался ещё в Устюге, и с этого времени уже имел представление об этом крае. Есть полубаснословные сведения о путешествии туда ещё в 1358 году, то есть совсем в юные годы и первых чудесах будущего просветителя.
Пермское письмо - анбур(азбука) создано Стефаном около 1372 года. В алфавите было 38 букв. Считается, что буквы созданы на основе славянских, греческих и древнетюркских. Можно показать ребятам эту азбуку.
"И крепко овладела им мысль идти в Пермскую землю и просвещать ее. Для этого и язык пермский пытался выучить. Потому и пермскую грамоту создал, что очень стремился и весьма хотел ходить по Перми и учить людей некрещеных, и обращать неверных людей, и приводить их ко Христу Богу, в веру христианскую. Не только задумал, но и в дело претворил. И то он замыслил, что издавна было им обдумано".
По "Житию" легко дать представление учащимся о самой пермской земле.
"Вот имена мест и областей, и земель, и иноплеменников, живущих вокруг Перми: двиняне, устюжане, вилежане, вычегжане, пинежане, южане, зыряне, галичане, вятчане, лопари, корелы, югра, печера, вогуличи, самоеды, пертасы, пермь великая, прозванная чусовой. Одна река, название которой Вымь, протекая через всю землю Пермскую, впадает в Вычегду. Река другая, под названием Вычегда, вытекая из земли Пермской и стремясь к северным пределам, впадает в Двину в сорока поприщах ниже города Устюга. Третья же река, называемая Вяткой, течет с другой стороны Перми и впадает в Каму. А река четвертая называется Кама. Река эта обходит вокруг всей земли Пермской и протекает через нее, по ней многие народы расселены. Кама же течет по прямому направлению, на юг, и своим устьем впадает в Волгу близ города под названием Болгар. Неизвестно как из одной местности вытекают две реки — Вычегда и Кама, ибо воды одной текут на север, а другой — на юг. Всякому, желающему идти в Пермскую землю, удобнее путь от города Устюга рекою Вычегдою вверх, пока не достигнет самой Перми".
Итак, Пермской землей назывались в это время земли племён коми -зырян и пермяков. Часто разделялись Пермь Вычегодская - земля зырян и Пермь Великая - земля пермяков. Они были ещё не вполне подчинены Великим Новгородом и набиравшим силу Московским княжеством. Вольные отряды ушкуйников совершали набеги на местные финно-угорские племена и сталкивались с ордынскими силами. Миссия Стефана, конечно, ставила целью подчинение края московским князьям, получившим туда окончательно доступ после 1364 г, когда к владениям Москвы отошёл Великий Устюг, - чему должно было способствовать и крещение местного населения, и его просвещение. Известно, что Стефан совершил поездку в Новгород, где пытался договориться об отказе от претензий на пермские земли и недопущении новых вторжений ушкуйников.
Более основательно экспедицию в пермские земли святитель осуществил с 1379 г., когда впервые побывал в Москве, заручившись поддержкой князя Дмитрия, местоблюстителя митрополичьей кафедры Митяя и епископа Герасим Коломенского - начальника северо-восточной церковной епархии. "Или обратить ко Христу пермян, или же пострадать от них и положить свою жизнь за нашего Спасителя..."
«Жатвы много, делателей же мало» - сообщал он в Москве о своей миссии.
В 1383 г. в Москве Стефан ставится епископом Пермским - главой новой епархии.
"Было же у него дело: книги писал, переводя с русского на пермский, а также многократно и с греческого на пермский. И имея немалую об этом заботу, он старался. То читал он святые книги, то переписывал, ибо было это его всегдашним делом. Потому и ночами многократно пребывал без сна и устраивал постоянные бдения. Днем же во много раз более был занят. То трудился руками своими, иногда же распоряжался и устраивал то, что нужно для церкви или для надобностей собственных и тех, кто был с ним".
В житии сообщается, что Стефану пришлось вступить в диспут о вере с главным волхвом зырян, неким Памом.
«Не слушайте Стефана, который пришел от Москвы. А от Москвы может ли добро придти? Не оттуда ли к нам тягости приходят, дани тяжкие и насилие, тиуны, и доводчики, и приставы?» Вопрос: была ли своя правда у Пама?
Победил он его тем, что согласился пройти сквозь огонь, в то время как Пам отказался это сделать. Не согласился Пам и на другое испытание – пронырнуть подо льдом из одной проруби в другую. Бывшие почитатели Пама хотели убить униженного волхва, но Стефан великодушно настоял на его изгнании из пределов Пермской земли. Главным же итогом выигранного спора о вере стало массовое обращение местного населения в христианство и строительство православных храмов в других селениях. «Кумирници пермскии поганые, истуканные, изваянные, издолбленные боги их в конец сокрушил, раскопал, огнем пожегл, топором посекл, сокрушал обухом, испепелил без остатку…»)
По преданию, Стефаном написана икона "Зырянская Троица".
В течение веков народные местные предания представляют Стефана чудотворцем, совершавшим чудеса и плывшем по рекам на камне. Как бы то ни было, в селе Эжолты показывают остатки "каменного плота"
святителя.
В селе Усть-Вымь Стефан строит владычный деревянный городок и закладывает Михайло-Архангельский монастырь.
Стефан пользовался поддержкой Сергия Радонежского, о дружбе с которым в "Житии" содержится чудесный рассказ.
В 1390 г., как рассказывает "Житие", во время монастырской трапезы Преподобный Сергий Радонежский вдруг встал из-за стола и, сотворив молитву на глазах у изумленной братии, низко поклонился и произнес: «Радуйся и ты, пастуше стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобою». Затем он объяснил: – Это Стефан-епископ, спешащий в Москву, остановился на своем пути и поклонился Святой Троице, и нас грешных благословил… А Стефан был на дороге за десять вёрст...
«И известно уведаша истину бывшую, реченную святым, и тако дивишася о прозорливем даре, его же сподобися святый…»
В Москве Стефана принимали с большим почётом. Он заручился помощью митрополита Киприана и молодого князя Василия.
В начале 1396 г. по приглашению Киприана Стефан приехал в Москву, но здесь заболел и умер.
Из "Плача зесли Пермской на смерть Стефана":
"Теперь мы лишились доброго промышленника и ходатая, который Богу молился о спасении душ наших, а князю доносил наши жалобы, хлопотал о наших льготах, о нашей пользе; пред боярами и всякими властями был нашим тёплым заступником, часто избавлял нас от насилий, работы и тиунской продажи, облегчал от тяжёлой дани. Сами новгородцы, ушкуйники, разбойники слов его слушались и не воевали нас".
Последователи и ученики Стефана продолжили его дело крещения местного населения и распространения грамоты в землях коми-пермяков по Каме.
Канонизирован епископ в 1549 году.
Евангелие и крест Стефана стали символом Пермской земли и вошли в герб Пермской губернии и нынешнего Пермского края.
Стефан Пермский - первый миссионер в российской истории, осуществивший просветительскую миссию для народов Севера. В традиции коми - зырян и пермяков - его почитают, как в различных славянских странах - Кирилла и Мефодия или в Армении - Месропа Маштоца... Сравнивается с Кириллом и Мефодием Стефан ещё у Епифания. День памяти Стефана Пермского отмечается как День древнепермской письменности.
В 2009 году безымянной горной вершине Приполярного Урала, расположенной в Республике Коми, присвоено наименование «гора Святителя Стефана Пермского». В 2013 г. открыт памятник в Сыктывкаре.
Вопрос: Как вы считаете, благодаря чему Стефан успешно просветил отдалённые малоизвестные до тех пор края?
Свидетельство о публикации №220082501710