Куш Тау. Гора преткновения... 2-02

Получившие широкий резонанс события вокруг Башкирской содовой компании оставили равнодушными депутатов местного Госсобрания-Курултая. Их осторожность положила на лопатки прямую обязанность служить своим избирателям и требовать от властей отобрать кормушку для немногих, в которую превратили БСК. Как выясняется, ряд чиновников с громкими именами и высоким статусом, покидая административные кресла, переходили в БСК.

Помогавший бенефициарам «Башкирской содовой компании» купить блокирующий пакет акций АО «Сода» вице-премьер Альберт Харисов сегодня — член совета директоров «БСК»;

Подписавший в 2011 году распоряжение об объединении «Каустика», «Соды» и «Березниковского содового завода» премьер-министр РБ Азамат Илимбетов после отставки работал в «БСК»;

Курировавший объединение компаний руководитель администрации главы Башкирии Владимир Балабанов ушел с госслужбы в 2013 году и до 2019 года был членом совета директоров «БСК», а затем и членом правления компании;

Руководитель департамента по вопросам внутренней политики аппарата полпреда президента в ПФО Рустем Басыров — сегодня заместитель генерального директора «БСК»;

Бывший полпред президента РФ в ПФО Григорий Рапота — председатель совета директоров «БСК»;

Экс-полпред президента РБ в Москве Фархад Самедов в 2008–2009 годах был советником гендиректора «Башхима» (компании-совладельца «БСК»).

А вот, депутаты Госсобрания-Курултая РБ от КПРФ посмели организовать круглый стол «Башкирские шиханы: Куштау - достояние и гордость многонационального народа Республики Башкортостан». Под надуманным предлогом коммунистам было отказано в проведении мероприятия в Малом зале Госсобрания – Курултая РБ, а затем, видимо, под давлением определенных сил и в конференц-зале одной из гостиниц города.

На обсуждение острой не только социально-экономической, но и политической проблемы депутатами от КПРФ были приглашены руководители республики, представители ряда федеральных ведомств и БСК, а также депутаты, ученые, местные жители. Чиновники и руководители предприятия мероприятие КПРФ проигнорировали. Тем не менее, дискуссия получилась обстоятельной, были рассмотрены все стороны проблемы. Ход круглого стола депутат Госсобрания РБ от КПРФ Лия Хафизова транслировала онлайн на ютубе, так что участвовать в круглом столе могли все желающие.

Нет сомнений и в том, что гора Куш Тау, один из трех оставшихся в сохранности шиханов, из-за своего происхождения, имеющейся на ней многочисленной краснокнижной флоры и фауны, а также важности ее для культурно-исторической памяти башкирского народа, туристического потенциала имеет всемирное значение и подлежит охране со стороны государства.

Поэтому многие эксперты считают, что надо искать другие источники сырья для компании. В Башкортостане достаточно месторождений известняка и при желании можно подобрать подходящий. Тем, более что, как посчитали экономисты, увеличение транспортных расходов не отразится кардинально на себестоимости производства соды и рентабельности предприятия.

В то же время серьезным аргументом против уничтожения шихана является наличие в мире других технологий производства соды, без использования известняка. Уже треть мирового объема производства соды получают именно с применением этого метода.

В результате деятельности предприятия уже пятую часть территории Стерлитамака занимают шламовые моря отходов, еще миллионы тонн скрываются в подземных хранилищах, полученных в результате атомного взрыва. Ни к чему хорошему это не привело. Уже сейчас город является одним из лидеров в республике по росту онкологических заболеваний.Поэтому,если государство отдаст БСК Куш Тау или будет найден другой карьер подобного сырья, варварское превращение известняка в мертвые моря продолжится, а Стерлитамак станет окончательно непригодным для проживания. К тому же деятельность предприятия, являющегося сегодня одним из главных загрязнителей отходами Белой, ставит под угрозу будущее главной водной артерии республики. Поэтому собственникам компании пора перестать шантажировать руководство республики грядущим социальным кризисом в случае закрытия предприятия, а надо всерьез рассмотреть вопрос перевода БСК на более экологичные технологии. К этому, кстати, призывают в своих рекомендациях и эксперты Совета по правам человека при президенте РФ.

Для этого у владельцев компании достаточно средств.За последние 4,5 года акционеры получили 53 млрд рублей дивидендов, большая часть которых ушла за рубеж. Это больше годовой выручки компании. Размер дивидендов больше, чем фонд оплаты труда в 2 раза, поэтому зарплата рабочих БСК крайне невысокая, явно не соответствующая результатам их труда.

По оценкам некоторых специалистов, политика руководства компании не направлена в будущее, деньги вкладываются в производство только в той степени, чтобы в краткосрочном периоде это все могло работать. Все остальное отдается акционерам. Поэтому не модернизирутся производство, не решаются эффективно экологические проблемы.

Модератор круглого стола кандидат экономических наук Р.Р. Шайахметов в своем выступлении убедительно доказал, что собственники БСК больше заинтересованы в выкачивании денег из компании, чем в её развитии, а тем более в улучшении экологии Стерлитамака. В прошлом году инвестиции компании на экологии составили всего лишь жалкие 60 тысяч(!) рублей.

Максимальное количество краснокнижных животных и растений растут только на КушТау, отметил в выступлении на круглом столе завкафедрой геологии Башгосуниверситета Исхак Фархутдинов. Но бизнесмены готовы их уничтожить! Не хотят терять сверхприбыли. Хотя рентабельность у БСК за 2018 год составила 25%, и даже увеличение транспортных расходов в три раза из-за доставки сырья с более дальних расстояний снизит её лишь до среднерыночной.

Доктор химических наук Марс Сафаров назвал собственников БСК слепыми, глухими и немыми, которые не хотят слушать доводы учёных. По его мнению, они вполне подходят под определение британского публициста Даннинга, который ещё 200 лет назад писал, что при 300% прибыли для капитала нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы.

Научный сотрудник института стратегических исследований Башкирии Аскат Мухаметов считает, что на смену сжигания известняка для получения углекислого газа, который необходим для производства соды, должны прийти другие технологии. Их уже используют в России. Это установки для отбора газа из выбросов промышленных предприятий. Для транспортировки его можно преображать в «сухой лёд».

Единогласно была принята резолюция. В ее постановляющей части говорится:

«В соответствии с разработанными рекомендациями Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека круглый стол предлагает:
Прекратить преследование общественных активистов за защиту Куштау.

Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
- создать национальный парк «Башкирские шиханы», включающего шиханы Куш-Тау, Тора-Тау и Юрак-Тау.
Федеральному агентству по недропользованию
- в срок до 1 октября 2020 г. отозвать разрешение на разработку шихана Куштау выданное АО «Сырьевая компания».
Правительству Республики Башкортостан:
- оказать содействие АО «БСК» в реализации рекомендаций, предлагаемых круглым столом;
- придать шихану Куштау статус особой охраняемой территории республиканского значения, памятника природы в соответствии со Схемой территориального планирования Республики Башкортостан;
- включить шихан Куштау в границы геопарка Тора-Тау.
АО «Башкирская содовая компания»:
- отказаться от промышленной разработки шихана Куштау;
- модернизировать производство с целью перехода на безизвестняковые методы производства кальцинированной соды с отбором углекислого газа из выбросов близлежащих промышленных предприятий;
- до перехода на указанные технологии рассмотреть в качестве источника известняка имеющиеся альтернативные месторождения;
- рекультивировать шламонакопители "Белые моря";
- провести проверку и дезактивацию объекта захоронения жидких отходов производства соды "Кама-2".

Круглый стол вынуждены были проводить в помещении Калининского райкома КПРФ.


Рецензии