программа картинг 6-16. часть 7

Шакиров И.М, Лобкарев М
стр 89...
ГСМ и автохимия применяемые при эксплуатации карта
 бензины, масла, смазки. Свойства бензинов и их применение на практике в зависимости от применяемых двигателей и требуемых характеристик. комбинирование сортов, «пирамидка Валеева».  Правила хранения и исполь-зования ГСМ. Приборы проверки качества топлива.
Смазка – пластическое не текучее вещество, применяющееся для смазки за-крытых (реже открытых) подшипников, осей. Солидол (устаревшее), литол. Есть смазки для высокооборотных подшипников.
Масло – текучее вещество (жидкость) применяемое для смазки подшипников скольжения и охлаждения деталей.(температура масла в картере 4х тактного дви-гателя достигает 140 градусов цельсия.). Масло выполняет роль разделяющего вещества между трущимися поверхностями путем создания жидкого слоя толщиной минимум 0,03 -0,05 при начале запуска. В процессе работы тол-щина слоя может увеличиваться и корректироваться до определенной степе-ни износа вкладышей, так как на двигателях автомобилей установлен насос, обеспечивающий давление. ( Двигатель Оки это «половина» двигателя нормального ВАЗа. Насос обеспечивает переизбыточное давление, и при ремонте спортивных мото-ров, у которых кстати, мотористы изменяют длину пружины редукционного клапана ограничивая максимальное давление с 10-12 до приемлемых 8 на 7000 тысячах, иногда видно что вкладыш шатуна источен до состояния фольги, а это означает зазор общий около 1 мм. То есть, по 0,5 на сторону. Масляный насос обеспечивает создание клина до 0,5 мм. Но это пока мотор работает. Как только его заглушили, завести его естествен-но не получиться.
На картах с двигателями объемом 160, 200, 270 (УТК 1,2,3) смазка осуществ-ляется разбрызгиванием путем захвата масла в картере специальной лопат-кой на нижней крышке шатуна.(В 2020 году появились адаптированные для картин-га моторы имеющие насос, цена конечно выше, 20 тысяч против 6))
Для обеспечение беззадирной работы обычно применяют спец.присадки соз-дающие различные пограничные слои – тефлоновые, полимерные, керамиче-ские и синтезные. (см. гл.присадки
(например «аспект модификатор» известный в 90е, создающий как раз подобие тефло-нового слоя. Легенда гласит, что подобный состав применялся немцами для танков. ос-новной функций подобной присадки было – обеспечить эвакуацию танка при выводе из строя масляной системы. То есть танк должен был сам уехать с поля боя на расстояние от 2 до 15 км. Интересный факт проверки подобного состава, только керамического, на ОКЕ. действительно, пару км она проехала с забитым маслоприемником. Но производи-тель «обещал» 100 (!!!) км. При вскрытии выяснилось, что геометрические размеры не изменились (!) то есть, появились незначительные бороздки и, в общем то, можно было ставить новые вкладыши и ехать. Причиной заклинивания послужило именно отсутвие масла как охладителя. Известны опыты, когда двигателя обработанные подобными со-ставами ездили с водой в системе смазки. То есть вода носила функцию охлаждения и разделения поверхностей. непонятно, как экспериментаторам удалось избежать образо-вания эмульсии, но сию тайну они наверняка не раскроют..)
БЕНЗИНЫ
Бензины отличаются по способу приготовления, фракционным составом. Из линейки 92,95,98,100 «настоящим» можно считать 92. Он изготовлен мето-дом…………., остальные более «искусственные» . у каждого сорта свои осо-бенности. Теория гласит, что чем выше октановое число, тем меньше опере-жение зажигания. на практике пробуют подбирать момент зажигания по трассе (см. гл.технологии

Организация соревнований по картингу.
 Виды соревнований по картингу. Требование к трассам гонок. Порядок старта. Виды зачетов. Осуществление судейства. Спортивная документа-ция.
Флаговая сигнализация. Классификация флагов. Работа представителя

Организация УТС уч.тр.групп по месту базирования
Для обеспечения соблюдений ТБ на трассе в процессе тренировки, на трассе должен быть руководитель заезда. (Старший, администратор), который сле-дит за процессом. Отслеживает опасные ситуации (столкновение, вылеты) и предпринимает действия по их устранению. (например, большинство трасс име-ют ограждение близкое к белой линии. Для обеспечения безопасности спортсмена и со-хранности карта от удара целесообразно обеспечить «зону вылета», около 2х метров ЗА белой линией. Такое опасное место имеется на трассе Н.Ч после поворотоа 180 минус 30 радиус 18 метров (ложка). При совершении тактического обгона по внутренней, когда передний имеет снос к наружи, ведомый «заныривает» в окошко. Основная опасность может быть при выходе из «ложки», ведущий (№1) еще не видит №2 и продолжает ехать по траектории выравнивая ее к верху. Иногда спортсмен «видит» но целенаправ-ленно продолжает свою траекторию, хотя карт№2 уже «высунул нос», и вытесняет его к наружи заставляя выйти ЗА белую линию (что карается пенализацией 5-10 секунд . По-нять №1 можно,- «как это, меня обгоняют!». Это простительно для начинающих спортсменов, на соревнованиях регионального уровня соперники могут очень грамотно проучить новичка.
Действия руководителя заезда или тренировок при случае столкновения и вылета:
1.-Обеспечить «зону вылета» минимум 2 метра в зависимости от наблюдае-мых столкновений.
2.-Провести расследование
3. –проводить выпуск с максимально большей дистанцией между «контак-теами», если целью заезда не было поставлено иное –например обогнать именно в подобном месте.
4. – переместиться непосредственно к месту произошедшего столкновения для того что бы отследить ситуацию лично при повторе обгона.
5. Занести участников «краша» в спецсписок.

Выпускающий (контролер выпуска).
Отслеживает качество технической подготовки карта. Тормоза, наличие под-теков жидкостей, провис цепи, касание поверхности бамперами и т.д. Экипи-ровка. По команде старшего по трассе зеленый флаг или иная сигнализация (жесты), ориентируясь на время разрешенное для заезда данного класса кар-тов, выпускает с дистанцией минимум 50 метров, предварительно убедив-шись в отсутствии картов предыдущего заезда на трассе (то есть, ве ли заеха-ли). Либо, если спортсмен выезжает во время уже начавшегося заезда (тре-нировочного), убеждается что на трассе в момент выезда не будет карта. Вы-пускающий должен контролировать, как спортсмен выезжает на трассу. (на трассе Н.Ч имеются две «рулежные дорожки» для старта «с хода», именно по ним, а желательно крайней от трассы (правой) и должен медленно проехать спортсмен на-блюдая за тем, чтобы на трассе не было другого карта. Выезд производится к наружней белой линии трассы вдоль зоны вылета –бело-синие полосы.)
Хронометрист
Осуществляет хронометраж заездов и индивидуальный хронометраж спорт-сменов. Может завершать заезд показом соответствующих флагов. При выле-те спортсмена на «выходе на прямую» в зону вылета или развороте, показы-вает желтый взмахами. Показ красного флага по указанию старшего по трас-се, либо, при массовом завале непосредственно на контролирующем участке без указаний.

стр.91
Организация УТС гр.спорт.спец. на выезде
УТС на 2 дня. Сценарный план тренировок при выезде на утс в другой город
( методика Максим, .......)
План на 1-ый день:
Прибытие в 10-00 по местному времени
Запланировано откатать 7 сессий по  15минут
Перед первым выездом проведение 10-ти минутной лекции по правилам по-ведения на картодроме, правилам ТБ, постановка объяснение задач. пояснить цель УТС. Обсуждение общего плана.
 Цели: отработка командного взаимодействия, повышение мастерства
Задачи:
1. Отработка езды на летних машинах по асфальту
2. Отработка скоростного прохождения связок поворотов и прямых
До первого выезда на трек обязательно провести разминку на плечевой по-яс(мах руками), спину(круговые вращения телом), разминка шеи, локтевых и коленных суставов, разминка кистей рук.
Тренировка на машинах:
1-ая сессия.
-  спокойная езда по трассе 8-10 минут, изучение поворотов, запомнить кон-фигурацию трассы.
После выполнения задания, совместно с детьми проход по треку, обсуждение поворотов, вариантов выбора траекторий и особенности трека.
2-ая сессия.
Задание = максимально быстрый выход на прямик старт/финиш 10 минут, первые 2 круга прогревочных.
стей трассы
3-сессия  быстрый проход связки поворотов после прямой(шпилька + выход на обратную прямую) 10 минут, первый круг проехать «спокойно»
Обсуждение сессий
4-сессия максимально быстрый проход шпильки(ложки) 12 минут

перерыв = обсуждение результатов и траекторий….если потребуется повто-рить задание ещё раз

5-сессия 10 кругов в быстром темпе с задачей каждый круг улучшить преды-дущий (первые 3 круга в спокойном темпе)
перерыв - обсуждение
6-ая сессия 12-15 минут(в зависимости от усталости) попытаться сделать максимально быстрый круг. первый круг прогревочный
7-ая сессия 10 минут просто прокатится посмотреть альтернативные траекто-рии.
Окончание тренировки.
В отеле: Обсуждение результатов тренировки, обсуждение впечатлений с пи-лотами от проведённого дня на треке.
Для тренеров обсуждение результатов и достигнутых результатов в процессе тренировки.
Ужин.
В 10-00 Отбой у детей
План на 2-ый день:
Прибытие в 10-00 по местному времени
Запланировано откатать 6 сессий по 10- 15минут
Перед первым выездом проведение 10-ти минутной лекции по правилам по-ведения на картодроме, отдельно акцентируя внимание на безопасность, об-суждение с детьми плана на день, объяснение целей и задач.
Цели и Задачи на первую тренировку:
1. Отработка старта с места и старта с хода
2. Отработка скоростного прохождения ведущим и ведом
3. Тренировка защитной манеры пилотирования и атакующей
4. Наработка и отработка навыков обгона
5. Командная работа в процессе гонки

До первого выезда на трек обязательно провести разминку на плечевой по-яс(мах руками), спину(круговые вращения телом), разминка шеи, локтевых и коленных суставов, разминка кистей рук.
1. Сессия 10 кругов. Первые 2 круга парная езда по треку без задания(без за-дач на быстрый круг и обгоны). Далее 4 старта с места. 4 старта с хода.
Обсуждение результатов стартов. Обсуждение с детьми особенностей старта с хода и с места.
2. Сессия 12 кругов. 2 круга «в прогулочном режиме» далее старт с хода. За-дание на сессию поочередное лидирование по 1 кругу с сменой позиции на старт/финишной прямой. Цель лидера – по максимально быстрым траектория оторваться от преследователя. У Преследователя не отставать, а по возмож-ности прессинговать лидера.
Обсуждение трассы – места, где возможно обогнать соперника за счёт более позднего торможения, где можно обгонять, а где обгон возможен только при ошибке соперника.
3. Сессия 10 кругов. 1 круг прогревочный. Далее старт с места. Задача – ли-деру вести гонку в максимально высоком темпе, преследователю за счет бо-лее позднего торможения опередить лидера. При смене позиций цели те же. Т.е. обогнал – будь быстрым лидером, догоняешь - обгоняй за счёт позднего торможения. Если в течении 5-ти кругов задание обогнать ведомый не вы-полнил, то смена позиций по команде тренера.
Перерыв обсуждение выполнения задания, внесение корректировок в траек-тории и поиск «альтернативных» мест для обгона. Обсуждение траекторий используемых для обороны позиции и слабые и сильные стороны.
4. Сессия 10 кругов. 1 круг прогревочный. Лидеру задание вести гонку «от обороны» т.е. траектории не позволяющие выполнить «нырок» во внутрен-нюю траекторию. Ехать максимально закрывая траектории для обгона. Зада-ние ведомого – выполнить обгон. При выполении обгона – пилоты меняются ролями. Если ведомый не может обогнать, то через 5 кругов смена позиций и смена заданий для пилотов.
Обсуждение выполнения задания с спортсменами. Перерыв на чай/пирожки.
6. Сессия. 7кругов. 1 круг тренировочный старт с хода. Имитация гонки – за-дание по истечении 7-ми кругов быть лидером.
Обсуждение хода заезда, наиболее яркие впечатления от заезда(тренеру за-фиксировать на перспективу слабые и сильные моменты в пилотировании ребят, в дальнейшем акцентировать внимание на усиление сильных сторон и сведение к минимума слабых).
7 сессия 10 кругов без задания. Самостоятельная работа
Окончание тренировки. Тренеру – пронаблюдать 7-ю сессию внимательно. Записать особенность поведения ребят на треке. Умение детей переключать-ся с борьбы на игру…соперничают/нет. Есть бессмысленное рвение домини-ровать или нет…сделать заметки на перспективу
(материал гл. «УТС на выезде» предоставлен Лобкарев Максим (......), дополнено Ша-киров)

стр. 97

Методическая часть
подготовка к практике вождения.
Схема трассы ) с разбивкой по отрезкам контроля: основной трассы и усложненной (усложненный вариант разработан Б.Н.Г, Шакиров. Здесь подробно не рассмотрена).
Трасса в.... относится к категории С. Длинна дистанции 950 метров. В классическом виде очень проста для освоения. Если смотреть по практике обуче-ния, то эта трасса для начинающих микро, мини. Супер мини, в течение одного сезона максимум. При интенсивных тренировках. Уже для ротакса данная трасса маловата будет.
 Для детей придумана считалка –«две прямушки –две наружки, спиралька-спиралька, паребрик - паребрик». Достаточно простая и скоростная трасса. Немного испорчена введением загиба перед «эской» картинговым функцио-нером – «для безопасности». Что не убрало проблемы скорости, а только до-бавило препятствие. Что и показали первые же соревнования на измененной трассе с «загибулькой» с парой вылетов и серьезных «крашей» (столкнове-ний с вылетом спортсмена из карта).
(как нам кажется, картфункционер из местной метрополии, таким образом пакостил. так как сразу же после инциндентов на «кишке» господина Ш….им же введенной,. . был поднят шум о «безопасности» картодрома в .... с предложением лишения лицензии трассы.  странное совпадение. Не правда ли?)
Проблема снижения избыточной скорости при выходе на прямую №1 (стартовая, ос-новная) была успешна решена изменением трассы Б......м Н.Г (.... ...) и Ша-кировым.И.М, ..........., осенью 2017.
Усложненный вариант отличается тем что,  вместо проблемной «эски» по прямой с опасностью вылета при выходе на прямую, следует засаживающий поворот 180 налево с прямой 30м со следующим на 170 вправо(аналог «ложки») короткой прямой 50м и анало-гом проблемного засаживающего на 180 в Б.С (Аргамак). Прямая №4 (обратная прямая) сокращена и следует засаживающий поворот на 90 вправо. Таким образом, необходи-мость в «загибульке»  картфункционера уже приведшая к столкновениям с барьерами, отпадает.
Об эффективности этого варианта говорит время прохождения дистанции. 50 секунд против 44 сек.(Микро в 2017 году). Таким образом снижена и максимальная скорость по всей дистанции. Более того. Поворот на 180 (шпилька) отсутсвующий в классическом, простом варианте, дает возможность научиться проходить подобные и настраивать шасси. Подобные на 180 имеются на картодромах Аргамак, Сочи, Тольятти. (Сочи аж три подряд!).
На данный момент (2020) еще сохранились реперные отметки и пунктирные линии ра-диусов варианта трассы Б....ва/Шакирова. Проблема состоит в необходимости про-кладки проводов электронных систем отсечки, для хронометрирования на соревнованиях.
Ну и классический вариант, точнее скоростной поворот 90 после «эски2» (выход на пря-мую 1),очень красив в заездах Ротакс Макс на шипах зимой. Поворот на 180 усложнен-ный трассы врядли даст эффектные видеокадры телевизионщикам.

Классический вариант трассы
Трасса разделена на пронумерованные участки. Отсчет* против часовой по ходу движения картов, начинается со стартовой прямой. Она же «основная» и №1. соответственно есть выход на прямую№1 с «эски»№2, переход в виде левой скоростной дуги с прямой №1 на прямую№2 имеющей «паребрик»№1 перед поворотом на 180 влево (так называемый «комсомольский» по прежнему на-званию улицы.).*(отсчет против часовой –общепринятое по ходу. На практике мы прак-тикуем и обратный, особенно если приходится работать «связками». Для этого прихо-дится от тоработки одного участка перемещаться от него по ходу и протв хода. Таким образм захватываем три элемента. Траектория при этом может измениться. Напри-мер, перед «эской» 1 карт «удобней» расположить «переставкой», так чтобы он был на проекции прямой двух выступающих. Для сего необходимо выйти после паребрика2 более широко.
Выход с «....» на 180, короткая прямая №3, выход на «обрат-ную» прямую №4 (или заход если точнее), заход на 180 с дополнительным загибом 20 вправо (так называемая «ложка»)  – «выход с ложки» с прямой №5 с поворотом налево 90 («выход на паребрик №2»), с короткой прямой, скоростной дугой перед «эской»№1  (той самой «загибулькой») перед «эс-кой» №2 перед выходом на прямую.


Точки контроля качества прохождения на классическом варианте трас-сы:
«эска» №2 – поворот влево скоростной на 90 (выход на прямую№1). Отсле-живается прохождение по прямой в эске с плавным поворотом руля без дер-гания. Ориентир выхода  с эски середина линии отсечки (шахматная линия). Отслеживается и оптимальный заход на еску №2. Позиция наблюдателя – за картблоками непосредственно в зоне эски№2. (что опасно . может быть вылет карта). Либо с другой стороны трассы вне зоны выноса. С этой же точки можно отследить заход и выход с «ложки». Также прохождение эски№1.
Для отслеживания выхода на прямую№1 оптимально переместиться ближе в линии отсечки. В этом случае отслеживается эска№2. Заход на нее, заход на еску№1, середина линии и выход. Также ложка.
При необходимости более тщательного контроля выхода на прямую№1 надо переместится к радиусу выхода. Вариант нахождения в зоне выноса (снару-жи) опасен. К нему прибегают для корректировки траектории начинающих. Целесооб-разно применить конусы либо конус на ручке.
Для контроля «ложки» перемещаются к радиусу. Тут варианты снаружи или из нутри поворота для отслеживания качества прохождения и необходимых технических деталей для настройки карта. Опасное место в зоне выноса с ложки. В зоне захода на ложку.
Контроль за прямыми удобней наблюдать с позиции руководителя в зоне стартовой прямой находясь между прямых. При необходимости можно по-дать сигнал желтым. С этой позиции отслеживается также заход на паребрик 2.
Для полного обзора трассы, при например отслеживании тактики в группе, целесообразно подняться на вышку наблюдателя, она расположена напротив линии отсечки в районе выхода с «эски»2(перед выходом на прямую1.)



Техническая подготовка направлена на изучение, совершенствование и увеличение приемов  техники движений по конкретному классу карта.
Начинаются занятия по «практическому вождению» с отработки правильной
посадки в карт и индивидуальной подгонки карта под параметры спортсмена. (это касается в большей степени УТК3, УТК4, так как УТК1,и УТК2 «прокатные» для «всех»).
( положение рук на руле – без десяти два или без пятнадцати три, распре-деление веса, положение тела).
(положение рук есть индивидуальная особенность, зависит от стиля езды, класса, имеет ли карт дв. с КПП, от возраста. Например, у детей 4-6 «слабенькие ручки», поэтому с учетом биомеханики им удобнее более верхний хват, «без десяти два», связано это еще и с тем, что «ход» руля, то есть перемещение, относительно больше, из-за бОльшей длин-ны ручагов рулевой трапеции. (на поворотном кулаке максимально отдалено, на рулевой сошке максимально приближено.)
Положение тела – установка на раннем этапе 4-6 лет на  более «вертикальное» положе-ние сидения, то есть не рекомендуемые или модные 70 или даже 60 градусов, а ориенти-ровочно 80-85).
Распределение веса – рекомендации стандартные 40/60, 43/57. но в случае с маленькими детьми не всегда получается «загрузить» заднюю часть. Это же относится к УТК3 с «сухим сцеплением».(балласт в большинстве случаев на учебных картах УТК3. УТК4 не применяется)
 Правильное положение сидения. Положение ног. Работа с органами управ-ления. Отработка посадки водителя (оптимальный наклон сиденья), особен-ности работы корпусом в разных погодных условиях и при выполнении так-тических приемов, выбор оптимального положение рук на рулевом колесе, ног.(биомеханика оптимальных углов суставов (к примеру: начальной (старто-вой) настройкой педалей является отступ «два пальца» от вертикальной проекции. Де-лается угольником, который ставится на площадку и от него на пару см отводят пе-даль. Есть нюансы установки, например, для класса Микро с шасси МС гт 01, площадка несколько наклонена, так как блок педалей установлен на кронштейне рулевой колонки. В этом случае надо корректировать положение педалей.). критерий контроля – нога не должна тянуться за педалью, газ в идеале работать носком –место чуть ниже пальцев ноги на сгибе. Педаль тормоза допустимо некоторое вытягивание ноги, но в завершаю-щей стадии накатки в режиме газ-тормоз, желательно оптимальней расположить пе-даль. Критерий – при легком нажатии карт должен стоять. (некоторые техники прибе-гают к сомнительному способу регулировки тормозной педали –нога, точнее ступня как бы согнута для компенсации люфта в кинематике привода тормозов. Для устранения се-го следует просмотреть зазоры между тормозными накладками и дисками, прокачать, и возможно изменить рычаг действия силы. То есть, изменить кинематику. На педали тя-га перемещается вверх, на рычаге тормозного цилиндра вниз. В идеале 1-2 см перемеще-ния педали.
  Отработка трогания и старта. Отработка старта «с хода». Отработка разгона при выходе из поворота. Способы торможения перед изменением курса. Торможение с помощью тормозов, двигателем. Отработка движения на пово-роте с использованием заноса задней оси и заноса 4-х колес (бокового дви-жения). Выбор траектории прохождения поворотов, преследование, "атака" впереди идущего спортсмена, обгон, "оборона".
(актуально для спортсменов на картах УТК3, УТК4. Спортсмены массовых групп перво-го года обучения, на УТК1 подбираются по конкретным картам, без тщательной под-гонки. На этапе практики вождения УТК2 спортсмены прошедшие ступень УТК1, рас-пределяются по ростовым параметрам по имеющимся картам категории УТК2)
 особенности старта и разгона.
Движение карта на повороте. Подход, вход, кривая, выход ( соскальзывание передних колес на повороте, занос задних колес, «курсовое скольжение»). Прохождение простых и сложных поворотов. Понятие 2вкатывание» в пово-рот .Оптимальный путь прохождения трассы.
Управление картом в экстремальных ситуациях.  Влияние погодных условий.
Торможение - плавное, ступенчатое, позднее. Техника торможения
Управляемость.  Движения водителя при прохождении поворота по фазам. (приборы отслеживающие движения).. Влияние настроек шасси, характери-стик момента двигателя на кривую. Поворот вдруг («трактор»). Особенности настройки шасси в этом случае.
Начальным этапом служит отработка начальной траектории. Она имеет на-звание «ходовой», «классической», на время (хронометраж») по мере накатки и стабильного результата к спортсмену добавляется один спаринг партнер 1+1, который первоначально служит ведущим (показывает траекторию) и  «проверяет» качество выполнения приемов. Потом ведущий, более опытный партнер, перемещается назад и начинает различные маневры.
Например, первоначально обгон завершается в виде опережений по трассе, без резкого выхода ведомого из за спины, потом практикуется «подкрадывание» и резкий выход на траекторию. Следующий этап, обгон на поворотах и на позднем торможении. Цель этих маневров, показать возможности картаи приучить к возможной ситуации (со-ставление «колоды карт» - набора ситуаций.   

стр.102
Методика предварительного наката. Первый этап –«ознакомление с трас-сой»
 В начальной стадии обычно прибегают к «ознакомлению» с трассой. Для этого спортсмены идут по ней пешком, присаживаясь в местах  сопряжения поворотов. Это так называемый «метод прямых». (соединение точек поворо-та прямыми и сопряжение их кривыми), и «присаживание» имитирует сектор обзора примерно с позиции картингиста. (поле зрения, высота от поверхности)
Предварительно в классе на доске рисуется эскиз  трассы с так называемой основной, («ходовой» или классической ) траектории в режиме 1 (соло). Соло означает, что спортсмен едет один и ближайший к нему не более чем в 50 метрах или больше.  Здесь задача состоит в том, что спортсмен сам начал думать как составлять траекторию применяя метод прямых, и корректируя траекторию в за-висимости от категории карта и настроек.
Здесь добиваются удовлетворительного (на три, «сойдет») качества прохож-дения поворотов, так как задача «показать» примерно «как это делается», а не обязательно именно по книжке. (здесь принцип отхода от догматического преподавания – истины в последней инстанции). Связано это с различными ТТХ как картов, так и спортсменов.
(дело в том, что карты УТК1, на которых и начинают ездить на начальном этапе все, относительно медленные, тяжелые по сравнению например со следующей ступенью УТК2,(они тоже тяжелые но уже быстрые, а значит идет дальнейшее развитие навыков вождения)  чье время (прохождения ди-станции трасы в ...) от 45 до 42 сек, в зависимости от применяемой рези-ны. То есть, траектория на УТК2 совсем иная нежели чем на УТК1, и на УТК3 отличается от УТК2 и так далее.
(42 сек. на очень «цепкой» резине и у накатанных спортсменов уже участво-вавших в соревнованиях в классе Хонда Мастер. Проблемы с «цепкой» рези-ной возникают потому, что были случаи когда УТК2 Х270 римо вставал на два колеса в скоростном  левом  повороте на 180, а шасси РИМО почти не имеет возможности регулировок жесткости, чтобы снизить «держак», так как тоже прокатная. Ну и сам двигатель с редуктором весьма тяжел и загружает правую часть карта со смещением. Поэтому на начальном эта-пе показывается «примерная» траектория, «то есть как то вот так».
(в случае такого опасного крена на УТК2 рекомендуется работа корпусом в обратную от крена сторону, чтобы уравновесить наклон. есть вариант с изменением высоты переднего кулака, снижение площади задних покрышек, изменением траектории захода в поворот на менее крутую)

требовать особого качества исполнения на УТК1 не обязательно и вот по-чему.
Группа начальной подготовки, так называемая «общая» входит в ту кате-горию приоритета, которая не является важной для стратегического на-правления , потому что здесь собраны начинающие. Можно сказать канди-даты в спортсмены. Большинство из них отсеется на первом, втором меся-це занятий даже при том, что практика вождения начинается в ... уже во вторую пятницу, фактически на шестое занятие. На этом этапе и про-исходит начальный накат по трассе, «ознакомление» с   ней. В основном это «покатушники», которые добросовестно сидят 45 минут с тем чтобы про-катиться несколько кругов, и, убедившись, что это «не их»(секция) исчеза-ют.
Интерес для ... (а в перспективе для …….. ) представляют те, кто имеет желание и способность «крутить гайки» (со следующим профориентировани-ем –слесарь МСР, водитель –испытатель, инженерно-технический работник и т.д, то есть «технарь»). Поэтому для них организована группа «механики» и не просто группа, а тренировочная на УТК2, в которую они попадут после пред.обучения на УТК1, а УТК2 имеет совсем иные ТТХ нежели УТК1, уже по причине применяемой «спортивной» резины (Моджо, Бриджестоун, Вега) взятых после эксплуатации картов «спортивного» направления. То есть, тра-ектории совсем иные. И они будут еще более разные в других классах, УТК3 например.
Таким образом, здесь работает принцип – «примерно как», а не жесткое накатывание «по книжкам». Это один из приемов формирования «гибкого» адаптивного мышления который был присущ картингистам СССР не стандартных классов. (то есть тем где можно чтото делать. например Союзный Б, в нашей классификации роль союзного Б от-ведена УТК3 Х200/270 «свободный»).
По мере наката в его «классическом» «сольном варианте» и отработки мини-мальных приемов (вкат в поворот), сложность добавляется либо подключает-ся спаринг партнер. (вкат в поворот это начальная стадия для начинающих, а для массовой группы на УТК1 и основная, потому что УТК1 имеет редуктор и позволяет «вкатываться». Применение в этой группе, массовой, приемов торможением корпусом карта и позднем торможении чревато для технического состояния прокатного УТК1. А уж говорить о приеме газ-тормоз, можно для категории УТК2 закрепленной за конкрет-ным спортсменом выступающим на соревнованиях. Но на практике большинство из мас-совых групп не доходят до категории УТК2.

Второй этап накатки.
Обычно  после того как большинство  колеблющихся  покинут начальную группу, и состав ее стабилизируется, (как раз проходит пара месяцев пример-но 24 занятия из которых на практику вождения примерно 18 часов), «уста-канивается», начинаются собственно занятия по накатке.
( До этого как бы игровой режим. Кому надоело сидеть в классе и обслуживать карты («халявщики и покатушники») исчезают, и остаются собственно «работяги», каковые хоть и имеют желание кататься, но готовы для этого крутить гайки. )
То есть, сам принцип работоспособности переходит уже от кручения гаек в отработку поворотов, ведь, по сути, тренировка спортсмена это довольно та-ки монотонный труд. Причем в любую погоду. Поэтому всякие праздно ша-тающиеся здесь не задерживаются. (прием формирование качеств - педан-тичности и монотонности)
К этому времени (18 часов наката) УТК1 уже исчерпывает свои функции как тренировочного карта (здесь имеется в виду что тренировка не менее часа. Это 60 -70 минут, при трехдневном графике. В большинстве «массовых» секций себе это позво-лить не могут и зачастую на один-два карта выстраивается очередь. Это три-четыре круга. Ни о чем можно сказать.
Практика наката на УТК1 в ...говорит как раз о том, что после 18 часов наката (в большинстве случаев) навыки вождения не растут, рост спортсмена как водителя прекращается, а навыки механика не развиваются вообще ни-как, и спортсменов (механиков) начинают пересаживать на более быстрые, но все еще такие же тяжелые УТК2, прикрепляя к более опытным «второгод-никам», каковые впрочем сами же их и обучали на УТК1 в качестве инструк-торов (например «показывая» траекторию для УТК1 на УТК2, за коими и за-креплены.
В отличие от УТК1 УТК2 значительно быстрее за счет бОльшего диапазона оборотов ) до 6000 против 4500 у УТК1, более скоростного соотношения, на-личием шин от спортивных картов, которые хоть и б/у но обеспечивают «держак» в повороте куда лучше чем применяемые жесткие «дубовые» про-катные покрышки.

 (На УТК2 все в комплексе позволяет повысить качество обучения навыкам вождения  и поднять процентное соответствие по отношению к УТК4 приблизительно 75- 80 про-центов, при том, что обслуживание не дорогое, а приобретенные навыки вождения по-зволяют перейти как в категорию УТК3 так и УТК4. дальнейшая технология накатки, это переход в УТК3 или УТК3 «свободный». Данные классы (УТК3) не ставят целью спортивное совершенствование как цель основную, но практика наката и тренировок в режиме УТС позволяет развить навыки водителя-испытателя, механика настройки си-стем карта, аналитика.
 таким образом формируется нечто подобное отряду «космонавтов», чтото типа гос-резерва, откуда при необходимости можно взять того или иного спортсмена с мини-мальным профильным обучением, так как основная база навыков  уже заложена.)

Те из начинающих, кто не справился с более быстрыми УТК2, возвращаются обратно в категорию УТК1.
(возраст – обычный около 10 лет, может чуть раньше. 8 и 9 еще начинающие и гайки не очень способны крутить).
Отдельная категория – владельцы личных картов УТК3 и УТК4. В этом слу-чае теория также как обязательная, но практика может быть увеличенная, то есть дополнительные дни когда занимаются спортсмены по схеме УТС. Но это после преднакатки и примерного соответствия классу карта. (то есть вре-мени прохождения). В этом конкретном случае методика индивидуальная как и инструктор. Но отработка по общей схеме. Возраст от 8 лет.
Таким образом, на втором этапе накатки могут присутствовать все категории УТК 1,2,3,4.
Здесь отрабатывается каждый поворот и связки. То есть, группа на УТК1, кто не сдал нормативы, проходят повороты на них, те кто сдал зачетные номати-вы УТК1 продолжают на УТК2. Счастливые обладатели УТК3 и УТК4 так и так занимаются по индивидуальной программе накатки. У них отслеживается «стиль» вождения и в соответствии с этим производятся настройки систем карта.
( например, УТК3 Х200/тони карт отличается от УТК3Х200 /МС, хотя категория одна и таже. УТК4 Мини с 2х тактным дв.Парилла имеет иные диапазоны отличающииеся от 4х такной Хонды или Лифана. Сам стиль вождения к которому тяготеет спортсмен( «засадный» или «ходовой») вызывает необходимость разных настроек шасси. Для «за-садного» стиля (характерного для картов с КПП, с крутой траекторией захода,) кастор больше.  Да и двигатель тоже желателен с тяговой характеристикой. Это как кубик Рубика с гранями под сто вместо девяти. Как соберешь- так и поедешь. Это еще один прием формирования гибкого адаптивного мышления . победа по очкам принцип харак-терный для англосаксонской цивилизации – технологии.
На этом этапе накатки отрабатываются повороты и связки. Начальный этап отработка шпильки. Если есть возможность, то трасса «сокращается», на-пример для отработки поворота на 180 используется самый минимальный участнок трассы Н.Ч, захватывающий две прямые параллельные между со-бой. Получается вытянутый овал с длинной 100-120 метров и радиусом пово-рота 5 метров, то есть между потоками 10 метров.
Прохождение поворотов на 180  один из проблемных, и кстати, прекрасная возможность поднастроить шасси (УТК3, УТК4), под аналогичные повороты в Б.Сабах. прохождение практикуется в разных направлениях.
(поднастроить шасси, у нас например ушло около пары недель чтобы настро-ить «интерпид» на «стояк» в 180 (в новом варианте трассы 2017 года). с вы-вешиванием внутреннего заднего колеса. Ну и конечно на дрессировку спортсмена именно на прохождение180. обкатывали новый вариант трассы, и что характерно, скорость прохождения снизилась за счет связки и выхода на прямую именно на 180. например время для Микро с 44 сек поднялось до 52 ек.)
Отработка поворотов на 180 практикуется до показателя  качества прохожде-ния «удовлетворительно». (сойдет). Целесообразность – здесь прибегаем к принципу «примерно как», то есть, важен сам принцип как проходить, так как для разных шасси разные трактории. То есть пилот должен сам (по воз-можности) отследить и отстроить карт. (прием формирования самостоя-тельности выбора решения).
 Делается потому что, как только мы изменим конфигурацию, добавим пово-рот или связки, то заход на траекторию уже может быть совсем другим.
(связка формирует тактическое мышление на несколько ходов вперед)
На примере трассы ... овал (две шпильки по 180 на параллельных прямых по 100 метров) превращается в короткую трассу, путем добавления поворота или сектора трассы.  Это либо захват поворота ложка, и по обычной на «эс-ку» с выходом на прямую (400 метров)  либо, минуя его, сразу направо, что целесообразней с точки подачи сложности задач по нарастающей. То есть, первый этап «овал», второй, когда второй поворот на 180 развернем до 90 (тут можно сразу на 90. это скоростной выход, можно сначала повернуть на 180 и только потом на 90, это «на засаживание». (см.варианты «урезанных трасс» в прил.)Такая урезанная трасса хороша тем, что ведущий тренер мо-жет отслеживать большинство поворотов перемещаясь по секторам до 50-100 метров. В случае когда задействована вся трасса, наиболее удаленные пово-роты не просматриваются.
 Отработка качества прохождения траектории «соло» на УТК4
(методика Лобкарев(....)Ш – ее применяют все более менее опытные картингисты, и у нас в том числе. но Максим первым об этом рассказал детализированно, за что и по-пал в историю, ну и  мы добавили литературной «воды»)
Суть методы проста – начинающего надо заставлять ездить на слабом соот-ношении. Не сразу, а после начального обучения траектории вообще. В дан-ном случае так называемой «классической», «соло» или «на время.» никаких тебе газ-тормоз, позднее торможение и работа корпусом. Классика. То есть, все эти джазы и картины в стиле черный квадрат только после освоения классики. По-чти по книгам. Но естественно по ТТХ карта. В данном случае на УТК4 Ми-ни устанавливается соотношение минус 3 от рабочего в гонке.на трассе ,это звезда 70, 69,68. При передней 10.
Ученик неизменно «засаживает» карт при «выходе» что заставляет его искать более оптимальную «ходовую» траекторию. Это означает и изменение входа. После отработки навыка на «слабом» (скоростном) соотношении, устанавли-вается «обычное». Учитывая «правильность» траектории время может суще-ственно измениться более чем на секунду.
(обычно на финальный хронометраж ставят «скоростное», потом минус 1, особенно ес-ли приходится выбираться из середины.)
 
конец цитирования на стр.106 из 160
продолжение следует


Рецензии