Вермеер. Маленькая улица

     Ян Вермеер. Маленькая улица. 1657.холст, масло. 53,5 ; 43,5 см ,известна под названием «Вид дома в городе Дельфт» Рейксмюзеум.Амстердам
   
     В конце 50-х годов 17 столетия, благодаря своему творчеству и удачному вложению средств семейством Болнес, Вермеер добился достаточного экономического благополучия.

             Финансовая независимость позволяла Вермееру, как художнику, писать картины по призванию души и выбирать темы работ, следуя скорее своим желаниям, нежели требованиям художественного рынка сбыта картин. В это время живописец Вермеер создает свои знаменитые городские пейзажи «Улочка» и «Вид города Делфта». Пейзаж-ведута или городской вид «Улочка Делфта», производящий впечатление безмолвного вневременного затишья, является достаточно своеобразной и тонкой работой голландского художника.

 ОПИСАНИЕ.

        На этом полотне Вермеер изобразил вид из своего окна. Зритель видит обветшалый кирпичный приют для престарелых. Но о пейзаже нельзя сказать, что он выражает бедность и убогость. Песок тротуара разглажен граблями, крыльцо дома вымыто, фасады снизу выбелены известкой и увиты диким виноградом. Художник любуется каждой деталью, каждым кирпичиком.

      Бытовой жанр, к которому обратился Ян Вермеер, отличает это полотно от предыдущих работ живописца на библейские и мифологические сюжеты. Прямые углы чередуются с треугольником, образованным домом и небом. Стены, камни и кирпичная кладка окрашены в густой цвет, что делает их почти осязаемыми.

      Два дома, чьи фасады представлены лишь частично в соответствии с правилом третей, соединенны входной аркой. На заднем фоне открывается вид на крыши других домов и небо с облаками. Здания изображены с потрясающей реалистичностью, с изношенными местами красным кирпичом и известковой штукатуркой; на первом этаже окна из свинцового стекла, деревянные жалюзи. На улице тротуар из плитки с дорогой, которая покрыта галькой.

         Четыре человеческие фигуры изображены в меньшем масштабе и в повседневной обстановке: две женщины заняты работой по дому — одна стирает, другая шьёт, и двое детей, сидя на корточках, играют на тротуаре.

     По одной из версий, на картине «Маленькая улочка» был нарисован вид из окон трактира «Мехелен», находившегося на одной из площадей Дельфта и принадлежавшего родителям художника. Окна трактира выходили на богодельню, которая была снесена в 1661 году, а сейчас на этом месте современное здание, где расположился Vermeer Centrum, в котором находится экспозиция, посвященная художнику.

ИССЛЕДОВАНИЯ.

      Профессор истории искусств из Амстердамского университета Франс Грейзенхаут  в поисках ответа обратился к городским архивам. Он скрупулезно изучил записи о сборе сбора за очистку городских каналов, сохранившиеся с 1667 года.

      Дноуглубительные работы и поддержание в порядке набережных, согласно тогдашним законам, финансировались владельцами домов, стоявших вдоль канала, причем величина сбора напрямую зависела от ширины выходившего на канал фасада. Так что документы содержат данные о размерах зданий и расстояниях между домами с точностью до шести дюймов (около 15 сантиметров).В результате профессор Грейзенхаут обнаружил два дома в восточной части города, описание которых ему показалось подходящим.

       Точный адрес: Фламандская улица (Vlamingstraat), дома 40 и 42. Здания XVII века не сохранились, сейчас на их месте построены дома последней четверти XIX века, но даже теперь, сравнивая нынешний вид улицы с картиной, можно заметить очевидное сходство. Единственное заметное отличие в планировке – один из двух проходов теперь сохранился один, за счет второго был расширен дом. Сейчас там находится помещение, где владелец дома хранит велосипеды и лодку, но через него по-прежнему можно пройти в находящийся за домом сад.

        Как установил Грейзенхаут, в правом из изображенных домов жила Ариантген Клас ван дер Минне , сестра отца Яна Вермеера. Она была вдовой с пятью детьми и торговала требухой. По ее занятию переулок рядом с ее домом носил название Penspoort, Требуховые ворота. Интересно, что это название упоминается даже в одном документе 1877  года, спустя два столетия после ее смерти.

        Мать Вермеера и его сестра Гертрейт жили в доме наискосок, через канал, так что дом у Требуховых ворот он мог видеть многократно. Да и постоялый двор «Мехелен» находился в нескольких минутах ходьбы. Так что личная связь художника с этим местом подтверждает гипотезу Грейзенхаута. Более того, возможно, люди, которых мы видим на картине «Маленькая улочка», были членами семьи Вермеера. В частности сидящая в дверях женщина, может быть, и есть Ариантген Клас ван дер Минне.

     Как утверждает профессор Грейзенхаут, Вермеер не писал картину на открытом воздухе, а, скорее всего, сделал лишь довольно точный набросок, передающий строение дома, закончив работу уже в мастерской. Также Грейзенхаут полагает, что картина была написана несколько позже, чем считается, не в 1657 – 1658, а в 1660 – 1665 годах.

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ.

     С 16 мая 1696 года картина находилась в коллекции Диссиуса. Полотно приобрёл Питер ван Рюйвен. После смерти покупателя и его супруги, новым владельцем картины стала их дочь Магдалена ван Рюйвен и её муж Яков Диссиус. Из коллекции Диссиуса полотно было продано неизвестному покупателю за 72 гульдена.

     8 апреля 1800 года, через три года после смерти Геррита Виллема ван Остена де Бруна, картина была продана Питеру ван Винтеру за 1040 гульденов. После смерти Питера ван Винтера в 1807 году, полотно перешло к его дочери, Лукреции Иоханне ван Винтер. В 1822 году она вышла замуж за Хендрика Сикса. После их смерти в 1845 и 1847 годах, владельцами картины стали два их сына.

        В 1860 году владельцем полотна стал Ян Питер Сикс ван Хиллегом, который превратил свой дом в музей. После его смерти в 1899 году, картина перешла во владение к его сыну Яну Сиксу. 12 апреля 1921 года картина была выставлена на аукционе, но никого не заинтересовала. Ян Сикс выставил полотно на неделю в Лувре, чтобы привлечь потенциальных покупателей, но снова безрезультатно. В 1921 году Виллем Генри Детердинг купил картину за 625 000 гульденов и подарил её Нидерландам. Полотно вошло в экспозицию Государственного музея в Амстердаме.


Рецензии