Таинство

Мы приходим на сайт прозы и открываем для себя новый мир, который создают авторы на своих страницах. Белый лист покрывают буквами, которые складываются в слова, строчки – засеянные семенами мыслей бороздки, по которым читатель движется взглядом, собирая урожай.
Некоторые авторы выстраивают на своих страницах-наделах бастионы мемуаров и повестей, некоторые создают лабиринт из новелл и эссе, украшая их цветами-ловушками ярких картинок, некоторые пытаются возвести храм, а другие обустраивают рыночную площадь. Я заходила и в открытые двери пресс-центров с их дискуссионными клубами, лекториями, кружками по интересам. Попадала и во дворцы, украшенные виньетками афоризмов и стягами, с вытканными столбиками стихов.

Однажды удача улыбнулась мне, и я попала в настоящий замок. И окунулась в его атмосферу. Тревожную атмосферу. Итак, господа, вечер.
«Искры заходящего солнца гаснут на темных уступах Черехского хребта. Крылья сапсана ловят восходящий поток воздуха – день затухает, охота удалась, пора домой. Ветер шуршит в сизых перьях, гоняет шар перекати-поля по красноватой сухой земле, треплет вымпел с синей птицей на вершине башни. …  Ветер бился в тесноте нижнего двора, лез под потную рубаху, холодил спину. Одинокий прошлогодний лист в испуге метался по двору, словно его лапой гонял шаловливый котенок».
«Дым из трубы пригибался к земле. Быть грозе к утру – это точно. Как не быть, если баронесса не в духе. … Досталось всем: управляющему, слугам, даже наглый кухонный кот прижал порванные уши и спрятался в темный угол. Остальные, по возможности, поступили так же».

Смутные времена.
«С тех пор, как из Аррана снова потянуло гарью костров, уже стало понятно, что негус Малак всерьез и надолго уселся на Морионовый трон. А как только он огнем, топором и дыбой наведет порядок у себя, первое же, что придет ему в голову – Черех».

Черех.
«Черех – пристанище беглецов, магов, которым стало слишком горячо в Арране. Черех – перекрывающий дорогу Малаку на север, нагло требующий пошлины за проезд, Черех – это лес и руда, которые так нужны Аррану.  Купить – денег не хватит. А ведь можно просто снова подмять под себя Черех вместе с его рудой, южным торговым трактом и работящим, умелым ремесленным людом. Выжечь огнем непокорные осиные гнезда баронов, и поставить над Черехом арранского наместника…»

Баронесса.  Тейтрин Шион.
«Она и сама напоминала лису. Только не рыжую, а серебристую, которая водится здесь, на Черехском пустынном плато среди серого песка и изморози солончаков.  Узкое лицо, высокие скулы, хищный раскосый разрез глаз. А цвет глаз непонятный, меняющийся в зависимости от настроения».

Атторон
«Только жрец Атторон… божий человек, сомнений и страха не ведающий… поглаживал седые длинные усы, …  прочно обосновался за столом напротив хозяйки Шиона, с твердым намерением не вставать, пока не услышит нужного ответа. …но трудно найти слова, когда на тебя смотрят пустые холодные глаза. …Да и не любил Атторон заглядывать Шионской хозяйке в глаза. Голова кружится, словно над пропастью стоишь. Не ясно, что там внизу, на дне. И есть ли дно. … сжал в кулак изуродованные подагрой пальцы Атторон.

– Я не боюсь, – голос у баронессы глубокий и выговор странный. Все острые, каркающие черехские слова ей удавалось округлить и сгладить. И все равно, сказала, что отрезала.
– Я знаю. А Шион боится. Весь Черех боится. Люди хотят мира. Ажбы вы позволите арранцам обжечь наши горы огнем, как морион? Вы хуч представляете, что значит большая война?

Атторон, когда волновался, забывался, и тогда из него так и сыпались местные шершавые словечки. …

– Самим от арранцев нам не отбиться низач. А если в союзе с соседями, то хуч шансы есть. Но баронский совет постановил, что на помощь может рассчитывать только барон, а раз в Шионе барона нет, то либо вы должны найти себе мужа, либо воевать с арранцами самой. Выполните условие совета. Выбрали бы себе уж жениха! Вот они, в замке, просто назовите любое имя».

Хорошо, если мне удалось заинтриговать читателя. Автору, Владе Дятловой, удалось увлечь меня надолго.

Удивительный стиль - глубокая философия народных поверий, богатейшая лексика, неожиданные стороны и следствия вроде бы обыденных событий, тонкая психологическая прорисовка персонажей, выверенная динамика повествования, которая не загоняет читателя, но и не отпускает.

Свет-тьма, добро-зло всё относительно и во взаимодействии, как в реальной жизни. Всё взаимосвязано в быту, и в тонких сферах. Всё надо успеть сделать вовремя, иначе напрасны труды.

Важно правильно оценивать свои возможности и возможности других, распределять нагрузку в зависимости от сил, способностей и человеческих качеств того, кого берёшь в помощники, определять приоритеты и последовательность действий.

И конечно же связь времён!

Разве лишними будет в наши дни понимание того, что:

- Боги иногда подают нам знаки, но мы не всегда можем их разглядеть (с)

…смутные чувства, как болотные огоньки, могут утянуть слишком далеко. (с)

… /и сожгу в ней… не войско, …но их храбрость и веру/. А человек без веры, как крыса – может лишь бежать и прятаться. (с)

Главное, слова правильные – хотелось бы думать, что мир стоит на благородстве, дружбе и бесстрашии, но, увы, держится он на жадности, трусости и предательстве. И если умело говорить о высоком, но незаметно давить на эти незыблемые чувства то,/…кто знает, насколько большое войско в результате встретит Малака в ущелье?/

А как тонко написано о предательстве и коррупции!

«Гонец распрямился, тряхнул головой и громко сказал:
– Барон Дунланг, глава баронского совета, занемог – печеночные колики. Соединенное войско придет, но позже, когда Дунланга хворь отпустит. 
– Что тут скажешь? Понятно было, что баронский совет будет выжидать, пока арранцы не порвут Шион в клочья, а мы их потреплем так, чтобы остальным осталось только на все готовенькое прийти.
Надолго Малака мы не испугаем, силы неравны и, возможно, он знает, что Дунланг не придет нам на помощь. Чем тайх не шутит, Дунланг мог и мзду от негуса взять. Черехские бароны всегда жили по правилу: «мой надел с краю…», золото взял, а дальше трава не расти».

Баронесса Тейтрин Шион вовремя выполнила навязанное ей условие баронского совета, но…
"И кому тогда такая совесть нужна, если бессовестность не переплюнешь!"  (Байка о двоедушнике)

И очень хочется подчеркнуть, и особо выделить насущное для нашего смутного времени, нашего средневековья – я говорю о доверии.

Доверие.

«Барон не тот, у кого на пальце перстень, а тот, кому верят. А доверие такая штука, как тонкое стекло – надо много времени, чтобы сделать бокал, а разбить его можно одним движением».

Что же думает о доверии Рэд, барон Шион, избранник Тейтрин:

«Но почему-то/ему/ вспомнились бродячие циркачи в Санхее: канат, натянутый высоко над брусчаткой площади, седой, но еще крепкий мужчина и девушка над замершей толпой. Они не смотрели ни на канат, ни на людей – только друг другу в глаза, балансировали на тонкой нити крепко-накрепко переплетенных взглядов. И сойдясь на середине, канатоходец сказал: «Ап!», а девушка, не задумываясь, оттолкнулась, взлетела высоко, кувыркнулась, по-птичьи раскинув руки, приземлилась ему на плечи. Рэд навсегда запомнил не стон площади, не натужный гул каната, а их улыбку – одну на двоих. Так могут улыбаться только люди, безгранично доверяющие друг другу. Выйти третьим на этот канат почти невозможно – нарушится хрупкое равновесие. Но если не выйти, навсегда останешься на грязной брусчатке, далеко внизу».

И в заключение:
«Вы дайте ей время… понять, что никого не бояться и бояться за кого-то – разные вещи».
 
Я не могу рекомендовать всем тут же броситься читать произведения талантливейшего автора Влады Дятловой: её замок – не проходной двор. Только тем, кто ценит красоту слова, кто может увидеть и считать завуалированную мудрость, кто способен сложить картину из паззлов текста. Умным людям, совестливым. Тонким ценителям слова.
А я счастлива тем, что не все произведения Влады мной прочитаны. Предвкушаю…

Все цитаты взяты из повести «Четвёртый».


Рецензии
Как хорошо, дорогая Кира, Вы сказали о новом мире, который создают авторы на своих страницах. Иногда хочется в него войти, а иногда он отталкивает. Всё зависит от внутреннего мира автора, который он выплёскивает на страницу.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   04.12.2021 15:24     Заявить о нарушении
Я почему-то думала, что уже нет моих произведений, где бы не было Вашей рецензии, дорогой Владимир.
Спасибо Вам. Вы самый надёжный бастион здесь на прозе для меня.
Вы и Влада пишете очень по-разному, но, видимо, я здесь остаюсь благодаря Вам и ей. И тянусь)) Хочется соответствовать.
Ещё прекрасно пишет Никита "Марзан". Конечно же и Галины Корецкой мне очень не хватает. Удивительный ум и взгляд на многое. Очень хороши работы многих, но я не очень воспринимаю россиян, я не знаю их реалий. У меня менталитет другой. Другая атмосфера. Жаль, мало сейчас пишет Виктор Афсари. Хорошо хоть я вижу у Вас некоторые его рецензии. Становится спокойнее за него.
Недавно открыла для себя Александра Славнова. Политических его замечаний я не всегда могу заценить, а вот жизненные вещи у него глубокие, яркие и язык чрезвычайно хорош. Если что, могу пару ссылок дать.

Вот я разоткровенничалась!))

Кира Викторова   05.12.2021 01:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.