Уникальные портреты Рембрандта

   Рембрандт ван Рейн, «Портрет Мартина Солманса» (ок. 1634)Лувр.Рейксмюсеум
   Рембрандт ван Рейн, «Портрет Опьен Коппит, жены Мартина Солманса» (ок. 1634)Лувр . Рейксмюсеум
 
     Полнометражные портреты в натуральную величину были редкостью в тогдашних Нидерландах. Они встречались у живописцев из Фландрии и стран юга Европы, причем изображали в этом стиле, как правило, членов королевских семей или крупных аристократов.

    Портреты уникальны для творчества Рембрандта тем, что он в первый и последний раз написал людей в полный рост и в натуральную величину (размер каждого холста 209 на 135 сантиметров).
          
    Портреты были написаны Рембрандтом через год после  свадьбы Мартена Солманса (Maerten Soolmans) и Опьен Коппит (Oopjen Coppit)в 1634 году. За них художнику было заплачено 1 тыс.гульденов.   Хотя персонажи были написаны индивидуально, портреты хранились вместе с момента их создания.  В отличие от многих портретных пар 17-го века, эти двое всегда висели бок о бок в различных коллекциях Амстердама или Парижа .
      
     Мартен и Опьен тоже выглядят гордо, почти царственно, но это семейство крупных предпринимателей буржуазного государства, представители новой аристократии, для которой состояние банковского счета и деловая репутация важнее длинных родословных.

       Мартен Солманс (1613 – 1641)

 происходил из богатой кальвинистской семьи, занимавшейся производством сахара. Семейство Солмансов в 1585 году бежало от религиозных преследований из Антверпена в Амстердам. В 1628 году, когда Мартену было 15 лет, он отправился в Лейден, чтобы учиться юриспруденции.

      С изучением права у него ничего не вышло, зато в 1633 году он женился на Опьен Коппит (1611-1689) из богатой амстердамской семьи, сделавшей состояние на торговле зерном и порохом.  Свадьба состоялась 9 июня, и небольшую сумму из 35 тысяч гульденов приданого невесты решили потратить на портреты молодоженов.

       Солманс и Рембранд познакомились еще в Лейдене. В 1631 году художник перебрался в Амстердам, открыл там мастерскую и быстро стал популярен. Он жил на Йоденбрестрат неподалеку от Ньив-Хогстрат, где располагался дом семейства Солмансов (сейчас на месте их дома здание Нидерландской королевской академии наук). Над портретами Мартена и Опьен он работал в 1634 году (по совпадению в тот же год сам художник вступил в брак, его женой стала Саския ван Эйленбрюх).

    На Мартене очень богатый черный костюм, состоящий из пальто с широкими полосками, бриджей и короткого плаща из того же материала, широкого и плотно прилегающего кружевного воротника, гладких манжет, кружевных розеток на поясе и на обуви, белых чулок с кружевными бантами на подвязках.

      Одни только гигантские кружевные венчики на пряжках его башмаков способны произвести неизгладимое впечатление. Широкополая черная шляпа с напуском закрывает его густые светлые волосы. Перчатка, которую Мартен Солманс держит в руке, символизирует его верность своей избраннице.На правой стороне фоном служит голубовато-зеленая занавеска.

 Опьен Коппит (Oopjen Coppit)

     Опье Коппит происходила из богатой и уважаемой семьи регентов,сколотивших свои капиталы на  торговле порохом и хлебом.Состояние её деда оценивалось в 200тыс. гульденов. Невеста получила в приданое 35 тыс гульденов.Мартен был на два года моложе Опьен. На момент свадьбы 9 июня 1633 года жениху был 21 год ,а невесте 23.

        Опьен стоит  на полу вымощенном плиткой и смотрит на зрителя. В правой руке на золотой цепочке она держит богатый веер из черных страусовых перьев.Левой рукой, спускаясь на ступеньку, она слегка приподнимает свое красивое  платье из черного шелка с высоким лифом, на котором рельефно выделяются ее широкий и плотно прилегающий кружевной воротник и браслеты с кружевной отделкой.


    На поясе и на туфлях кружевные розетки. Ее светлые локоны собраны сзади в чепчик; толстая черная вуаль спадает вниз.
  На даме несколько изысканных украшений: жемчужные серьги, жемчуг на украшении прически, ожерелье из четырех нитей жемчуга и браслет на левой руке – из трех. На обеих руках у дамы золотые кольца, а третье кольцо висит на цепочке на шее.
     Жемчуг в то время считался более ценным, чем бриллианты.

           Позднее у изображенной на портретах пары родилось трое детей: Хендрик (1634), Ян (1636) и Корнелия (1637). После смерти мужа Опьен вышла замуж вновь за капитана Мартена Питерса Дай (Daey), также вдовца, прибывшего со службы из голландских владений в Бразилии. Новый муж в Голландии служил в городке Мартенсдик, в 1650 году участвовал в обороне Амстердама от войск Вильгельма II, затем командовал полком.
    
     В 1651 году у Мартена Питерса и Опьен родился сын Хендрик. В 1660-х Опьен, ставшая вдовой, жила в доме на канале Сингел. В передней комнате были повешены портреты супругов. Также в доме имелись еще две картины Рембрандта: «Портрет старика» и «Святое семейство». После ее смерти картины оставались в собственности семейства Дай.После смерти второго супруга Опьен переехала к сыну от второго брака и умерла в 1689 году в возрасте 78 лет.

ИСТОРИЯ ПОРТРЕТОВ.
    
     Пара портретов находилась в частных коллекциях в течение долгого времени, переходя по наследству, в качестве приданого или же продаваясь. В 1877 году после смерти Анны Луизы Агаты ван Винтер ее девять детей решил продать принадлежавшие ее картины, и в числе 67 произведений искусства эти парные портреты приобрел барон Гюстав де Ротшильд (1829-1911), заплативший полтора миллиона гульденов.

   В марте 2015 года поступила сенсационная новость, что Эрик де Ротшильд намерен продать эти портреты за 150 миллионов евро.Ни Лувр ,ни Рейксмюсеум не могли найти такую сумму,чтобы приобрести эти работы.

    Наконец, 30 сентября Франция и Нидерланды объявили, что успешно пришли к соглашению о совместной покупке шедевров. Обе страны изыскали по 80 миллионов.      
       Французские законы требуют, чтобы каждая из сторон стала владельцем конкретной картины, поэтому Франции досталась Опьен Коппит, а Нидерландам – Мартен Солманс. Но, согласно договору, в действительности картины разделяться не будут. Это первое соглашение такого рода между Лувром и Рейксмюсеумом.

       Так как на момент покупки 1 февраля 2016 года портреты находились в Лувре, то этот музей выставил их первым. Чуть больше месяца реставраторам потребовалось, чтобы расчистить холсты, и 10 марта они были торжественно представлены публике. На это мероприятие прибыли президент Франции Франсуа Олланд и король Нидерландов Виллем-Александр с королевой Максимой. В Лувре портреты пробыли некоторое время после чего были  перевезены в Амстердам, где их выставили в одном зале с «Ночным дозором».
 
     Портреты будут выставляться в Амстердаме и Париже сначала по пять лет, потом по восемь лет. При этом Лувр и Рейксмюсеум договорились, что эти картины не будут передаваться на выставки в любые другие музеи.


 


Рецензии