Уроки югославской трагедии. Послесловие к книге Мо

Заключение
Уроки югославской трагедии

Статью отца Александра Шаргунова об итогах югославской трагедии я перечитываю снова и снова. В ней есть все ответы на Раткины и мои вопросы о том, зачем воевали сербы в Боснии на Балканской войне в конце ХХ-го века.
Впрочем, западные политики эту войну называют вполне безобидно — конфликтом.
«Зря я воевал...» — часто и горестно срывалось с уст усталого сербского воина. Соглашения в Дейтоне, заставившие сербов сдать отвоеванные ими сербские земли, деморализовали дух сопротивления многих солдат.
Результатом же Дейтонских соглашений явился полный распад Югославии на несколько независимых государств. В том числе отделились такие бывшие республики Югославии, как Хорватия и «Босния и Герцеговина». Именно в этих республиках и происходили самые кровавые и жестокие сражения во время Балканской войны конца ХХ века, направленные на вытеснение сербов с их исторических земель. Особенно несправедливым стало вытеснение сербов с Косовских земель и массовые переселения на эти земли давних ненавистников сербов — албанских экстремистов. В итоге Косово, сердце православных сербов, при поддержке миротворцев НАТО, было силой оккупировано и отторгнуто от сербского народа.
Конечно, надо было сохранить основной костяк сербской армии и в целом сербский народ от полного уничтожения. Возможно, этими аргументами шантажировали, в простоте моего мышления, сербских высоких руководителей для того, чтобы они оставили свои земли и согласились на унизительные для народа условия дальнейшего существования, ведь на борьбу с сербами бросили несколько сотен тысяч неприятельских сборных войск. Только с западной стороны Боснии и Герцеговины на Баня-Луку, столицу Республики Сербской, собралось трехсоттысячное враждебное войско оголтелых вояк, давних, исторических противников сербов. При поддержке авиации Нато и при поддержке отрядов наемников, прибывших из стран Юго-Восточной Азии, они готовы были вытеснять сербские анклавы с исторических земель до их полного уничтожения.
По своей сути, наемники из Ближнего Востока были сформированы, по идеологии и способам ведения войны, как игиловская армия, беспощадная и одержимая идеей установления своих собственных законов на Балканах.
Почитайте воспоминания русских офицеров, воевавших на стороне сербов, — сколько там щемящей боли! И какие жестокие фотографии с обезглавленными христианскими священниками выложены на русских и сербских сайтах. Да, все это было! Но сейчас об этом «приказано забыть»! А как забыть? Пока ты жив, твое сердце, переполненное собственной болью, бьется, а значит, помнит все! И стоят, торчат в нем острым клинком вопросы, на которые ответов нет.
«Зачем воевали? Зачем проливали кровь? Лучше бы уехали в заморские царства и тридесятые государства. Многие бы сербы тогда жизнь сберегли. Не остались бы калеками да сиротами. Нет правды на войне».
Так думают сегодня многие славные сербские воины, вынужденные, по заключении дейтонского соглашения и своего позорного отступления, прятать свои семьи по потаенным н;рам. Так же скрывались от неправедного суда предводители боснийских сербов Радован Караджич и генерал Ратко Младич, но и они не убереглись. И Милошевича давно предали Гаагскому Трибуналу!
Так зачем воевали сербы? Почему их лишили права защищать свой народ? Почему делают изгоями со своей исторической родины в Боснии и Косово? Почему отошла Республика Сербская Краина на чужие земли, почему изгнали из своих анклавов именно сербский народ? Почему виноваты и демонизированы только сербы? Кто ответит им? Не уберегли они свои исконные земли, как призывала их сербская кровь, нахлебались предательства по самую маковку. Предал их Дейтонский мир, предали политики, предала Европа... Надругались над славой сербской, поглумились над честью воинской. На позор, на вечную муку обрекли совесть нации.
Сегодняшние западные и проамериканские политики стараются забыть о Балканской войне. Быть может, пишут, но не издают военных мемуаров сербские офицеры и до сих пор преследуются Гаагским трибуналом лидеры сербской нации. По бывшим эпицентрам жестоких сражений новые власти Боснии и Герцеговины прокладывают сегодня туристические тропы. И выросло уже поколение сербов, которые почти ничего не знают о последней войне.
«Сегодня сербский народ, также как и русский, политически деморализован... деморализован нравственно... — писал в 1999 году протоиерей Александр Шаргунов, настоятель московского храма святителя Николая в Пыжах... — И мы видим, анализируя все последующие события в мире, что происходит неизбежный отказ от политики по законам совести и человечности, и эта тенденция все более нарастает. Да, сегодня в мире нет честной политики. Действует тюремный уголовный принцип «Кто смел, тот и съел»* (там же — авт.).
«Чем отличается нынешняя демонизация целого народа от классического геббельсовского нацизма?» — пишет в своей статье отец Александр. И сам отвечает: «Человечество все более охватывает равнодушие и отчаяние, и в мир высвобождается больше ненависти и страха, чем за все прошедшие века»* (там же — авт.).
Абсолютным злом хотят представить в мире сербов и под флагом «якобы правды» идут против целого балканского народа. Это безумие зашло слишком далеко и вступает, как говорит отец Александр, в область мистики. Это безумие не просто против одного народа, сербского или русского, оно может разнести, уничтожить и самих заказчиков этого безумия. «Кто раздует пламя — обожжет искрами глаза», — говорит сербская пословица.
«На наших глазах вырастает чудовище, пожирающее все человечество... И действительно, мы пришли к тому, что сейчас уже сто;т вопрос не о том, есть ли Бог, а о том, есть ли человек» (там же — авт.).
Противостоять силам разрушения, силам зла надо! Любая война — это концентрация самого чудовищного зла. И не прав Ратко: не зря он воевал! По самому большому счету, он противостоял мировому злу.
С самого начала Балканской войны, с ее попранием человеческих, международных и правовых норм, силами зла брошен вызов всему человечеству, всем народам. Именно поэтому вопиют сербские солдаты: зачем они воевали и в чем смысл их войны? Об этом спрашивают солдаты последних войн в России. И сами в отчаянии отвечают, что нет правды на войне.
Но не тот, кто сильнее, прав! Прав тот, на чьей стороне нравственность, и кто имеет твердые нравственные принципы. Надо ли сопротивляться злу? Не сомневайтесь, солдаты войны! Сопротивляться злу надо обязательно! Это, если хотите знать, ваша святая обязанность — именно защищать, а значит — противостоять злу!
Сомнения — это всегда «но». Этим «но», говорит отец Александр Шаргунов, диавол прокладывает себе дорогу.
Надо обязательно и во что бы то ни стало сопротивляться злу! Сопротивляться сознанием, делами, моралью, творчеством. Расслабленность воли — непростительная наивность! Иначе смысл цивилизации — это химера. И никакого компромисса со злом не должно быть, потому что любой компромисс с этими силами приводит к сознанию бессмысленности сопротивления.
Церковь учит нас:
«Самое страшное, если человек поверит в неизбежность, фатальность зла. Отчаяние — смертный грех. Не верьте в несокрушимую силу беззакония, главное — сопротивляться злу, а силу на это дает наша вера!»
Именно поэтому враг так кровожадно стремится разрушать православные храмы и мечтает поколебать православную веру — чтобы сломить наше сопротивление ему, и чтобы мы усомнились в том, есть ли правда на войне, и есть ли правда у тех, кто не нападает, а защищает свой народ!
Так что же такое война? В простоте сердца говоря, война — это борьба между добром и злом.
За что идет любая война?
За умы? За мир? Хотя правильней спросить — борьба «не за что», а «против кого».
Может быть, вы скажете, что война идет за возвращение на международную арену и за возвращение в мировую политику? Тогда я отвечу, опираясь на гуманизм христианской морали, что подобные рассуждения — это гордыня, а гордыня не может противиться злу, потому что силы для сопротивления дает только вера!
Смысл любой войны не в том, чтобы вернуться на политическую арену, а в том, чтобы стоять лицом к лицу со злом и сопротивляться ему. И никогда не оглядываться назад и не бояться!
«Зло в мире будет только возрастать, — предупреждал Государь Николай II, — но не зло победит зло, а только любовь».
Сербская пословица говорит: «Гвоздь держит подкову, подкова — коня, конь — героя, герой — город, а город — землю». Наверное, мы вправе добавить, что русская и сербская земли держат мир! А также мы вправе сказать, что мир держится на русском и сербском православных народах, потому что и русский и сербский солдаты, так повелось исстари, призваны обеспечить победу добра и любви в этом мире. Да будет так!


Рецензии