Blue Hope. Голубая не только Надежда ч. 18

Ценная бандероль стоимостью в один доллар 
Blue Hope/Голубая Надежда
Надежда тоже голубая

Обручальное кольцо с бриллиантом - это роскошь

"Роскошь - это не вызов бедности, это вызов вульгарности"
(Коко Шанель)


   Понятие "роскошь"/ luxury (1) всегда относительно. Роскошью называют нечто сверх того, что принято считать предметами первой необходимости. Но отношения между необходимостью и роскошью очень  подвижны, поскольку то, что для одного -  роскошь, для другого может быть необходимостью.
   Владелец роскошной яхты наверняка считает её необходимой для своего образа жизни. То же можно сказать и о доме, независимо от того, большой, в два или в три этажа, в зависимости от достатка.  Или дом скромный, одноэтажный,  квартира маленькая, но своя.  Ведь человек должен где-то жить...
 Таким образом, можно сказать, что роскошь -  как красота в глазах того, кто смотрит. Вот только красоту каждый воспринимает по-разному.
  Одному красиво одно, другому - другое, третьему - третье, и так до бесконечности. Стандарты красоты во все времена не одинаковые. Так и ценность вещи. Со временем всё меняется, совершенствуется.
   Иными словами, дело не столько в цене предмета, сколько в ценности, которой наделяют его те, кто его приобретает и им владеет.
"Что для одного - ненужный хлам - для  другого - недоступная роскошь"
(Рэй Брэдбери "Вино из одуванчиков")
   Роскошь -  это не свойство, присущее вещи как таковой: вещь, приобретённая в качестве предмета роскоши, может стать необходимой, а вещь, приобретённая  при определенных обстоятельствах,  мо­жет оказаться роскошью. (2)
"Роскошь -  это необходимость, которая начинается там, где заканчивается необходимость"
(Коко Шанель)
   Если у вас имеется прекрасно оборудованная ванная комната, то принять ванну - скорее необходимость, чем роскошь. Но если у вас вообще нет ванной, то сама возможность принять ванну становится роскошью. 
   Точно так же и с баней, особенно  сауной. Имея её, попариться - совсем просто, а тому, у кого бани нет и, тем более, сауны, сходить туда - это уже роскошь.
"Не важно, сколько роскошеств ты получишь, всё равно чего-то будет не хватать"
(Чак Паланик)
   Вещь - это предмет. Ценность вещи и её цена почти никогда не совпадают. Люди и недвижимость, например, это не предметы и не вещи.  Как говорил Далай лама XIV:
"Люди были созданы для того, чтобы их любили, а вещи были созданы для того, чтобы ими пользовались. Мир в хаосе, потому что всё наоборот".
  Ценность предмета или вещи, которыми их наделяют и стоимость вещи, которые определяются самой вещью и её производителем -  вот тут сложнее.
  Например, телефон. Кто-то не может купить себе дорогой телефон с оперативной памятью 128 гб.
   Его цена высока, он  функционален и его потенциал не имеет границ.  Тот, у кого достаточно средств, покупает этот телефон. И при этом называть  его самой ценной своей вещью не станет. У него есть вещи намного дороже, чем телефон.
  Вот например, автомобиль. Его может себе позволить тот, у кого достаточно денежных средств на покупку  даже очень дорогого.
"Милый, подари мне на день рождение что-нибудь такое, чтобы я могла сказать: "ВАУ" - ЛЕКСУСС…"
(автор неизвестен)
  Правда, автомобиль в семье - это уже не редкость. Можно взять в кредит и несколько лет его выплачивать, ограничивая себя во всём. Самое главное, не разбить машину без страхового случая, то есть  не быть виновником ДТП. А то ни машины, ни страховки...а кредит всё равно придётся выплачивать. Такое ведь, увы, случается не часто.
"Ты ездишь на "BMW" и смеёшься, что я езжу на трамвае? А ты в курсе, что трамвай 14 миллионов стоит?"
(автор неизвестен)
  В марте 2019 года на международном автосалоне в Женеве был представлен  настоящий король среди автомобилей - Bugatti La Voiture Noire, оценённый производителем как минимум в 12,5 млн. долларов. Покупатель  заплатил за "Чёрный автомобиль"  гораздо больше.
  Кто купил этого "короля" так и осталось неизвестным, хотя вряд ли кто сможет угнать это чудо техники. Реализовать даже по запчастям не удастся. Слишком уникален. 
  А вот автомобиль Land Rover Range Rover 2016 года стоимостью более 7,5 млн. рублей угнали у жителя подмосковных Мытищ в начале октября 2017 года.
   Было возбуждено уголовное дело, проведены оперативные мероприятия.
  Ранее портал "Известия" iz.ru писал, что в середине сентября этого же года  у пенсионера (!) в Подмосковье угнали автомобиль Lexus LX-570 стоимостью 6 млн. рублей. Что ж, возможно, по доходам и расходы.  Найти только угнанные авто удаётся не всегда.
"Новая сигнализация "Григорий Лепc": При попытке угона автомобиля кричит - "Но ведь она не твоя!!"
(автор неизвестен)
   Самая ценная вещь - это сумма весомости, значимости того памятного события или человека, которого в себе хранит эта вещь. Это его эстетическая ценность. Это личное "обаяние" предмета. (3) То есть то, какое действие он оказывает на человека. Конечно, прежде всего, чувство радости и удовлетворения приобретением.
  Но попробуйте найти самую ценную вещь среди всех своих вещей и предметов. Возможно, вам придётся  перевернуть все свои вещи в шкафу, разобрать все коробки, обыскать гараж, если он есть, сгонять на дачу и найти ТО, что  ищите, самое ценное, самое прекрасное, самое-самое!
  Если вещь не такая, возможно,  вы  постараетесь её отдать. Только не подарки. Хотя, как считает обозреватель  РИАМО в Королёве  Анастасия Романова подарок, который лежит и пылится на полке, расстраивая владельца, может быть реально полезен, а то и необходим другому человеку. Поэтому передаривать ненужные презенты можно и даже нужно.(4)
"Часто бывает, что у людей просто нет средств на покупку чего-либо. Например, у них ипотека и нет лишних денег. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы передарить подарок другому человеку. Это нормально! И не нужно при этом чувствовать себя так, будто ты кого-то предаёшь. Это не отказ от подарка, а просто грамотное его применение", - утверждает  психолог Елена Смирнова.
   Что касается этической стороны вопроса, то есть нюансы. Конечно, делая подарки, люди тратят время и деньги, подходят к выбору с душой. Так и должно быть. Ведь стараешься дарить то, что не только нравится самому. Но ведь презенты, сделанные от души, обычно и не хочется передаривать.
  Правда суеверные люди утверждают, что передаривать подарки - плохая примета. Так что, смотрите сами, передаривать или нет, только вдруг эта вещь окажется в руках того, кто его первый подарил? Вот будет конфуз...
   От кружки с трещинами, да ещё  с отбитыми ручками, пусть даже самой любимой, лучше освободиться сразу, если не хотите, чтобы ваша жизнь трещала по швам или раскалывалась на осколки.
 "Я считаю, везёт каждому, только не каждый умеет этим пользоваться"
(Рената Литвинова)
  Так что,  хотите верьте, хотите нет. Верят же многие тому, что просыпать соль - к ссоре. А вот просыпанный сахар, наоборот, несёт удачу.
"Удачная возможность прячется в трудностях"
(Альберт Эйнштейн)
  Какая моя самая ценная вещь? Трудно сказать....Каждая вещь чем-то памятна, уникальна.
   Все мои вещи -  хранители памяти, и потерять какую-то вещь, как  потерять кусочек жизни. Хотя вещи -  это всего лишь вещи. Вещь потеряется, а память остаётся. Но необязательно помнить всё. Иногда кое-что лучше забыть. Особенно самое неприятное...
"Иногда, ты не осознаёшь ценность момента до тех пор, пока он не станет воспоминанием"
(Неизвестный автор)
   Есть ценные вещи, от которых расстаться бывает очень трудно, и жалко, если они пропадут. Это, прежде всего, ювелирные изделия, служащие для украшения.
  Украшения - пример того, что большинство из нас считает роскошью. Особенно бриллианты.
"Дёшево только то, что носишь без чувства уверенности в себе"
(Эрих Мария Ремарк)
 Сразу же вспоминается Мэрилин Монро с её песней "Diamonds are a Girl's Best Friend":
A kiss on the hand may be quite continental
But diamonds are a girl's best friend
A kiss may be grand, but it won't pay the rental on your humble flat
Or help you at the automat.
Ручку целовать - это так галантно,
Но лучший друг девушки - это бриллианты.
Поцелуй - это, может, и мило,
Но им не заплатишь за квартиру...
   За квартиру поцелуем не заплатишь, это без сомнений.
  Оригинальна  Аманда Лир (5) с песней "Diamonds":
Give me champagne and all the rest
But there is one thing I like the best
Cause diamonds are just the best
I eat diamonds for breakfast4.
Налейте, конечно, шампанского,
Но есть кое-что покруче него.
Брильянты, брильянты лучше него,
Брильянты на завтрак вкусней всего.
  Ну, это уж, конечно слишком! Бриллианты всем не по зубам. Но о подарке к завтраку, обеду или ужину может мечтать леди, мадам, мисс, миссис, фрау, сеньора, пани, ханым, госпожа...
"Далеко не все американки мечтают о большом бриллианте..."
(Мэдди Боуэн "Blood Diamond/Кровавый Алмаз")
  В  далёком 1477 году эрцгерцог Максимилиан Гамбургский, будущий император Священной Римской империи Максимилиан I, подарил бриллиантовое кольцо своей возлюбленной, Марии Бургундской. (6)
   На свадьбу жених облачился в серебряные доспехи. Невеста блистала в золотом платье, а на пальце красовалось кольцо с бриллиантовой инкрустацией в форме буквы "М".
   Состоятельные дамы позавидовали и тоже захотели  в подарок от своих кавалеров подобное  кольцо с бриллиантами. 
   С того времени и дарят влюблённые своим  возлюбленным  бриллиантовое кольцо. Такая традиция  распространилась по всему англоязычному миру и  Японии.
"Долгие годы стандартным помолвочным кольцом было кольцо с бриллиантом такого размера и та­кой чистоты, какие только мог позволить себе жених", - писала в 1926 году одна американская писательница.
 Но так было не всегда. Конечно, помолвка и свадьба с давних времён были поводом для обмена подарками - будь  дешёвое колечко или же роскошное кольцо, на котором выгравированы имена, инициалы или слова любви.
  Однако лишь во вто­рой половине XIX века помолвочное кольцо как таковое появляется в торговых каталогах, рекламных объявлениях, в популярной  литературе и даже в кино.
  В 1912 году на экраны вышел  немой фильм, который так и назывался: "Помолвочное кольцо". Пылкий влюбленный добивается руки девушки, однако  не может  расплатиться за кольцо, которое приобрёл для неё. В результате он теряет возлюбленную. Она, хотя и влюблена, уходит к другому. Уходит не сколько из меркантильных соображений, сколько под давлением матери, весьма свирепой на вид. Мать считает, что лучше  выйти за всякого, кто в состоянии подарить  кольцо.
   Но тут вмешивается счастливый случай. Молодой человек попадает в автомобильную аварию. Авария одна из первых, как  на киноэкране, так и в жизни.
   Водитель в качестве компенсации даёт ему пачку долларовых банкнот, и юноша,  хромая, идёт к юве­лиру, выкупает кольцо и благополучно обручается с возлюбленной.
  Соперник же остаётся ни с чем. Он изображён как  типичный злодей в котелке и с тростью.  В гневе и ярости из-за потери красавицы невесты, но это уже ему ничем не поможет. Перед любовью все бессильны. Надежда приобрести жену, которой можно было гордиться в обществе, не оправдалась.
"Ярость - знак, того, что что-то происходит с надеждой"
(Кларисса Пинкола Эстес)
  Вокруг обручального кольца с сапфирами крутится сюжет романа Эдит Уортон (7)  "Обычай страны" (1913).
  Красавица  Ундина Спрэгг, отец которой сделал состояние на сомнительных финансовых махинациях живёт в небольшом городе где-то на Среднем Западе. Её мать, вульгарная и невежественная особа жаждет удачно выдать дочь замуж. А у Ундины свои амбиции, она мечтает покорить  Европу.
   Вместе с матерью Ундина сначала  переезжает в Нью-Йорк. Здесь в её сети попадает Ральф, единственный сын в аристократическом бостонском семействе. Через некоторое время он дарит ей помолвочное кольцо с сапфирами.
    Увидев кольцо на пальце Ундины, миссис Хини,  главная сплетница,  говорит:
"Камни старые, а оправа причудливая. Вполне возможно, что это кольцо перешло Ральфу по наследству".
  Ундина молчит, а  миссис Спрэгг в недоумении.
"Так что же, миссис Хини, вы, значит, думаете, он не покупал ей этого кольца? Но коробочка-то от "Тиффани".
Хини  хитро улыбнулась.
"Конечно, он носил его в "Тиффани", чтоб его там почистили. Вы что, миссис Спрэгг, никогда не слыхали о фамильных драгоценностях? Вон в Европе аристократы никогда не покупают помолвочных колец, а Ундина-то как раз за нашего аристократа выходит".
"А, ну ладно, -  с облегчением сказала миссис Спрэгг, - а то я уж подумала, они хотят на кольце сэкономить".
   Во время затянувшегося медового месяца Ральф постепенно понимает, что совершил ужасную ошибку.
   Глядя на счёт от ювелира, он обнаруживает, что жена заказала новые оправы для двух драгоценных украшений. Первое - кольцо, подаренное им  Ундине в знак помолвки и  второе: подвеска с жемчугом и бриллиантом - свадебный  подарок от его матери.
   То, что это были семейные реликвии,
в неизменном виде передававшиеся из поколения в поколение  для Ральфа не имело никакого значения. Он ощущал лишь острую боль из-за обмана жены. Ведь ничего ему не сказала, что собирается делать, скрыла.
  Не стоило Ундине что-либо менять. Фамильные драгоценности должны оставаться в неизменном виде. Тем они ценнее и дороже. Не столько по стоимости, сколько по значимости в формировании семейных ценностей. Ведь они -  свидетели самых ярких событий в жизни семьи,  величие рода. Это не пустое хвастовство благополучием, а вещественная связь поколений.
  На основе  романа "Обычай страны" американский режиссёр София Коппола
планирует снять  сериал для  сервиса Apple.(8)
  В 80-е годы XIX века  помолвочное кольцо становится важной составляющей личной истории представительниц всех классов общества.
"Кольцо должно красить рука", - утверждала  Эдит Уортон.
"Что трудней всего на свете для молодой женщины, так это выглядеть равнодушной, когда она впервые выходит с красивым помолвочным колечком на пальце", - заявлял другой автор.
  В  исторических романах и в  стихах нашли отражение ссора влюбленных и возврат помолвочного кольца:
„Yes! All is over between us now!"
He groans, with a blighted air.
„The tokens are here of a broken vow
— Ah! Fickle and false, as fair!"
And again he lifts with a trembling touch
The engagement ring returned8.
"Да! Всё кончено меж нами! -
Простонал он, еле жив. -
Вот он, знак её коварства
И неверности, и лжи! -
И воздел в руке дрожащей
Возвращённое кольцо.
  Но не все несостоявшиеся невесты возвращают кольца...
"Не позволяй себе возненавидеть мужчину настолько, чтобы вернуть ему перстень с бриллиантом"
(Сари Габор)
   Точные определения помолвочного кольца можно найти в делах, рассматривавшихся в судах США. Вот, например, такое утверждение: "Бриллиантовое кольцо на указательном пальце левой руки женщины уведомляет всех о том, что она помолвлена. Эта вещица из металла и камня символизирует очень многое; это нечто гораздо большее, чем просто подарок. Как и следует из его названия, помолвочное кольцо - символ, несущий в себе сообщение о том, что "свадьба состоится".
  Однако, судя по тяжбам из-за того, кому должно принадлежать помолвочное кольцо после расторжения помолвки, символическая ценность с легкостью может превратиться в обычное ценное имущество, из-за права владеть которым и соперничают бывшие влюбленные.
   Ещё в 1885 году в британском городе Шеффилде, в графстве Саут-Йоркшир, одна пара из  рабочего класса оспаривали в суде право собственности на кольцо, финансовая ценность которого была невелика.
   Портной Леви Франкс подарил Эстер Голдсмит коль­цо, по её словам - в знак обручения.
  Затем он попросил у неё кольцо взаймы, но не вернул, и тогда жещина обратилась в суд. В суде Франкс заявил:
"Эстер сама виновата, что я  разорвал помолвку. Я узнал, что у неё были связи с другими мужчинами. Когда она пришла ко мне, то бросила кольцо в лицо.   И поэтому  я собираюсь уехать из города на три года."
  Эстер же сообщила судье:
"Я не обручалась с другими мужчинами и не хранила их подарков. Что же до кольца, о котором идёт речь, то я  не являлась с ним к ответчику домой, не бросала кольца ему в лицо и не объявляла, что ни он, ни его подарок  больше  мне не нужны".
   Суд вынес решение в пользу истицы, постановив, что ответчик должен вернуть ей кольцо или же возместить его стоимость - два фунта десять шиллингов. Всего лишь.
Это  свидетельствуют о том, что помолвочное коль­цо, даже и без драгоценного камня, имеет большое значение - как имущество, на которое женщина может претендовать и которому мо­жет быть назначена определенная цена.
  В 1999 году Верховный суд Пенсильвании, рассматривая дело, в котором фигури­ровало кольцо стоимостью 17 500 долларов. Суд постановил:
"Даритель имеет право получить обратно вещь или её денежный эквивалент вне зависимости от того, какая из сторон разорвала помолвку".
   При этом исследование 2009 года показало, что, по мнению большинства женщин, в случае разрыва помолвки женщина должна иметь право оставить кольцо себе.
   Помолвочные кольца практически никогда не перепродаются и не отдаются в переработку, поскольку прочно ассоциируются с лю­бовью и браком.
  Считается, что эту ассоциацию навязывают алмазные картели, чтобы поддерживать продажи.
  Как пишет Джей Эпштейн (9):
"На протяжении 1970-х годов компания De Beers в союзе с рекламным агентством Н.У. Эйера прилагала усилия к тому, чтобы 500 миллионов, по самым скромным подсчётам, каратов ювелирных алмазов оказались "в надёжных руках", то есть в женских руках, вернее на пальчиках  потенциальных невест. Невест, которые не всегда становятся жёнами и не всегда в таком случае возвращают кольца".
   De Beers (по-русски произносится Де Бирс) -  международная корпорация, которая занимается добычей, обработкой и продажей природных алмазов, а также производством синтетических алмазов для промышленных целей. Основана в 1888 году на территории нынешней ЮАР. Рекламный слоган: "A Diamond Is Forever"/"Бриллианты навсегда".
Лозунг: "Бриллиант - это навсегда" (A Diamond is Forever) придумала Мэри Фрэнсис Герети, работавшая копирайтером агентства в 1947 году.
  В предыдущее десятилетие продажи бриллиантов в США уже возросли на 55 %, а к концу 1950-х годов агентство Эйера доложило De Beers, что двадцатилетняя рекламная кампания оказала мощное воздействие на менталитет американцев:
"С 1939 года выросло и достигло брачного возраста совершенно новое поколение. Практически все представители этого нового поколения считают кольцо с бриллиантом предметом первой необходимости для обручения".
   Это возымело эффект, убедив людей в том, что роскошь -  это на самом деле необходимость, но не для всех.
"- Насколько хорошо вы разбираетесь в бриллиантах?
-  Это самое твёрдое вещество, им режут стекло. Оно предполагает свадьбу."
(Джеймс Бонд)
  Эта цитата диалога из седьмого фильма о Джеймсе Бонде "Бриллианты навсегда". Экранизация одноимённого романа Яна Флеминга.(10)
  Название фильма цитирует слоган известной рекламной кампании De Beers 1946 года.
  Агенту 007  дано задание расследовать похищение огромной партии южноафриканских бриллиантов. Это дело приводит его в Амстердам - мировую столицу бриллиантов.
  Фильм был частично спонсирован De Beers. Одним из условий De Beers было следующее: роль Джеймса Бонда должен опять играть Шон Коннери. До этого он снялся в 5 фильмах Бондианы:
 "Доктор Ноу" (1962), "Из России с любовью" (1963), "Голдфингер" (1964), "Шаровая молния" (1965), "Живешь только дважды" (1967). В 1983 году Шон Коннери снова получил  роль  в 8 фильме о Джеймсе Бонде "Никогда не говори "никогда".
   Все драгоценности в фильме настоящие и предоставлены торговым домом "David Morris Jewellers".
  По слухам, помимо гонорара, Шон Коннери получил щедрый подарок от De Beers.
"Есть одно принципиальное различие между Джеймсом Бондом и мной! Он способен решать проблемы"
(Шон Коннери)
   Только лишь в 20-е годы XX века помолвочное кольцо с бриллиантом стало считаться необходимостью. В Англии компания Bravingtons, расположенная на Кингз-Кросс, на­чала так тесно ассоциироваться с этим районом, что её именем была названа одна из улиц - Брейвингтонз-Уок. 
 Были распечатаны объявления компании в метро, а на обратной стороне - расписание автобусной линии Green Line Coaches.
  С помощью этих объявлений  компания завоевала значительную часть  небогатых покупа­телей. В качестве рекламы Bravingtons выпускала карманное зеркальце. Его  раздавали агенты по недви­жимости. 
  На зеркальце был изображён ряд бриллиантовых колец, ведущий к внушительному особняку, и девиз:
"Каж­дая Женщина видит свой дом через помолвочное кольцо".
  В 2007 году компания Bravingtons обанкротилась, но недорогие помолвочные кольца с бриллиантом сохранили свою популярность. Это хорошо видно и по сай­ту ювелирной сети магазинов для массового потребителя H. Samuel, где можно купить кольцо  за 199 фунтов стерлингов. А нам учреждённом Джеральдом Ратнером сайте Gerald Online стоимость помолвочного бриллиантового кольца 315 фунтов.
   У Tiffany тоже есть сайт c помолвочными кольцами, но цены там мож­но узнать только по запросу. В 2007 году было подсчитано, что 80 % американских невест получили в подарок помолвочное кольцо.
"Самый сложный момент в подготовке к свадьбе  - это выбор жениха"
(автор неизвестен)
  Бриллианты не изнашиваются; следовательно, чтобы поддерживать продажи, необходимо внушить каждой паре, что ей жизненно необходимо кольцо с бриллиантом.
  Опубликованное в 2010 году в США исследование отношения к свадебным расходам показало, что в 2009 году на бракосочетание тра­тилось в среднем 28 385 долларов, из них 5847 - на помолвочное коль­цо.
   В России помолвки или обручения как таковых нет, только предложение руки и сердца с вручением кольца. И уж тем более помолвночным его не называют.

На правой руке золотое кольцо
Уверенно смотрит людям в лицо,
Пусть не всегда и счастливое,
Но всё равно горделивое.

Кольцо это выше других колец
И тайных волнений чужих сердец.
Оно-то отнюдь не тайное,
А прочное, обручальное!
(Эдуард Асадов)

   Книга полезных советов "Справочник будущего жениха" (2007)  рекомендует:
"Будьте гото­вы выложить за помолвочное кольцо от месячного до двухмесячного заработка. Если у вас нет такой суммы единовременно, продумайте варианты займа, но старайтесь не погрязнуть в долгах".
   Молодой человек должен выбрать:
- или обручиться, ведь согласно обычаю, этого нельзя сделать  без кольца, тогда  есть риск остаться без гроша;
- или со временем накопить деньги на кольцо. Вот только откладывать придётся долго, средства не позволяют. А за это время невеста может найти другого.
"Роскошь и нищета шагают по улицам бок о бок"
(О. Генри)
   Если бы помолвочное кольцо было не более чем символом, то со­шло бы любое, в том числе старое. Главную роль здесь играет всё  же финансовое вложение, точнее, элемент роскоши. Кольцо традиционно считается символом вечности в силу самой своей формы, не имеющей ни начала, ни конца.
   Стремление женщины получить вещь, которая может оказаться её самым ценным ювелирным украшением, может показаться проявле­нием здравого смысла.
   Идея, что помолвочное кольцо непременно должно быть с бриллиантом - самый блестящим маркетинговый ход всех времен. Ценность бриллиантов определяется их редкостью.  Когда в 1870 году в Южной Африке были обнаруже­ны месторождения алмазов, дельцы сразу сообразили: без контроля над рынком алмазы останутся в лучшем случае полудрагоценными камнями.
  В итоге в 1888 году было создано предприятие De Beers Consolidated Mines Ltd., ставшее самым успешным  алмазным  картелем за всю исто­рию коммерции Нового времени.
"В схватке искусства с коммерцией коммерция всегда побеждает"
(Джеральд Джоханссен)
   Бриллианты неизменно ассоциировались с женским стремлением к роскоши. В  статье "Богатейшие алмазные копи в мире", опубликованной в 1909 году в США писалось:
"Американки - главные потребители алмазов. Когда в США не хватало денег, алмазные копи в Южной Аф­рике чуть не позакрывались".
   Статья сопровождалась иллюстрацией: эффектная особа в вечернем платье со звёздами и полосами держит гигантский поднос, на который кафры*, чернокожие старатели, появляясь из-под земли, ссыпают полные вёдра алмазов. 
* кафр  (устар., пренебр.) - чернокожий житель или уроженец Южной Африки, негр, термин, с XVI века использовавшийся португальцами. Впоследствии приобрёл оскорбительный расистский оттенок.
Прекрасное нам даром не дают,
Во всякой красоте борьба и труд. Готовые венки земля не дарит, -
Из сорванных цветов венки плетут. Алмаз и тот готовым не находят:
Его шлифуют, и гранят, и трут.
(Мирза Шафи Вазех)
  Однако после Первой мировой войны рынок в Европе пришёл в упадок. Хотя около 3/4  бриллиантов картеля шли в США на помолвочные кольца, эти камни были меньше размером и ниже качеством, чем те, что продавались в Европе. Необходимо было что-то сделать, чтобы подстегнуть торговлю.
    Тогда  в 1938 году Гарри Оппенгеймер, сын основателя De Beers, встретился с представителем рекламного агентства Н.У. Эйера. (11)
  Помолвочное кольцо с бриллиантом стало основой рекламной кампании агентства, в которой были задействованы кинозвез­ды в бриллиантах, портреты уже  обручившихся светских львиц.
   Рекламная компания De Beers настаивала , что необходимо закрепить в общественном сознании связь бриллиантов с любовной романтикой. В частности, следовало внушить молодым людям, что бриллианты - это дар любви и что, чем крупнее и чище бриллиант, тем сильнее проявление чувства.
   Отсюда распространенный троп*: женщина, недовольная малым размером подаренного мужчиной бриллианта, тем самым по умолчанию упрекает его в недостаточной мужественности.
* троп - слово или оборот речи в переносном, иносказательном смысле.
   В то время как другие товары очень сильно колебались в цене в ответ на изменения экономических условий, бриллианты в общем и целом продолжали дорожать.
  В романе Аниты Лус "Джентльмены предпочитают блондинок: дневник профессиональной леди" (1925) героиня пишет в дневнике:
"Когда Гас Эйсман - "пуговичный король",  жалующийся, что в пуговичном бизнесе развелось много большевиков, от которых одни неприятности,  принёс
ей ко дню рождения "какую-то безделицу, которую без лупы и не разглядишь", она сказала ему:
 "Спасибо, как мило, но у меня ужасно болит голова и хочется мне только одного - весь день провести в постели". 
   Гас, прекрасно понявший намёк, в тот же вечер принёс очень красивый браслетик с вполне "приличными бриллиантами", и героине сразу стало гораздо лучше".
   В выпуске комедийного телешоу Джорджа Бёрнса и Грейси Аллен за 13 марта 1952 года Грейси ищет помолвочное кольцо с бриллиантом, которое она потеряла уже не в первый раз. (12) Её спрашивают:
"Какого размера кольцо?"
 В ответ на вопрос Грейси  смыкает большой и указательный пальцы, образуя кольцо, а собеседник думает, что она показывает бриллиант.
"Это был мой помолвочный перстень, - говорит Грейси, - белое золото и бриллиант. Вот такой".
"Ого, какой большой!"
"А бриллиант был воот такусенький" - продолжает Грейси.
"А в завтрак у вас оно было?"
"Нет, на завтрак у меня был сэндвич с швейцарским сыром..."
  Наконец кольцо находится. На сцену выходит один Джордж с кольцом в руке: "Уборщица нашла в туалете. Если б она разглядела бриллиант. Если б я сам мог его разглядеть…"
 Затем он рассказывает, как встал на колени перед Грейс, делая ей предложение, и как она тоже опустилась на колени, подумав, что бриллиант выпал на пол.
"На предложение руки и сердца благородная леди должна три раза отказаться, и только на четвёртый раз согласиться"
(Маргарет Митчелл "Унесённые ветром")
    То, что  не хватало средств на столь дорогое приобретение, как кольцо на помолвку, не становилось препятствием к браку.  Английский поэт Энтони Туэйт (13) рассказы­вал, как обручился с девушкой, которая, как и он, училась в Оксфорде, подарив ей кольцо. Он мог себе это позволить, потому что отец назначил ему содержание в 500 фунтов стерлингов в год.
"Я, конечно, сделал ужасную глупость", - вспоминает он.
  К тому моменту Энтони уже повстречал другую девушку, так что прежняя, помолвка была расторгнута. Бывшая невеста в слезах   вернула дорогое  кольцо. Энтони, получив кольцо, не долго думая, пошёл и бросил его с моста Модлин, чтобы не вспоминать о своей ошибке.
  Но не все возвращают кольца, что подарили на помолвку, особенно с бриллиантами. Как не оставить себе? Для мужчины считается недостойным при расставании просить подарки обратно. Но есть такие как Энтони Туэйт, забирая подарки, бросают их с высотки, с девятого этажа. Так не доставайтесь вы никому!
"Всем сердцем я платила за алмаз,
А оказался он простой стекляшкой"
 (Сильва Капутикян)
   Для менее состоятель­ных людей покупка кольца была делом серьёзным. Кэрролл Салливан и(род.1958), родом  из семьи рабочих, познакомилась со своим будущим мужем Полом на работе в Халле, США Штат Массачусетс.
   Молодые стали встречаться. Когда они  сблизились, Пол  заговорил о помолвке:
"Хочу тебе подарить красивое колечко".
  Однако в  ювелирных магазинах продавались слишком  дорогие украшения.  Кольца  с крошечным бриллиантиком, который едва можно было разглядеть, стоили  50 фунтов. (14)  Но Полу хотелось произвести впечатление на Кэролл, купить кольцо с камешком побольше.
  Помог приятель по гольфу. Он устроил  встречу в пабе/трактире с одним человеком. Этот человек сунул руку в  задний карман и выудил оттуда грязный носовой платок, из которого по барной стойке покатились кольца.  Пол выбрал колечко с голубым  бриллиантом, за которое продавец попросил 75 фунтов.
"Я купил это кольцо в ломбарде, - заявил продавец. -  Ювелир  оценил его в 250 фунтов. Я прошу только 75".
  Только когда ювелир, к которому они обратились,  подтвердил настоящую стоимость,  Пол купил кольцо, хотя и думал, что всё-таки  оно было украдено. Тем не менее,  кольцо принесло счастье молодой семье.
  Теперь у  Кэролл собственная компания, оказывающая консалтинговые услуги по вопросам интерьера и декора.
   Помолвочное кольцо в  первой половине XX века, было исключительно заботой мужчины, и часто мужчины тратили на него все свои средства.
    Гарольд Кроу (род. в 1927), управляющий банка на пенсии, потратил на кольцо для сво­ей невесты 27 фунтов -всё, что у него было. Патриция Фёрн (род. в 1929) вспоминает, что её жених
Норман в 19 лет  ушел служить на флот, а через два года вернулся к ней с кольцом.
   Когда Патриция показала кольцо отцу, тот заявил:
"Ни за кого ты не выходишь. Ты ещё маленькая".
"Ещё как выхожу, - возразила Патриция, - вот же у меня кольцо".
  Отец не смог возразить, потомузнал Нормана получше и   полюбил его.
    Но случалось и так, что влюбленным вообще никакое кольцо не было по карману. Но одной паре из Шеффилда улыбнулась удача - они выиграли в лотерею и смогли купить не только помолвочное, но и  обручальные кольца.
    Дерек Мур (род. в 1947) в интервью 1999 года рассказывал, что они с подругой восемь лет прожили вместе, в  большой нужде растили детей, постоянно ссорясь из-за денег. Выиграв в лотерею, они немедленно решили пожениться, и Дерек за три месяца купил ей  три кольца - помолвочное, обручальное и еще одно в знак вечной любви.
  Истории  житейские.  Вопрос  лишь  о том, стоит ли вещь своих денег, идёт рука об руку с чувствами, необходимость - с роскошью.
   С появле­нием синтетических алмазов, которые трудно отличить от настоящих
даже специалистам-геммологам,  влюбленные пары могут не только не опасаться случайно купить несертифицированный камень из так на­зываемых "кровавых алмазов", связанных с военными конфликтами в Анголе, Сьерра-Леоне и Демократической Республике Конго в 1980-е и 1990-е годы, но и наконец-то впервые успешно отделить финансо­вый аспект от символического.
  В 80-е годы  XX века Адам Смит писал: "Допустим, некая дама появится в свете с прической, богато украшенной бриллиантами, и допустим, какой-то ювелир шепнет нам на ушко, что они фальшивые. Не только эта дама немедленно упадет в наших гла­зах, превратившись из принцессы в самую обычную женщину, но и в причёске её
 мы тотчас увидим не изысканную роскошь, а кричащую безвкусную мишуру".
   В наши дни описанный Смитом сценарий немыслим. Фальшивые бриллианты перестали восприниматься как  позор.
   В 2011 году рэпер Джей Зи, делая предложение певице Бейонсе, подарил ей вместе с кольцом с 18 каратным чистым бриллиантом ценой около пяти миллионов долларов также имитацию этого кольца для выхода в свет. 
   Сам факт производства подделки служит здесь гарантией ценности оригинала. Между ценным бриллиантом, сверкающим на пальце знаменитости, и имитацией, надеваемой, когда есть риск, что драгоценность может быть похищена из-за  алчности, страсти  и конкуренции.
  Однако в Европе XX века в годы войны были все основания хранить помолвочное кольцо с настоящим бриллиантом как зеницу ока, потому что его ценность порой равнялась ценности самой жизни.
   Дэвид Соломон родился в 1916 году в богатой, строго соблюдающей традиции иудейской семье, владевшей большим мебельным предприя­тием в Ливерпуле. В 20 лет он влюбился в Бабетту, с которой познако­мился в Еврейском клубе. Он купил ей помолвочное кольцо почти такое же, как его  мамы с двумя крупными бриллиантами.
    Вто­рая мировая война неминуемо приближалась, Дэвида должны были призвать в армию, и он дал Бабетте следующее распоряжение: если дело явно будет идти к поражению союзных войск, отнести кольцо к ювелиру, чтобы тот вынул один из камней,  отдать этот камень ка­питану корабля в обмен на то, чтобы он взял ее в рейс до Нью-Йорка.
  В Нью-Йорке она должна была сразу же отправиться к какому-нибудь еврею -  вла­дельцу ломбарда, каких там множество, и попросить его извлечь второй камень.
   На деньги, вырученные от продажи этого камня, она тогда смогла бы  спокойно жить, но раз в полгода ей следовало заходить в отель "Уолдорф Астория" и проверять почту до востребования. Таким образом они смо­гут воссоединиться, если он уцелеет на войне.
  К счастью, кольцо Бабетты осталось нетронутым: Дэвид благополучно вернулся в Ливерпуль, отслужив в британских экспедиционных войсках во Франции. Супру­ги счастливо прожили в браке 58 лет.
 ***
  Помолвочное кольцо  с бриллиантом - единственное  изделие, которое покупают исключитель­но мужчины, чтобы дарить женщинам.  Это роскошь, ставшая необходимостью.
"- Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши? Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует"
(А. Н. Островский, "Бесприданница")
  Фразы для гравировки на кольцах:
  "Вместе навсегда". "Вот мое сердце, храни его". "Всегда твоя. Всегда твой". "Моя любовь". "Навека". "Навечно твой. Навечно твоя". "Никто кроме тебя".
"Если бы у меня была охота заказать себе кольцо, то я выбрал бы такую надпись: "ничто не проходит". Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни"
(А. П. Чехов "Моя жизнь. Рассказ провинциала")
"Говорят, что на кольце Пифагора был выгравирован следующий девиз:
"Кратковременная неудача лучше кратковременной удачи"
(Абу-ль-Фарадж ибн Гарун)


(1) luxury - c aнгл. богатство, пышность, роскошь, предмет роскоши.
Происходит от лат. luxuria "изобилие, тучность, пышность",  далее из luxus "вывих, смещение; роскошь, пышность", от глагола luxare "вывихивать; смещать.
(2) в главе использована статья  Марсии Пойтон
Журнальный клуб Интелрос  "Теория моды"  №27, 2013
Марсия Пойнтон
"Помолвочное кольцо с бриллиантом и роскошь как понятие относительное"
Марсия Пойнтон - почетный профессор истории искусств Манчестерского университета, почетный научный сотрудник Куртольдского института искусства. Автор ряда книг, последняя из которых - "Блестящие эффекты: культурная история драгоценных камней и ювелирных изделий"
(3) рассуждения о ценности вещей вместе с Александрой Боярской - Уэйтт на Яндексе. Кью
(4) читайте:"Как правильно передаривать подарки и нужно ли это делать"
Анастасия Романова 4 января 2019
korolevriamo.ru
РИАМО - главные новости в Москве и Подмосковье.
(5)  Аманда Лир,  урожденная Аманда Тапп, сколько-нибудь достоверная дата рождения неизвестна, родилась в Гонконге (Британская колония) - французская поп-певица, актриса и модель. В 1970-1980 годы XX века Лир была популярной исполнительницей в жанре диско. Позже приобрела известность как художница, вдохновлённая своим учителем Сальвадора  Дали.
Аманда Лир - автор воспоминаний о Сальвадоре Дали "Дали глазами Аманды",  изданных впервые во Франции в начале 1980-х годов.
  Сальвадор Дали, полное имя Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали-и-Доменек, маркиз де Дали де Пуболь (11.05. 1904 - 23.01.1989) -испанский живописец, график, скульптор, режиссёр и писатель, один из самых известных представителей сюрреализма (от  слова "сверхреализм").
 Сюрреализм - направление в литературе и искусстве 20-х годов XX века.
(6)  Максимилиан I Австрийский (1459 - 1519)  -  представитель династии Габсбургов,
император Священной Римской империи (1508-1519)
       Мария Бургундская (13.02.1457 - 27.03. 1482) - с 1477 года герцогиня Бургундии, Эно и Намюра, графиня Голландии, единственная дочь и наследница герцога Бургундии Карла Смелого.
(7) Эдит Уортон, урождённая Эдит Ньюболд Джонс (24.01.1862 - 11.08. 1937) - американская писательница и дизайнер. Автор романов "Обитель радости" (1905), "Обычай страны" (1913) и др. Экранизированы "Итэн Фром",
"Эпоха невинности", "Пиратки".
(8) София Кармина Коппола (род.14.05.1971) - американский кинорежиссёр, сценаристка, актриса и кинопродюсер, снявшая шесть полнометражных фильмов: "Девственницы-самоубийцы", "Трудности перевода", "Мария-Антуанетта",  "Где-то", "Элитное общество" и "Роковое искушение".
Двоюродная сестра Николаса Кейджа.*
*Николас Ким Коппола (род. 7.01.1964), профессионально известный как Николас Кейдж - американский актёр, кинорежиссёр и продюсер.
(9) Джеффри Эдвард Эпштейн (20.01.1953 - 10.08.2019) - американский финансист, филантроп и зарегистрированный сексуальный преступник, растлитель несовершеннолетних девушек.Начал карьеру в области финансов в инвестиционном банке Bear Stearns, а затем основал собственную фирму J. Epstein & Co.
(10) "Брилианты навсегда" (англ. Diamonds Are Forever) -  седьмой фильм о британском суперагенте Джеймсе Бонде (1971)
   Сэр Джеймс Бонд - коммандер Военно-морского флота Великобритании, также известный как "агент 007" -  главный персонаж романов британского писателя Яна Флеминга о вымышленном агенте MI6. Получил широкую популярность после начала экранизации романов Флеминга. Серия фильмов о Джеймсе Бонде именуется "бондианой" и является одной из самых продолжительных серий фильмов в истории. С 1954 по 2015 годы вышло 24 фильма (в среднем один фильм в два года). Серия принесла её создателям более 7 млрд долларов США, став третьим по успешности киносериалом в истории.
       Ян Ланкастер Флеминг (28.05. 1908 - 12.08.1964) - британский журналист, офицер военно-морской разведки и писатель.
 (11) Гарри Фредерик Оппенгеймер (род. 28.10. 1908 -  19.08. 2000) — в прошлом президент международной алмазно-перерабатывающей корпорации De Beers (27 лет).  В 1984 году его сын Николас "Ники" Оппенгеймер стал заместителем президента Англо-американской корпорации в 1983 году и президентом De Beers с 1988 года.
  В 2004 году Гарри Оппенгеймер  был включен в список "Великие Южно-Африканцы".
(12) Джордж Бёрнс, урождённый Натан Бирнбаум (20.01.1896 - 9.03.1996) - американский актёр, комик, автор десяти книг, лауреат премии "Оскар". Актёрская карьера Джорджа Бёрнса длилась 94 года и считается одной из самых продолжительных в американском шоу-бизнесе. Первый в истории кинематографа мужчина -лауреат "Оскара", перешагнувший 100-летний рубеж.
  Обычно Бёрнс выступал в паре с девушками, но никогда не завязывал с ними отношения, до тех пор, пока не познакомился в 1923 году с ирландкой Грейси Аллен, ставшей его женой на целых 38 лет (1926-1964).
  Грейси Аллен (26.07. 1895 - 27.08. 1964) - американская комедийная актриса, которая стала всемирно известной после участия в "Шоу Джорджа Бёрнса и Грейси Аллен". За вклад в искусство актриса была удостоена собственной звезды на голливудской "Аллее славы".
   Актриса долгое время боролась с болезнью сердца, и в конечном счёте умерла от сердечного приступа в Голливуде в 1964 году. Она была похоронена в склепе в мавзолее кладбища Форест-Лаун. Её муж Джордж Бёрнс был похоронен рядом с ней 32 года спустя.
(13) Энтони Туэйт (род.23.06.1930) - английский поэт, критик и академик.
(14) "Помолвочное кольцо с бриллиантом - роскошь как понятие относительное" читайте на сайте intelros.ru/


Рецензии