Ташкент

Ташкентский театр оперы и балета считался третьим по мастерству балетной труппы, после Большого и Мариинского (Кировского). Киевский почему-то не попал в тот список. Зато в Киеве такие теноры и баритоны были! И Белла Руденко была! Входил наш театр также в тройку самых красивых, наряду с Новосибирским и Одесским. В Одесском я была, на каком-то спектакле, во время одной из турпоездок. Да, красив. Но на мой, пусть даже совсем непрофессиональный взгляд, по мастерству сильно-сильно уступал нашему.
 Однажды, на «Лебедином озере», во время антракта, со мной вдруг заговорил швейцарец. Почему со мной? Не знаю. Объяснил, что изучает русский язык самостоятельно, из большого интереса и уважения к самому нашему языку, к русской культуре. Сказал, что, путешествуя по СССР, он совершенствует свой русский на бытовом уровне! Приятно было очень это слышать. Меня просто «распирало» от гордости за нашу страну, за свою принадлежность к великому русскому народу! Так и проговорили с ним весь антракт. Спрашивал меня, часто ли я бываю здесь, что мне больше нравится и так далее. Спросил даже, что я знаю о Швейцарии.

В нашем театре я бывала на всех премьерах, «прорывалась» на всех гастролёров. Не смогла лишь попасть на новоявленную Анну Павлову. Нас, таких «обделённых», было очень много по всей стране. Танцевала она почему-то всего один день, по-моему, «Жизель. Думаю, потому всего один день, что это «балетное чудо» спешили показать всему Союзу. Потом пошли разговоры, что и знаменитой она стала потому, что была полной тёзкой той самой, Мариинской» Анны Павловой - артистки балета начала 20-го века. Надо же было как-то утешить самих себя, таких несчастных! Через какое-то время имя её исчезло с афиш и из телепередач.
 А вскоре к нам приехала балетная труппа чуть ли ни самого «Ла скала». Правду сказать, танцевали они хорошо, но никак не лучше наших, Ташкентских мастеров балета, за плечами которых наша, советская балетная школа – лучшая в мире! Помню, как Тамара с Муслимом говорили в какой-то телепередаче, что «Ла скала» не очень-то привечает у себя наших оперных стажёров, в отместку за то, что наш БОЛЬШОЙ практически не принимает на стажировку их артистов балета! Пусть танцуют как танцуют! Лучшими им всё равно не стать! Пусть поют свои оперы и пляшут тарантеллу, возрождённую, кстати, Игорем Моисеевым!
А как-то до нас добралась «всемирно» известная японская оперная певица, имя которой, конечно, не помню. Пела Чио-Чио-сан. Её «всемирной» славе я не поверила. Ну какая японка со своим жиденьким сопрано может спеть эту партию? Не знаю. Ей так далеко до нашей самой средней певицы, не говоря уже о Галине Вишневской, многие годы считавшейся лучшей в мире Чио-чио-сан!
Да и Мария Биешу тоже была хороша!


Иногда бывала в Русском драматическом театре имени Горького. Мы все очень гордились, что из нашего театра вышли Роман Ткачук, Владимир Рецептер, Игорь Ледогоров, очень известные в то время советские актёры.
Как и почему я попала однажды в Ташкентский узбекский драматический театр им. Мукими. – не знаю или не помню. Скорее всего, проходили очередные «Дни культуры и искусства», или что-то подобное. Спектакль шёл при синхронном переводе на русский. Всем выдали наушники. Совсем не помню названия и содержания пьесы. Что-то из узбекской классики. Запомнила только, что меня просто потрясла великолепная игра актёров. Но бывать там чаще я просто не могла. Атмосфера там была слишком непривычной. Ещё запомнила такое же замечательное актёрское мастерство в художественном фильме «Буря над Азией», производства киностудии Узбекфильм». Я и сейчас с удовольствием посмотрела бы этот фильм на большом экране.

И только что какая-то передача по телеканалу "Культура" напомнила мне, что к нам, в полном составе, приезжал театр Вахтангова! Как я могла забыть такое!? А ведь театр этот не всякую республиканскую столицу жаловал своим вниманием! Представляли вахтанговцы свои спектакли в нашем театре оперы и балета!
Долгое время все эстрадные концерты проходили в Концертном зале им Свердлова. Любителей нашей и зарубежной эстрадной песни становилось всё больше, а зал почему-то не расширялся. А приезжали к нам все – от наших знаменитостей до французов, канадцев, болгар, греков, чехословаков, ГДРцев, даже итальянцев. Но чаще всех приезжали югославы! Сам Джордже Марьянович и сама Радмила Караклаич пели у нас! Удивительно певучий народ, наши южные братья-славяне!

Какое-то время большие концерты проходили в Доме культуры Студенческого городка. Но там как-то неуютно, праздника не чувствовалось и очень уж далеко от центра города. Дом культуры он всего лишь! Хоть и с огромным залом! Там в своё время, с разницей в один день, пели очень известный испанский певец Рафаэль и наш Магомаев. Вот это был Праздник! Ещё помню, что Муслим опоздал к началу концерта на 40 минут и стал оправдаться тем, что попал в трамвайную пробку. Весь зал хохотал над этим. Говорили, что накануне его концерта они с Рафаэлем отмечали встречу. Похоже, так оно и было!

Ещё у нас был совсем небольшой (камерный), очень уютный концертный зал «Бахор», расположенный прямо на нашей «Красной площади». Там мне довелось побывать на концерте нашего легендарного хора имени Пятницкого. Для меня это событие – счастье! До обидного мало было зрителей на том концерте, чуть больше половины зала. Как будто в городе не осталось русских. А ведь в те благословенные годы более половины населения нашего огромного (1,5 млн. человек) и прекрасного города составляли русские. Ташкент был тогда промышленным городом. А это обстоятельство само за себя говорило!
 Такой же восторг, такое же счастье я испытала в Киеве, когда там, в Концертном зале «Украина», выступал ансамбль, «Берёзка».

Ещё помню, как мы с племянницей были на море, в Евпатории. И приехал туда Закарпатский украинский народный хор. Пели всё, что было знакомо и любимо с самых детских лет. Хорошо пели и плясали. Очень хорошо! Племянница (пять с половиной лет), конечно, уснула на моих коленях. Когда хор под конец концерта запел наши русские песни, зал замер от восторга, а племянница моя сразу проснулась и уже не отрывала глаз от сцены. Русские мы. Русские!На следующий день мы встретили их всех на пляже. Племянница узнала одного из танцоров и с востогом говорила мне: "тётя, тётя, посмотри вон на того. Он вчера танцевал на сцене. Он такой красивый, как мой папа". Танцор действительно был похож на мужа сестры.

Вскоре в Ташкенте построили роскошный Концертный зал «Дружба народов», чуть ли не в самом Центре города. Теперь уже все гастролёры приезжали туда. Последний раз в этом зале я была в августе 1989 года на концерте Михаила Муромова. Совсем недавно вернулись домой наши войска из Афганистана. Муромов бывал там много раз, пел для наших ребят. И здесь, на концерте, тоже спел много «афганских» песен. Что творилось в зале!?  ВСЕ зрители стоя приветствовали его! Многие плакали. Вся сцена была в цветах. И такое повторялось на каждом его концерте

А потом жизнь моя изменилась настолько, что моё театрально-концертое счастье осталось только в моей памяти.



Рецензии
Уважаемый Виктор Мотовилов. Так Вы не только мой соплеменник-прозаик, но ещё, похоже, земляк. И Ваши несколько слов - лучшая награда для меня. Спасибо.

Ася Александровна Выприцкая   19.08.2023 14:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.