Девочка без имени

          Мама часто рассказывала историю о том, как мне дали имя. Долгое время я воспринимала ее как должное, сосредоточившись на простом изложении фактов и не задумываясь о сути событий. И надо сказать, благополучно дожила так до пятидесяти лет. Ну, было и было, так сказать. Но вот последнее время, когда я начала заниматься самоанализом и психологией, то стала задавать себе вопрос: а как же так произошло, что я получила своё имя только спустя три месяца после рождения, да и то, оно было выбрано совершенно случайно, да к тому же абсолютно чужим человеком?
          Когда родители ждут прибавления в семействе, то перед ними обычно встают два главных вопроса. Первый - кто родится, мальчик или девочка? Второй - как назвать ребёнка? Чаще всего будущие папа и мама заранее обговаривают несколько вариантов имен для своих чад. А бывает, что сразу дают имя еще нерожденному ребенку и живут в ожидании его появления на свет. Иногда нарекают именами в соответствии с семейными традициями. Если пол ребёнка неизвестен, придумывают соответственно имена и для мальчика, и для девочки. Может, и мои родители так делали, но они никогда об этом не вспоминали, зато часто рассказывали вот какую историю.
          Папа хотел мальчика, мама - девочку. В те времена УЗИ не было, и врачи не умели определять пол ребёнка, пока он еще в утробе матери. А будущие родители и их родственники старались угадать, кто же появится на свет, по народным приметам и по разным косвенным признакам. Маме по форме живота нагадали мальчика, однако, на свет появилась я!
          Роды у мамы были тяжёлые, дома мы оказались только через два месяца после моего рождения. А регистрировать меня в отделе ЗАГС собрались и того позже. И оказалось, что первые три месяца моей жизни я жила без имени!!! Вот как родители меня называли: доченька, малышка, крошечка, лапушка, солнышко…? Все равно ведь к ребенку, пусть даже к новорожденному, как-то обращаются, когда разговаривают с ним, сюсюкаются, милуются, ласкают. Или важно рассказывают родственникам и друзьям: «наш Антошка сегодня взял и описал бабушку», «наша Валечка такая хохотушка, все время улыбается и смеется», «у нашей Аленки такие огромные ресницы»… И это естественный процесс, связанный с идентификацией собственного чада, с любовью к нему, с гордостью за себя и за него; смотрите, у нас человек родился, и мы нарекли его Димой, Машей, Васей, Катей и так далее. А что же произошло в моем случае? Нежеланный ребенок? Нет, наоборот, очень даже желанный, ведь родители пять лет после свадьбы ждали моего появления на свет. Нелюбимая? Вот чего-чего, а проявлений любви мне с избытком хватало! Некрасивая? И это не соответствует действительности, так как папа с мамой, каждый на свой лад, всегда хвастались немножко тем, какая я родилась красавица-раскрасавица.
          Так что же произошло, почему первые три месяца моей жизни у меня не было имени? Сейчас уже некого спросить, нет ни папы, ни мамы. Для себя же нашла два варианта ответа. Первый - суеверный: родители просто боялись сглазить (вот имя дадим, а ребенок умрет), потому что роды у мамы были крайне травматичными, мы с ней долго лежали в больнице, она продолжительное время восстанавливалась, а со мной вообще было ничего непонятно – останусь ли жива, не стану ли инвалидом… Второй – реалистичный: возможно, случилось это потому, что мои родители не были готовы к девочке и заранее придумали имя только для мальчика (кстати, до школы я не хотела признавать себя девочкой, обожала ходить в брюках, играла исключительно с пацанами в войнушку и футбол и всем говорила, что я мальчик Тимошка; кто знает, может, родительские ожидания рождения сына таким образом отразились на моем самовосприятии).
          Так вот. Когда нас с мамой все же выписали из больницы, и мы оказались дома, папа наконец пошел в ЗАГС и записал нас всех на торжественную регистрацию рождения меня. И вот тут-то начались дебаты, под каким, как бы сейчас сказали, ником надо меня увековечить в истории? Стали перебирать и обсуждать женские имена, традиционные и модные в те времена, редкие, экзотичные и простые… В конце концов остановились на двух вариантах - Елена - в честь умершей маминой мамы, моей бабушки Лены, и Юлия - красивое современное имя, папе оно очень нравилось, - но окончательно так и не определились. Накануне регистрации я изволила заболеть, торжественную запись отменили, и было решено, что папа один пойдет в ЗАГС удостоверять факт появления на свет нового советского человека женского пола.
          Папа собирается уходить, и перед самым его выходом у дверей происходит следующий диалог. Папа: «Ну, что решаем, как назовём дочку все-таки?» Растревоженная моей болезнью, нервная, сердитая мама отвечает: «Ой, решай уж сам! Хочется тебе Юлю, пусть будет Юля. Этих Юль сейчас пруд пруди!»  А на самом пороге вдруг говорит: «А знаешь, у меня подруга была, Диной звали, всегда мне ее имя нравилось, - красивое, необычное, редкое, ни на кого не похожее. Может, Дина назовем?». Папа уходит.
          Приезжает в ЗАГС. Важная работница отдела записи актов гражданского состояния при исполнении вопрошает: «Какое имя решили дать ребёнку?»  Папа: «Дина». Чиновница авторитетно заявляет: «Такого имени не существует! Есть полное имя - Диана. А Дина — это уменьшительно-ласкательная, сокращённая форма. Дианой называть будете?» Папа растерянно: «Ну, давайте...» И слышит в ответ: «Хорошо, записываю - Диана Алексеевна Шишкина...» Смешно? (Смайлик). Получилось, что имя мне даже не родители дали, а абсолютно чужой человек.
          Надо сказать, что, когда я вошла в сознательный возраст, то стала ненавидеть сочетание своего имени и фамилии, стеснялась, испытывала массу комплексов. Домашние, родственники, друзья, учителя в школе обращались ко мне Дина, так мне было как-то проще, привычнее, спокойнее, и я старалась не говорить, как мое полное имя. А вот когда я поступила в университет, начались настоящие мучения и переживания, потому что на занятиях преподаватели озвучивали наши фамилии, имена и отчества непременно полностью. И немало моим комплексам прямо на первом курсе поспособствовал один из профессоров, простой и добрый в общем-то человек, который открыв мою зачетку и прочитав мои данные, начал хохотать на всю аудиторию, приговаривая: «Шишкина Диана Алексеевна, надо же, Диана – и вдруг Шишкина, ну и сочетание! Кто же надоумил ваших родителей соединить такие имя и фамилию?! Могу вспомнить только одного студента, у которого сочетание имени и фамилии было смешнее. Его звали Робеспьер Иванов!..» Правда, из-за веселого настроения преподавателя дисциплину я сдала на «отлично», хотя предмет знала плохо, да к тому же еще и страшно волновалась, так как это был мой первый экзамен на первом курсе университета.
          И только, когда я выходила замуж, я с облегчением сменила фамилию Шишкина на Никулину и стала всем с гордостью говорить, что зовут меня Диана… Так и живу. Но вспоминая историю наименования меня, я иногда думаю, что в общем-то не знаю, кто я, зачем я, и не ирония ли вся моя жизнь...

Май 2020


Рецензии