Мы все немного челдонцы

Спросить – стыд минуты, не знать – стыд всей жизни.

Поезд Абакан – Москва набирал свой ход после очередной остановки на станции Тайга. В плацкартное купе зашли два новых пассажира преклонного возраста – мужчина и женщина. Они отдышались от быстрой ходьбы, успокоились, взяли у проводницы вагона постельное бельё, осмотрелись по сторонам, помолчали и  принялись чаёвничать. 
-  Усё, позади энта толкотня, слава Богу, сяли! Ну и погодка сёдни, Ниловна, холодрыга така, чё добрый хозяин собаку на вулицу-то не выпустит. До самых костей пробират, хоша чайком здеся согретьца чё ли… - ворчал мужчина: поджарый, статный для своего возраста, крепкий, с седой бородой, и живыми светлыми глазами.
- И впрямь, чуть не окалели! Иш, чё зятек-от наш любимый вытворят, ты тока посуди! Он, Никанорыч, как вроде спицияльно, привёз нас на станцию-то ране положенного часу,  я продрогла уся. - Поддержала мужчину  попутчица, дородная, ещё в силе женщина, с накинутой пуховой шалью на плечах и в цветастом платочке на голове. Произнося эти слова, женщина поёжилась, и продолжила нараспев с плачем в голосе:
 - РОдный ты мой, Василий Никанорыч, вот скажи мине на милость, как на духу скажи, осерчал Митрий на нас, чёл ли? Ужо я имя угождала, угождала всячески, а усё не по ихому, усё не так. 
Василий Никонорович бережно поправил пуховую шаль на плечах попутчицы, спокойно и рассудительно ответил:
- Ну, так чё же, то и есть! Тожно, надоели мы имя за неделю-то, со своими наставленьями. Вот зять и радым – радёхонек, чё спровадил нас восвояси. Знамо дело, в чужой монастырь со своим уставом, красота ты моя ненаглядна, не ходют. А ты раскомандовалася у иха: и это не так, и то не эдак. Чо дивоваца-то? Оне всёштаки по-городскому живут-от,  иначе чем мы, да ешшо своенравные усе, самолюбства-то у иха хватат, в рот палец-от имя не клади! – Возбуждённо и громогласно продолжил попутчик, доставая из корзины харчи. Потом, как бы спохватившись, что они в вагоне не одни с женой, уже более мягко, спокойно и тихо сказал:
- Да ты шибко-то, Ниловна, не серчай, не расстраивайся. Не велика важность! Мы скоро дома будем. Кажная птица в своём гнезде царица! А хозяюшка в дому, как оладышек в меду. Нету-ка у молодёжи чичас благожелательности. Каки годы – така и мода! Ничё не поделашь!

В разговор супругов вмешался один из пассажиров – солидный, в очках мужчина:
- Извините меня великодушно, давненько я такого говора не слыхивал, вы челдонцы?
- Ну, пушай, мы челдонцы, а ты откедова об этом ведаш, на лбу-то ить у нас не прописано, чё мы челдонцы?! –  Сердито    ответил на вопрос Василий Никонорович.
- Так давно известно, не секрет, кто чёкает, да чай любит -  тот и челдонец!
- Иш, ты как рассуждаш-от. А мине-ка вот с измальства ишшо батя сказывал, чолдонец означат человек с Дона. Дон - река, стало быть, чолдонец -  человек реки. От казаков чолдоны-то пошли из караимов мы будем-от. Песни у чолдонов таки проголосны и мотив такой, как у донских казаков. Усе у нашей деревни себя сшшитают потомками казаков донского происхождения. Вона сколя чолдонов по берегам сибирских рек расселилосося – не перешшитать.
- Родимый ты мой, Никонорыч, а я вот ишшо про то ведаю, чё чалдонами-то наших предков называли, потому, чё чалилися оне с устья Дона из Росеи до Сибири ишшо в шешнадцатом веку, ташшили челны или чала. Спасалися оне от церковных реформ, будучи старообрядцами, как мои прородители.
 - Так-то оно так, дорога Елена Ниловна…

Молоденькая девушка, не выпускавшая из рук планшет, заинтересовалась разговором:
-  Я ведь тоже из сибирской глубинки -  сибирячка. Я никогда не задумывалась прежде о происхождении и значении слова «челдонец». А давайте узнаем, что нам интернет об этом расскажет? – предложила она.
- Посмотри, девонька, посмотри милая, ежели тебе не трудно, чё интернат-от твой ведат.
Через несколько минут девушка громко, с расстановкой читала:
- Челдон (челдонец), чалдон (чалдонец), чолдон (чолдонец) – коренной сибиряк, потомок русских поселенцев Сибири, вступивший в брак с аборигеном (аборигенкой). Предки челдонцев пришли в Сибирь 400 лет назад. Речь идёт о самом раннем русском населении в сибирских краях. Произношение этого слова зависит от места проживания людей. Цель переселения была не завоевать, а освоить новые земли, вступить в добрососедские, взаимно выгодные экономически связи  с местными аборигенами. Отсюда пошли смешанные браки.   
Слово «чалдон» традиционно произносят в обиходной речи через А в Тобольском и Ишимском районе и севернее.   «Чолдон» через «О» - в Забайкалье, в Омской области и «челдон» через Е и О - в Башкирии, в Казахстане и в других областях.
Девушку все пассажиры слушали с повышенным вниманием. Она это почувствовала и ещё громче, и выразительнее продолжила:
 - Этимология слова «чалдон», вызывает споры среди лингвистов и по сей день. Сами представители этой народности называют несколько основных версий происхождения этнонима:
-  чолдон – это человек с Дона;
-  чалдоны – это люди, прибывшие на челнах с Дона;
 - чалдон – это человек с реки, ведь слово «дон» в переводе со скифо-сарматского языка означает «река»;
- челдон - человек глубоких, древних знаний и традиций - «чел» - думающий, «Дон» - глубоко;
-  чалдоны – это выходцы из местности, располагающейся между рекой Чалкой (Чалой) и Доном. Интересно только, где такая река и есть ли она вообще?
Все эти версии и другие имеют право на существование, тем более что челдонские деревушки действительно стоят на берегах рек.
Никанорыч удивлённо сказал:
- Эвон чё! Антиресно девки пляшут, по четыре штуки в ряд! Читай дале.
 Девушка продолжила чтение:
-  Русское население Сибири по разнице в культуре и диалектах, а также по времени переселения в Сибирь может быть поделено на старожилов, прибывших в Сибирь в 16 веке и переселенцев второй половины XIX- начала XX века. Среди старожилов могут быть выделены казаки и старообрядцы (кержаки или семейные), как вы, например. – Девушка посмотрела на супругов-челдонов, которые в ответ закивали в знак согласия головами:
-  Чё я говрил? Чё говрил, то и есть – обрадовался Никонорыч, - а ешшо-то чё тама-ка прописано, читай антиресно ить.
Девушка продолжила:
- Если «Человека с Дона» в Сибири принято называть любого представителя казачьего сословия, «вольных людей», то «людьми с реки Чалый» иносказательно называли каторжан, ссыльных и разбойников, которых также относили к «вольным людям», не склонным подчиняться власти. Отсюда же тюремное выражение чалиться, т.е. сидеть в неволе. В этом есть рациональное зерно. Коренных челдонов постоянно пополняли беглые и бывшие каторжане - чалдонцы. Составитель словаря В.И. Даль так даёт этопонятие: челдонец – пришлый, недавний выходец из России, также бродяга, беглый каторжник. Так, что слово «чалиться» имеет двойной смысл.
- Не шибко-то наши деды схотели иха признавать челдонами и привечать энтих варнаков в Сибири-то. Челдон чалдону рознь! – огрызнулся в сердцах Никонорович.

Девушка устало и сонно зевнула, и сказала:
- В интернете можно найти ещё много других интересных сведений о челдонах, но я думаю и этих нам на сегодня достаточно. Пора спать укладываться. Поздно уже. Утро вечера мудренее.
Солидный мужчина в очках, который молча, и внимательно выслушал всё, о чём было прочитано, добавил:
- Спасибо и на том. Стало быть, с разных уголков России, и в разное время прибывали в Сибирь переселенцы, а традиции, обряды и говор с собой привезли.
- Благодарствуем, девонька, за навуку. Эвон, как ты запозевалася,    усем пора спать укладываца. Проспишься - на дело годишься. Сон телу строитель. – Ниловна стала застелать постель, которую принесла проводница поезда, потом она, спохватившись, добавила:
- Дай Бог хорошего жениха тебе, девонька, ежели нет ишшо. Вот и выходит, чё все мы немного челдонцы! А разе не так?
Все засмеялись. Но на том все и успокоились, угомонились. Каждый остался при своём мнении. 
Один человек не может всё знать, всё знают все.   
   
Примечание. В настоящее время челдоны, чолдоны и чалдоны являются вымирающей этнической группой, сохраняющей свою обособленность и традиции только в отдалённых сибирских деревнях. Широкое распространение термина "челдон" свойственно Западной Сибири. В Восточной Сибири чолдонами назвали выходцев из Забойкалья, чаще всего потомков от русско-бурятских браков. Рассматривать челдонов как территориальную группу не приходится, они живут по всей Сибири. Однако по России можно встретить выходцев из Сибири, которые на вопрос о происхождении назовут себя чалдоном, чолдоном или челдоном. Сегодня челдоны только в деревне живут, как в город уедут, так сразу русские делаются. Это категоричное утверждение отражает сложившуюся в наше время ситуацию.


Рецензии