Письма

Письма.

   Тяга к письму, скорей всего, передалась мне от мамы. Мама очень любила писать письма. Правда писала она только своей сестре, моей тёте Нине, в Ростов-на-Дону и жене своего брата, тёте Вере из Краснодара. Тети очень ждали её пИсьма и всегда благодарили маму за длинные, подробные рассказы обо всех родственниках и о событиях на их родине. Письма мамы, порой, не умещались в размеры школьной тетради. Мама и мне часто писала. Присылала письма и когда я был студентом, и когда служил в армии и когда работал в Молдавии. Мамины письма я очень любил и всегда с нетерпением их ждал.
   Не скажу, что я очень любил писать письма, но тем не менее писать их в своей жизни приходилось много. 
   Первое своё письмо я написал когда учился в пятом классе. Тогда, у нас в школе было популярно переписываться с ровесниками из Болгарии. Нам на классном часе классная руководительница раздала адреса детей из Болгарии, нашей исторической родины. Мне тогда повезло переписываться с девочкой из Пловдива, которую звали Иванка. Фамилию её я уже не помню. Иванка мне писала на болгарском языке, говорила, что мои письма, которые я писал на русском, ей помогает читать ее мама. Иванка меня просила, чтобы я иногда писал и на своем болгарском наречии, потом смеялась, что так разговаривает ее бабушка, которая живёт в селе. Не помню кто из нашего класса как долго переписывался со своими друзьями из Болгарии, я же переписывлся с Иванкой несколько лет. Со временем наша переписка заглохла. Знаю только один пример, когда девочка по имени Лена из параллельного класса, переписывалась со своей подружкой, тоже из Пловдива, даже уже будучи взрослой. После школы Лена вышла замуж за моего товарища Ванчика, поэтому я немного знаю о Лениной переписке. С этой перепиской связана одна интересная история. В конце восмидесятых Ваня с Леной ездили в Болгарию к Лениной подружке. Помимо всего прочего, что произошло во время той поездки, Ванчик мне рассказал об одном случае.
   - Сидим мы в просторной комнате, - рассказывал мой товарищ, - разговариваем с болгарами, выпиваем, курим, пьем кофе. А пьют они совсем не так как у нас. Наливают в маленькие мензурки, грамм по тридцать, а то и меньше, отпивают водку из своих стопочек маленькими глоточками, как чай, ставят стопочку на столик, затем запивают водку кофе и курят. Что меня поразило - пьют они по-немногу, но часто и очень много курят. Я по-началу стеснялся, пытался пить как они, но у меня не очень получалось. Я выпивал свои стопки за раз. После нескольких стопок я не выдержал, встал, подошёл к серванту и достал оттуда большой фужер для вина, налил себе в него грамм сто пятьдесят водки и выпил её залпом. Хозяева замолчали, пораскрывали рты и смотрят на меня. "Ваня, наливай себе ещё, не стесняйся, водки много" - сказали они, а я, - продолжил Ваня свой рассказ, - закусил печеньем и сказал своим болгарским друзьям: "Ну, а теперь, можем и поговорить."
   Но вернемся к моим письмам.
Как-то, будучи в шестом классе, ко мне на переменке подошла моя одноклассница Лена и спросила:
   - Ты не хотел бы переписываться с моей подружкой из Первомайска Николаевской области. Она ищет с кем бы переписываться на английском языке. Я ей написала, что у нас в классе есть мальчик, который увлекается английским языком и дала ей твой адрес.
   - Ну хорошо, - ответил я своей однокласснице, - я с удовольствием буду с ней переписываться.
Вскоре я получил письмо, в котором было написано:
   - Hello! My name is Zina.
Дальше Зина описала простыми стандартными фразами про свой класс, про родителей и друзей. Письмо её едва охватило полстранички. Я же, сразу ринулся изучать тему переписки, обратился за помощью к учительнице английского языка. Александра Дмитриевна дала мне две тоненькие книжки в которых приводились примеры писем на английском. Я выучил кучу новых слов и предложений, основательно подготовился и написал Зине письмо на два листа. Но ответа на такое подробное письмо я так и не получил. Видимо моё творчество спугнуло девочку Зину и она сразу же пропала. Но я все же был ей благодарен за то, что она помогла мне подтянуть английский и в последующем я стал ещё серьёзней относиться к этому предмету. С тех пор Александра Дмитриевна регулярно стала снабжать меня книжками для внеклассного чтения. Благодаря этой коротенькой переписке, английйский язык стал моим самым любимым предметом в школе. Да и в дальнейшем я все годы увлекался английским, но уже благодаря песням.
   В седьмом классе я стал переписываться с моим товарищем из поселка Суворово Измаильского района Мишкой Драгановым, жившим по соседству с моей бабушкой, к которой я приезжал каждый год на летних каникулах. С ним мы переписывались года два. Ничего особенного о той переписке не могу рассказать. Обыкновенная болтовня двух пацанов.
   Серьёзные, взрослые письма я стал писать уже будучи студентом. Писал иногда короткие письма маме и длинные письма своему другу детства Ване Дондову. Переписка с Ваней была невероятно интересной и продолжалась многие годы. Мы с ним переписывались и в студенческие годы, и во время моей службы в армии, и во время Ваниной практики, которую он проходил на Дальнем Востоке, откуда он присыла мне подробные и длинные отчеты об экспедициях в которых он участвовал. Писал мне Ваня и из Пермии, куда он попал по распределению, после окончания Одесского государственного университета. Постепенно наша переписка затухла, а затем и вовсе прекратилась. Почему? У меня до сих пор на этот вопрос нет ответа. Не появился Ваня и в соцсетях, когда они начали свое существование в интернете. А теперь я ответ уже никогда не узнаю. Прости меня, дружище, если ты считал, что то была моя вина.
   До армии я какое-то время встречался с одной девушкой. Когда я призвался, она мне писала ровно два месяца, на больше её не хватило. О той короткой переписке, во время которой я получил всего три письма, мне нечего и рассказать. Так, писали друг другу о нашей повседневной жизни. Никаких вдохов и ахов и никакой романтки не было.
   Был интересный случай, связанный с одним письмом. Было это тоже в армии. Один мой хороший товарищ получил письмо от одной девушки. Он принес его мне и попросил прочитать. Письмо показалось моему другу весьма подозрительным. Его написала подружка его бывшей девушки. В письме некая девушка написала, что мой товарищ ей очень нравится и она хотела бы с ним переписываться.
   - А откуда она могла узнать, что ты со своей девушкой расстался? - спросил я товарища   
   - Да ниоткуда. Только от неё.
   - Ну тогда это похоже на провокацию. Видимо твоя бывшая хочет подставить тебя и обвинить в том, что ты и есть причина разрыва.
   - Помоги мне написать ответ. У меня не получается писать письма, да и я ужасно не люблю писать.
Мы сели и вместе написали длинное письмо девушке, в котором подробно описали своё отношение к её провокации и передали её подруге пламенный привет. Через две недели мой товарищ получил письмо от своего двоюродного брата. "Слушай, - писал брат товарища, - кто тебе писал письмо? Знаю, что не ты его писал. Мы плакали над ним всем селом. Да, ты угадал. Твоя бывшая девушка гуляет с другим парнем и хотела тебя подставить, чтобы обвинить, что ты, мол, такой-сякой, переписываешься с её подружкой и она решила тебя проучить. А подруга её тоже хороша, показала всем твоё письмо. Я хотел тебе обо всем написать и раньше, но не решался.
Спустя полгода мой товарищ получил от своего брата ещё одно письмо, в котором говорилось, что его бывшая девушка догулялась до беременности и вышла замуж. Мой товарищ, совершенно спокойный, прочел мне письмо брата.
   - Спасибо тебе, что помог мне тогда с письмом. Ослепленный чувствами я сам не смог бы разобраться. А так, я к этой новости отнёсся совершенно спокойно. Давно перегорел.
   Мой товарищ, тогда, прославил меня, с тем письмом, на весь полк. Пришлось помогать писать письма и другим ребятам. Не скажу, что я был против тех писем. Мне даже нравилось писать. Один из ребят однажды на наше общее письмо его девушке, получил такой ответ:
   - Знаю, что это не ты писал, но все равно очень приятно. Я тебя тоже очень люблю и жду. Передай своему другу, что он классно пишет.
 
   Сейчас письма уже никто не пишет. Так. Холодная переписка в Фейсбуке или в Вайбере, или ещё где. Но она и близко не заменит тех старых тёплых писем, полных искренних чувств и теплоты...


Рецензии