Разный снег

Разный снег

Думаю, согласитесь со мной, что отношение к снегу в детстве и во взрослой жизни у многих из нас разное. Иногда кардинально. От любви до неприятия. Во всяком случае у меня оно сильно поменялось. Меня он, конечно, радует, но не ввегда. В детстве снег для детей - это чудесная сказка, нескончаемые весёлые игры до темна. Все дети, без исключения, любят снег.
   В детстве, когда снег в наших краях не был редкостью, мы его ждали, хотя и знали, наверняка, что с приближением морозов он обязательно выпадет. Вопрос был - в конце ноября или в начале декабря. Снегопады были обильными и сопровождались многодневными вьюгами, да такими, что в такие дни в школе отменялись уроки. Мало одного счастья - падает снег, к нему добавлялась ещё одна радость - дополнительные каникулы. В то незабываемое счастливое время вьюги надували такие снега, что сугробы поднимались до самых дымоходов. Помню, в одну зиму, как раз под Рождество, намело столько снега, что папа не смог открыть входную дверь и моему старшему брату Васе, чтобы со двора пробиться к входу, пришлось вылазить через окно, которое было заметено только наполовину. А однажды выйти не получилось даже через окно. Побезпокоилась папина сестра, тётя Неделя, прислав нас проведать своего мужа, дядю Павла. Он нашёл в сарае лопату для снега и освободил нас из снежного плена. В те годы мы спускались на санках с самых дымоходов и утрамбовывали снег, затем заливали его водой и устраивали катки на много десятков метров. До позднего вечера родители не могли нас загнать в дом. Не знаю, каким образом мы умудрялись не подхватывать простуды, но я ни разу за детские годы не простужался. Хотя нет, вру. Однажды зимой, будучи в пятом классе, я, всё-таки, простудился. К вечеру поднялась температура под тридцать девять, из носа потекло, начало болеть горло. Не помню, чтобы мама держала в доме какие-то таблетки. Она вообще нас четверых вырастила без единой таблетки. И вообще никто из нас никогда в детстве не болел. Так вот, мама, смеряв мне температуру, нагрела на плите в большой эмалированной кружке домашнего красного вина, насыпала туда молотого чёрного перца, налила мне полную двухсотпятидесятиграмовую голубую эмалированную чашку и заставила выпить всё до дна.
   - Главное, - сказала она, - не вырвать вино обратно.
И дала закусить каким-то бутербродом. Затем она укутала меня в овечий тулуп и уложила в постель. Я, напившись вина, моментально вырубился. Всю ночь обильно потел, а на утро встал как ни в чём ни бывало. Ни тепературы, ни насморка, ни болей в горле. Мама меня искупала в большой цинковой ванне, высушила, тепло одела и отправила в школу.
   В том же году со мной случилось ещё одно происшествие. Мы с моим неразлучным другом Ваней Дондовым и с соседскими мальчишками играли в хоккей на катке за Ваниным домом. Клюшки мы делали сами из ручек от старых лопат, а к ним прибивали небольшими гвоздями крюки-бойки. Посреди игры отрывается крюк от Ваниной клюшки и отлетает мне прямо в лоб. Хлынувшая из ранки кровь залила мне всё лицо. Мы с Ваней быстро забежали к нему во двор, где Ванина мама, тетя Дона, помыла мне лицо, обработала самогоном ранку, намазала её зелёнкой, перебинтовала лоб и мы с другом побежали... доигрывать сражение. Перед этим тщательно перемотали крюки изолентой, чтобы те больше не отрвывались от ручек. Затем несколько дней, пока мне не сняли повязку, пришлось носить кличку "Щорс". Маленький, еле заметный шрамик по самому центру лба так и остался на всю жизнь, как память о лучшем друге.
   Моё отношение к снегу изменилось когда я сел за руль своего первого автомобиля. Зима, раннее утро, я встал, чтобы выехать в Одессу. Выхожу во двор, а там меня встречает сюрприз. За ночь выпало столько снега, что выехать со двора было невозможно и мне пришлось чистить двор в течение часа-двух. Уставший, с мокрой спиной и разболевшейся поясницей, выезжаю на заснеженную дорогу и прорываюсь в Одессу в течении четырёх часов, вместо двух.
   Бывало, что снегопад заставал  меня уже в дороге. Однажды, ещё до закрытия границ с Модавией, мне пришлось поехать из Арциза в Кишинев. Туда доехал без проблем, а вот когда выезжал ообратно, начал падать тихий снег. Оставалось всего несколько киломметров до Бессарабской, когда снегопад усился. На подъёме, перед каким-то пропускным пунктом я уже подняться не смог. Помогли кучки песка, насыпанные по обеим сторонам дороги. По этим кучкам я и поднялся на гору. Свернул на Подгорное, что перед Тарутиным. Снег там оказался глубоким, но ровным. Подгорное я проехал легко. Сразу за селом увидел, что дорога сильно заметена. Слева от дороги было открытое пространство, справа густая посадка, задерживающая снег, который поперечными сугробами собирался прямо на дороге. Три холмика я проскочил на скорости, а на четвёртом машина застряла. Никакие попытки вырваться не помогли и в отчаянии, заглушив двигатель, стал думать как быть дальше. Но не успел я и пятнадцати минут пробыть в раздумьях, как сзади подъехал трёхмостовой бензовоз из воинской части. Вышел водитель, подошёл ко мне и спросил:
- Что, браток, застрял?
Оказалось, что машина из нашего военного городка и ехала она через Арциз. Водитель зацепил машину на буксир и, как санки, протащил меня через занесённый участок. Посадка закончилась прямо перед спуском на Тарутино. Впереди дорога оказалась совершенно чистой. Попытался заплатить водителю бензовоза, но он обиделся, сказал, что знает меня. Спустившись в посёлок, я увидел, что там нет ни единой снежинки, а вместо снега идёт сильный дождь. Домой доехал уже без приключений. Правда передний бампер пришлось поменять.
   В другой раз снегопад меня застал, когда я возвращался в Арциз из Рени. Сразу после выезда из Рени, начался сильный дождь. Буквально через десять километров ни с того ни с сего перестали работать дворники. Предохранитель оказался целым и найти причину неисправности, да ещё и под проливным дождём, не удалось. Пришлось ехать медленно по краю дороги, с включенной аварийкой. Всё бы ничего, да вот скоро стало темнеть и сразу, как я свернул с трассы на Холмское, начался крупный мокрый снег. Если дождь стекал по стеклу, и пусть очень медленно, но всё же можно было ехать, то с облеплепленным снегом стеклом уже не очень-то и поедешь. Пришлось придумывать из проволки, палки и тряпки устройство для смахивания снега вручную на ходу. Боковое стекло было, естественно, опущенным и снег залетал в салон. Так, весь в снегу и ехал до самого дома. Путь из Рени до Арциза занял целых девять часов. Когда поздно ночью я ложился спать, жена меня спросила " Как ты доехал? Чего так долго" я ей ответил " Спи. Была небольшая поломка." Утром, когда я зашёл на кухню, жена, взглянув на меня, испуганно спросила:
- Что у тебя с глазами?
Я подошел к зеркалу в ванной комнате и сам ужаснулся - они были опухшими и красными как после сварки.
   Ещё один случай, связанный со снегом, произошёл в начале двухтысячных. Я тогда уже жил в Белгороде-Днестровском. Был январь и мне необходимо было срочно съездить в Арциз, решить проблему с паспортом. Поехал маршруткой, так как на тот момент у меня не было своей машины. Ещё когда я выезжал из Белгорода-Днестровского, шел небольшой снег. По приезду в Арциз снег усилился. Подул ветер и снег стал сбиваться в сугробы. В паспортном столе было много людей и мне пришлось прождать своей очереди до самого вечера. Когда я приехал на автостанцию, оказалось, что медугородние маршрутки и автобусы уже не курсировали из-за того, что на трассе Одесса-Рени образовались сильные заносы. Я уже собрался идти к сестре, чтобы у неё переночевать, когда подъехала маршрутка Измаил - Белгород-Днестровский. Жители Белгорода-Днестровского наверняка знают эту маршрутку. Белый Мерседес старого образца с широкой синей полосой, а за рулём маршрутки экстравагантная личность - Иван с большущими длинными, как косички, полуседыми усами. Он спросил есть ли пассажиры на Белгород. Нас оказалось только двое: я и ещё одна девчушка лет семнадцати, не по-зимнему легко одетая, а на ногах у неё были тонкие ботиночки. Девочка села сразу за водителем, на переднее седение. Водитель сразу взял с меня деньги за проезд, а когда подошёл к девочке, то заметил, что она дрожит.
   - Оу, дорогая, так ты закоченела! - воскликнул он, - а ну-ка снимай быстро свои ботиночки!
Девочка попыталась снять ботинки, но не смогла это сделать деревянными замёрзшими руками. Пришлось мне ей помочь. Водитель достал из-за своего сидения две тёплые куртки. Одной курткой он замотал девочке ноги, перед тем их растерев, а другую накинул ей на плечи. Девока немного отошла и перестала дрожать.
   До Сараты мы доехали без особых приключений, а вот сразу за городом начались проблемы. Не успели мы проехать поворот за обелиском, как начались высокие сугробы. Не знаю как водителю удавалось через них переваливаться, но факт тот, что мы ни разу не застряли. На участке дороги до Николаевки-Новороссийской мы ещё успели вытащить из сугробов четыре легковых машины. За Николаевкой дорога была почти чистой от снега и мы до самого Белгорода-Днестровского доехали почти без приключений. Въехали в город когда было уже совсем темно. Маршрутка доехала до самого центра и мне не надо было больше никуда добираться. До нашего дома оставалось пройти всего метров сто. Водитель поехал дальше, обещав девчушку довести до самого её дома.
Дома Наташа, перепуганная, сказала:
   - Я тебя уже не ждала, так метёт, думала ты заночуешь у сестры.
   - Наташа, - ответил я, - если бы не смог уехать, то обязательно бы позвонил
   - А как вы доехали по такому снегу?
   - Очень просто. Водитель оказался АС.

    Я уже писал что в наших краях снег давно уже редкость. К счастью для меня, но к большому разочарованию для детей. Однажды в январе, младшая дочурка, когда ей было пять годиков, забегает ни свет ни заря в родительскую спальню и взволнованно будит меня:
   - Папа, вставай быстрее, а то снег растает! Вези меня скорей на санках в садик.
Когда мы оделись и вышли во двор, то я увидел, что снег еле присыпал землю. В садик мы доехали на санках, успев по дороге вдоволь накататься. К обеду потеплело и снег растаял. Когда я забирал дочку из садика, она мне сказала:
   - Вот видишь! Что я тебе говорила! Снег уже растаял!
   Но через две недели навалило столько снега и он лежал так долго, что хватило и на катание на санках, и на скольжение по катку, и на сооружение огромной снежной бабы и большущей горки, по которой можно было съезжать на санках с самого огорода до уличных ворот. Эти счастливые снежные дни я пронёс в своём сердце через всю свою жизнь.
  Так что, как видите, снег бывает разным...


Рецензии