Кино на карантине

КИНО НА КАРАНТИНЕ
Смотрю сейчас пачками британские фильмы — и завидую ну просто люто. ЗА-ВИ-ДУ-Ю!
Ааааа потому что у людей есть кино. Их собственное кино, британское. Не потому, что бесчисленные муви хорошего качества сняты по британскому сценарию и сыграны британскими актерами. Но потому главным образом, что эти качественные фильмы подробнейшим образом нарративят национальную жизнь. Во всех аспектах. На всем протяжении национальной истории.
Кто там у истоков, Вильгельм Завоеватель? Пожалуйста. Фильм «Властелин войны», 1965. Сериал «1066: The Battle for Middle Earth». Фильм «Вильгельм, молодой Завоеватель», 2015. Минуту спустя — сериал «Вильгельм Завоеватель», 2018.
И так тотально, по всем династиям. Вдумчиво. Про каждого Эдуарда, каждого Генриха, каждого Ричарда, Георга и кто-там-у-них-еще-был — фильмы документальные, фильмы игровые, сериалы и не знаю что в придачу. Цветут все цветы. Причем со страшной силой.
Вообще создана масса фильмов про национально значимых для Британии персонажей, корона отнюдь не обязательна. Как про настоящих, так и выдуманных — каких-нибудь обобщенно-несгибаемых горцев Шотландии. Или про знаменитых путешественников, ведь англичанам на протяжении нескольких веков никакие 100 тысяч км были не крюк. Да и в героическом ракурсе не обязательно снимать, бытовой тоже хорошо заходит. Упомяну прелестный фильм с Хью Грантом, который играет (в фильме «Англичанин, который поднялся на холм, но спустился с горы») землеустроителя, по долгу службы попавшего в уэльскую деревню, а заодно в скромную, местную, но все же подлинную и национальную мифологию.
[Тут вопрос к соотечественникам: какие русские приключенческие фильмы вам довелось посмотреть за последние лет десять — да разве что «Экипаж»; но обратим внимание, это римейк советского экшна. Ну еще довольно давний фильм «Территория» — однако обратим внимание, что это экранизация книги, изданной в СССР. Было, конечно, и свежее — дивный телесериал про Беловодье: провал земли в заброшенном горном монастыре освободил силу, которая угрожает жизни на Земле, спасение кроется в трёх озёрах Источника Познания — верю, вы уже догадались, что речь идет, как водится, о Судьбе Всех Миров, ну и все слова непременно с заглавной буквы.]
И ладно бы гордые британцы снимали только про свое важное/судьбоносное (пусть даже скромное/незаметное). Ничего подобного. Монарх сошел с ума? — вот вам фильм «Безумие короля Георга» (1994) с Найджелом Хоторном и Хелен Миррен. Королева завела молодого любимчика? — смотрим ленту 2017 года «Виктория и Абдул» Стивена Фрирза. Причем королеву Викторию играет не кто-нибудь, а Джуди Денч. Играет притом второй раз (впервые в фильме «Миссис Браун», про предыдущего любимчика: не индуса, а шотландца). И да, насчет долгого законного брака королевы Виктории тоже снято.
Вам кажется, что спятивший король или не в того влюбленная королева как-то где-то…эээ…роняют национальный престиж? Но ведь на экране Букингемский дворец и Вестминстерское аббатство; ухоженные пейзажи сельской Англии, ее древние церкви и роскошные поместья; ее трущобы и дома среднего класса; ее герои, святые, землемеры, землеустроители и землепроходцы, мошенники, воины и так далее. Вся историческая толща сложной и великолепной страны. Контрасты только подчеркивают и усиливают это величие. И государственный гимн за кадром.
Рули, Британия!
А по российскому экрану все ползет и ползет покрытая тоталитарной коростой Зулейха. Все дожевывает, надрывно оленеглазая, заначенную от опричников синюю куриную шкурку последнего рожденного в ГУЛАГе ежа. То ли Троцкий, прикинувшийся Венедиктовым, виноват. То ли просто режиссеры и сценаристы бездарные.


Рецензии