Александр I. Часть 1

АВТОРСКИЙ ВАРИАНТ ЛЕКЦИИ (В РЕДАКЦИИ 2020 ГОДА). ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ШАХТИНСКОМ ИНСТИТУТЕ (ФИЛИАЛЕ) ЮРГТУ (НПИ)

АЛЕКСАНДР I

ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛЕКСАНДРА I. РЕФОРМЫ (ДО 1812 Г.)

Родители: Павел I Петрович Романов и Мария Федоровна, принцесса Вюртембергская

Александр I был старшим сыном Павла I, родился 12 декабря 1777 г. Вступил на престол в результате успешного дворцового переворота (заговора) против своего отца, от него унаследовал все те проблемы, которые назрели в России к началу XIX в. Правда, молодой царь был искренне уверен, что в отличие от отца он хорошо понимает сущность этих проблем и знает, как их решать. И, казалось бы, определенные основания для такой уверенности у него были.

Детство и юность императора Александра I были, пожалуй, не совсем обычными для русского самодержца. Бабка его, Екатерина II, сразу же после рождения отняла мальчика у родителей, взяв его воспитание и обучение под свой полный контроль. Екатерина II стремилась воспитывать его в духе модных тогда идей Просвещения. Совершенно особую роль в становлении Александра I, в формировании его взглядов и убеждений сыграл его учитель швейцарский генерал и государственный деятель Фредерик Сезар Лагарп. Будучи человеком широкого образования, к тому же руссоистом (последователем французского писателя и философа Жан-Жака Руссо), Лагарп при каждом удобном случае внушал своему ученику ненависть к деспотизму, стремление к законности, справедливости, любовь к просвещению. Как показало будущее, его уроки не пропали даром.

Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства и свидетельствовали о разрыве с политикой предыдущего царствования. В манифесте о восшествии на престол Александр I заявил, что будет править “по законам и по сердцу” своей бабки Екатерины Великой. 13 – 15 марта 1801 г. последовали указы об амнистии лиц, подвергшихся гонениям при Павле I, о снятии ограничений на торговлю с Англией. 31 марта был отменен запрет на деятельность частных типографий и ввоз книг из-за границы. 2 апреля император подтвердил Жалованные грамоты дворянству и городам и упразднил политическую полицию – Тайную экспедицию Сената. Следствие по политическим делам было передано в учреждения, ведавшие уголовным судопроизводством.

В то же время Александр I, заручившись поддержкой гвардии, отверг предложенные ему П. А. Паленом, П. А. Зубовым и другими заговорщиками проекты, ограничивавшие самодержавие дворянско-олигархической конституцией. Вместо этого появился указ об учреждении Непременного совета – законосовещательного органа при государе. Первоначально в Совет вошли 12 человек, среди которых были руководители важнейших государственных учреждений, представители высшей бюрократии. Члены Совета получили право подавать представления на императорские указы и обсуждать законопроекты. Однако утвержденный 3 апреля 1801 г. Наказ Непременному совету определил, что этот орган “не имеет никакого действия внешнего и силы, кроме силы соображения”. Практическое значение Непременного совета было крайне невелико.

О “молодых друзьях” императора. Придя к власти в результате переворота, Александр I быстро сумел взять ситуацию под свой контроль. Заговорщики во главе с П. А. Паленом были высланы из Петербурга. Царь окружил себя теми, кого считал единомышленниками. Это были молодые, хорошо образованные и реформаторски настроенные представители знатных родов, вошедшие в мае 1801 г. в состав так называемого Негласного (или “Интимного”) комитета. Александр I называл его также “Комитетом общественного спасения”.

Комитет стал неформальным органом, напоминавшим скорее дружеский кружок, действовавшим в обстановке негласности, т.е. секретности. Его членами были граф Павел Строганов (сын богатого екатерининского вельможи, состоял членом Якобинского клуба в Париже и слыл поклонником Наполеона), граф Виктор Кочубей (уже в 30 лет занял высокий пост вице-канцлера, был полезен Александру I своей бюрократической опытностью), граф Николай Новосильцев (англоман, обладал энциклопедическими знаниями и выдающимися деловыми качествами) и польский князь Адам Чарторыйский (как заметил современник, “мыслил и действовал как заядлый поляк”, но был “благороден, бескорыстен и честнейших правил”). Еще одним членом Негласного комитета, формально не участвовавшим в его заседаниях, стал Ф. Лагарп, вернувшийся в Россию в августе 1801 г. Так же как и Александр I, они восприняли идеи эпохи Просвещения и стремились преобразовать Россию в соответствии с ними. Заседания Негласного комитета проводились в личных комнатах императора в Зимнем дворце. Главной задачей комитета была “систематическая работа над реформой безобразного здания администрации государства”. Члены комитета были единодушны в том, что неограниченное самодержавие должно стать орудием постепенных и ненасильственных преобразований, которые следует проводить крайне осторожно из-за неготовности общества к реформам. Негласный комитет просуществовал до ноября 1803 г., сыграв важную роль в подготовке целого ряда серьезных реформ.

Об учреждении министерств и преобразовании Сената. Первоочередной реформой, занимавшей царя и его “молодых друзей”, стало завершение дела, успешно начатого Екатериной II: создать новые центральные органы управления, которые могли бы плодотворно взаимодействовать с местными органами, учрежденными в ходе губернской реформы 1775 г.

Эту задачу Александр I решил в 1802 г., подписав указ об учреждении министерств, имевших целый ряд преимуществ перед старыми коллегиями, созданными еще Петром I.

Во-первых, принцип коллегиальности (коллективности) управления – решения в коллегиях принимались советом должностных лиц – заменялся принципом единоличной власти. Во главе министерств стояли министры, имевшие самые широкие полномочия в порученной им сфере деятельности; в то же время они несли за эту деятельность персональную ответственность. 

Во-вторых, по сравнению с коллегиями государственные дела были поделены между министерствами более четко и разумно. Всего было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, финансов, коммерции, юстиции, внутренних дел и народного просвещения.

И наконец, министерства обладали еще одним серьезным преимуществом. В ходе их учреждения налаживалась так называемая “линейная система”. Местные органы власти, выполнявшие определенные функции, оказывались в подчинении у соответствующих министерств. Так, например, в подчинении у министра внутренних дел находились губернаторы, которым, в свою очередь, подчинялись капитан-исправники в уездах. По этой “линии” осуществлялось административное управление страной. Раскладка и сбор податей, решение прочих финансовых вопросов шли через Министерство финансов в центре, казенную палату в губернии и уездного казначея и т.д. Таким образом, именно министерская реформа 1802 г. завершила многовековой процесс создания в России единой, строго централизованной системы управления.

В том же 1802 г. своим указом Александр I четко определил новое место Сената в системе государственного управления России. Сенат стал исключительно высшим контрольным органом, “блюстителем законности”. Министры должны были ежегодно выступать в Сенате с отчетами о деятельности своих министерств. Сенат получал право посылать своих чиновников – знаменитые “сенатские ревизии” – в центральные и местные учреждения. При этом Сенат должен был именно “блюсти закон”, т.е. выявлять случаи его нарушения в деятельности бюрократов разных уровней. Подобные же задачи ставились перед Сенатом и в отношении судебных органов – он принимал и рассматривал апелляции, т.е. жалобы на несправедливые решения местных судов.

В целом реформы в сфере центрального управления были достаточно важны и серьезны с точки зрения совершенствования системы управления. Но они совершенно не меняли его самодержавно-бюрократического характера. В Негласном комитете велись разговоры о конституции, о частичном ограничении абсолютной власти царя. Но все так и осталось разговорами.

О крестьянском вопросе. Еще скромнее были результаты преобразований в крестьянском вопросе. В 1801 г. был издан указ, позволявший лицам недворянского происхождения покупать землю в частную собственность. С ним был тесно связан указ 1803 г. о “вольных хлебопашцах”, по которому помещики получали возможность освободить своих крестьян за выкуп с землей (раньше, пока землей могли владеть только дворяне, это было невозможно). Реформаторы попытались таким образом открыть лазейку для превращения крепостных крестьян в самостоятельных хозяев – “вольных хлебопашцев”. Но указ носил не обязательный, а всего лишь рекомендательный характер, и воспользовались им лишь немногие счастливцы: к 1861 г. на положение “вольных хлебопашцев” вышло всего около 1,5% крепостных.

О создании системы народного просвещения. В 1803 – 1804 гг. рядом указов были заложены основы единой системы просвещения. Страна делилась на 6 учебных округов, которые концентрировались вокруг университетов – в это время наряду с Московским, Виленским и Дерптским университетами учреждаются новые – Харьковский и Казанский; в Петербурге открылся Педагогический институт, позже также преобразованный в университет. Все университеты носили всесословный характер. Обучение было бесплатным. Для подготовки государственных служащих открыли Демидовский лицей в Ярославле в 1805 г. и Царскосельский лицей в 1811 г. Они приравнивались к высшим учебным заведениям.

В 1804 г. университеты получили устав, предоставивший им довольно широкую автономию: хозяйственные и учебные дела находились в ведении совета, состоявшего из профессоров; профессура сама выбирала свое начальство – ректора и деканов.

В то же время началось создание единой сети учебных заведений для различных сословий. В приходах, объединявших население нескольких сел, создавались приходские училища для крестьянских детей. В них учили читать, писать, считать, преподавали Закон Божий. Следующую ступень составляли уездные училища, где должны были учиться дети мещан: мелких торговцев, ремесленников, чиновников низших рангов. Здесь наряду с арифметикой и грамматикой преподавали историю, географию, физику. В губернских городах для дворянских детей учреждались гимназии, где основы наук изучались значительно более полно и основательно, чем в училищах низших ступеней. Из гимназий открывался путь в университет. Система носила сословный характер, но допускала исключения: при условии незаурядных успехов учащийся мог перейти из приходского училища в уездное, а оттуда – в гимназию.

В целом реформы в области просвещения были неплохо продуманы и, казалось, вели к поставленной цели – созданию единой системы народного просвещения. Но с самого начала средств на это дело отпускалось недостаточно. Когда же начались войны с Наполеоном, финансирование системы просвещения было сведено к минимуму.

О М. М. Сперанском и его “Плане государственного преобразования”. Распустив Негласный комитет, Александр I не изменил своим реформаторским настроениям. Более того, после военных кампаний в 1805 – 1807 гг., неудачных для России, император возобновил свои попытки смягчить деспотический характер российской государственности. Царю казалось все более опасным и ненадежным управлять исключительно с помощью чиновников-бюрократов; ему хотелось привлечь к государственной деятельности представителей различных слоев населения.

Работа по созданию проекта подобных преобразований была поручена Михаилу Михайловичу Сперанскому. Этот выходец из семьи бедного священника сделал блестящую карьеру благодаря своей работоспособности и многочисленным талантам.

В 1809 г. Сперанский составил заказанный царем план, который был представлен в виде большого документа, носившего название “Введение к уложению государственных законов”. Его основная идея заключалась в следующем: признавая для такого огромного и разнородного государства, как Россия, необходимость единой бюрократической, строго централизованной системы управления, Сперанский доказывал в то же время, что она, обеспечивая потребности государства, пренебрегает интересами народа. Поэтому бюрократическую систему необходимо дополнить другой, альтернативной, обслуживающей прежде всего местное население.

По мнению Сперанского, необходимо было “облечь” самодержавие конституцией, осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и приступить к поэтапной отмене крепостного права. Исходя из того, что Россия идет по тому же пути, что и Западная Европа, Сперанский фактически предлагал реформировать российскую государственность на европейских началах.

По проекту Сперанского принцип разделения властей должен был стать основой государственного устройства России. Предполагалось создать Государственную думу в качестве законосовещательного органа, исполнительную власть сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной власти сделать Сенат.

Сперанский предлагал создать на местах органы самоуправления – думы. В думы низшего уровня – волостные – должны были входить все местные землевладельцы и выборные от государственных крестьян; уездные думы состояли из депутатов, выбранных волостными думами; губернские – из депутатов, выбранных уездными думами. Венчать же эту систему должна была Государственная дума, образуемая из депутатов от губернских дум. Этот орган проектировался Сперанским как законосовещательный: в Думе должны были обсуждаться новые законопроекты. При этом Дума могла обсуждать только те законопроекты, которые вносил в нее сам царь; окончательное решение по любому законопроекту также оставалось за царем.

В помощь главе государства Сперанский предлагал создать еще и Государственный совет из назначаемых императором сановников. Госсовет должен был помогать царю определять, какие законопроекты следует вносить в Думу.

Таким образом, план Сперанского вовсе не предусматривал ограничения царской власти или полномочий бюрократии на местах. Речь шла лишь о том, чтобы оказать самодержавно-бюрократической системе определенную поддержку, допустив выборных от населения к хозяйственной и государственной деятельности, и тем самым укрепить и хозяйство, и государство.

Кроме того, все население России по плану Сперанского делилось на три сословия: дворянство, “среднее состояние” (купцы, мещане, государственные крестьяне) и “народ рабочий” (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга). Все сословия получали гражданские права, а два первых – права политические. Из сословия “народа рабочего” можно было перейти в “среднее состояние”, приобретя недвижимость.

Сперанский предлагал осуществить реформу в несколько этапов, не объявляя сразу о конечных целях преобразований, и завершить ее к 1811 г. Александр I одобрил предложения Сперанского, но осуществил лишь одно, самое незначительное. 1 января 1810 года был объявлен манифест о создании Государственного совета, в который вошли 35 высших сановников империи. На первом заседании Государственного совета Сперанский был назначен на ответственную должность государственного секретаря – председателя канцелярии Совета. Это детище Сперанского, просуществовавшее до 1917 г., стало очередным законосовещательным органом при императоре, который назначал его членов из представителей дворянства. Призванный первоначально рассматривать и утверждать планы дальнейших преобразований, Государственный совет фактически сам стал противником реформ, затягивая их обсуждение. Вскоре он переключился на рассмотрение многочисленных финансовых, судебных и административных вопросов.

О “Записке” Н. М. Карамзина. Александр I предоставил возможность ознакомиться с планом Сперанского высшим сановникам и придворным. Сразу же выяснилось, что правящая и придворная элита отнеслась к этому плану резко отрицательно, увидев в нем крамолу, ведущую к потрясению самых основ Российской империи. Точку зрения этих кругов блестяще выразил близкий к ним писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. В своей “Записке о древней и новой России” он безоговорочно заявлял, что вся русская история прошла под знаком становления и укрепления самодержавия. При этом весь ход исторического развития ясно показал одну простую зависимость: сильно самодержавие – русский народ благоденствует; слабеет самодержавная власть – воцаряется хаос, народ разоряется, страдает и бедствует. Никакой альтернативы для российской государственности Карамзин не признавал, считая, что она может быть только самодержавной; любые политические реформы, любые попытки преобразовать самодержавный строй неизбежно ведут к катастрофе.

Карамзин считал, что Александр I должен был восстановить традиции “просвещенного самодержавия” своей “великой бабки”, поддерживать разумный порядок в государстве и отстаивать его интересы в борьбе с другими державами, подбирая для этого добросовестных и умелых исполнителей своей воли. Затеянные же царем реформы неизбежно ослабят его абсолютную власть и тем самым принесут страшное зло.

Александр I быстро понял, что “Записка” Карамзина полно и последовательно выражает мнение тех кругов, с которыми он вынужден был считаться. Император отказался от претворения в жизнь плана Сперанского, заметно охладев к его автору. В марте 1812 г. Сперанский был отставлен от должности и выслан из Петербурга в Нижний Новгород, а затем в Пермь под надзор полиции.

Таким образом, начав свое царствование с мечты о грандиозных преобразованиях, Александр I, по сути, ограничился некоторым усовершенствованием самодержавно-бюрократической системы: учреждением министерств и Госсовета, указом о правах Сената. Все эти меры, полезные с точки зрения техники управления, никоим образом не изменяли сущность самодержавного строя.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.   
 


Рецензии
Великолепная работа!
"Введение к Уложению государственных законов" ("План государственного преобразования") М.М. Сперанского - "Записка" Н.М. Карамзина... Этому антагонизму двух "титанов мысли" в России начала правления ещё одного "титана" - Его Императорского Величества Александра I Павловича - фактически и посвящена данная часть лекции.
Слушал её "живьём": наслаждение колоссальное!!! Вот сейчас читаю: вдвойне наслаждение!!!

Георгий Георгиевич Ларин   12.03.2022 13:30     Заявить о нарушении